vnifantiy » 20 мар 2019, 13:46
ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ОБЛИЧЕНИЯ ГРЕХОВ СВЯТОГОРЦЕВ ПРОШЛОГО СТОЛЕТИЯ.
Глава 66. Призыв святогорцев к покаянию для предотвращения нашествия.
О, преподобнейшие отцы, находящиеся в Горе сей честной, сосуде спасения, кайтесь и не соперничайте друг с другом
в погибели. Ей, соревнуйте друг с другом, но в чем соревнуйте? Соревнуйте друг с другом во спасении, а
не в погибели. Смотрите, чтобы иметь на себе оружие монашеской жизни, быть уготовленными покаянием,
чтобы, когда найдет нашествие, обрело бы вас сие нашествие в покаянии. И, когда найдет нашествие на вас, то одно из
двух должно с вами произойти (т. е. погибель нераскаянных и мученический венец каявшимся). Если застанет вас нашест-
вие в покаянии, то вчинит вас Бог в лик мучеников.
Печалуется и много милосердует о вас Бог, но будьте и вы достойны печали. Печалюсь я, как бы не обрело вас на-
шествие нераскаянными, тогда потеряете вы венец и награды мученические покаяния
(т. е. кающимся).
О, преподобнейшие отцы! Имейте хоть оружие монашеской жизни в руках, т. е. не слагайте оружия покаяния; тогда вы
уготовите себя - «аможе радующиеся». Если же не имеете покаянных слез, то имейте хотя склонность к оружиям света
монашеской жизни. Оружия же сии суть: да имеете безпопечительность о теле вашем, да печетесь о спасении своем.
То, что проглаголали уста Божия Нафану, то и сказал Нафан Давиду: «Вот послал меня Бог к тебе по причине безза-
кония, так как содеял ты два зла в беззаконии твоем (т. е. согрешил с женою и убил мужа); соделал грех исчисления
народа, сделалось три беззакония, говорим: прелюбодеяние, убийство и исчисление народа; явились три язвы на главу
твою, дабы поглотить тебя. Проси из трех (кар) одну, какую хочешь получить!..» И я, подобно Нафану, глаголю вам от
уст Божиих: так как впали вы в любостяжание и, -подобно Давиду, - в прелюбодеяние, то востаньте и так же искренно,
как Давид, кайтесь в беззаконии том. Вы убили и убиваете спасение свое, с сокровиществованием заботы, подобно Да-
виду, который убил Урию, а потом взял за себя Вирсавию для того, чтобы не назвали его противозаконником, если бы
он взял жену при жизни ее мужа. Так и вы убили спасение ваше, (сочетались) с любостяжанием и, став любостяжателями,
совершаете злое нашествие на (монашескую жизнь), подобно (восстанию) полчища Корея. Ибо любостяжание и сокровищест-
вование есть причина беззакония; из-за них происходит два зла в монашеской жизни. Говорим: ненасытное любостяжание
и барское или начальственное - игемоническое (досл.: любостяжание ненасытства и наряжение игемоническое), для тела
гордостного. Делатели этих двух зол творят нашествие и из-за сего нападают друг на друга, стали язвою, и пожирают
друг друга. Сверх этих язв обдержит вас еще одна - плотское пристрастие к юным. Вы пожираетесь этим пристрастием к
юному, оно, как язва, пожирает вас. Из-за этих юных (т. е. из-за того, что держите их), совокупляетесь вы друг с другом,
сваливаетесь в треклятой нечистоте; как же будет жительствовать в вас благодать Всесвятаго Духа! Сии беззакония сде-
лались тремя язвами на главе вашей, дабы поглотить вас. Выбирайте за это одну из трех кар. Которую захотите понести,
ту и получите.
Возьмитесь за первую (т. е. покарайте сами себя покаянием) - покажите истинное покаяние Богу, возделывайте отныне
жизнь прежних отцов, исправьте настоящую жизнь вашу, которая не богоугодна, но омерзительна пред Богом.
2) Или найдет на вас ангел сатанин, то есть нашествие на главу вашу, подобно нашествию раифскому.
3) Или получите ниспогружение тела вашего и всех тех, что к телу.
Примечание: Второе уже сбылось, третье же - отчасти, ибо был многодневный дождь, произведший большие разрушения,
но вполне это проречение еще должно сбыться в будущем.
Много гневается на вас Бог, так как позабыли вы цель, ради которой пришли в сию честную Гору. Цель вашего при-
шествия сюда была спасаться, но вы пришли и убили спасение свое невниманием вашим. Пришли с тою целью, чтобы спа-
саться, но небрежение ваше сделало то, что вы погубили себя и стали погибающими. Ради этого и говорю я вам: много гне-
вается на вас Бог за хищения, любостяжание, плотское наслаждение нечистотою, враждострастие и осуждение. Разгне-
вали вы этим Бога против себя более, нежели фараон.
Дивлюсь я Богу, как это Он еще долготерпит вам с безмерною милостию милосердия! Дивлюсь я и вашему, при всем этом,
безчувствию! Что станется с вами потом за такое ваше безчувствие?! Но вы не ощущаете того, что вы безчувственны! О,
если бы вы восчувствовали безчувствие свое, имели бы хотя малое рассуждение о безчувствии своем, но из дел ваших
явствует, что нет в вас ни рассуждения, ни чувства спасения своего. Попечение же о спасении сие (т. е. тому, кто начинает
пещись о спасении своем, доставляет) - неисследимое море благости, путеводительство покаяния. И это есть (т. е. этим
достигается): прибежище, путевождь покаяния. Это есть: совершение неисследимого (т. е. достижение недомысленных
благ духовных чрез начало попечения о спасении своем). И это есть: вера, кротость, любовь, целомудрие, смирение, мо-
литва и (надежда) (последнее - прибавление переводчика: т.к. есть седьмая).
Если говоришь о Боге, что Он Бог истины, но кротости не будешь иметь, как возможешь приблизиться (придвоиться)
к Творцу твоему, Который есть Бог и неисследимое море благостыни? Если имеешь кротость, а любви не имеешь, как
возможет сожительствовать с тобою благодать Господа нашего Исуса Христа, Который воплотился, был заушаем, бичуем
и осмеян - кого ради? Не ради ли чрезмерной любви Своей пролил Он свою кровь за тебя? Как же тебе в царство Его
приити без всякой любви? Если же имеешь любовь, целомудрия же иметь не будешь, то как возможешь вкушать Пречистое
Тело Его и пить Кровь Его, которые суть чистейшие и светлейшие паче чистоты и света солнечного! Если имеешь цело-
мудрие, а смирения не имеешь, как возможешь молиться и приносить молитву твою, как жертву хвалы пред Него, Ко-
торый есть смирен и смирил Себя, тебя ради, даже до смерти, и смерти крестной, Который вопиет и говорит: «Научитеся
от Мене, яко кроток есм и смирен сердцем».
(продолжение далее).