Проповеди монаха

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 13 окт 2019, 14:44

ТВОРЕНИЯ СВ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том первый . 2 слово. О воплощении Бога—Слова, и о пришествии Его к нам во плоти.

Вторая часть. Познание истинного Бога .

34) Но не умолчали и о смерти Eгo; а напротив того, весьма ясно изображается она в божествен-
ных Писаниях.
Не убоялись сказать и о причине смерти, а именно, что претерпит ее не ради Себя,
но для безсмертия и спасения всех;
сказано и о злоумышлении иудеев и об оскорблениях, какия при-
чинены Ему иудеями, чтобы всякий из них разумел совершающееся и не обманывался. Посему
говорят:

"Человек в язве сый, и ведый терпети болезнь, яко отвратися лице Его, безчестен бысть, и не
вменися. Сей грехи наша носит, и о нас болезнует, и мы вменихом Его быти в труде и в язве,
и во озлоблении. Той же язвен бысть за грехи наша, и мучен бысть за беззакония наша, наказание
мира нашего на Нем, язвою Его мы исцелехом" (Иса. 53, 3—5).
Подивись человѣколюбию Слова! За нас терпит безчестие, чтобы мы сделались славными. Ибо сказано:
"Все яко овцы заблудихом, человек от пути своего заблуди, и Господь предаде Его грех ради наших.
И Той, зане озлоблен бысть, не отверзает уст, яко овча на заколение ведеся, и яко агнец пред стри-
гущим Его безгласен, тако не отверзает уст Своих. Во смирении суд Его взятся" (Иса. 53: 6—8).
Потом, чтобы по страданиям Его не предположили в Нем обыкновенного человека, Писание предотвращает
таковые человеческие предположения, и изображает Его высшую человеческой силу и несходство есте-
ства Его с нашим, говоря:

"Род же Его кто исповесть? Яко вземлется от земли живот Его, ради беззаконий людей
ведеся на смерть. И дам лукавые в место погребения Его, и богатые вместо смерти Его: яко
беззакония не сотвори, ниже обретеся лесть во устех Его. И Господь хощет очистити Его
от язвы" (Иса. 53: 8—10).
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 14 окт 2019, 15:15

ТВОРЕНИЯ СВ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том первый . 2 слово. О воплощении Бога—Слова, и о пришествии Его к нам во плоти.

Вторая часть. Познание истинного Бога .

35) Но, может быть, слыша пророчества о смерти, пожелаешь узнать и указания на крест? И это не
умолчано, но весьма явственно выражено Святыми. Моисей первый и велегласно предвозвещает, говоря:

"узрите живот ваш висящ пред очима вашима, и не будете веры яти" (Втор. 28, 66).
Но и послѣ него жившие Пророки свидетельствуют также об этом, говоря:
" Аз же, яко агня незлобивое ведомое на заколение, не разумех: на Мя помыслиша помысл лукавый, глаголюще:
приидите и вложим древо в хлеб Его и истребим Его от земли живущих" (Іер. 11, 19).
И еще:
" Ископаша руцы Мои и нозе Мои: исчетоша вся кости Моя. Разделиша ризы Моя себе, и о одежде Моей меташа
жребий" (Пса. 21, 17—19),
Смерть же на высоте и на древе не иная как может быть, как крест. Ни в каком также роде
смерти не пронзаются ноги и руки, как на одном кресте.
Поелику же с пришествием Спасителя все народы повсюду начали познавать Бога; то и этого не
оставили без указания Пророки, а напротив того, и об этом есть упоминание в святых письменах.
Ибо сказано:

" Будет корень Иессеов, и возстаяй владети языки. На Того языцы уповати будут" (Иса. 11, 10).
Вот немногия места—в доказательство совершившагося; но и все Писание исполнено обличениями не-
верия иудеев. Ибо кто когда-либо из праведников, святых пророков и патриархов, о которых пове-
ствуется в божественных писаниях, родился телесно от одной девы? Или, какая жена имела до-
статочныя силы-—без мужа произвести на свет человека?
Не от Адама ли родился Авель? Не от
Иареда ли Энох? Не от Ламеха ли Ной? Не от Фарры ли Авраам? Не от Авраама ли Исаак? Не
от Исаака ли Иаковъ? Не от Иакова ли Иуда? Не от Амрама ли Моисей и Аарон? Не от Елканы
ли рожден Самуил? Не от Иессея ли Давид? Не от Давида ли Соломон? Не от Ахаза ли Езекия?
Не от Амоса ли Иосия? Не от Амоса ли Исаия? Не от Хелкии ли Иеремия? Не от Вузия ли Иезекииль? Не
каждый ли виновником рождения своего имел Отца? Кто рожден от одной девы, между тем как Про-
рок с крайнею заботливостью указывает на это? Чье рождение предваряла звезда на небе, и указывала
вселенной рожденного? Моисей по рождении скрываем был родителями. О Давиде не было и слуха у
соседей; почему и великий Самуил не знал его, но спрашивал: есть ли еще иной сын у Иессея? Авраам,
когда был уже велик, узнан ближними. Христова же рождения не человек был свидителем, но сви-
детельствовала о нем звезда, явившаяся на небе, откуда снизшел Христос.

(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 15 окт 2019, 16:51

ТВОРЕНИЯ СВ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том первый . 2 слово. О воплощении Бога—Слова, и о пришествии Его к нам во плоти.

Вторая часть. Познание истинного Бога .

36) Кто же из бывших когда либо царей, прежде нежели мог он назвать отца или матерь, царство-
вал уже и торжествовал победы над врагами?
Не тридцати ли лет воцарился Давид? И не в юноше-
ских ли годах воцарился Соломон? Не седм ли лет было Иоасу, когда вступил он на царство? Не
около ли седми лет было, царствовавшему после, Иосии, когда принял он правление? Но и в таком
будучи возрасте, могли уже они назвать отца и матерь. Кто же сей, почти до рождения царствующий и
собирающий корысти с врагов?
Был ли такой царь у Израиля и Иуды (пусть исследуют и скажут иудеи), на которого бы возла-
гали все упование народы, и пребывали в мире?
Не справедливее ли сказать, что народы отовсюду возста-
вали на них? Пока стоял Иерусалим,—непримиримая была у них брань, и все были противниками
Израилю: ассирияне притесняли, египтяне гнали, вавилоняне делали нашествия. И что удивительно,—даже
соседние с ними сирияне были их врагами. Давид не воевал ли с моавитянами, не побил ли сириян?
Иосия не защищался ли от сопредельных народов? Езекия не боялся ли высокомерия Сеннахиримова? Не
ополчался ли Амалик на Моисея? Аммореи не противились ли Исусу Навину? Не вступали ли с ним
в брань жители Иерихона? И вообще, у язычников с израильтянами никогда не бывало дружественных
договоров. Поэтому, кто же сей царь, на которого народы возлагают упование? Это стоит внимания.
Ибо должен быть такой царь; потому что Пророку солгать невозможно.
Кто также из святых пророков или из древних патриархов умер на кресте за спасение всех?
Или кто язвен и умерщвлен, чтоб все стали здравыми? Кто из праведников или из царей ходил
во Египет, и при вшествии его пали египетские идолы?
Ходил туда Авраам, но после него идолопоклонство
снова овладело всеми. Родился там Моисей, но тем не менее продолжалось там ложное богослужение
обольщенных.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 16 окт 2019, 13:52

ТВОРЕНИЯ СВ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том первый . 2 слово. О воплощении Бога—Слова, и о пришествии Его к нам во плоти.

Вторая часть. Познание истинного Бога .

37) У кого, по свидетельству Писания, ископаны были руки и ноги? Или кто, вообще, виселъ на древе
и скончался на кресте за спасение всех?
Авраам, оскудев в силах, умер на одре; Исаак и Иаков
умерли также, простерши ноги на одре. Моисей и Аарон скончались на горе; а Давид кончил
жизнь в дому, и народы не злоумышляли против него. Хотя и искал жизни его Саул, но спасался
он невредимым. Исаия был претрен, но не висел на древе. Иеремия терпел поругания, но умер не
осужденный. Иезекииль страдал, но не за народ, а в знамение того, что будет с народом.
Притом, если они и страдали, то были такие же люди, каковы и все мы, по сходству природы. Но
Тот, Кого Писания изображают страждущим за всех, именуется не просто человеком, но Жизнию
всех, хотя и был подобен людям по естеству. Ибо сказано:

" узрите Живот ваш висящ пред очима вашима; и: род Его кто исповесть?"
Изучив родословие всех святых, можно о каждом с самаго начала рассказать: кто он, и от кого произошел;
но родословие Того, Кто соделывается Жизнью, слово Божие именует неисповедимым. Посему о ком же
говорят это божественные писания? Или чем Он так велик, что столько предвозвещают о Нем
Пророки? Но в Писаниях не найдешь никого иного, кроме общего всех Спасителя, Божия Слова, Господа
нашего Исуса Христа. Ибо Он произшел от Девы, явился на земли человеком, и родословие Его по
плоти—неисповедимо; потому что никто не может наименовать Отца Его по плоти, так как тело Его
не от мужа, но от одной Девы.
Как можно указать, по родословию, отцев Давидова, Моисеева и
всех Патриархов; так Спасителева рождения, по плоти, никто не может произвести по родословию
от мужа. Он сделал, что телесное Его рождение указала звезда; потому что Слову, нисходящему с
неба, надлежало имет и знамение на небе, и рождающагося Царя твари должна была ясно познать вся
тварь.
И действительно, родился Он в Иудеи, и персы пришли поклониться Ему. Еще прежде явления
Своего в теле одерживает Он победу над сопротивными демонами и торжествует над идоло-
служением. Язычники повсюду, проклиная отеческий навык и идольское безбожие, возлагают, наконец,
упование на Христа и Ему вручают себя, как можно это видеть собственными своими глазами. Не в
иное время прекратилось и египетское безбожие, но именно, когда снизшел туда телом, как на облаке
носимый, Господь вселенной, и упразднил идольскую прелесть, всех же привел к Себе, а чрез Себя--
к Отцу. Он распят, имея свидетелями солнце, тварь и приводящих Его на смерть. И смертию Его
совершилось спасение всех, искуплена вся тварь. Он есть общая всех Жизнь, и в искупительную
жертву за спасение всех, как овча, предал на смерть тело Свое, хотя и не веруют тому иудеи.

(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 17 окт 2019, 13:36

ТВОРЕНИЯ СВ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том первый . 2 слово. О воплощении Бога—Слова, и о пришествии Его к нам во плоти.

Вторая часть. Познание истинного Бога .

38) Если и это почитают недостаточным, то да убедятся другими пророчествами, которые также име-
ют у себя в руках. Ибо о ком говорят Пророки:

" Явлен бых не ищущим Мене, обретохся не вопрошающим о Мне. Рекох: се есмь, языку. иже
не призваша имени Моего: прострох руце Мои к людям не покоряющимся и противоглаголющым"
(Иса. 65, 1- 2)?
Кто же соделался явленным? спросят у иудеев. Если--Пророк; то пусть скажут: когда скрывался,
чтобы явиться впоследствии? Что же это за пророк, который из неявленных стал явленным
и распростер руки на кресте?—Это не кто-нибудь из праведников, но единое Божие Слово, безплот-
ное по естеству, и ради нас явившееся в теле, и за всех пострадавшее.
Если же и этого для них недостаточно, то пусть будут постыжены другими пророчествами, видя в
них столь ясное обличение. Ибо Писание говорит:

"Укрепитеся руце ослабленные, и колена разслабленные, утешитеся малодушные умом, укретитеся,
не бойтеся: Се Бог наш суд воздаёт, Той придет и спасет нас. Тогда отверзутся очи слепых.
и уши глухих услышат. Тогда скочит хромой яко елень, и ясен будет язык гугнивых"
(Иса. 35, 3—6).
Итак, что могут сказать об этом? Или, как вообще осмелятся противиться и этому? Пророчество
дает разуметь, что прийдет Бог; а знамения показывают и время пришествия.
Ибо говорят, что в
Божественное пришествие слепые будут прозревать, хромые—ходить, глухие—слышать, и язык гугнивых
сделается ясным. Итак пусть скажут: когда таковые знамения бывали в Израили, или бывало ли что
подобное сему в Иудеи? Очистился прокаженный Нееман; но ни один глухой не стал слышать, ни
один хромой не стал ходить. Илия и Елиссей воскрешали мертвых; но не прозирал слепый от рож-
дения. Великое, подлинно, дело—воскресить мертвого; однако же, и это не таково, как Спасителево чудо.
Притом, если Писание не умолчало о прокаженном и о мертвеце у вдовицы, то без сомнения, если бы
хромой стал ходить, и слепый прозрел, слово не преминуло бы и это сделать известным. Поелику
же умолчано об этом в Писаниях; то явно, что никогда и не бывало этого прежде. Когда же соверши-
лось это? не тогда ли только, когда само Божие Слово пришло во плоти? Когда это исполнилось? не тогда
ли, как хромые стали ходить, гугнивые начали говорить ясно, глухие услышали, слепые от рождения
прозрели? Посему-то и иудеи, видевшие тогда чудеса эти, как не слыхавшие, чтоб бывало это в другое
время, сказали:

" От века несть слышано, яко кто отверзе очи слепу рожденну. Аще не бы был Сей от Бога, не мог
бы творити ничего" (Іоан. 9, 32. 33).
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 18 окт 2019, 13:35

ТВОРЕНИЯ СВ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том первый . 2 слово. О воплощении Бога—Слова, и о пришествии Его к нам во плоти.

Вторая часть. Познание истинного Бога .

39) Но, может быть, по трудности оспаривать явное, не станут они отрицать написанного, будут же
утверждать, что и они ожидают всего этого, но Бог—Слово еще не пришел. И действительно, при
всяком случае повторяя эту отговорку, не стыдятся они упорно стоять против самой очевидности. Но
и в этом более даже, нежели в чем другом, обличены будут не нами, но премудрым Даниилом,
который, указывая на настоящее время и на божественное Спасителево пришествие, говорит:

" Седмьдесят седмин сократишася о людех Твоих и о граде святем, яко да скончается грех, и
запечатаются грехи, и загладятся неправды, и очистятся беззакония, приведется правда вечная, и
запечатается видение и пророк, и помажется Святой святых. И увеси и уразумееши от восхода
словесе, еже отвещати, и еже соградити Иерусалимъ, даже до Христа Старейшины " (Дан. 9, 24. 25).
При других пророчествах можно еще отыскивать хотя предлоги к тому, чтоб написанное
относит к будущему времени; но что в состоянии будут они сказать на это, или вообще, какое
осмелятся сделать возражение? Здесь указан Помазанник (Христос), предвозвещено,
что помазуемый—не просто человек, но Святой святых, что до пришествия Его будет стоять
Иерусалим, и наконец, не станет Пророка и видения во Израиле.
Помазаны были в древности Давид,
Соломон и Езекия; но стояли еще Иерусалим и все место, пророчествовали еще и Пророки: Гад, Асаф,
Нафан, а после них—Исаия, Осия, Амос и другие. Притом, сами помазанные назывались святыми людьми,
а не святыми святых. Если станут указывать на пленение и скажут, что Иерусалима тогда не было;
то скажут ли тоже и о Пророках?
Когда, в древности, народ израильский переселился в Вавилон;
были там Даниил и Иеремия, пророчествовали также Иезекииль, Аггей и Захария.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение Саныч » 18 окт 2019, 20:51

vnifantiy писал(а):... Святой святых ...
Очень интересно, максимально насколько один святой может быть святее другого святого ? Изображение
Лучше быть хорошим человеком, ругающимся матом, чем тихой, воспитанной тварью” /Фаина Раневская/
Аватара пользователя
Саныч
участник форума
 
Сообщения: 1739
Зарегистрирован: 22 янв 2016, 22:13
Откуда: Васюки

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 19 окт 2019, 15:33

ТВОРЕНИЯ СВ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том первый . 2 слово. О воплощении Бога—Слова, и о пришествии Его к нам во плоти.

Вторая часть. Познание истинного Бога .

40) Следовательно, иудеи слагают чистые басни, когда исполнение пророчества с настоящего времени
переносят на времена будущие. Когда во Израили не стало пророка и видения, не с того ли времени,
как пришел Христос Святый святых? Вот знамение и важный признак явления Божия Слова:—Ие-
русалим уже не существует; ни один пророк не возстает, и нет уже у них откровения видений.

Этому и быть надлежало. Когда пришло уже знаменуемое, — какая еще нужда в знаменующем? Когда
наступила действительность, — какая нужда в тени? Для сего-то и пророчествовали, пока не пришла источ-
ная Правда, пока не пришел Искупующий грехи всех. Для сего-то и Иерусалим стоял столько вре-
мени, чтобы поучались там прообразованиям истины. Поелику же явился Святый святых; то справедли-
вость требовала, чтоб запечатаны были видение и пророчество, и прекратилось царство иерусалимское.
Дотоле помазываемы были у них цари, пока не помазан Святый святых. И Иаковъ пророчествует,
что до Него будет стоять иудейское царство, говоря:

" не оскудеет князь от Иуды, и вождь от чресл его, дондеже приидут Отложенная ему: и Той чаяние
языков" (Быт, 49, 10).
Почему и сам Спаситель взываетъ, говоря:
" закон и пророцы до Иоанна прорекоша" (Матѳ. 11, 13).
Итак, если у иудеев доныне есть царь, или пророк, или видение; то справедливо
отрекаются они от пришедшего Христа. Если же нет ни царя, ни видения, но запечатано уже вся-
кое пророчество, и город и храм пленены; то для чего столько нечествуют и грешат, что хотя ви-
дят совершившееся, но отрицаются от совершившего это Христа?
Почему, видя, что язычники остав-
ляют идолов и ради Христа возлагают упование на Бога Израилева, они отрицаются от Христа, Кото-
рый по плоти произошел от Иессеева корня и уже царствует? Если бы язычники стали служить иному
Богу, а не исповедывали Бога Авраамова, Исаакова, Иаковлева и Моисеева; то былъ бы у них хорошій
еще предлог—говорить, что Бог не пришел. Если же язычники чествуют того Бога, Который Моисею
дал закон, изрек обетование Аврааму, и Которого Слово обесчестили иудеи; то почему не признают,
или лучше сказать, добровольно не видят, что Господь, о Котором пророчествуют Писания, возсиял
вселенной и явился в ней телесно, как изрекло само Писание:

" Бог Господь явися нам" (Псал. 117,27);
и еще:
" посла Слово Свое, и изцѣли я" (Псал. 106, 20);
и еще:
"не ходатаи, ниже Ангел, но сам Господь спасе их (Исаи. 63, 9)?
Они в таком же состоянии, как и помешавшийся в уме, который видит
землю освещаемую солнцем, но отрицает освещающее ее солнце. Ибо что еще надлежало сделать
Ожидаемому ими, по пришестви и Своем? Призвать язычников? Но они уже призваны. Сделать, чтобы
не стало ни пророка, ни царя, ни видения? И это уже сделано. Обличить идольское безбожие? Оно уже об-
личено и осуждено. Упразднить смерть? И та уже упразднена
. Что же надлежало сделать Христу, и Им
не сделано? Или что остается еще не исполненным, чтоб иудеям теперь с радостию взяться за это и
утверждаться в неверии? Ибо ежели (как видим) нет у них ни царя, ни пророка, ни Иерусалима, ни
жертвы, ни видения; напротив же того, вся земля наполнена ведением Божиим, и язычники, научае-
мые Словом, Господом нашим Исусом Христом, оставив безбожие, притекают уже к Богу Авраамову;
то и для самых безстыдных иудеев ясно видно, что Христос пришел, что Он всех вообще
озарил светом Своим, и преподал истинное и божественное учение об Отце Своем.—Это и мно-
гое другое в божественных писаниях весьма может служить к обличению иудеев,

(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 20 окт 2019, 15:53

ТВОРЕНИЯ СВ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том первый . 2 слово. О воплощении Бога—Слова, и о пришествии Его к нам во плоти.

Вторая часть. Познание истинного Бога .

41) В рассуждении же язычников даже очень можно подивиться, что смеются они, над чем во-
все не должно смеяться, между тем как в ослеплении своем не видят своего позора, воздавая честь
деревьям и камням.
Впрочем, слово наше не имеет недостатка в доказательствах. Почему, постараемся
и их убедит сильными доводами, заимствованными наипаче из того, что у нас самих перед гла-
зами.
Что у нас несообразного или достойного осмеяния? То, конечно, что Слово, как говорим мы,
явилось в теле? Но и сами они, если будут друзьями истины, сознаются, что в этом нет никакой
несообразности. Если вовсе отрицают они, что есть Божие Слово; то напрасно смеются над тем, чего
не знают. Если же признают, что есть Божие Слово, что Оно—Властитель вселенной, что Им Отец со-
здал тварь, и Его промышлением всё во вселенной озаряется, оживотворяется, и имеет бытие, и над
всем Оно царствует, а потому, из дел промышления познается это Слово, а чрез Него и Отец;то,
прошу вникнуть, не сами ли над собою смеются они, не зная того? Эллинские философы говорят, что мир
есть великое тело. И в этом верны они истине.
Ибо видим, что мир и части его подлежат чув-
ствам. Итак, ежели в мире, который есть тело, есть Божие Слово, и Оно пребывает во всех, со-
вокупно и отдельно взятых, частях мира: что удивительного или что несообразного, когда утверждаем,
что то же Слово пребывало и в человеке?
Если вообще ни с чем несообразно быть Ему в теле
то несообразно пребывать Ему и во вселенной, все озарять и приводить в движение Своим промышле-
нием; потому что и вселенная есть тело. А если прилично Слову пребывать в мире и открывать Себя
во вселенной; то прилично Ему явиться и в человеческом теле, которое бы Им озарялось, и приво-
димо было в действие; потому что и род человеческий есть часть целого мира.
Если же части непри-
лично—соделаться орудием Его к сообщению ведения о Божеств; то гораздо более несообразности—
открывать Ему Себя в целом мире.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 26 окт 2019, 15:32

ТВОРЕНИЯ СВ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том первый . 2 слово. О воплощении Бога—Слова, и о пришествии Его к нам во плоти.

Вторая часть. Познание истинного Бога .

42) Ежели,— когда целое человеческое тело приводится в действие и просвещается человеком,—на-
зовет кто несообразным, чтобы силы человека были и в персте ноги; то всякий почтет его несмыслен-
ным за то, что, дозволяя человеку пребывать и действовать в целом, воспрещает ему быть в
части.
Так, кто соглашается и верит, что во вселенной есть Божие Слово, и Им вселенная озаряется
и приводится в движение, тот не может признать несообразным, чтобы и одно человеческое тело при-
водимо было в движение и озарялось Тем же Словом
. Если же, на том основании, что род челове-
ческий сотворен и произошел из ничего,—по мнению их, неприлично нам говорить о явлении Спаси-
теля в человеке; то значит, что они исключают Слово и из всей твари; потому что вся тварь из
ничего также приведена в бытие Словом. Если же нет несообразности—Слову быть в твари, хотя она
и сотворена; то нет несообразности — быть Ему и в человеке. Ибо, что представляют о целом, то
необходимо представлять им и о частях; а человек, по сказанному выше, есть часть целого
. Посему, во-
все нет неприличия, чтобы Слово было в человеке, и чтобы все в мире Им же и о Нем же озаря-
лось, приводилось в движение и жило, как и их писатели говорят, что" о Нем живем, движемся и
есмы" (Деян. 17, 28). Что же после этого достойно осмеяния в утверждаемом нами, — что Слово в
орудие для явления Своего употребляет то, в чем Оно пребывает?
Если бы не пребывало Оно в
этом, то не могло бы и употребить. Если же допускаем, что Слово пребывает и в целом и в
частях: что невероятного, если Оно, в чем пребывает, в том и являет Себя? Если бы Слово,
всецело пребывая Своими силами в каждой твари и во всех тварях, и все приводя в наилучшее
благоустройство, восхотело вещать и сделать ведомым Себя и Отца Своего чрез солнце, или луну,
или небо, или землю, или воды, или огонь; то никто не сказал бы, что действует Оно несообразно; по-
тому что Оно содержит все в совокупности, и как во всем, так и в каждой части пребывает и не-
видимо являет Себя. Так ничего нет несообразного, если Оно, приводя в благоустройство вселен-
ную и все оживотворяя, и восхотев сделать Себя ведомым чрез людей, в орудие к явлению истины
и к сообщению ведения об Отце, употребило человеческое тело; потому что и человечество есть
часть целого.
И как ум, пребывая в целом человеке, дает о себе знать частью тела, то есть язы-
ком, и никто не скажет, чтобы этим умалялась сущность ума; так, если Слово, пребывая во всем,
употребило в дело человеческое орудие, то это не должно казаться несообразным. Ибо если, по ска-
занному, неприлично Слову употребить тело, то неприлично—быть Ему и в целом.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Пред.След.

Вернуться в Бог и Душа



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: MailRu, vnifantiy и гости: 57

cron
@Mail.ru