Проповеди монаха

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 20 авг 2021, 13:21

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Взгляните на св. Евангелие простыми, ясными глазами, и вы поразитесь его простотою и удобопонятностью. Но конечно, если оно изложено на языке, который для вас легко понятен.
Так и всякая книга, и вообще всякое писание. Оно пишется, прежде всего, для того, чтобы было понятно другими, и, следовательно, чтобы всякая книга была дана читателю на том языке и в таком изложении, которые были бы легко поняты и усвоены им.
К этому, как нам кажется, необходимо всемерно стремиться. Это-то и побуждает наше издательство дать книгу бл. Симеона в русском изложении. В этом изложении она делается чрезвычайно понятною и потому глубоко интересною.
Высказав свои соображения по этому предмету, издательство надеется, что и те немногие, что просили дать эту книгу на славянском языке, согласятся с нашими доводами и не будет сетовать на нас.

Егорьевск, 1 апреля 1916 года.

(Продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3364
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 21 авг 2021, 06:31

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинсвах церковных.

Клирик:
– Получив уже наставление об истинной вере, просим поучить нас и о таинствах Церкви: сколько их, и какие они, и какая сила каждого из них, и что получаем мы от них.
Архиерей:
– Брат! То, чего ты просишь, выше сил моих. Знай же, что все, что только, перешедшии по любви к вам за пределы самоуглубления и смирения, я говорил вам, говорил ради вашей пользы, ободряя себя лишь тем одним, что извлекал это из божественных Писаний. Так и теперь, согласно с твоим желанием получить наставления о таинствах Церкви, я скажу тебе о об них, сколько в состоянии буду, исполняя долг любви. Однако же ты не довольствуйся тем, что будет тебе сказано мною; но извлекши из этого, сколько найдешь, и затем продолжай свои искания и сближайся с теми, которые имеют ум более высокий и чистый, и обращайся к ним с вопросами; - таким образом, ты не будешь иметь недостатка в средствах к удовлетворению своего желания.

Клирик:
И за то отец, благодарим тебя, что ты дал нам так много уроков смирения. Да даст нам Господь, по твоим святым молитвам, «не мудрствовати паче, еже подобает, но мудрствовати в целомудрии» (Рим. 12:3)! Дай же нам, просим тебя, наставления о таинствах.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3364
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 22 авг 2021, 07:30

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинсвах церковных.

1. О том, что церковных Таинств – семь

Архиерей:
Так как ты требуешь, то, по мере сил, буду о Христе говорить об этом. Семь даров Духа, как говорит Исаия (Ис 11,2); и семь таинств церковных, совершаемых Духом. Они суть: Крещение, Миропомазание, Причащение, Священство (хиротония), Брак, Покаяние и Елеосвящение . Вкратце поговорю о каждом из них, хотя, кратко мы уже говорили о них, и в изъяснении божественной литургии.

2. О крещении
Итак, Крещение возрождает Духом: Поелику мы первое безстрастное рождение погубили, и уже в беззакониях зачинаемся и во грехах, как поет Давыд родила нас мать его (Пс 50,7).

3. О миропомазании
Миропомазание возлагает первую печать и (восстановляет) образ (Божий), чрез преслушание в нас поврежденный; Равно как и благодать, которую в душе чрез Божие дохновение мы получили. Оно заключает в себе силу Духа, есть сокровищница Его благоухания знамение и печать Христову.

4. О Божественном причащении
Причащение соединяет нас с Самим Владыкой, и мы истинно делаемся причастниками (в сем таинстве) самого Тела Его и Крови. Так как чрез снедь мы подвергались смерти, ниспали из рая, и отделили себя и от Бога: то вот чрез Причащение снова воспринимаем жизнь вечную и освобождаясь от тления, мы соединяемся с Бессмертным, соделавшимся ради нас смертным в воплощении.

5. О рукоположении
Рукоположение сообщает (людям) власть и силу Создателя. Без Него не могло существовать ничто существующее; Сам Он приходил, чтобы и возвести нас к блаженной жизни, и сию-то силу свою, возносясь от нас, даровал нам чрез установленное Им священство. Чрез него-то теперь совершаются у нас все священнодействия, и без священника не может быть святыни. С другой стороны, в начале поставив нас владыками видимых тварей, Он теперь вновь делает нас распорядителями высших благ чрез священство, о чем и Давыд говорит: «поставиши я князи по всей земли» (Пс. 44,17):ибо Он вручил нам ключи неба.

6. О браке
А брак есть дар снисхождения Божия ради чадородия, имеющий продолжаться, доколе будет этот тленный мир. Ибо не хотел Бог того чтобы мы зачинались безсловестно и в нечистоте движений похотения; но так как мы своею волею подвергли себя смерти: Он допопустил, чтобы преемство рода совершалась у нас также, как у безсловесных, дабы мы знали, до чего ниспали. И так будет до тех пор, доколе не воскресит и не сделает бессмертным естества нашего Нетленный и Умерший за нас, и Воскресший, Который ради этого (ожидающего нас состояния) Сам благословляет брак, чтобы начало нашей жизни не оставалось чуждым благословения.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3364
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 23 авг 2021, 14:39

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинсвах церковных.

1. О том, что церковных Таинств – семь

7. О покаянии:
Покаянием совершается исправление от грехов , вновь нами содеваемых. И так как после крещения нет другого способа быть воззванным (ко спасению), по благодати и дару, кроме подвигов и трудов, кроме обращения и слёз, кроме исповедания прегрешений и удаления от зла: то и дарован этот великий дар. К этому дару особенно приближается чин монахов, как постоянный залог покаяния.


8.Елеосвящение:
Святой же елей, как священнодействие и образ божественной милости, предан во очищение и освящение обращающимся от грехов; Почему он и оставление грехов дарует, и от болезней восстановляет, и исполняет освящение. Всё же это предал Исус Христос Бог наш и по воле Его, божественные ученики Его . Так как мы двойственны, состоим из души и тела, то и священнодействия, предал Он нам, имеющие две стороны, так как и Сам истинно соделался ради нас сугубым, пребывая истинным Богом и соделавшись истинным человеком. Таким образом, Он благодатью Духа мысленно освящает наши души, а чувственными же водой и елеем, и хлебом и чашей, и прочим, что освящается Духом, освящает и тела наши и дарует всесовершенное спасение.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3364
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 24 авг 2021, 14:05

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинсвах церковных.

9. О воскресении и восстании тел

Он, чтобы соделать нас совершенными, какими создал, еще и воскресит умерших и восставит тела, с которыми мы жили и действовали, дабы мы восприяли воздаяние по делам. Итак, когда воздвигнет Он нас совершенными (ибо ничего не создал Он напрасно):
то не оставит и тела нашего в тлении, Потому что Он сотворил всё для бытия и не хочет, чтобы погибло что-нибудь. Он – Бог совершенный, и един истинно сущий, и ради нас сделавшийся подобным нам человеком, принявшим тело с душою словесною и разумною для того, дабы и словесные души наши очистить и исполнить благодатью Святого Духа, и наши тела вместе с тем соделать нетленными и освятить. Для сего-то и даровал Он эти таинства, имеющие две стороны, чувственно состоящие из видимых (действий), но совершаемые Святым Духом и имеющие предназначение — сообщить Божественную благодать душам и телам. Предал же Он это не словами только, но и делами. На Себе самом, прежде всего,привело их в действие человеколюбно соделавшееся плотью Слово, дабы от Него, соделашегося для нас начатком благ, мы, ставшие своими Ему, все, как от источника заимствовали (духовные блага). Ибо для того-то Он и вочеловечился, чтобы мы соединились с Ним и чтобы освятились чрез Него: так как Он - то же самое Слово Божие, Которое и создало нас в начале, и потом паки воссоздало нас по благоволению Отца и содействием Святого Духа. Бог-Троица все сотворившая, обо всём и промышляет, и особенно о нас, падших — честнейшей из видимых (тварей), созданной по образу Божию. И вот Слово – живой образ, и печать, и сияние Божие, приемлет в собственную Ипостась созданное по образу Его словесное естество наше и обновляет его не чрез посредство какой-либо другой твари, так как это невозможно.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3364
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 25 авг 2021, 15:26

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинсвах церковных.

9. О воскресении и восстании тел

Клирик:
– Неужели, владыка, невозможно было даже чрез , Ангела?
Архиерей:
– Никаким образом. Потому что всякая тварь ограниченна, и не вездеприсуща, и по естеству не имеет силы подавать спасение. Что же касается до благодати, то если бы Ангел, и подавал благодать, служа ей орудием, он не мог бы действовать на всех, будучи ограничен, ни даровать воссоздание тем, которые прежде пали . И как бы он мог даровать жизнь, не будучи жизнью по природе? Или как бы он сам оставался неизменяемым, не будучи неизменяем по природе, - так как некоторые из них пали, и притом не будучи соединены с плотью? Посему необходимо было Самому неизменяемому по природе, присносущему Слову, вечно живущему с живым Отцом и с животворящим Духом, соединиться с нами, смертными, чтобы Неизменяемому и Нетленному остановить наше тление и чтобы истинная вечная жизнь отогнала от нас смерть и насадила безсмертие. Как вездесущий и вечный, Он силен спасти и тех, которые прежде пришествия Его умерли, и тех, которые уверовали во время Его земной жизни, и тех, которые после этого уверовали, веруют и уверуют до скончания века, чрез свои таинства и своих (служителей), имеющих благодать Его. И Он, именно один Он , всегда действует и являет силу свою чрез многих. Для того-то Он и вселил в нас благодать Свою, чтобы она действовала чрез нас. И нас, удостоенных священства, много, и мы рассеяны по разным местам, а Он один, и на небе и на земле, и на море, и во всяком месте, и повсюду соприсутствуя всем и всё чрез всех совершая, что несвойственно вовсе никакой созданной природе. Посему не мы действуем, совершая таинства; мы только совершаем священнодействие, или служим, действует чрез нас Он Сам. И хотя бесчисленное множество священнослужителей ежедневно и во одно время приносят жертвы, но едино Тело и Кровь, и одна жертва, а не многие. Ибо «слово Божие живо и действенно» (Евр. 4,12), и везде оно, и надо всем.
Клирик:
– Дивны слова твои, владыка, и душе моей доставили они величайшее услаждение: я гораздо яснее узнал тайну вочеловечения Бога Слова.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3364
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 26 авг 2021, 13:50

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинсвах церковных.

10. Почему Слово Божие соединилось не с высшим естеством ангельским, а с человеческим.

Архиерей:
– Не мои это слова, возлюбленный, но Отцов наших, и ты найдёшь это во многих местах, исследуя их писания. Вникни ещё и в следующее, что сообщает высочайшее и вместе истинное познание о божественной тайне. Почему Слово Божие, восхотев соединиться со своими тварями, соединилось не с совершеннейшим естеством, т. е., с Ангельским, имеющим нечто близкое и сродственное с Ним по невещественности, но с естеством нашим - тленным и перстным? По причине высочайшей и божественной. Если бы Слово соединилось с естеством ангельским: то одно только это естество и вошло бы в общение с Ним; и оно не приняло бы спасения, так как оно уже спасено, а только возвысилось бы и возведено было к высшему (совершенству), удостоившись общения с Богом. Всякая же другая тварь, не получила бы от этого никакой пользы, но продолжала оставаться в тлении, и особенно падший человек, ради которого получила бытие вся видимая тварь и чрез которого подверглась она тлению.
Итак, примечай премудрость Божию и истинно древний совет, по которому (думаю) Он сотворил из несущего и мир, и Ангелов, и, наконец, человека. Он благ: поэтому именно и тварь произвёл, дабы Его создание сделалось причастным благ Его. Сам Он, вседовольный, и всесовершенный, и предвечный, не имел, конечно, нужды ни в чём из существующего, - Он Сам – верх блаженства.
И так как создания Божии одни духовные, другие чувственны, а соединение того и другого составляет один человек, состоящий из духовной души и чувственного тела: то Бог Слово приемлет одно это создание Свое - человека и преискренне соединяется с ним, воспринимая в Ипостась Свою человеческое естество, кроме греха, от святой Девы, Духом Святым. Приняв же тело вместе с душой разумной и свободной, Он через разумную душу соединяется с разумной природой Ангелов, а чрез Божественную Свою плоть – с тварью чувственною.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3364
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 27 авг 2021, 05:23

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинсвах церковных.

10. Почему Слово Божие соединилось не с высшим естеством ангельским, а с человеческим.

Таким образом, освящение и благодать праведно переходят не на человека только, имеющего духовную природу по душе и чувственную по телу, но и на всю тварь. И разумная природа Ангелов и душ соединяется с Богом, и как бы осязает (Деян. 17:27) Бога, и входит в общение с Ним, и обильно озаряется, приемля сродственный божественный свет от святой души Слова, духовной и разумной: ибо на святую душу Спасителя по природе способны теперь взирать Ангелы. и приемлют ближайшее озарение от Невидимого и ещё более преисполняются мудростью от божественного Ума присноживущей Премудрости, и как бы по некоторому сродству приближаются к Нему и пребывают с Ним, и преисполняются удивления, и больше и больше смиренномудрствуют, удостоившись толиких (даров). То же самое – и освящённые души святых.
А чувственная тварь вместе с телами нашими чрез святую ту и обоженную, или, лучше сказать - соделавшуюся Божескою плоть, вознесенную за нас на крест, и воскресшую, и соделавшуюся нетленною, – получила и хранит начатки бессмертия, - и чает вся тварь сия, по слову Павла, нетления (Рим. 8:19–21); что и будет, когда нетленное и живое Слово, со Своею плотью, которая соделалась нетленною, явится среди нас во второе Своё и страшное Пришествие. Тогда и тьмы Ангелов явятся, благоговейно взирая на велелепие Его, и трепеща, и вместе радуясь о славе, которую от Него приемлют. И стихии изменятся, тогда «и праведницы просветятся, яко солнце» (Мф. 13:43), приемля озарение от соединившегося с нами Солнца правды, «и тако всегда с Господем будем» (Кол. 4:17).
Уразумел ли ты, человек, сколько могли мы сказать, тайну вочеловечения Спасителя?
Клирик:
– Уразумел и поражён изумлением. Богу, совершившему сие ради нас, слава!
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3364
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 28 авг 2021, 15:07

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинсвах церковных.

11. Христос и Сам принял Таинства.

Архиерей:
Затем надобно сказать, как и на Себе самом Спаситель совершил таинства. И,
во-первых - крещение первый из Его духовных даров. Он Сам первый крестился в Иордане от Иоанна, не как Сам имевший в том нужду, - какую нужду мог иметь в сем нужду Он - единый чистый? - но ради нас, чтобы мы очистились и омыли скверну нечистого зачатия и прародительского греха, и чтобы, созданные вначале из персти, т. е. из земли и воды, мы в воде, погружаясь в неё перстным телом, Духом возродились по душе и сделались новым и безгрешным человеком.
Во-вторых, Спаситель принял помазание, или божественные елей и миро, в самом крещении, когда нисшел на Него Дух в виде голубя. Об этом-то и говорит Исаия как бы от (лица) Христова: «Дух Господень на Мне, его же ради помаза Мя» (Ис. 61:1). Об этом и Пётр говорит: «яко и Господа и Христа Его Бог сотворил есть» (Деян. 2:36), по плоти именно, когда нисшел Дух. И в другом месте Петр говорит опять: "яко Сего помаза Бог Духом Святым" (Деян. 4:27). Тоже и Павел говорит: «в Нем живет всяко исполнение божества телесне» (Кол. 2:9).
Итак, это помазание есть всецелая благодать Святого Духа, Которого, как сказано было, Он приял в крещении по человечеству, как и Иоанну было открыто. Как Бог Слово, Он всегда имел Его (Духа) нераздельным с Собою, но приял Его и по благодати, когда вочеловечился; и хотя единосущный и нераздельный с Ним Дух всегда был с Ним, и Святым же Духом Он составил Себе божественную плоть: однако ж Он в Крещении явил Его нисходящим на Себя ради нас, подобно тому, как и крещение Чистый приял ради нас, чтобы мы, приступая ко крещению, принимали Его (Духа). Посему мы помазуемся, имея нужду в том духовном мире, и именно при крещении: тот не будет вполне причастен благодати крещения, кто еще не приял помазывание мира. Ибо в крещении (человек) возрождается и омывается Духом от грехов, но не имеет ещё ни залогов благодати, ни благоухания жизни, ни печати Духа. Посему, сколько необходимо креститься, столько же необходимо и помазываться миром.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3364
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 29 авг 2021, 15:01

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинсвах церковных.

11. Христос и Сам принял Таинства.

Потому-то и на крещенных Филиппом, как на принявших только крещение, Пётр и Иоанн возлагали руки, и те прияли Духа Святого, Который и есть Миро: ибо тогда, при Апостолах, и после них у многих других, сие Миро подавалось чрез возложение рук. И тогда было возложение рук, а теперь вместо рук служит освящённое и так называемое - великое миро, освящаемое не чрез пресвитеров, но чрез патриархов и архиереев, священными молитвами и благословением (лиц), облеченных силой Петра и Иоанна. Оно-то, будучи рассылаемо по всем концам (мира), имеет силу возложения рук. И им необходимо запечатлеваться всякому верующему при крещении, чтобы всякий крещаемый самое крещение божественнейшее имел вполне совершенным.
Ибо , если Спаситель принял Духа во время крещения и крещёные Филиппом получили Духа, чрез возложение рук Петра и Иоанна, чтобы не оставаться несовершенными и незапечатлёнными Духом: то верные крещаемые должны быть помазуемы сим миром при крещении; и пусть не остатаются они (как младенцы Латинян, или некоторых других) несовершенными и незапечатлёнными, не получая благодати Духа и не запечатлеваясь печатью Христовой. Ибо миро есть печать Христа в Духе, что и выражает священник при помазании миром, говоря: «печать дара Духа Святаго, аминь». Тот не причастен ещё благодати и не запечатлён печатью Христа, кто не приял миро.
Миро же сие – не простой елей, но освящённый на жертвеннике молитвами от архиереев Христовых, облечённых силой Апостолов, или, лучше - Самого Христа. Не есть таинственное миро и то миро, которое источается от мощей Святых, как, например, от тела Божия угодника Димитрия Мироточивого, или кого другого из Святых, как идет молва на острове Кипрском о великомученике Маманте, или от святой иконы, как, например, от так называемой Ситтинской, - ни елей из лампад, висевших перед святыми иконами или мощами. Ибо хотя и это должно быть предметом почитания, и Божественную благодать имеет, и исцеления подает: однако ж все это не имеет силы божественнейшего мира; ибо ему только она свойсвенна и чрез архиерейство и архиерейские молитвы даруется.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3364
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Пред.След.

Вернуться в Бог и Душа



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 44

cron
@Mail.ru