Проповеди монаха

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 09 дек 2019, 13:40

ТВОРЕНИЯ СВ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том первый . 6 слово. ЗАЩИТИТЕЛЬНОЕ СЛОВО ПРОТИВ АРИАН.

9) Но как по их умыслу обвинен Афанасий в убийстве человека, который жив, так ими-же из-
гнан он был в заточение. Ибо не родитель Царей осудил его на заточение, но сделали это их
клеветы. Смотрите, не действительно ли так было дело? Когда ничего не нашлось к обвинению сослу-
жителя нашего Аѳанасия, комит был в затруднении, и много употреблял против него усилий; а
Епископ Аѳанасий, избегая насилий, предстал к благочестивейшему Царю, искал там себе спасения
от комита и от их замыслов, просил, чтобы созван был законный собор епископов, или что-
бы сам Царь принял оправдание в том, что ставили Афанасию в вину. Царь с негодованием пи-
шет, вызывает их к себе, обещается сам выслушать дело, и велит быть собору. Между тем,
приходят Евсевиевы приверженцы, клевещут на Афанасия, обвиняя уже не в том, что было ими раз-
глашаемо в Тире, но в задержании кораблей и хлеба, в том, будто бы Афанасий объявил, что
может воспрепятствовать подвозу хлеба из Александрии в Константинополь. Некоторые из наших,
бывшие с Афанасием при Дворе, услышали об этом от разгневанного Царя. Афанасий сетовал на эту
клевету, и утверждал, что это неправда; ибо возможно ли такое дело человеку простому и бедному?
Но Евсевий не отказался подтверждать клевету всенародно, с клятвою уверял, что Афанасий богат
и силен, и в состоянии все сделать; а сим хотел он утвердить и в той мысли, что действительно
сказаны были Афанасием приписываемые ему слова. В этом-то обвиняли Афанасия почтенные эти епи-
скопы; но благодать Божия превозмогла их лукавство, и благочестие царево подвигла на человеколю-
бие, вместо смерти допустила одно заточение. Итак, причиною этому не иное что, а только клеветы. Ибо
Царь в письме, прежде этого писанном, осуждал заговор, винил злокозненность, осуждал мелетиан,
называл их неправыми, достойными проклятия, и придавал им самые ужасные наименования.
Его тронуло, что за мертвого выдают человека, который жив, тронуло, что обвиняют в убийстве
живого и никогда не лишавшегося жизни. Письмо это послали мы к вам.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3370
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 10 дек 2019, 13:49

ТВОРЕНИЯ СВ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том первый . 6 слово. ЗАЩИТИТЕЛЬНОЕ СЛОВО ПРОТИВ АРИАН.

10) Но чудные эти люди, Евсевиевы приверженцы, чтобы хотя по видимости опровергнуть истину и что
было писано,—прикрываются именем собора и получают от Царя дозволение приступить к делу;
заседает с ними комит, и епископов сопровождают воины; имеют у себя царские писания, по-
нуждающие собраться всех, кого они требовали. Обратите при этом внимание, как необычайно их
злоумышление, как непомерна дерзость их предприятия, чтобы, каким-бы то ни было способом, по-
хитить у нас Афанасия. Если они, как епископы, себе только одним дозволяли суд; то какая была
нужда в комите и воинах? Или для чего собирались по царским писаниям? А если имели нужду
в царе и от него хотели получить полномочие; то для чего нарушили его решение? Или почему, когда
Царь в письме своем признавал мелетиан клеветниками, неправыми, а Афанасия во всем чистым,
и когда сильно выражался о вымышленном убиении человека, который остается живым, — они решили,
что мелетиане правы, Афанасий же виноват, и без стыда живого выдали за мертвого? Он жив был
по произнесении Царем суда, и жив был, когда собирались они, и доныне находится с нами. Довольно
этого об Арсении.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3370
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 11 дек 2019, 13:26

ТВОРЕНИЯ СВ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том первый . 6 слово. ЗАЩИТИТЕЛЬНОЕ СЛОВО ПРОТИВ АРИАН.

11) Какая же таинственная чаша и где разбита Макарием? Они разглашают об этом повсюду. Хотя
сами обвинители не осмелились бы ставить этого в вину Афанасию, если бы не были подучены ими;
однако, на него возлагают они всю тяжесть вины, которая не должна падать и на Макария, так как
он не уличен. И не стыдятся они выставлять тайны на такой позор пред оглашенными и, что еще
хуже, пред язычниками, когда, по написанному, "тайну цареву добро хранити" (Тов. 12, 7); и Господь
заповедал: "не дадите святая псом, ни пометайте бисер пред свиниями" (Матѳ. 7, 6). Не должно вы-
ставлять тайны на позор пред непосвященными, чтобы не посмевались язычники по неведению, и не
соблазнялись оглашенные, став пытливыми. Однако же, какая чаша, где и у кого разбита? Обвинители
в этом—мелетиане. которым вовсе не должно верить; потому что они раскольники и враги Церкви,
как ныне, так и со времен блаженного Петра, епископа и мученика; они злоумышляли против са-
мого Петра, клеветали на преемника его Ахилла, обвиняли Александра даже пред самим Царем; на-
выкнув же этому, стали нападать потом и на Афанасия, поступая так не вопреки обычному своему лу-
кавству. Ибо как клеветали на его предшественников, так стали клеветать и на него. Но клеветы и
ложные доносы возымели силу теперь, а не прежде; потому что нашли себе содейственников и покро-
вителей в приверженцах Евсевиевых, по причине собственного нечестия ариан, по которому составля-
ются заговоры, как против многих епископов, так и против Афанасия. Местом, где, как говорят,
разбита чаша, была не церковь; обитатель места был не пресвитер; день, в который, по словам
их, сделал это Макарий, был не воскресный. Итак, если не было там церкви, не было священнодей-
ствующего, и день не требовал священнодействия; то какая же и где разбита таинственная чаша? Ко-
нечно. чаш много и в домах, и среди рынка, и кто разбивает их, ни мало не нечествует; таинственная
же чаша, за которую, если произвольно будет разбита, покусившийся на это делается винов-
ным в нечестии, должна находиться только у одних законных предстоятелей Церкви. Одно только упо-
требление этой чаши, а другого нет. Вы законно предлагаете ее народу; вам она вверена по церковному
правилу, и она—достояние только предстоятелей вселенской Церкви. Ибо вам только дозволительно
предлагать в питие кровь Христову, а не кому-либо другому. Но, сколько нечестив разбивающий таин-
ственную чашу, столько еще более нечестив, кто поругает кровь Христову; поругает же ее тот,
кто сделает это не по церковному уставу. Говорим это не потому, что Макарием действительно разбита
чаша, хотя бы то употребляемая раскольниками, но потому что вовсе не было там чаши, Ибо могла ли
она быть, когда и место было не в храме Господнем, и не находилось там служителя церкви, даже
и не время было тайнодействию? Таков этот, наделавший много о себе шуму, Исхир, который не
рукоположен Церковию, и, когда Александр принимал пресвитеров, поставленных Мелетием, к
ним несопричислен, а потому и там не был поставлен.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3370
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 12 дек 2019, 12:15

ТВОРЕНИЯ СВ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том первый . 6 слово. ЗАЩИТИТЕЛЬНОЕ СЛОВО ПРОТИВ АРИАН.

12) Итак, почему же Исхир пресвитер? Кто его поставлял? Не Колуф ли? Ибо остается предполо-
жить одно это. Но известно и никто не сомневается в том, что Колуф умер пресвитером, что всякое
его рукоположение не действительно, что все, поставленные им во время раскола, суть миряне, и сходятся
на богослужение, как миряне. Как же поверить, что человек частный, живущий в частном доме,
имел у себя таинственную чашу? Но тогда частного сего человека назвали пресвитером, и дали ему это
наименование, чтобы сделать обиду нам, а теперь, в награду за обвинение, поручают ему созидание
церкви. Таким образом не было у него церкви; но в награду за злонравие и послушание, при обвинении
Афанасия, приемлет ныне церковь, которой не имел, а может быть, дали ему за это и епископство; по-
тому что Исхир разглашает это всюду, и столько гордится пред нами. Такие-то, наконец, награды
предлагаются епископами обвинителям и ложным доносчикам! Так и следовало поступить тем, ко-
торые имели его содейственником, в чем хотели,— как сообщника в делах своих, удостоить подоб-
наго епископства!
Но это еще не все; благоволите выслушать, что, кроме этого, сделано ими.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3370
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 13 дек 2019, 13:25

ТВОРЕНИЯ СВ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том первый . 6 слово. ЗАЩИТИТЕЛЬНОЕ СЛОВО ПРОТИВ АРИАН.

13) Поелику не перемогли истины, хотя и злоухищрялись противу неё, а Исхир ничего не доказал в
Тире, но, оказался клеветником, и клевета расстроила их замысл; то отлагают дело до новых доказа-
тельств, и обещаются послать от себя для разведания дела в Мареот таких людей, которых явно
желали мы не допустить до этого по многим причинам и потому, что в образе мыслей согласны они
с Арием, и нам неприязненны. И воспользовавшись властию, тайно послали они Диогния, Марина,
Феодора, Македония, двоих юных и возрастом и нравом, Урзация и Валента из Паннонии. И они
после дальнего пути, перенесенного ими для произведения суда над врагом, снова поспешили идти
из Тира в Александрию. И судьи не отказались стать свидетелями; но явно приняли на себя труд
делать наветы всякого рода, подвергли себя всяким трудам и неудобствам пути, чтобы выполнить со-
ставленный умысл; епископа Афанасия оставили задержанным на чужой стороне, сами же вступили в
город своего противника, как-бы ругаясь над церковью и народом. А что всего противузаконнее,-—
взяв с собою обвинителя Исхира, не позволили следовать за ними обвиняемому Макарию, но оставили
его под стражею в Тире; потому что на Александрийскаго пресвитера Макария приносили они всякого
рода жалобы.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3370
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 14 дек 2019, 14:45

ТВОРЕНИЯ СВ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том первый . 6 слово. ЗАЩИТИТЕЛЬНОЕ СЛОВО ПРОТИВ АРИАН.

14) Итак, прибыв в Александрию одни с обвинителем, с которым вместе жили, ели и пили, и
взяв с собою египетского епарха Филагрия, отправились в Мареот, и там одни-же, с упомянутым
выше обвинителем, производили исследование, как хотели, не дозволив быть при этом пресвитерам,
которые много о том просили; пресвитеры же города Александрии и всего округа желали быть при
следствии, чтобы подущаемых Исхиром обличить—кто они и откуда. Но возбранив быть при этом свя-
щеннослужителям, при язычниках производили они исследования о церкви, о чаше, о трапезе и о свя-
тых Тайнах, и, что еще хуже, язычников призывали в свидетели, спрашивая о таинственной чаше;
и о ком утверждали, что похищены они Афанасием и не могли явиться на призыв царского чиновника,
даже неизвестно, где находятся, тех вводили при себе и при одном епархе; не устыдились говорить,
что люди эти скрыты Епископом Афанасием, тогда как сами полагали воспользоваться их свидетель-
ствами. Но и в этом случае, имея в виду как-бы только умертвить Афанасия, опять, подражая
выдуманному об Арсении, живых представляют умершими. Ибо о людях, которые живы и в
своей стороне всеми видимы, вам, живущим вдали, рассказывают, что их не стало, чтобы,
при такой отдаленности служащего к обличению, очернить сослужителя нашего, будто бы действу-
ет он насильственно и самовластно, между тем как сами во всем поступают властительски по
предстательству других. Ибо и в Мареоте дела шли опять подобно тому, что было в Тире. Как
там был комит с воинами, и не позволял никому говорить или делать не по их воле, так
и здесь был египетский епарх с военным отрядом, наводил страх на всех служителей церкви,
И никому не дозволял свидетельствовать по всей правде; а что всего страннее, в одном и том-
же месте, в доме обвинителя, и жили, и производили исследования, о чем хотели, эти и судьи, и
свидетели, вернее же сказать — служители своего и Евсевиева умысла.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3370
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 15 дек 2019, 14:07

ТВОРЕНИЯ СВ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том первый . 6 слово. ЗАЩИТИТЕЛЬНОЕ СЛОВО ПРОТИВ АРИАН.

15) И на что отважились они в Александрии,—думаем, не безызвестно вам; потому что пересказы-
вается это всюду. Заносимы были обнаженные мечи на святых дев и братий, и бичи на драгоценныя
пред Богом тела; от ударов хромали ногами всецело сохранившие душу в непорочности и во всяком
совершенстве. Против них совершались позорные поступки, — посылаемы были толпы язычников,
обнажать, бить их, безчинствовать пред ними, грозить им алтарями и жертвами, и иной без-
чинник, как-бы по данной уже от епарха власти, в угодность епископам, брал деву за
руку и влек ее к первому встретивщемуся жертвеннику, подражая тем временам, когда не-
обходимо было принести жертву, или терпеть гонение. Вот что делалось: девы предавались бегству,
язычники смеялись над церковью, между тем епископы не показывались, жили в том доме, в
котором делалось это, и где, в угодность им, девы видели обнаженные мечи, всякую опасность,
обиды, поругание. И все это терпели они во время поста от тех, которые в домах пировали с
епископами.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3370
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 17 дек 2019, 11:06

ТВОРЕНИЯ СВ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том первый . 6 слово. ЗАЩИТИТЕЛЬНОЕ СЛОВО ПРОТИВ АРИАН.

16) Предвидя это и почитая немаловажным каким-либо вредом, но вражеским нашествием, сде-
лали мы от себя представление. Ту-же имея мысль, и Александр, Фессалоникийский епископ, пишет к
оставшимся там, обличая заговор и свидетельствуя о злоумышлении. И если они причисляют Александра
к своим и признают участником их злоумышления, то не иное что доказывают этим, как употребленное
против него насилие. Ибо и сам вселукавый Исхир не без страха и принуждения решился
на это дело, но по необходимости принял на себя должность обвинителя. И вот этому доказательство:
сам Исхир писал к соепископу Афанасию, что ничего подобного не было там сделано, и его наустили
выдумать это. И писал это тогда, как Афанасий не признал его пресвитером, тогда как не принимал
он от Афанасия этого благодатного наименования, тогда как в воздаяние не получил управления цер-
ковию, и не ожидал в награду себе епископства; все же это получил от Афанасиевых врагов за
обвинение. Да и весь род Исхиров был в единении с нами, между тем как не стали бы они дер-
жаться этого единения, если бы хотя малую потерпели от нас обиду.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3370
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 18 дек 2019, 15:44

ТВОРЕНИЯ СВ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том первый . 6 слово. ЗАЩИТИТЕЛЬНОЕ СЛОВО ПРОТИВ АРИАН.

17) Все это—не одни слова, но самое дело; в том свидетели все мареотские пресвитеры, которые
постоянно находились при епископе во время его путешествий и писали тогда против Исхира, и ко-
торым, как пришедшим в Тир не дозволено было говорить истину, так и оставшимся в Мареоте
не дано свободы обличить клеветника Исхира. Об этом-же свидетельствуют списки с писем
Александра и пресвитеров, и письма Исхировы. - Но мы послали и писание родителя Царей, в ко-
тором не только выражает он негодование по делу об Арсении, а именно, что Афанасий обвиняется в
убийстве человека, который жив, но и по делу о чаше изъявляет удивление по причине ухищренности
и несостоятельности обвинения; потому что в разбитии чаши обвиняли они то пресвитера Макария,
то епископа Афанасия. Царь также признает мелетиан клеветниками, а Афанасия совершенно чистым.
И действительно, не клеветники ли мелетиане, а преимущественно пред всеми Иоанн? Вступил он
в Церковь, вошел в общение с нами, произнес на себя осуждение, и не начинал еще дела о чаше;
когда же узнал, что Евсевиевы приверженцы усердствуют арианам, но не смеют содействовать им
явно, стараются же употреблять в орудие другие лица, тогда предложил он себя как-бы в лицедеи
на позорище. Содержанием представляемого на зрелище была борьба ариан; главная цель состояла в
том, чтобы доставить им успех, а для хода и обстановки действия служили Иоанн и его товарищи,
чтоб усердствующим об арианах, воспользовавшись этим предлогом и приняв на себя образ су-
дей, можно было отразить врагов нечестия, утвердить злочестие и ввести ариан в Церковь. Так,
желающие изгнать благочестие прилагают старание преодолеть его нечестием, и решившиеся злочество-
вать против Христа предприемлют истребить врагов злочестия, как нечестивцев! И выставляют
нам на вид разбитую чашу, чтобы и Афанасия признали за одно с ними нечествующим против
Христа.
Да и что у них за памятование о таинственной чаше? Откуда у защитников нечестия благочестивая
сия мысль о чаше? Откуда не признающим Христа ведома чаша Христова? Почему представляющиеся че-
ствующими чашу безчестят Бога этой чаши? Или почему сетующие о чаше домогаются смерти епископа,
тайноводствующего сею чашею? Да они и предали уже его смерти, сколько от них это зависело. По-
чему оплакивающие епископский украшенный престол домогаются гибели седящаго на нем епископа, чтобы
и престол не имел епископа, и народ лишен был благочестивого учения? Итак не чаша, не убий-
ство и не что-либо из странных их разглашений привели их к этому, но упомянутое выше злоче-
стие ариан, по которому злоумышляя и против Афанасия, и против других епископов, и доныне еще
ведут они брань с Церковью. Ибо кто действительно произвел убийства и заточения? Не они ли?
Кто строит козни епископам, пользуясь покровительством людей мирских? Не Евсевиевы ли более
приверженцы, а не Афанасий, как они пишут? От них пострадали и он и другие; ибо в то время
четверо александрийских пресвитеров, хотя не приходили они в Тир, сосланы ими в заточение.
Кто же достоин слез и рыданий? Не те ли, которые и прежнее сделали, и не отказываются присо-
вокупить последнее, во всем клевещут, чтобы погубить епископа, не уступающего злочестивой их
ереси? Посему-то и вражда Евсевиевых приверженцев; посему и то, что было в Тире; посему лице-
мерные суды, посему ныне и без суда послания от них, как от удостоверенных в деле; посему лож-
ные доносы родителю Царей и самим благочестивейшим Царям.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3370
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 20 дек 2019, 13:16

ТВОРЕНИЯ СВ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том первый . 6 слово. ЗАЩИТИТЕЛЬНОЕ СЛОВО ПРОТИВ АРИАН.

18) Ибо в чем и теперь обвиняется сослужитель наш Афанасий, нужно знать вам, чтобы и по этому
судить об их лукавстве и видеть, что домогаются они не иного чего, а только смерти Афанасиевой. От
родителя Царей выдаваем был хлеб для пропитания вдов, как ливийских, так некоторых и
египетских. Хлеб этот все получают доныне, а Афанасию из этого нет никакого приобретения, кроме
одних трудов. Но теперь получающие не жалуются, напротив того, признаются, что получают; на Аѳа-
насия же клевещут, будто-бы весь хлеб продает он и обращает в свою собственность. И об этом
писал Царь, выговаривая Афанасию вследствие сделанных доносов. Кто же доносившие? Не те ли,
которые и прежде это делали, и в другой раз не отказываются делать тоже? Кто составители этих по-
сланий, пущенных от царского имени? не ариане ли постарались, не они ли готовы все говорить и пи-
сать против Афанасия? Никто, обойдя тех, которые сделали уже столько, не станет подозревать дру-
гих; ибо явно самое ясное доказательство их клеветы. Под предлогом доноса, стараются отнять хлеб
у Церкви и доставить его арианам. Это всего более падает на виновников сего заговора и на их
предводителей, которые не отказались, как обвинять Афанасия в убийствах, о которых ложно доносили
Царю, так и отнять пропитание у служителей Церкви, чтоб самым делом доставить выгоды
еретикам.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3370
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Пред.След.

Вернуться в Бог и Душа



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 86

cron
@Mail.ru