Проповеди монаха

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 30 авг 2018, 13:52

ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО

Часть 1. О предметах духовных вообще

Глава 6. Неверие, нечистота и отчаяние суть три двери, открывающие для диавола доступ в душу человека.
Двоякий способ искушения диаволом людей: немощных - похотями, а праведников - лестию.


С этою целью злые духи искусно льстят праведнику, начиная велиим гласом восхвалять его (когда все попытки иначе запнуть
праведника окажутся безуспешными);
бесы говорят: «Победила ты нас, о душа; праведностию твоею в конец низложила нас;
боролись мы со тьмами душ, одолели их, обладаем ими; вступили мы и с тобою в борьбу, чтобы завладеть тобою, как
завладели теми душами; но не успели и начала положить, как ты уже одолела нас, взошла на высшую степень праведности;
ныне мы не можем больше бороться с тобой, ибо теперь Праведник держит тебя на руках Своих с праведностию
твоею, а посему мы бежим от тебя, продолжай восходить безпрепятственно, ибо никто не в силах помешать твоему
восхождению в добродетели, ты окрепла в добродетелях, как никто другой. Никто другой не совершал такого пощения,
какое ты совершала и совершаешь; никто не имел такого смирения, какое ты имела и имеешь; за это Бог даровал тебе
разум и мудрость, чтобы ты поучала погибающие души душевному спасению и тем отвращала бы их от погибели, из-
бавляла от кары. Радуйся, о, душа! Радость тебе (сугубая), ибо ты не только свою душу спасла, но еще и другие многие
души спасешь славою твоих добродетелей; слава о тебе разгласилась до концов вселенной, и призывающие имя твое тотчас
исцеляются от всякой болезни и всякой немощи. Отныне не подвизайся больше о своем спасении, ибо душа твоя стала
господствовать над страстями, ибо Бог держит ее на руках Своих; ничто для нее больше не опасно; подвизайся лишь о
том, чтобы совершенствовались души других, так как они прослышали о тебе, о славе твоей, и нуждаются в тебе, желают
видеть твой ангельский лик, дабы ты отверз свои всемудрые уста, подвиг бы свой спасительный язык, и силою слова тво-
его умудрил бы слушателей, внимающих тебе. Когда же они уйдут, то, пока не придут другие слушатели, ты позаботься
о том, чтобы приготовиться, что сказать им, ибо сильно желают послушать тебя. Поэтому, отныне не прилагай усердия
к совершению дневных служб и канона твоего, - твои службы и твой канон будут теперь состоять в заботе о приготовлении
поучений слушателям, ибо ты получил от Бога дар возвещать великие изречения слушателям и словом твоим просвещать
их!»... Также и другие преславные дела внушают они творить, дабы вложить ему в мысль свой сильнейший яд погибельного
мудрования (псилафизмов погибели, т. е. самомнения), чтобы он, прияв их, погиб бы.
Ради этого они на время отступают
от подвижника (т. е. перестают возбуждать в нем греховные помыслы и похотения, как то делали раньше, когда пытались
ввергнуть его в грех явного беззакония), отходят, отстраняются, пока не успеют во всем (т. е. пока тот не поверит их лести
и не примет их лестных предложений).
Когда примет несчастный человек в мысль свою сей бесовский яд, начинает прель-
щаться самим собою (псилафизоваться) и, если совершил какие-либо, хотя незначительные подвиги, то, в мудровании
своем и в погибельной мысли своей (т. е. в гордостном помысле), мнит о себе, что достиг будто верха совершенства в
добродетели, не давая себе отчета в том, в каком состоянии находится душа его.
Мудрования ложные объемлют его (т.е.
помыслы самомнения); он соглашается со всем, что бы они (лукавые помыслы) ни сказали, верит им и пускает душу
свою стремглав низвергаться в пекло адское, воображая, что восходит якобы на верх совершенства...

(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3366
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 31 авг 2018, 15:02

ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО

Часть 1. О предметах духовных вообще

Глава 6. Неверие, нечистота и отчаяние суть три двери, открывающие для диавола доступ в душу человека.
Двоякий способ искушения диаволом людей: немощных - похотями, а праведников - лестию.


Он начинает учительствовать, заботиться о поучениях, что сказать и как поучать слушателей своих, внимающих ему.
Приходит к нему один из его слушателей и говорит: «Радуйся, отче! Радость тебе! Ты славою своею спас столькие души и
наши души украсил венцами с каменьями безценными; какими же, следовательно, многоценными драгоценностями украшаешь
ты собственную душу твою? Лик твой ангельский, подобный херувимам и серафимам, свидетельствует о великой благодати,
которую ты приял!..» Сказавшие это слушатели, получив благословение, уходят - льстец же остается с ним в доме его
(т. е. дух льстящий остается с ним в мысли его); праведника объемлют помыслы; эти обольстительные помыслы совершенно
увлекают его, он мнит, что взошел на верх совершенства
и повторяет за диаволом: «Не только одну свою душу украсил
я столькими венцами добродетелей, возделанных мною, но и многие души других, вне, в миру, украсил я многоценными
камнями, за что и исплетается мне славою моею драгоценнейший венец, как о том свидетельствуют восхваляющие ме-
ня слушатели мои, получившие пользу для душ своих. Не будь меня, в миру, чтобы спасти их, надо было бы вторично
прийти Христу. Христос же, придя в первый раз, хотя и сотворил столькие чудеса, однако не мог исправить мира; в
довершение всего, Его Самого на древе распяли, а я славою своих совершенств спас столькие души, и слава моя исплела
драгоценные венцы этим душам»...
Отступило чадо гордости от подвижника, приступила мать лености, и вот он начинает сосать молоко матери лености,
повторяя за ней: «Подвизавшись добрыми подвигами с самых юных лет моих, я ныне завершил себе венец совершенств со
столькими многоценными камнями, славою моей праведности спас столькие души за время от преполовения лет моих до
нынешней старости моей; ныне же, на старости моей, да упокою несколько на ложе тело мое, ибо тело сие приобрело
мне славу с великими трудами; да почиет же ныне плоть сия на старости своей».
И впадает он в нерадение лености.
Отступает от него мать лености, приступает дочь блуда, и повторяет он за ней следующее: «Я, стяжавший столь великую
славу и спасший столькие души, не обрету блага для души своей, если сам не рожду чад и не спасу их; тогда лишь буду
я вполне уверен, что спас душу свою». И начинает он псилафизоваться (т. е. обуреваться помыслами) о плоти своей,
ищет много - разнообразных снедей, дабы укрепить плоть свою для детородства; наконец, впадает в блато нечистоты,
как свинья в грязь...

Тогда отступает от него дочь блуда, приступает сын злобы (досл.: враждоборства); праведник злословит Церковь и
говорит: «Не признаю я ни Церкви, ни установлений церковных.., ибо славою моих совершенств я спас столькие ду-
ши в миру...»

Ради этого всего я и говорю тебе: когда проныры найдут все три двери открытыми (т. е. дверь неверия, дверцу нечис-
тоты и дверцу отчаяния), то не оставят ни дощечки, ни гвоздя. Говорим: не допустят проныры тогда ни пребыть покорным
Церкви, ни целомудрие сохранить неоскверненным, но разобручат подвижника с Церковию Христовою, осквернят его
целомудрие сладострастными делами, обнажат человека от даров Божиих, окончательно удалят его от руки Божией,
низведут к Деннице; станет он тогда подвластным Деннице,
хотя будет считать себя находящимся «в руце Божией» (т.
е. думать, что имеет ту благодать, которую стяжал прежде и, прельстившись самомнением, теперь утратил).
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3366
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 01 сен 2018, 13:32

ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО

Часть 1. О предметах духовных вообще

Глава 7. Подвижник, хотя и впадает в грех, не должен отчаиваться. Бог приемлет покаяние от всякого, и почему невозможно
покаяние для злых духов


Когда подвижник (или иной человек) усмотрит свое падение, поймет, где он был, т. е. на какой духовной высоте и
в какой близости к Богу, и куда ниспал, то отчаивается подобно мухе, летавшей по воздуху, избежавшей всех
внизу разостланных тенет, но попавшейся в разостланные поверху и впавшей в отчаяние.
Так и проныры, как
пауки, ткут свои тенета не только по низу, но и на высочайших пределах бранного пути, чтобы, как муху, миновавшую нижние
сети, уловить подвижника, захватить в верхних плетениях и там опутать его мысленной своей паутиной. Когда же под-
вижник запутается в паутине, как муха или как рыба, пойманная в сеть, то отчаивается и говорит: «Нет у меня теперь
тела (т. е. сил телесных), чтобы летать, нет у меня крыльев, чтобы удержаться на воздухе, нет у меня больше непорочного
тела, которое было порабощено душе; нет у лица моего очей (т. е. прежнего дерзновения в молитве), дабы возвести их на
небо, чтобы умолять за мою несчастную душу; теперь мне не спастись, ибо поработился я греху; поэтому не стану доль-
ше и стараться достигнуть спасения, ибо это для меня невозможно...»
О, человече, почему ты решил, что невозможно тебе достичь спасения? Почему ты думаешь, что не следует тебе больше
подвизаться, а не решаешь наоборот, что тебе тем паче следует подвизаться о спасении?
Воспряни, не бойся, ибо Бог претерпел
крест ради спасения твоего! Как же после сего ты утверждаешь, что для тебя больше нет спасения? Зачем страшишься безсиль-
ных? К чему считаешь их сильными? Крест Господень сокрушит всю силу их ухищрений, все хвастовство, которым они,
безсильные, кичились быть сильными!

(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3366
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 02 сен 2018, 16:08

ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО

Часть 1. О предметах духовных вообще

Глава 7. Подвижник, хотя и впадает в грех, не должен отчаиваться. Бог приемлет покаяние от всякого, и почему невозможно
покаяние для злых духов


(Затем, в ответ на часто рождающуюся мысль: возможно ли покаяние для злых духов, святой приводит известный
пример из жития св. Антония Великого, как явился ему бес и вопросил, возможно ли для беса покаяние, и как бесу по-
мешало воспользоваться сею возможностию кичение своею греховною властью над людьми. Подобное кичение проявил
диавол, когда приступил к Господу на сорокадневной горе и показал ему «царства мира», т. е. свое греховное владычество)
(Мф. 4, 8).
Попытались было однажды безсильные хитро, кичением и хулою поругаться над одним преподобным отцем (1) . Чтобы пре-
хитро ввергнуть преподобного в кичение и хулу, сказал подвижнику явившийся ему бес: «Каким образом, отче, возможно
мне спастись?»
Это вопрошение беса о возможности для него покаяния есть коварный умысел ввести преподобного в кичение или
хулу, ибо, если бы он поддался на сие коварство и принял бы к сердцу столь неслыханное дело, как спасение беса, то
неизбежно впал бы в тщеславное самомнение и кичение сим небывалым делом, а, с другой стороны, если бы отверг, как
невозможное, то похулил бы Творца, Который оказался побежденным тварию Своею в милосердии.

Понял преподобный, которому открыла сие благодать Всесвятаго Духа, что это один из обольстителей, проныр-веель-
зевулов. Преподобный отвечал ему: «Иди на высокую гору, обнажись, стань совсем наг и изливай мольбы к Богу, Царю
Небесному, чтобы Он отпустил тебе твое лукавое мудрование» (досл.: псилафистическое лукавство). Отвечал проныра препо-
добному: «Какую же молитву творить мне на высокой горе и как мне обнажиться? Я и без того одежды не ношу? Как
же ты говоришь, чтобы мне обнажиться?»
Святой же отвечал ему: «На высокой горе сотворись наг, обнажив себя от ухищрений своих и лукавого мудрования,
да не имеешь никакого коварства в сердце твоем. Так стой совершенно нагим на высокой горе 40 дней и 40 ночей (в
житии сказано три года, может быть, здесь Феофан ошибся), не имея никакого покрывала на главе своей, т. е. никакой
хитрости в мыслях, воздевай руки свои горе и повторяй безпрестанно в течение сорока дней: «Помилуй мя, Боже,
помилуй мя, меня - мерзость запустения во царствии Твоем!.. Яко к Тебе, Господи, Господи, очи мои; на Тя уповах, не
отрини душу мою!..»

Не успел преподобный закончить своей речи, как демон, весьма разгневавшись, воскликнул: «Замолчи, гнилой старик!
Ничтожному ли царю поклониться мне? Кто другой имеет такое царство, какое мы имеем? В руках наших находится
третья часть Его царства, и что осталось у Него, чтобы нам кланяться Ему, как Царю?..» Ясно тогда стало преподобному,
что это есть дух хулы; вспомнил тогда преподобный, что и Христа бес также пытался в пустыне обольстить и кичился
перед Ним грехами человеческими...
Вспомнив все это, преподобный сотворил молитву к Богу, проклял демона, и тот как дым исчез от него. Воздал преподоб-
ный славу Богу за избавление свое от духа хулы, который лукавством своим намеревался ввести подвижника в хулу
или в гордость и чрез то ввергнуть в бездну адскую, как свергнул множество монахов...
Но Бог не имеет ненависти к этим погибшим монахам, которые еще могли и по падении иметь надежду на спасение.
Ненавистны Богу лишь сии четыре: говорим - хула, блудная нечистота, неверие закону и ложь, именуемая идолослужением;
всякий, говорящий ложь, именуется идолослужителем у Бога.
Итак, бесы безвозвратно погибают не оттого, чтобы для них
не было прощения, но оттого, что они не только не каются, но еще и гордятся своими богомерзкими делами...


(1) Т. е. Антонием Великим.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3366
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 03 сен 2018, 14:54

ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО

Часть 1. О предметах духовных вообще

Глава 8. Чем был вызван потоп. Проповедь Ноя о покаянии. Ожесточение людей и ненависть их к Ною. Знамения,
предшествовавшие потопу. Умысел людей с ковчегом погубить Ноя, как виновника всех бедствий


Ради этих-то всенизменных, земных страстей и излился потоп, которому подобало бы перейти во всеконечное
затопление, если бы не предуспело и не превзошло пред Богом покаяние Ноя.

Скорбел Ной, плакал пред Богом о предстоящей кончине всего мира и молился так: «Долготерпеливе, Долго-
терпеливе; подолготерпи, подолготерпи еще до сорока лет; не'покаются ли они и не отвратятся ли от своего превратного
влечения к таковым грехам. Если же не сотворят покаяния и не отвратятся от своего пристрастия к погибельной страсти
блуда, то да будет воля Твоя и сотвори с ними как Ты судил...»
И сказал Бог Ною: «Се кротость долготерпения Моего будет долготерпеть им, и не сорок лет да долготерпит, но триж-
ды сорок лет буду долготерпеть; долготерпит еще Мое долготерпение и пождет их покаяния, но нет в них склонности к
покаянию...» (1) .

И сказал Бог Ною: «Уготовься ты, дабы не подпал бы и ты под сей гнев Мой, ибо до 120 лет буду ожидать, давая
время на покаяние, дабы они покаялись; если придут к покаянию, то благо им будет и благосотворю им на земле сей;
если же нет, если не обратятся они к покаянию во оставление грехов, то имеет найти на вселенную потоп, весь мир потонет
в водах, и подымется вода высоко, превыше гор и холмов...» Выслушав эти слова Божии, праведный Ной сказал Богу:
«Милосерднейший мой и долготерпеливый! Какое уготовление желаешь Ты, дабы я сделал?» И сказал Бог Ною: «Возвести
людям, к какой каре Моей они присуждены, и сотвори сооружение, дабы оно шествовало поверх воды...» Это сооружение
Ной наименовал ковчегом.
И начал Ной проповедовать, как сказал ему Бог; превратные же люди, которым Ной проповедовал, слушая проповедь
Ноя, - одни поносили его, другие безчестили, иные мучили, и все вместе, в противность Богу и наперекор проповеди Ноя,
удвоили свои беззакония.

Таким образом, в продолжение 17 лет подвизался Ной своею проповедью, дабы привести их к обращению в покаяние,
- но не возмог...
И ожидал Бог 17 лет покаяния от этих превратных людей, но не только никакого покаяния не услыхал от них, но уви-
дал, что они впали еще в худшее. Подобным же образом и с нынешними людьми бывает так: Бог ожидает от них по-
каяния, они же низвергают свою мысль в еще худшее блато и в бездну многозаботливости...

По истечении 17 лет объявил Бог Ною и изрек гневное решение: «Ной, Ной! Сотвори, как Я сказал тебе: поспеши,
поспеши и не медли в деле сем» (т. е. поспеши строить ковчег и не теряй больше времени на проповедь).
И сотворил Ной кивот в 103 года, как повелел ему Бог, семнадцать же лет потратил он на проповедь, увещевая по-
каяться тех превратных людей, которые, вместо этого, стали делать еще худшие беззакония, как то творят и нынешние
люди; вследствие сего отступился от них тогда Ной и обратился к постройке ковчега; стал прилежать к построению ковчега
и крепко сколачивать его скрепами, скажем: гвоздями.
Слыша стук сей, превратные люди говорили: «Это Ной для Без-
смертного безсмертную постройку делает, творит же толикий труд, чтобы осуществилось его желание (т. е. чтобы умолить
Бога исполнить его пророчество погубить землю потопом)».

(1) Преподобный Нил сими подробностями живописует величие долготерпения Божия.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3366
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 04 сен 2018, 17:18

ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО

Часть 1. О предметах духовных вообще

Глава 8. Чем был вызван потоп. Проповедь Ноя о покаянии. Ожесточение людей и ненависть их к Ною. Знамения,
предшествовавшие потопу. Умысел людей с ковчегом погубить Ноя, как виновника всех бедствий


Великим гневом прогневался Бог (т. е. совершился гнев Божий на людях), и сказал Бог Ною: «Ной, Ной! Поспеши,
поспеши и войди в ковчег с семейством твоим, как Я сказал; исполни то, что Я приказал, ибо у людей сих распространилось
дело невыносимое и, вместо покаяния, они все творят в противность Божеству Моему...» Услыхав от Бога таковые слова,
Ной, воздохнув из глубины сердца своего, сотворил, как сказал ему Бог, устремился в ковчег вместе с семейством своим,
взявши с собою всех животных, какие повелел ему Бог, два-два от каждых животных; когда все вошли, то Бог затворил
их в ковчеге; тогда исполнилось 103 года сверх скончания неоконченного дела,, т. е. 103 года по окончании Ноем сем-
надцатилетней безплодной проповеди; все же вместе составит 120 лет или три сорока, которые Бог продлил людям ради
молитвы Ноя.
Так и ныне, не в силах человек сам собою свершить своего канона, т. е. одного покаянного подвига не достаточно для
того, чтобы обезпечить монаху спасение, как и труды Ноя, несмотря на продолжительность и на величие их, оказались
недостаточными для его спасения; потребовалось для сего еще особое содействие Бога, Который Сам закрыл крышу ков-
чега, как о том свидетельствует Писание.
И теперь, не в силах человек скончать своего канона, что-бы он ни делал, т. е. каких бы подвигов ни совершал, не
может он завершить его (сколько бы времени ни подвизался), но завершает его Церковь в среде заключения литургийного
(т. е. во всеобъемлемости Жертвы литургийной, где Сам Христос отпускает грехи ради искупительной Жертвы Своей и тем
возглавляет ковчег спасения, который для подвижника заключается в каноне и подвигах покаяния, как некогда Бог воз-
главил ковчег Ноя...).

Тогда сотворил Бог знамения ужасные и страшные, дабы люди покаялись, отверз водные бездны небесные (досл.: ка-
таракты небесные, т. е. «воды яже превыше небес», как о них гласит Писание, воды, существование которых открыто
было некоторым святым в видениях, как о том повествуется в житиях святых, например, в житии св. Киприана, 2 октября)
- до трех часов; но и посем те люди, которые уцелели, скрывшись в своих жилищах, продолжали творить скверные
дела.

Тогда огонь ниспал на их селения, разливаясь со страшным шипением (разумеется огненная масса или лава), потрясаясь
со страшным треском, гремела земля, камни распадались, солнце померкло - люди же склонились еще низменнейше,
т. е. стали повально развратничать еще более неистово, разврат преумножили, блуд ублажили, мужеложство совершали, мно-
гостяжательности всеми своими силами поклонялись; видя те знамения страшные и ужасные, умозаключили безумные,
что это все чарования Ноя, что все это он им наворожил, и сотворили они совет разбить ковчег и казнить
Ноя!..

В этом деле тех превратных людей проявилась та же страсть зависти к праведникам, которая есть и ныне: когда кто-либо
делает какое-либо богоугодное дело, то в другой части (т. е. части диавольской) возгорается зависть; бес старается раз-
рушить то богоугодное дело и убить того, который усердствует в нем.

Такая же зависть возникла в развращенных душах и тех древних людей; они устремились на разрушение богоугодного
дела, постройки Ноя, которая была ради их же пользы? Польза же - привести их к покаянию постоянным напоминанием
самой той постройкой о грядущей каре Божией за их превратную жизнь. Это, однако, ни к какому покаянию не привело
их, но возбудило в них ярость; они яростно устремились к ковчегу, дабы разрушить его и казнить Ноя!..
Когда Бог увидел такую ярость, с которою они устремились на ковчег, чтобы разбить его, то повелел, дабы отверзлись
бездны вод небесных, - они отверзлись, и сказал Бог земле, дабы отверзлись ее источники (подземные) и устремились
бы кверху (так о сем писано и в Библии). И сказал Бог водам небесным и водам земным: «Совокупитесь на высоте и посем
рассеивайтесь по поверхности земли до 40 дней» (т. е. дождите)...
Когда совокупились воды небесные с земными, то (столкнувшись) остановились в верхних пределах, образовав, как бы
второй небосклон (над поверхностию земли), и так до семи дней совокуплялись в своем противоустремлении; число семь
знаменует отмщение семи смертных грехов, которые и вызвали потоп.

Число же тех превратных людей, которые выступили разрушать ковчег, - мужей и жен с детьми было 7000.
Подобно семиглавому зверю (беззакония, устремляющемуся против праведников), устремились они против постройки Ноя,
дабы разрушить и истребить ее вместе с Ноем, - но сами были истреблены и исчезли от лица земли...

Когда они толпой двинулись на ковчег Ноя, постиг их гнев Божий... Они потеряли дорогу к ковчегу, (1) бродили,
бросались, ища спасения от вод, туда и сюда, погружаемые водами!..

(1) Потеряли дорогу к ковчегу - потеряли путь спасения.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3366
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 05 сен 2018, 13:30

ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО

Часть 1. О предметах духовных вообще

Глава 9. Невозможно не прийти искушению... Как был соблазняем Несоблазняемый. Кто блажен и кто треблажен.


Нет греха, когда человек бывает искушаем, но есть грех, когда человек бывает побеждаем.
О соблазне, которым был соблазняем Несоблазняемый. Если спросишь, каким искушением Он был искушаем,
- послушай и увидишь.
Понял доброненавистный дух Денницы, что пришел Исус Христос на сию проклятую землю, но кто Он таков,
не знал. Делал он столькие и столькие испытания, чтобы найти Несоблазняемого, дабы соблазнить Его, но разыскать
Его не мог: (ибо) Исус Христос, нас ради снизшедший, сделался совершенным человеком и скончал (т. е. до конца под-
верг Себя) всем человеческим ощущениям, говорим - гонению, алчбе, жажде, презрению и всем другим... (ибо скорби необ-
ходимы каждому человеку, как огонь для цищи). Повар (когда хочет) что сварить, то, положив в котел что бы то ни было,
говорим: воду, овощи, масло, - становит котел на очаг, разводит огонь, варит кушанье, снимает с огня (когда сварится),
опорожняет котел и подает в трапезу; когда старшая братия сядет (за стол), то охотно ест это произведение кухни, ибо
оно прекрасное кушанье (так как хорошо сварилось)... Однако, когда в нем нет соли, то оно невкусно и его нисколько
не пользует (то, что оно сварилось; т. е. и человека, хотя бы он претерпел искушения и скорби, не попользуют оне, если
в нем не будет «соли»). Таково есть искушение для человека. Человек, хотя бы и все добродетели исправил, - искушения
же не имел, - не имеет еще никакого прибытка, ибо искушение есть возглавление добродетели (т. е. совершение крыши в
здании доброго подвига).

Блажен, имеющий терпение (в перенесении скорбей), не побеждающийся теми соблазнами, которыми его соблазняют,
и побеждающий терпением тех, которые вводят в искушение ближнего (т. е. блажен благий, побеждающий злого терпением
наносимых ему зол). Но тот, который вводит в соблазн (т. е. наносит скорби человеку), тот уподобляется искусителю,
соблазнявшему Несоблазняемого!..

Если хочешь узнать, кто был искуситель и кто есть Несоблазняемый, - услыши.
Несоблазняемый есть Господь наш Исус Христос, облекшийся в человека и ставший совершенным человеком, свер-
шивший все скорби человеческие, как я говорю тебе, и смиривший искушавшего Его... И познал несколько (диавол) Иисуса
(т. е. устрашен был знамениями Его Божественной силы, явленной в чудесах), но не было ему допущено узнать Его
совершенно... Если какому человеку приснится во сне, что он переходит по мосту, а другой человек (т. е. противник
его) сверг его с моста, человек, пробудившись от сна, запоминает сон и говорит: «Сбудется ли это, или нет?» Начинает
расследовать и допытываться, чтобы найти того противника (по приметам), указанным ему содержанием сна; допытывается,
испытует всевозможными способами, чтобы разыскать искомого человека и уничтожить того, который там с моста сверг его...
Настолько и Бог дал возможность (диаволу) искусителю познать воплощение, промысл Божий, настолько, но не боль-
ше..
.
Также и то, что диавол получил власть искушать Христа, яко человека, было ради того, что Христос стал совершенным
человеком в защиту (на спасение) человека, который искушается воображением помыслов творить то, что воображает ему
помысел...

(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3366
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 06 сен 2018, 14:17

ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО

Часть 1. О предметах духовных вообще

Глава 9. Невозможно не прийти искушению... Как был соблазняем Несоблазняемый. Кто блажен и кто треблажен.


Такими же соблазнами был искушаем и Несоблазняющийся; мечта (воображение) окружила и Его - Немечтающего, Не-
воображающего в Себе ни злой, ни какой-либо иной земной мечты , нисколько, ни о чем в помысле Своем не мечтающего,
ни очами Своими (несоблазняемого) - Того, у кого очи блистающие и помыслы чистые!..

Человек же есть искушаемый, ибо очи его помутившиеся, помысл осквернен всеми злодеяниями человеческими, - и
что необыкновенного искушаться ему?
..
Но искушаемый еще не становится чужд (1) , чужд бывает тот, который побеждаем... Победитель же (т. е. Исус Христос)
- побеждает. Сильный силою Своею, Он побеждает все соблазны злобы и всякое находящее искушение... (Т. е. в ком вселится
благодать и сила Христова, тот благодатию Христовою побеждает всякий соблазн и всякое искушение); как сказано: «По-
беждается естества чин»...

Блажен побеждающий (т. е. праведник, не познавший великих грехопадений), но бывает блажен и побежденный... Который
же? Тот, кто (кается и восстает) подобно Давиду,
который, быв побежден прелюбодеянием с чужою женою, быв побежден
убийством ее мужа, быв побежден гордостным помыслом (желанием узнать), сколько мира ему подвластно, быв так сильно
побежден этими тремя язвами, что душа его изъязвилась, как проказой, - столь скорбно возболезновал душою своею,
что восчувствовал болезнь и во всем теле своем... Восчувствовал Давид содеянные беззакония, размыслил о исчислении воинов
своих, покаялся в содеянном беззаконии, говорим: в содеянном прелюбодеянии и убийстве... Явил он такое покаяние пред
Богом и столь раскаялся, что язвы те стали блистающими ризами церкви, златотканными украшениями богослужений
и драгоценными одеждами Давиду!..
И опять блажен бывает побежденный, но кто таков? Тот, кто подобен преподобной Марии (Египетской), которая, будучи
побеждена блудом мира и став блудницею семнадцать лет, по семнадцати летах показала толикое покаяние Богу, - не как
Давид, не как Манассия, не как аскеты пустыни, но как никто другой; такое показала она покаяние Богу, что стала
светильником Египта!.
. Блажен и тот, кто побеждается, но который? Тот, кто исповедует (по падении своем) Христа Бо-
гом истинным от Бога истинного, кто подобен разбойнику, узнавшему во Христе Бога, исповедавшему Его Божество
(на кресте) и сказавшему: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем!..»

(1) Т. е. чуждым Богу.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3366
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 07 сен 2018, 14:51

ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО

Часть 1. О предметах духовных вообще

Глава 10.Отчего один из распятых со Христом разбойников познал во Христе Бога, а другой похулил.


Спрашиваю я тебя: как узнал благоразумный разбойник Христа на кресте, что Он истинный Бог?.. Какой свет
(просветил его, что) он познал Божество Христово на кресте и осудил другого разбойника, чтобы он замолк
и не хулил?.. Он (был) разбойник и другой - разбойник; чего же ради было одному исповедать Божество Христово,
а другому хулить Его?.. Выслушай, как соделалось то, что один разбойник исповедал Христа и Божество Его на кресте,
а другой - похулил. Разбойник тот (первый) был млековскормлением (1) Пресвятыя, другой же произошел от семени Иуды
Искариотского, говорим: предателя.

Когда смутился Ирод из-за Иисуса, быв поруган волхвами, ангел повелел (Иосифу), дабы удалился оттуда; удалились
Иосиф и Богоматерь с Младенцем, отправились в путь; пришли в селение, называемое по-еллински Фексанион (Странноявлен-
ное); настигло их время вечернее, вошли они в селение, пришли в один дом и там заночевали. Приняли их с толиким
радушием, (хотя и) не знали, кто они такие. Такое страннолюбив проявил не один только тот дом, но и все селение
слыло страннолюбивым, почему и прозвалось Фексанион поеллински.
В доме том, где они почили, им по обычаю стали готовить
трапезу; когда со стольким радушием ее приготовляли, младенец
дома был оставлен и, как свойственно детям, страшно кричал
и жалостно плакал.
Видит Пресвятая, что младенец плачет, - взяла его на руки, чтобы он успокоился и, открыв пречистую Свою грудь,
млеконапитала его, как обычно младенцев... После же ночлега, когда рассвело, отправились они в путь и пришли чуда, куда
повелел ангел...
Младенец со временем вскормился; (потом) стал зрелым человеком; как человек, победился соблазнами, хотя и был
от части Давида (т.е. как бы от семени Давида, ибо вкусил молока Божией Матери) - стал разбойничать вместе с семенем
Иуды... Они были схвачены властию царской и представлены на судилище в тот час, когда книжники и фарисеи осудили
Господа нашего Исуса Христа; было постановлено решение распять Христа посреди двух разбойников, что и сотворили;
и распят был Господь наш Исус Христос - «яко овча на заколение...» - между двумя разбойниками. Тогда молоко
Богоматери, некогда питавшее во младенчестве разбойника, оказало свое действие, и на кресте отверзлись очи распятого
разбойника, познал он Божество Христово, помянул страннолюбие, которое было проявлено в дому родителей его, и
воскликнул: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем».
Разбойник как бы так говорил: «Господи! Сии пре-
чистые руки Твои благословляли дом отца моего, и приняли (досл.: познали) родители мои Божество Твое; теперь же зрю
я руки Твои пригвожденными ко кресту ради грехов моих родителей и ради содеянных мною грехов - благослови убо
и меня во царствии Твоем...» - «Помяни мя, Владыко, егда приидеши во Царствии Твоем...»
Услыхав такое исповедание от разбойника, Исус воскликнул и сказал: «Аминь, глаголю тебе, днесь со Мною будеши в
раи ».


(1) Предание, сообщаемое здесь прп. Нилом, прекрасно уясняет ту истину, что зачатки добра, рано или поздно, пробудятся и
дадут о себе знать в человеке, хотя бы человеку и пришлось терпеть падения.

(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3366
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 08 сен 2018, 14:23

ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО

Часть 1. О предметах духовных вообще

Глава 10.Отчего один из распятых со Христом разбойников познал во Христе Бога, а другой похулил.


Видиш ли (из этого), что сострадающий ближнему и творящий милость ему, не потеряет ее, - мало ли, много ли, чужому
ли, другу ли, родному ли, доброму ли, злому ли делает ее, - не забудется (оказанное) милосердие и незабвен будет тот,
который творит милостыню ближнему своему, будь-то словом или делом...
Возьми пример с Госпожи Богородицы (т. е. из
того, какое благо оказала Она, накормив младенца млеком Своим ради оказанной Ей и Сыну Ее милости). Благодаря
сему был облагодетельствован разбойник (т. е. благодать пречистого молока Божией Матери отверзла ему духовные
очи к познанию Божества Христова, и), быв накормлен Ее грудью, он на кресте сделался исповедником Сына Ее!
Послушайте о другом разбойнике.
Иуда Искариотский, предатель, был некогда в еллинском доме слугою семь месяцев, потом бежал оттуда. Когда же он
был в еллинском доме, то, будучи прелюбодеем, прелюбодействовал с женою сына еллина, сын же находился в дальнем
путешествии. Возвратившись из путешествия и увидав, что жена его беременна, он ничего не говорил ей и не совокуплялся
с нею совокуплением супружеским. Поняла из этого жена, что узнал муж о ее беременности и возвестила о сем Иуде.
И сказал ей Иуда: «Разве ты что открыла ему о нашем прелюбодеянии?» Сказала жена: «Не открывала (ничего) и не спра-
шивал он меня нисколько о сем». Сказал Иуда: «Куда он сейчас пошел?» Сказала прелюбодейца: «Вышел вон озабо-
ченный, и не знаю, куда пошел». Иуда пошел искать его во всем доме - вверху и внизу - и (наконец) видит, что он в
раздумьи сидит на верху кровли. Увидав его сидящим на высоте, стал размышлять Иуда, каким бы образом свергнуть
его вниз, чтобы никому не сказал он о беззаконии; и обдумав, Иуда нашел способ, как свергнуть его; там был столб, на
котором держалась крыша, где сидел муж; Иуда подкопал под основание, привязал к столбу толстую веревку, потянул
за веревку всеми силами, и упал столб вместе с террасой и с человеком; муж жены убился жалостным сокрушением,
сокрушившим несчастному все члены его. Жена же, увидав, какое дело совершил Иуда, стала много принуждать его сде-
латься ее мужем, но Иуда не хотел, боясь, как бы не открылись два зла - убийство и прелюбодеяния с женою, и сказала
жена: «Если не возьмешь меня в жены, то знай, что я расскажу о беззаконии твоем, содеянном тобою в доме со мною». Услыхав
эти слова, Иуда убоялся и скрытно удалился.
И родила жена младенца, говорим: семя Иуды; младенец вскормился и стал совершенным мужем. Обремененный злом
отца своего, впал, подобно ему, во зло, стал разбойником и вовлек (в разбой) благословенного разбойника. Тот вместе с
ним 12 лет вращался в разбойническом деле,
потом они были совместно распяты по сторонам креста Христова: один, испо-
ведавший Его, - справа, а другой, хуливший Его, - слева. Говорим: праведницы - одесную, грешницы же - ошуюю.

Двенадцать же тех лет означают образ суда на Страшном суде, когда узрятся на Страшном суде 12 апостолов, седящих
на 12 престолах, чтобы праведным судом судить на Страшном суде 12 колен Израиля. Говорим: исповедники (будут постав-
лены) одесную, а хулители ошуюю...

Видишь ли, как отец посеял зло, сын же зла пожал хулу, жертвопринес безчестие, за что и сам будет обезчещен на
Страшном суде; восхищен он будет огненною рекою; сойдет в ненасытный хулою ад... сказавший: «Если Ты Сын Божий,
сойди со креста, спаси Себя и нас...» И все книжники и фарисеи, услыхав от разбойника эти слова, восклицали так
вместе с ним, пытаясь низвести Бога вторично на землю... но, вместо этого, сошел тот (хулитель) сам вторым во ад.
Говорим: первым сошел Иуда - отец с предательством своим в преисподнюю ада, вторым же сошел сын предателя, нача-
ловождь хулы, со огненною хулою своею... Говорим: со огненной рекой сошел во ад, сопровождая, сын - Иуду, отца сво-
его во объятия Денницы.
И принял их Денница в объятия свои, как первородных своих... Отец предал Его; сын похулил
Его. Отец, повесившись на древе, с непомерным своим лукавством был презрен; сын же, влекомый огненною хулою,
был обезчещен!
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3366
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Пред.След.

Вернуться в Бог и Душа



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 92

@Mail.ru