Проповеди монаха

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 10 мар 2018, 14:28

Паисий Святогорец. Слова. Том V. Страсти и добродетели

Раздел 2. Добродетели.
«В коем есть духовная красота, рождаемая добродетелью, тот светится Божественной Благодатью. Так как, приобретая добродетели, человек приобретает обожение, а потому излучает свет, Божественная Благодать его выдает»


Часть пятая. Доброе беспокойство
Если не будем забывать, что наша цель на земле – это стяжание Царствия Божия, тогда в нас войдет доброе беспокойство. Это беспокойство рано или поздно принесет нашу душу в область духовного, где она найдет в изобилии кислород, оживет и высоко воспарит

Воспримем близко к сердцу вопрос спасения нашей души

– В житии старца Хаджи-Георгия Вы пишите: «Заинтересованность в спасении души смиряет тело и умерщвляет страсти». Во мне нет этой заинтересованности...

– Главное, что твои ум и сердце не заняты этим. Ум и сердце должны быть постоянно сосредоточены на том, как добраться до конечной цели, которая есть Царствие Небесное. Когда сердце болезнует о спасении души, то и ум идёт туда, где боль сердца. Всё дело в боли. Когда болит, ты не хочешь ни есть, ни спать. В ком есть доброе беспокойство, тот всё воспринимает близко к сердцу. Похоже, что ты ещё не поставила себе целью Небо, у тебя цель – земля. Ещё не приняла близко к сердцу вопрос спасения своей души. Но если не принять близко к сердцу этот вопрос, на что можно рассчитывать?

Нам не может быть безразлично спасение собственной души. Мы постоянно должны думать о том, как спастись. Если мы не будем об этом думать, то останемся привязанными к земному и будем постоянно находиться в состоянии застоя. Если не будем забывать, что наша цель на земле – это стяжание Царствия Божия, тогда в нас войдёт доброе беспокойство. Это беспокойство рано или поздно перенесёт нашу душу в область духовного, где она найдёт в изобилии кислород, оживёт и высоко воспарит.

Бог наделил человека умом не для того, чтобы он постоянно думал о том, как бы найти самый быстрый способ перемещения из одной точки света в другую, но чтобы он прежде всего думал о главном как достигнуть конечной цели – прийти к Богу, достичь страны истинной, рая.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 11 мар 2018, 07:10

Паисий Святогорец. Слова. Том V. Страсти и добродетели

Раздел 2. Добродетели.
«В коем есть духовная красота, рождаемая добродетелью, тот светится Божественной Благодатью. Так как, приобретая добродетели, человек приобретает обожение, а потому излучает свет, Божественная Благодать его выдает»

Часть пятая. Доброе беспокойство
Если не будем забывать, что наша цель на земле – это стяжание Царствия Божия, тогда в нас войдет доброе беспокойство. Это беспокойство рано или поздно принесет нашу душу в область духовного, где она найдет в изобилии кислород, оживет и высоко воспарит

«Даждь премудрому вину, и премудрейший будет» (Притч.9,9)

– Что для безразличного человека может послужить толчком к тому, чтобы начать жить духовной жизнью?

– Подтолкнуть может многое, если он сам хочет идти вперёд. А если сам не хочет, то просто покроется ранами, как вол, которого колешь стрекалом, чтобы он шёл быстрее, а он не идёт, покрывается ранами от стрекала, а толку нет.

– Геронда, если у человека есть благое произволение и ты ему даёшь толчок, разве Бог не поможет ему чего-то достигнуть?

– Да, Бог поможет, но от толчка он должен бежать. Иначе устаёт и тот, кто толкает. Когда человек всё время топчется на одном месте из-за того, что не хочет исправляться, это очень утомительно для того, кто пытается ему помочь.

Если в человека не войдёт доброе беспокойство, чтобы он мог начать двигаться и совершать духовную работу, у него не будет духовного преуспеяния, он будет как квадратное колесо, которое нужно то и дело толкать. Толкаешь – «брык», встало. Опять толкаешь, «брык», встало. Разве можно так ехать? Если впереди долгий путь, разве можно толчками его преодолеть? А духовный путь долог не сто и не двести метров.

– Геронда, как возбуждается доброе беспокойство?

– Допустим, я читаю душеполезную книгу и останавливаюсь на том месте, которое на меня производит впечатление, – словно нашёл драгоценный камень и хочу посмотреть, что это за камень, исследую его. Применяю к себе, потом спрашиваю, правильно ли я его понял и старюсь исполнить в жизни. Потом спрашиваю, правильно ли я исполняю. Так постепенно я учусь идти правильным путём в духовной жизни. Об авве Исааке мне никто не рассказывал, но однажды продавец бакалейной лавки завернул мне селёдку в лист журнала «Святогорская библиотека». Когда я её разворачивал, мой взгляд упал на текст, напечатанный на бумаге. Он был из святого Исаака. Я взял бумагу, высушил на солнце, прочитал и был поражён. За этим чтением я провел год; читал и перечитывал отрывок и так полюбил святого Исаака. Потом задался вопросом, есть ли его книга? Искал и боялся найти и взять в руки эту книгу. А вы столько всего читаете, неужели ничего из того, что читаете, не производит на вас впечатления? Записывайте то, что вам особо запоминается. Если будете записывать и постоянно об этом думать, то не сможете легко забыть и станете исполнять.

Некоторым говоришь всего два-три слова, и глаза у людей сразу начинают блестеть. Записывают то, что слышат на клочке бумаги, исполняют и идут вперёд. Разве Соломон не сказал: «Даждь премудрому вину, и премудрейший будет» (Притч.9,9)? А другие, хотя столько всего услышали и столько получили, ничего не делают, потому что в них не вошло доброе беспокойство. Приходят и просто описывают мне своё состояние, не имея доброго беспокойства о подвиге. Очень поверхностное отношение. Я не понимаю! Неужели им всё ясно в духовной жизни? Совсем нет вопросов?

Как только в человеке возникает доброе беспокойство, он начинает следить за тем, чего ему не хватает, спрашивает, как это можно приобрести и извлекает духовную пользу. Как можно узнать, если не спрашивать? Как-то я ехал вместе с одной супружеской парой, с ними был маленький ребёнок. Малыш всю дорогу не оставлял отца в покое, спрашивал то одно, то другое. «Папа, это что такое? Папа, а это почему?» «Отстань, у папы уже голова от тебя болит», – говорила ему мать. «Пусть спрашивает, – говорил отец, – как он узнает, если не будет спрашивать?» Так же и в духовных вопросах.

Чтобы вам лучше понять, какое духовное делание у того, кто имеет доброе беспокойство, я должен вам рассказать, что за вопросы занимают здесь одну из сестёр. Смотрю на неё и радуюсь. Чтобы ответить даже на один из вопросов, что она мне задаёт от доброго беспокойства, а не ради праздного любопытства, требуется исписать целую тетрадь. У неё великое доброе беспокойство, она многое улавливает, подвизается ревностно, потому и получает большую благодать. Когда человек старается найти, в чём у него недостаток и пытается исправиться, смиряется, то приходит Благодать Божия, и с этого момента он идёт уже ровно.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 12 мар 2018, 12:57

Паисий Святогорец. Слова. Том V. Страсти и добродетели

Раздел 2. Добродетели.
«В коем есть духовная красота, рождаемая добродетелью, тот светится Божественной Благодатью. Так как, приобретая добродетели, человек приобретает обожение, а потому излучает свет, Божественная Благодать его выдает»

Часть пятая. Доброе беспокойство
Если не будем забывать, что наша цель на земле – это стяжание Царствия Божия, тогда в нас войдет доброе беспокойство. Это беспокойство рано или поздно принесет нашу душу в область духовного, где она найдет в изобилии кислород, оживет и высоко воспарит

Доброе беспокойство не прекращается никогда

– Геронда, я беспокоюсь, что не подвизаюсь как нужно.

– Чувствуешь страх?

– Нет, но почему у меня это беспокойство?

– Дорогая, есть спокойное беспокойство и неспокойная тишина. Доброе беспокойство у нас должно быть всегда, не было бы страха. Если человек правильно подвизается, он никогда не бывает доволен собой, в нём всегда есть некоторое беспокойство, происходящее от его любочестных стараний.

– Геронда, наступает когда-нибудь такой момент, когда человеку, который подвизается, уже не нужно доброе беспокойство?

– Нет, потому что доброе беспокойство не прекращается никогда в этой жизни. «Тецыте, да постигнете» (1Кор.9,24) (то есть «бегите, чтобы получить»), – говорит апостол Павел. Человек бежит, сколько живёт, чтобы обрести Христа, и никогда не останавливается. Бежит и чувствует не усталость, а радость.

Чтобы стало понятно, приведу вам один пример: хорошая гончая, учуяв зайца, не стоит возле охотника, а срывается с места, бежит и ищет зайца. Бежит, потом ненадолго останавливается, принюхивается, опять бежит. Она не может стоять на месте. Её ум занят тем, как найти зайца. Она не глазеет по сторонам. Для неё больше радости в беге, чем в стоянии на месте. Жизнь для неё в беге и поиске.

Вот такое трезвение нам нужно иметь. Ум наш должен постоянно стремиться ко Христу, потому что Он – наша цель. А мы, хотя взяли след, хотя знаем дорогу, знаем куда идти, чтобы встретить Христа, часто стоим на месте, не двигаемся вперёд. Если бы мы не знали пути, то наше стояние на месте имело бы оправдание.

Помню, у моего отца в Конице были две хорошо обученные борзые. Как-то раз псаломщик храма святого Арсения Продромос Корцинбглу попросил у него щенка той же породы, для охраны стада, чтобы пёс лаял, когда приближается волк. Отец дал ему одного щенка. Сосед у Корциноглу был заядлым охотником, но его собака заболела, и он очень сокрушался, что оставался без охоты. Продромос узнал об этом и говорит ему: «Не переживай, я дам тебе свою собаку, она той же породы, что и Эзнепидиса». Сосед обрадовался, взял собаку и пошёл на охоту. Пришёл он в лес, махнул рукой, как обычно делают охотники, подавая собаке команду искать, а пёс, вместо того чтобы бежать, стал вертеться вокруг него, лизать ноги и тыкаться в ладони, ища хлеба! Видите, собака была хорошая, породистая, но не натасканная на зайца, потому и вертелась всё время вокруг охотника.

Но вы, я думаю, напали на след, будете постоянно бежать, взыскуя Христа, чтобы сердце исполнилось Им настолько, что не вмещало бы больше и вы стали бы просить: «Боже мой, хватит, я больше не могу».
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 13 мар 2018, 13:42

Паисий Святогорец. О молитве. Том VI.

ПЕРВАЯ ЧАСТЬ. ОБЩЕНИЕ С БОГОМ
«Блаженны установившие связь с Небом и по благочестию пребывающие в общении с Богом»

Глава 1. Молитва есть разговор с Богом

«Блаженны установившие связь с Небом»

– Геронда, что значит для Вас молитва?

– Посылаю сигнал, прошу помощи. Постоянно прошу помощи у Христа, у Божией Матери, у святых для себя самого и для других. Если не буду просить, то и не получу. Помню, во время гражданской войны нас окружили мятежники, тысяча шестьсот человек. Наших было только сто восемьдесят. Мы укрепились за горой. Если бы мятежники нас захватили, то поубивали бы всех. Я пытался установить антенну, чтобы связаться с центром. Но ничего не получалось: её сбивало огнём. Капитан кричит: «Бросай, давай сюда, помогай таскать гранаты». Иногда он отбегал к пулемётам, проверить как там дела. И только он уходил, я тут же бежал к рации. Пока он отдавал приказы, я пробовал установить антенну, а потом снова бежал помогать таскать ящики, чтобы командир не ругался. В конце концов, с помощью палки и сапёрной лопатки я смог поднять антенну и установить связь. Сказал всего два слова. И всё, этого было достаточно! Утром подоспела авиация, и нас спасли. Шутка, сто восемьдесят человек были в окружении у тысячи шестисот и смогли выбраться?

Тогда-то я понял великую миссию монаха – помогать молитвой. Мирские говорят: «Чем занимаются монахи? Почему не идут в мир помогать людям?» Это всё равно, что говорить радисту: «Ты чего возишься с рацией? Бросай её, бери винтовку и иди стреляй».

Даже если мы установим связь со всеми радиостанциями мира, не будет нам от этого никакой пользы, если не будем иметь небесного общения с Богом, просить и получать от Него помощь. Блаженны установившие связь с Небом и по благочестию пребывающие в общении с Богом.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 14 мар 2018, 13:01

Паисий Святогорец. О молитве. Том VI.

ПЕРВАЯ ЧАСТЬ. ОБЩЕНИЕ С БОГОМ
«Блаженны установившие связь с Небом и по благочестию пребывающие в общении с Богом»

Глава 1. Молитва есть разговор с Богом

Христос даёт нам возможность общения с Ним

– Геронда, мои боль и печаль – это молитва. Я сильно в ней отстаю. Что мне делать?

– Говори со Христом, Божией Матерью, ангелами и святыми просто и не задумываясь, на любом месте, и проси чего хочешь. Говори: «Господи, или, Матерь Божия, Ты знаешь мой настрой. Помоги мне!» Вот так просто и со смирением говори с Ними о том, что тебя беспокоит, а уже потом произноси молитву: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя».

– Геронда, я не молюсь со вниманием.

– Когда молишься, думай, с кем говоришь. Ты говоришь с Богом! Неужели это неважно? Когда кто-то говорит с каким-нибудь высокопоставленным чином, то с каким вниманием произносит каждое слово! Следит, чтобы не сказать какой глупости, порой даже дар речи теряет от смущения. Если с человеком мы с таким вниманием говорим, то с каким вниманием надо говорить с Богом? Малое дитя, когда идёт говорить с отцом или каким-либо взрослым человеком, испытывает смущение. А когда собирается сказать что-то учителю, которого к тому же немного побаивается, то смущается ещё больше. А мы говорим
с Самим Богом, Божией Матерью, святыми и этого не понимаем?

– До прихода в монастырь, геронда, я монашество связывала с молитвой. А теперь мне трудно молиться и я считаю, что молитва это самое тяжёлое и утомительное дело.

– Ты вроде филолог по образованию? Тебе нравится говорить и ты не устаёшь от разговоров с людьми. А со Христом, Который удостаивает тебя беседы, тебе говорить трудно. Это уж как-то слишком. Всё равно, что сказать: «Ох, нужно идти говорить с царём. Неохота, да делать нечего. Придётся идти». Христос даёт нам возможность общаться с Ним постоянно в молитве, а мы этого не хотим? Вот это да! И удивительно то, что Он Сам хочет нам помогать, лишь бы мы к Нему обращались, а нам лень!

– Геронда, я часто впадаю в пустословие, а потом огорчаюсь.

– Разве не лучше разговаривать со Христом? Кто говорит со Христом, никогда не раскаивается. Конечно, пустословие – страсть, но если пользоваться им в духовных целях, то оно может стать началом молитвы. Другим даже лень говорить. А в тебе есть сила и порыв к разговору. Если будешь использовать это в духовных целях, то твоя душа освятится. Постарайся с людьми говорить только о необходимом и всё время говорить со Христом. Стоит тебе завести с Ним смиренную беседу, как перестанешь замечать, что происходит вокруг: таким сладким и интересным будет это общение. Меня разговоры даже и на духовные темы утомляют, а я в молитве по-настоящему отдыхаю.

Молитва – это разговор с Богом. Я иногда завидую людям, жившим во времена Христа, ведь они видели Его своими глазами и слышали своими ушами, даже могли с Ним говорить. Но думаю, что мы находимся в лучшем по сравнению с ними положении, потому что они не могли часто беспокоить Его своими нуждами, а мы можем в молитве постоянно общаться со Христом.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение Фантом » 14 мар 2018, 21:06

Уважаемый vnifantiy, Вы обещали ответить на мои вопросы. Но прежде, чем обратиться к Вам за советом, хочу уточнить какую конфессию Вы представляете?
Аватара пользователя
Фантом
участник форума
 
Сообщения: 558
Зарегистрирован: 28 июл 2013, 16:31

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 15 мар 2018, 12:54

Фантом писал(а):Уважаемый vnifantiy, Вы обещали ответить на мои вопросы. Но прежде, чем обратиться к Вам за советом, хочу уточнить какую конфессию Вы представляете?



Доброго здоровья.
Русская Православная Старообрядческая церковь.
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 15 мар 2018, 12:58

Паисий Святогорец. О молитве. Том VI.

ПЕРВАЯ ЧАСТЬ. ОБЩЕНИЕ С БОГОМ
«Блаженны установившие связь с Небом и по благочестию пребывающие в общении с Богом»

Глава 1. Молитва есть разговор с Богом

Желание молитвы

– Геронда, как нужно молиться?

– Себя ощущай маленьким ребёнком, а Бога своим Отцом и проси Его обо всём, в чём имеешь нужду. Беседуя таким образом
с Богом, тебе не захочется потом от Него отходить, потому что только в Боге человек обретает безопасность, утешение, невыразимую любовь, соединённую с божественной нежностью. Молитва означает поместить Христа к себе в сердце, возлюбить Его всем своим существом. «Возлюбиши Господа Бога твоего от всего сердца твоего, и от всея души твоея, и всею крепостию твоею, и всем помышлением твоим», – говорит Священное Писание.
Когда человек любит Бога и имеет общение с Ним, ничто земное его не прельщает. Он делается словно безумный. Поставь безумцу самую лучшую музыку: она его не трогает. Покажи самые прекрасные картины: он и внимания не обратит. Дай самые вкусные блюда, самую лучшую одежду, самые прекрасные ароматы: ему всё равно, он живёт в своём мире. Так и человек, имеющий общение с миром небесным: он весь там и ни за что не хочет с ним расстаться. Как нельзя ребёнка оторвать от объятий матери, так нельзя оторвать от молитвы человека, который понял её смысл. Что чувствует ребёнок в объятиях матери? Только тот, кто почувствует присутствие Бога, а себя почувствует маленьким дитём, может это понять.

Я знаю людей, которые, когда молятся, ощущают себя маленькими детьми. И если кто-то услышит, что они говорят во время молитвы, то скажет, что это маленькие дети. А если увидит, какие делают при этом движения, то скажет, что эти люди сошли с ума! Как дитя бежит к отцу, хватает его за рукав и говорит: «Не знаю как, но ты должен сделать, что я прошу». С такой же простотой и дерзновением эти люди просят Бога.

– Геронда, может ли наше желание молитвы родиться от некоей эмоциональной потребности в общении, в утешении ?

– Даже если оно родится от какой-нибудь доброй эмоциональной потребности в Боге, разве это плохо? Однако, похоже, что ты всё пребываешь в забывчивости и только в нужде обращаешься к молитве. Ясно, что Бог для того попускает случаться у нас разным нуждам и затруднениям, чтобы мы прибегали к Нему, но лучше, когда по любви ребёнок бежит к своему отцу или матери. Возможно ли представить ребёнка, знающего, как его любят родители, которого приходилось бы силой заставлять идти на руки к матери или отцу?

Бог есть нежный Отец, и Он любит нас. Поэтому нужно с нетерпением ждать часа молитвы и никогда не насыщаться общением с Ним.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение Фантом » 15 мар 2018, 19:42

vnifantiy писал(а):
Фантом писал(а):Уважаемый vnifantiy, Вы обещали ответить на мои вопросы. Но прежде, чем обратиться к Вам за советом, хочу уточнить какую конфессию Вы представляете?

Доброго здоровья.
Русская Православная Старообрядческая церковь.

Удивительное дело, но именно так и предполагал, когда просматривал Ваши посты в этой теме.
Судя по всему, Вы очень образованный в своей сфере человек. И у Вас наверняка в иерархии имеются старинные книги, вроде той которую вы публикуете здесь на сайте.
Вопрос мой следующий. Мы миряне, ведем полемику в соседнем топе форума об истории России и о Питере, кто и года его образовал. Так вот не попадались ли Вам в церковных писаниях воспоминаний монахов того периода, о каких либо событиях, когда произошел раскол на Древлеправославную церковь Христова и Русскую православную церковь. Не было ли это связано с тем, что Ваша конфессия не захотела принимать переписывание не только церковных канонов но и всей светской истории России?
Аватара пользователя
Фантом
участник форума
 
Сообщения: 558
Зарегистрирован: 28 июл 2013, 16:31

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 16 мар 2018, 04:52

Фантом писал(а):Вопрос мой следующий. Мы миряне, ведем полемику в соседнем топе форума об истории России и о Питере, кто и когда его образовал. Так вот не попадались ли Вам в церковных писаниях воспоминаний монахов того периода, о каких либо событиях, когда произошел раскол на Древлеправославную церковь Христова и Русскую православную церковь. Не было ли это связано с тем, что Ваша конфессия не захотела принимать переписывание не только церковных канонов но и всей светской истории России?


Доброго здоровья уважаемый Фантом.
Историю пишут победители : К власти пришли никониане если ими были исправлены Богослужебные книги и сильно сокращена служба. То и историю поправили под свои нужды.
Насчет Питера не имею информации кроме официальной истории. Буду иметь ввиду вашу просьбу если что попадется напишу в личный раздел.
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Пред.След.

Вернуться в Бог и Душа



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 48

cron
@Mail.ru