ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.
Том второй . Слово 17.
На Ариан слово второе.
74) Посему, арианам, хотя бы в подражание отцу своему диаволу, надлежало полюбопытствовать, и,
если Господь сказал: основал Меня Слово и Сына мудрствовать, как мудрствуют; а если не так
сказал, не вымышлять, чего нет. Но не сказал Он: прежде век «основа Мя» Слово и Сына, гово-
рит же просто: «основа Мя», желая этим, как и прежде заметил я, опять показать, что и это гово-
рит приточно не ради Себя, но ради назидаемых на Нем. Зная это, и Апостол пишет: «Основания
бо иного никто же может положити паче лежащаго, еже есть Исус Христос. Кийждо же да
блюдет, тако назидает» (1 Кор. 3, 10. 11). Основанию же нужно быть таким, каковы и назидаемые,
чтобы возможна была взаимная сообразность. Посему Господь, как, будучи Словом, поколику Он—
Слово, не имеет в сообразность Себе таковых же, каков Сам, потому что Он единороден;
так, соделавшись человеком, имеет подобных Себе, потому что облекся в плоть подобную их
плоти. Следовательно, по человечеству полагается Он в основание, чтобы и мы могли быть назидаемы
на Нем как драгоценные камни и соделались храмом живущего в нас Святого Духа. Но как
Он—основание, а мы — назидаемые на Нем камни; так опять Он есть виноградная лоза, а мы—как бы
розги, соединенные с Ним не по сущности Божества (это невозможно), но также по человечеству;
потому что и розги должны быть подобны лозе, и мы по плоти подобны Ему.
Сверх того, еретиков, рассуждающих по-человечески, прилично—обличить человеческими примерами,
заимствованными из тех-же слов. Господь не сказал: соделал Меня основанием, чтобы еретики и в
этом не нашли себе безстыдного предлога к нечестию, будто Он есть произведение и имеет начало
Своего бытия. Но говорит: «основа Мя». Полагаемое же в основание полагается ради камней
на нем назидаемых, и это не просто делается, но когда камень перенесен из горы и опущен в
земную глубину. Пока камень —в горе,—не положен он в основание. Но когда потребует нужда,
и камень перенесен и ввергнут в земную глубину, тогда уже он, если получит возможность говорить,
скажет: „теперь основал меня перенесший сюда из горы". Следовательно и Господь не с того
времени имеет начало бытия, когда полагается в основание,—Слово было и прежде сего, — но когда
облекся в наше тело, изсеченное и восприятое Им от Марии; тогда говорит: «основа Мя»; а это значит:
Меня—Слово—обложил земным телом. Так, для нас полагается в основание, приемля на Себя
наше, чтобы мы, как стелесники в Нем составляемые и связуемые по подобию плоти, достигнув
в мужа совершенна, пребыли безсмертными и нетленными.
(продолжение далее).