vnifantiy » 14 мар 2019, 09:48
ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ОБЛИЧЕНИЯ ГРЕХОВ СВЯТОГОРЦЕВ ПРОШЛОГО СТОЛЕТИЯ.
Глава 60. О манне в пустыне; сравнение с манной милостыни монастырям.
Дал им Бог по прошению их манну, чтобы обрели они в манне утешение, которого желали. Но евреи опять вос-
стали на Моисея; за беззаконность их разверзлася земля и поглотила всех безчинников...
Так и сегодня: не стремятся несчастные приготовлять себя к тому, чтобы достичь во славу Царствующего,
чтобы прославиться с Ним, но возделывают суемудрие суемудренных, требуя и себе того же, к чему стремится мир.
Бог, видя переменчивый нрав ваш, исполнил и исполняет ваши прошения, как у путешествовавшего народа израиль-
ского... Однако мало евреям было того, что получили они манну, стали они еще добиваться того, чтобы собирать ее в
сокровища, как и вы, суемудренные. Евреи усокровиществовали, но труд свой потеряли даром, ибо манна превратилась
в червей. Так и у вас сегодня. Посылает Бог милость, как манну, на Гору сию честную, питает вас милостынею Божиею;
безмерною милостынею христиан, как израильтян манною т. е. на каждый день посылая потребное и запрещая набирать
про запас, но вы, неблагодарные, с ненасытностию израильтян осуемудрились мудрованиями суетными до того, что стали
усокровиществовать милость Божию в воровские ваши ящички... Ей, в червей она и обращается. В каких же червей? Не
так, как у израильтян, т. е. видимо, но червивыми делаются ваши помыслы, которыми вы побуждаетесь к тому, чтобы и
дальше похищать и сокровиществовать милость Божию, расходуя ее для удовлетворения ваших злых
наклонностей.
Евреи сотворили совет, чтобы сокровиществовать манну, но она делалась червивой; когда увидели евреи, что манна
превращается в червей, перестали и не стали сокровиществовать. Вы же стали слепыми и жестокосердыми, подобие
фараонитам, ибо ожесточили сердце свое к милости Божией. Израильский полк, увидав, что манна вкусна, но сокровище-
ствовать ее невозможно, восстал за это на Моисея; в наказание на восставших разверзлась земля и поглотила их. Так и ны-
не. Видите вы милость Бога, Который милует вас безмерной милостынею христиан, стараетесь усокровиществовать ее, но
Бог, чтобы не скопляли, посылает дорогие траты, чтобы не сокровиществовали вы милость Божию; эта милость превраща-
ется как бы в червей, говорим: расходуется вами. Эти дорогие траты и есть червь для сокровиществований милости,
которая чрез сие выкидывается вон, подобно червям, в которых превращались остатки манны
израильской.
Так и сегодня. Видите вы милостыню христиан, что она хороша и вкусна, но сокровиществовать ее не можете; посему,
восстаете против монашеской жизни, дабы изгнать от себя Царицу Спасения. Таким восстанием восстал и полк Корея,
чтобы изгнать от среды своей Моисея, но за это полк поглотила земля. И вы сегодня восстали восстанием на монашескую
жизнь, но за это отверзлась бездна погибели и вы поглощаетесьсею бездною, подобно полку Корея. То же происходит и с
милостыней, которую собирают скитяне с излишком против действительной необходимости; этот излишек, как только
его соберут, превращается в червей. Но как делается она червивой? В вас самих делаются черви; эти черви пожирают
вас, как язва раковой болезни, и вы сами пожираете друг друга, как будто вы и не монахи. Ходите вы, скитяне, в мо-
настырь, там, видя вас, пожирающих друг друга, отбирают от вас зачервившуюся вашу милостыню, чтобы за милость
Божию предали в ваши руки брата, чтобы милостию Божией опередить другого в нанесении ему язвы, чтобы одному другого
пожрать. Видя вас, каковы вы, монастырь отбирает от вас из рук ваших избыток милостыни Божией, как у полка Ко-
рея хищные птицы, но монастырь причиняет тем и своей казне одну язву. Эта язва казны пожирает помыслы и главу
монастырскую, т. е. старших монастыря, а вы, приносящие, пожираете друг друга, кто кого опередит в победе; этою ва-
шею войною начинаете опустошать казну и выкидывать из нее лихву, как червивую манну, на расходы ведения войны,
чтобы тем победить и делать злые свои пожелания; но от этих любоодарений казною военные действия не прекращаются,
выкидывание казны продолжается, на выкинутое набрасываются хищные птицы, пожирая это
сокровище.
Говорим: видят иноязычные агаряне, как вы сами себя пожираете, как из-за милости Божией в вас сделалась одна
язва; стали пожирать вас и птицы агарянские за то, что вы пожираете других с лукавством вашим.
О, безумные и суемудрые! То, что уготовали, кому будет? Что вас заставляет, о злые головы, суемудрствовать между
собою из-за суетных и ложных мира сего, пожирать друг дру- га, как язвою, и раскрывать милость Божию пред птицами
агарянскими?!
Хищная птица имеет обычай разыскивать падаль четвероногого, чтобы напитаться. Когда птица найдет такую падаль,
тотчас собираются и другие птицы, чтобы напитаться ею. Спрашиваю я вас: когда соберутся птицы на падаль, оставят
ли они на ней хоть сколько-нибудь мяса? Не только мяса не оставят, но и кости расклюют... Агаряне тоже подобны хищным
птицам. Агарянин смотрит кругом, где бы ему накормиться неправдами, а вы перед птицами агарянскими выбрасываете
милость Божию ради злых дел непокорства вашего, т. е. заводите тяжбы, даете им взятки, кормите и откармливаете
птиц агарянских безмерною милостию Божией, которая приходит к вам с четырех стран мира, говорим: с запада, юга,
востока и севера. Сии четыре ветра силою всесильного Бога льют, как из источника, милость Божию на эту Гору честную,
но какая от сего польза, когда хищные птицы разносят ее и не дают напояться ею монашеской жизни; все пожирают хищные
птицы, т. е. течет милостыня отовсюду преобильная, но убогие бедствуют, будучи принуждены обременять себя заботами
ради уплаты всяких поборов, милостыня же попадает в монастыри, расхищаясь лихоимцами, тратится на судебные тяж-
бы, которые всецело и пожирают ее, а монастыри разоряются, - что есть и на самом деле. Говорим: монастырские сделались
друзьями с агарянами. Скитяне обирают сосельников своих, монастырские обирают скитян, у монастырских похищают
птицы агарянские, другие похищают их у самих агарян.
О, злая главо, главизны скитян, т. е. старцы скитские! Почему не мирствуете вы между собою, но бегаете каждый
час в монастырь, оскверняя его любодарениями, чтобы он оправдывал вас в злом расположении вашем. Монастырь ста-
рается умирить вас, но когда у вас между собою нет мира, то что сделает с вами монастырь.
О, злая главо монастырская, что заставляет прельщаться любодарениями аскетов и расстраивать скиты от пути мона-
шеской жизни, какими любодарениями они стараются любодарить вас,-дабы творить свои похотения? Т. е. получать
дозволения на разные отступления от строгих скитских правил.
(продолжение далее).