ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО
Часть 1. О предметах духовных вообще
Глава 6. Неверие, нечистота и отчаяние суть три двери, открывающие для диавола доступ в душу человека.
Двоякий способ искушения диаволом людей: немощных - похотями, а праведников - лестию.
С этою целью злые духи искусно льстят праведнику, начиная велиим гласом восхвалять его (когда все попытки иначе запнуть
праведника окажутся безуспешными); бесы говорят: «Победила ты нас, о душа; праведностию твоею в конец низложила нас;
боролись мы со тьмами душ, одолели их, обладаем ими; вступили мы и с тобою в борьбу, чтобы завладеть тобою, как
завладели теми душами; но не успели и начала положить, как ты уже одолела нас, взошла на высшую степень праведности;
ныне мы не можем больше бороться с тобой, ибо теперь Праведник держит тебя на руках Своих с праведностию
твоею, а посему мы бежим от тебя, продолжай восходить безпрепятственно, ибо никто не в силах помешать твоему
восхождению в добродетели, ты окрепла в добродетелях, как никто другой. Никто другой не совершал такого пощения,
какое ты совершала и совершаешь; никто не имел такого смирения, какое ты имела и имеешь; за это Бог даровал тебе
разум и мудрость, чтобы ты поучала погибающие души душевному спасению и тем отвращала бы их от погибели, из-
бавляла от кары. Радуйся, о, душа! Радость тебе (сугубая), ибо ты не только свою душу спасла, но еще и другие многие
души спасешь славою твоих добродетелей; слава о тебе разгласилась до концов вселенной, и призывающие имя твое тотчас
исцеляются от всякой болезни и всякой немощи. Отныне не подвизайся больше о своем спасении, ибо душа твоя стала
господствовать над страстями, ибо Бог держит ее на руках Своих; ничто для нее больше не опасно; подвизайся лишь о
том, чтобы совершенствовались души других, так как они прослышали о тебе, о славе твоей, и нуждаются в тебе, желают
видеть твой ангельский лик, дабы ты отверз свои всемудрые уста, подвиг бы свой спасительный язык, и силою слова тво-
его умудрил бы слушателей, внимающих тебе. Когда же они уйдут, то, пока не придут другие слушатели, ты позаботься
о том, чтобы приготовиться, что сказать им, ибо сильно желают послушать тебя. Поэтому, отныне не прилагай усердия
к совершению дневных служб и канона твоего, - твои службы и твой канон будут теперь состоять в заботе о приготовлении
поучений слушателям, ибо ты получил от Бога дар возвещать великие изречения слушателям и словом твоим просвещать
их!»... Также и другие преславные дела внушают они творить, дабы вложить ему в мысль свой сильнейший яд погибельного
мудрования (псилафизмов погибели, т. е. самомнения), чтобы он, прияв их, погиб бы. Ради этого они на время отступают
от подвижника (т. е. перестают возбуждать в нем греховные помыслы и похотения, как то делали раньше, когда пытались
ввергнуть его в грех явного беззакония), отходят, отстраняются, пока не успеют во всем (т. е. пока тот не поверит их лести
и не примет их лестных предложений). Когда примет несчастный человек в мысль свою сей бесовский яд, начинает прель-
щаться самим собою (псилафизоваться) и, если совершил какие-либо, хотя незначительные подвиги, то, в мудровании
своем и в погибельной мысли своей (т. е. в гордостном помысле), мнит о себе, что достиг будто верха совершенства в
добродетели, не давая себе отчета в том, в каком состоянии находится душа его. Мудрования ложные объемлют его (т.е.
помыслы самомнения); он соглашается со всем, что бы они (лукавые помыслы) ни сказали, верит им и пускает душу
свою стремглав низвергаться в пекло адское, воображая, что восходит якобы на верх совершенства...
(продолжение далее).