Проповеди монаха

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 28 янв 2019, 12:35

ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ОБЛИЧЕНИЯ ГРЕХОВ СВЯТОГОРЦЕВ ПРОШЛОГО СТОЛЕТИЯ.

Глава 27. Убеждение хранить целомудрие и остерегаться пристрастия к юным.


О, преподобнейшие священники, священномонахи и вы, досточтимейшие монахи, находящиеся здесь в честном
спасительном сосуде! Почему не держите в себе спасительной чистоты и целомудрия, но обрела место среди
вас некая нечистота мужеложственная? (Следует заметить, что под нечистотой мужеложственной подразумевается
не только самое мужеложство, но и сердечное пристрастие одного брата к другому или преувеличенная взаимная сим-
патия, распаляемая врагом, что относится к нечистоте мужеложства, ибо все это есть зародыш противоестественной
страсти). Увы, кто свободен от этой брани, называемой древними отцами «страстию постыдной!»
(см. авву Дррофея).
Следует остерегаться и сего первого пристрастия (1) , доводящего до страшного греха, от которого трепещут бесы, имея страх
того нестерпимого пламени огненного... Земля трепещет, когда глядит на сие треклятое деяние мужеложственное; как же
вы осмеливаетесь возделывать ужаснейшее беззаконие треклятейших мужеложцев, которые не чувствуют, что станет с
ними и что будет им после... Ныне время соблюдать себя от грядущего пламенного огня отмстительного...
Если демоны здесь трепещут, тем паче подобает остерегаться сего вам. Но бес ныне кует по обычаю бесовскому, т. е.
раздувает угли, накаливает железо плоти человеческой огнем страстей и сокрушает молотом, люди же, слушая такое ко-
вание, падают ныне на наковальню бесовскую. Говорим: ложится человек всею мыслью своею под молот блуда, слас-
толюбия, зависти, неблагодарности, обиды, любостяжания, под молот мужеложства, малакии... И в другие ужаснейшие
страсти уклоняются люди ныне. Мало-помалу все больше и больше стремятся люди на наковальню бесовскую и лишь к
сему прилагают усиленное попечение. Говорим: возымели люди ныне попечение о красотах тленных, о наслаждениях земных,
попечениях головокружительных и помрачающих многосуетствах. Вожделение похоти и возбужденная страсть есть как
бы некая язва рака в человеке, которая сама собою все больше и больше проникает в тело и растлевает.
В ком она воз-
никла, тот стремится предаться ей, растлевается многопопечением тленного похотения, обуревается многошумием сокро-
виществования, помрачает себя многоразнообразными и похотливыми постройками, похотствует созидать палаты великие
и красивейшие, дабы валяться в них, подобно свиньям, во блате распутства, позабыв Всесильного Бога, дабы соделывать
с безстрашием мужелюбодейную противоестественность, возделывая постыдное беззаконие.
Прежние пустынники, имевшие благодать Всесвятаго Духа, взирая на сей пламень огненный, т. е. видя в себе возгорание
страсти мужелюбной и ощутив пламень сего, убегали в горы и пещеры, чтобы не иметь никакого обращения и собеседования
с юными, чтобы не настигло их пламя похоти и не повлекло внутрь пламени огненного, которым наказуется сие проти-
воестественное беззаконие. Сие противоестественное беззаконие удаляет человека от Бога. Сие проклятое беззаконие удаляет
от благодати Божией! Сие проклятое беззаконие удаляет от благодати Божественного Крещения! Сия проклятая любовь
плотского деяния, малакийного беззакония удаляет от благодати девства, растлевает елей целомудрия, гасит светильник
молитвы и затворяет врата покаяния.

Когда человек окажется внутри пламени огненного, то взыщет он тогда милости покаяния и скажет: «Господи, отверзи
нам». Господь же милостей и щедрот, являвший безконечное милосердие Свое, ответит ему так: «Аминь, аминь, говорю
вам, не вем вас, отступите от Меня все делающие беззакония!»


(1) Т. е. внутреннего мужеложства - мужеложства помыслов.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 29 янв 2019, 12:31

ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ОБЛИЧЕНИЯ ГРЕХОВ СВЯТОГОРЦЕВ ПРОШЛОГО СТОЛЕТИЯ.

Глава 28. Бдите и берегитесь любостяжания.


О, преподобнейшие отцы, живущие в сей Святой Горе, почему вы не бодрствуете в молитвах, ибо не знаете ни
годов, ни месяцев, ни недель, ни дней, ни часов, т. е. не ведаете, когда наступит час смертный? Ибо се испол-
нение назначенного числа лет жизни приближается, и блажен тот раб, его же (Господь его) обрящет бдяща,
недостоин же паки, его же обрящет унывающа;
блюдите убо, о, преподобнейшие, в монашестве пребывающие, да не сном
греховным отяготитеся, да не смерти преданы будете, но воспряните, взывая со смиренным и сокрушенным сердцем, т.е.
восставайте на молитву пред Женихом Божественным, прибежищем нашим, Его же трепещут и трясутся херувимы и
силы небесные; возопийте: «Приими нас кающихся». Явите покаяние свое пред безграничной милостию милосердия Его,
с которым Он долготерпит и долготерпел вам доныне. Однако вы ныне прогневляете Его еще больше, усиливая против себя
негодование Божие. Вы сами ищете того, чтобы пришел гнев Божий на вас. Бог долготерпит, но вы Его прогневляете. Бог
вас милует по безграничной милости, но вы побуждаете Его негодовать на вас. Бог милосердует о вас по безграничному
милосердию Своему, но вы навлекаете на себя гнев Его ради беззаконий ваших. Наказанием будете наказаны вы за деяния,
которые содеяли и делаете доныне. Спросите: какое деяние мы содеяли, и какое возделывание возделываем? Что вопро-
шаете меня о сем?
Аминь, аминь, глаголю вам, никогда не имеете вы ока вашего к праведности, т. е. никогда ни о вещах, ни о людях,
ни о событиях не судите праведно и справедливо, но всегда пристрастно, прелестно или мнительно; никогда не имеете
ока вашего в целомудрии; никогда не имеете ока вашего во смирении, т. е. ума; никогда не имеете ока в посте; никогда
не имеете ока кротости; никогда не имеете ока любви; никогда не имеете ока безпопечительности; никогда не имеете ока
нестяжательности; никогда не имеете ока милосердия; никогда не имеете ока взаимной любви. Соединяетесь и едино бываете
в неправде; соединяетесь и едино бываете в нечистоте ума; соединяетесь и едино бываете во гневе, презорстве, враждо-
борстве, заботном многошумии, сребролюбии, стяжании сребра, злата и дел рук человеческих; соединяетесь и едино бываете
в хищении неправедном, в осуждении взаимном, в оклеветании, в замыслах о предметах вещественных; соединяетесь и едино
бываете во всех земных делах земли. Такое единение творите и так соединились вы со всем этим, как древо соединяется
с плющом.
Когда древо совокупится со плющом, то плющ будет господствовать над древом.
Спрашиваю я вас: когда совокупится плющ с древом, чье естество хилеет - древа или плюща? Ясно, что естество древа
расслабляется, плющ же становится господином над древом. И ныне люди совокупили монашескую жизнь с волнением
о мирских предметах, соединились с сею заботою мирскою, как древо с плющом, соединились с попечением о многораз-
личных снедях, с многосозиданием палатных зданий, с мягкими ложами ради плотского угождения, чтобы укреплялась
плоть, а душа в этих палатах заражалась бы проказою.

(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 30 янв 2019, 13:31

ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ОБЛИЧЕНИЯ ГРЕХОВ СВЯТОГОРЦЕВ ПРОШЛОГО СТОЛЕТИЯ.

Глава 29. У монаха-любостяжателя лишь одежда овчая, а сердце волчье.


Ныне о сем только и заботятся, т. е. о стяжаниях, насаждениях и сооружениях земных; из-за сего только и вол-
нуются, и сими помрачаются; носят лишь одежду овечью, сердце же имеют волка;
волк есть зверь неукрощаемый;
так и они, т. е. любостяжатели, свирепствуют против монашеской жизни, подобно диким зверям, звероумы-
шляют друг друга, как бы одному одолеть и низвергнуть другого, говорим: малый великого и великий малого; т. е.
великие в монастырях притесняют малых келлиотов, а младшие в обителях уничижают старших - так, что не различишь,
кто здесь великий и кто малый!..
Воистину, право то сказанное слово, что придет время, когда не будет признаваться голова ногами и ноги головой...
(т. е. иссякнет любовь и доверие между начальствующими и подчиненными).

Ох, ныне настало время, когда всюду творится беззаконное правонарушение, люди преступают права друг друга, сутяж-
ничают друг с другом, стараясь опередить один другого в жалобе; один на другого старается первым напасть, а тот
тому старается отомстить!..

Вследствие сего утратил человек сущность монашеской жизни, главизну спасения, т. е. взаимную любовь, мысленное прео-
сияние; облекается лишь в шкуру овечью, сердце же у него - волчье, помысел - львиный, разговор - змииный, хотя в
беседах и говорит по-овечьи.
Говорим: человек облекается в схиму ангельскую, чтобы вместе с этой схимой иметь дар кротости, т. е. дабы укротить
себя чрез отречение от воли своей, от плоти своей и всего земного; однако ныне такого намерения не хранят, но удер-
живают некое человекоугодие по отношению к естеству человеческому, т. е. к плоти своей; ревнуют о благах веще-
ственных; имеют только образ кротости, подобный овчему, сердце же и нрав их является волчьим, ибо нисколько не
укрощается и не приходит в кротость. Говорим: в их сердце нет никакого покаяния; они знать не хотят о том, что на-
зывается праведностию - по дикости мысленного расположения своего, потому что мысль их помрачилась от тленных житей-
ских вещей.

Из-за тьмы вещественной суеты люди до того помрачились, что одичали, по мысленному расположению своему уподо-
бившись львам; ибо, как львы, свирепствуют против монашеской жизни; погибелью погубили ее, погубили самих себя
и свое спасение.

(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 31 янв 2019, 13:25

ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ОБЛИЧЕНИЯ ГРЕХОВ СВЯТОГОРЦЕВ ПРОШЛОГО СТОЛЕТИЯ.

Глава 30. Обличение самооправдания любостяжателей.


Ядовитою беседою разговаривал змий с Евою, сказав: «Если сделаете, как я говорю вам, то будете богами»;
исполнив сей совет, прародители омрачились, утратили божественные дарования и стали земледельцами. Так и
ныне, кто покидает духовное делание и стремление к созерцанию ради возделывания земли, тот сим являет, что
принял совет змия.

Оправдываясь в своей заботливой многопопечительности, иноки говорят: «Хотя делом мы и возделываем земное, но
мыслью мы чисты, страстями не соблазняемся». Если же занимаемся устройством прекрасных садов и громадных домов,
то творим это ради того, чтобы в них иметь покой, ибо когда плоть покойна, то покойна и душа; если же плоть не будет
иметь упокоения, не будет иметь упокоения и душа; спасение же от наддостатков вещественных не облегчится; все равно,
как и искушения не прекратятся, а страсти не престанут нападать на нас». Такими змииными изречениями соблазняют
они каждого человека, чтобы он упражнялся в земных попечениях и заботливом многосокровиществовании. Слушая такие
рассуждения, и другие люди начинают возделывать земную суету, утрачивая подвижническое деяние,
а спасение души
совсем выкидывают из головы своей.

Выкинули из головы своей самое слово «спасение», облеклись в слово погибели. Говорим: прежде имели заботу о спа-
сении, именовались подвижниками ради возделывания духовного подвижничества; ныне же именуются «строителями»,
так как всецело вдались в постройки...
Ревнуют о насаждении плодоносных и прекрасных дерев, чтобы от этого жилище
их стало еще более многоценным, чтобы от того была им великая честь и продажная цена жилища превосходила цену
других жилищ. Когда, наконец, будет это жилище дороже других, то другие, видя, какую большую ценность приобрело
оно ради древесных насаждений, и сами зачинают умножать продажную стоимость своих жилищ, т. е. разделывать сады;
со взаимным осуждением препираются о стоимости, корят и порицают взаимно жилища друг друга, говоря: «Такой стои-
мости это жилище не имеет, как мое; мое больше стоит против жилища другого, ибо украшено церковью, систерной,
садом, плодовыми деревьями различных сортов, а то жилище, что сосед имеет, за что его ценить так дорого, когда оно и
равняться с моим не может?» Начинаются в человеке с такими мыслями змииные псилафизмы, т. е. мудрования лукавые и
плотские, мысленными советами окружая его помысел; бывает с ними то же, что у Адама с Евой, которые, приняв те псила-
физмы, изгнаны были из жилища своего; цель лукавых советов змииных одинакова и по отношению к монахам; она состоит
в том, чтобы удалить их от уготованного им небесного вечного жилища, дабы, видя потом издали свое утраченное жилище,
они горько плакали и вопияли, подобно Адаму с Евой...

Так и лишаются люди своего небесного удела...
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 01 фев 2019, 13:29

ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ОБЛИЧЕНИЯ ГРЕХОВ СВЯТОГОРЦЕВ ПРОШЛОГО СТОЛЕТИЯ.

Глава 31. Обличение скитян в увлечении садоводством.

Ныне скитяне стали подобны садовникам, а посему заслуживают имена не подвижников, а садовников.
С великим трудом они удобряют и питают дерева, плодоносят разнообразные плоды; собирают с сада плоды
насажденных древес, разносят их по келлиям, по монастырям, и этим отвлекают иноков тамошних от ду-
ховного делания.

Навязывают людям свои плоды, люди по человеколюбию принимают сей принудительный дар садовника; приняв же
дар, человек затрудняется, чем вознаградить садовника, доставившего ему садовый плод,
говорим: каким возмездием
воздать аскету, принесшему из своего сада плодовые дары: румяные и 'желтые, говорим: апельсины, лимоны, укроп,
спаржу, аврунью, всякие травы разных сортов; травы же эти они собирали с усиленным трудом и подвигом в свой
мешок, т. е. в торбу, в которую старательно уложили их; нагрузили себе на спину и ходят, как нагруженные ослы,
по келлиям и монастырям, туда и сюда, приневоливая людей (принимать их товары). Когда придут в какой-либо монастырь,
то с великой осторожностью вынимают из своих мешков румяные и желтые плоды, разные травы, наполняя ими свои
подмышки; столько же держат под полами рясы; с сими товарами обходят по монастырским проходам, говорим: по ко-
ридорам; кружась по сим мостам, находят какого-нибудь брата и спрашивают его: где келлия такого-то брата? Брат
говорит: она там-то. Торговец же инок спрашивает: а такого-то и такого-то где? Брат указывает ему место каждого,
отходит от него торговец и идет к одному из тех (указанных), входит в самую келлию, вручая дары брату; брат изумляется
и говорит: отчего принес он мне такие подарки? Принесший отвечает брату: «Старец мой молится за вас и посылает вам
дары сии». Говорит ему брат: «Кто таков старец "ваш"»? Говорит принесший: «В таком-то скиту живет»; называет старца
по имени. Говорит брат: «Пусть так, хотя я и не знаю, кто этот человек, однако, добро пожаловать, поблагодари же его
от меня». Принесший ждет получить кое-что от брата в (признательность), но так как у него одарить того было нечем,
то он и не одарил его. Торговец бежит расстроенный, что ничего не получил, идет к другому, там терпит то же самое;
бежит и оттуда, идет к третьему, тот кое-чем вознаграждает его; принесший скорбит, что мало получил. Так и возвращается
он обратно, не успев в своей неправде. Неправда же его заключается в следующем.
Любоодаряет неправолюбодавец какого-либо брата, ожидая получить от него много больше против своего подарка. Это
и есть неправедность, ибо избыток, который торговец хочет получить от брата, давая ему нечто малое, чтобы взамен дара
своего получить большее, есть неправедность. Посему и имя монахам, делающим таковая: неправолюбодавцы.
С неправдою
своею кружатся они по монастырям, чтобы любоодарять; делают эту неправду с лицемерием, тщеславием, с угрюмым
лицом; придают себе образ кичливого смирения, кичась тем, что из такого-то скита, живут на месте скалистом, т. е. в
скиту святой Анны, в скиту Кавсокаливском, или в других скитах, находящихся в Горе сей, сосуде спасения. Теперь
же они стали - спасение-убивающими, спасение-умерщвляющими и погибель-воскрешающими; воскрешающими ту самую
погибель, которую прежние отцы умертвили, нынешние же люди ее воскресили, восстановив в своей монашеской жизни.

(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 02 фев 2019, 14:17

ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ОБЛИЧЕНИЯ ГРЕХОВ СВЯТОГОРЦЕВ ПРОШЛОГО СТОЛЕТИЯ.

Глава 32. Искательство милостыни от богатых. Закхей.


Говорим: таскаются туда и сюда, ищут милостыни, заискивают ее от тех неправедников, которые зло творят и
обижают бедных, говорим: братьев наших меньших; бедных обижают до такой степени, что похищают у них
все, что есть. Брат наш, бедняк, бедствует смертельно, подвергаясь опасности погибнуть не только смертию
телесной, но смертию и душевной.
Сколь много бедняков погибли в аду из-за насилия тех неблагодарных богатых христиан.
Эти хищники, обидчики, неправедники, несытые обидами, обидев братьев наших и, потом восчувствовав сию неправду,
приходят к духовнику, исповедуя свое беззаконие; духовник же ныне, будучи непотребен, услыхав исповедь от неправедного
обидчика, говорит ему: «Сотвори милостыню монастырям, дай и мне, чтобы я поминал тебя в молитвах моих, и помилует
тебя Бог». Несытый неправдами говорит духовнику: «А если я так сотворю, то за это душа моя обретет милость?» Духовник
говорит: «Если сотворишь так, как я говорю тебе, то обрящешь милость для души твоей, будет спасение дому твоему, - и
часть твоя будет с частью Закхея» (подобна Закхеевой).

Услыхав это, обидчик сотворил милостыню монастырям, дал также и духовнику, согласно обещанию духовника, что
богач за это получит милость для души своей и будет спасение дому его подобно, как было Закхею.
О, несчастные духовники! По кичливости и ради вашей выгоды рассуждаете вы так. Да, Исус Христос возвестил
Закхею о спасении дома его, но каким образом сделался дом Закхея спасенным? Послушай и увидишь.
Услыхав, что есть спасение для людей, Закхей восхотел и сам спастись, но помрачен был житейской заботой, имея при-
том горделивейшую начальственную власть. Суета человеческая и греховное волнение становились преградой для Закхея в
спасении его. Увидал Закхей, что запинается он в спасении своем, познал, что запинает его суета, говорим: неправды
человеческие, из-за которых он не возмогал увидать спасения своего. Тогда сказал Закхей: если удастся мне увидать спасение
мое, то отдам я четверицею тому, кого обидел, против обид его.
Стал Закхей расспрашивать, как ему увидать спасение
свое, говорим: Христа. Христолюбцы говорят Закхею: «Если не оставишь горделивейшего начальства своего, не станешь
на путь смирения и не взойдешь на высоту самоунижения, не возможешь увидать Спасителя твоего, Который воплотился
ради тебя». Услыхав такое слово, Закхей оставил горделивейшее дело обидчиков, говорим: откуп казенных даней, - и
стал на путь спасения, по которому имел шествовать (прийти) Христос, Спаситель мира.

Когда Закхей там стоял, увидал, что идет Иисус с великим множеством людей; так как Закхей был мал ростом и не в
силах был увидать Иисуса, то влез на смоковницу и пребывал на ней, ожидая когда придет Иисус. Таким образом, чтобы
обрести спасение свое, Закхей возвысил чувство мысли своей на высоту смиренномудрия,, тело свое он вознес на высоту
древа, дабы увидеть Исуса.
Видит Закхей с вершины дерева, на котором находился, идущего Исуса. Поравнялся с ним
и Исус, и говорит ему: «Закхее, поскорей слезай; сегодня в дому твоем подобает Мне быть». Не сказал ему Исус про-
давать имение и раздавать милостыню, но Закхей сам от себя пожелал раздать милостыню и возместить обиды
четверицею.

Услыхав слова Иисуса, Закхей «разоблудился» (т. е. разлучился от прелести злата и власти), и сказал с радостным
сердцем: вот, Господи, раздам я имения мои нищим и, если кого оклеветал, возвращу четверицею - так как Ты милостиво
принял меня и хочешь приити в дом мой, то я сотворю это любодарие, ибо я ищу Тебя, а Ты Сам взыскуешь (уже) меня;
я ищу (лишь) черты Лица Твоего увидать, Ты же и в дом мой хощешь приити; да будет же воля Твоя, чтобы приять
меня и в дом мой приити!»
Видите ли, духовники, каков был Закхей и каков тот обидохищник, которого вы уподобляете Закхею, который
грабит бедняков.

Да, хищник ищет исповедаться, но не так, как Закхей, не с сердцем сокрушенным, не с полным раскаянием. Закхей с
сокрушением сердца своего восполнял неправды четверицею. Закхей не милостыню стал раздавать, а четверицею обиды
возмещать. Ибо, если до малого не отдать того, что похищено, милостыня не принесет пользы человеку
нисколько
(1) .
Вы же, нынешние духовники, как решаетесь (досл.: берете на себя) благословлять обидчиков, т. е. раздающих милостыню,
но не возмещающих неправд, говорим: тех, которые пребывают в неправде?! Есть люди, безумные в мысленном рассуждении
своем, которые заботятся не о том, чтобы милостыня их была спасительной, а лишь о том, чтобы быть хвалимыми за милос-
тыню, кое-что малое жертвуют, а потом много похищают с хищнической неправдою своей. А вы, духовники, определяете
таким давать милостыню по монастырям, просите милостыни от них и себе, якобы за молитвы. Цель ваша, собственно, та,
чтобы у неправедников похищать неправды, а не та, чтобы исповедывать и исправлять человеческую душу.

Кто за исповедь даст сребро и злато, которое приимет духовник, то не будет толку, ибо ради этого, как человек, он
опять впадет в тот же грех, в котором исповедался; начнется у такого человека брань с грехом, человек не стерпит брани
и скажет: «Соделаю я сегодня сей грех, а духовник за подарок мне отпустит».
И вот, согрешив, начинает он с того, что,
во-первых, приготовляет дар духовнику, а потом опять соделывает свое беззаконие...


(1) Преподобный настаивает, конечно, не на арифметически точном материальном возмещении материального же ущерба, а на силе
покаянного настроения, хочет сказать, что надо живо восчувствовать «сердцем сокрушенным» нанесенные обиды, а не уповать
на одну лишь денежную милостыню.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 03 фев 2019, 13:03

ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ОБЛИЧЕНИЯ ГРЕХОВ СВЯТОГОРЦЕВ ПРОШЛОГО СТОЛЕТИЯ.

Глава 33. Горе духовникам, небрегущим о спасении душ.


С человеки делающими беззаконие не сочтуся и со избранными их». (Избранными здесь именует святой духов-
ников нечестивых). Увы тебе, который не исправляешь пороков в себе! Говорим: горе тебе, духовниче, если ты своих собст-
венных пороков не исправляешь! Ох, увы тебе! Горе вам, духовники, духовное управление держащие не богоугодно.

Вместо того, чтобы приносить пользу для душ, вы не оправдываете их. Говорим: подвергаете души осуждению во ад, вместо
того, чтобы пользовать их, т. е. способствуете погибели душ. Скажете: чем же мы подвергаем осуждению во ад?
Мы, на-
против, стараемся исправлять душу во спасение, а ты говоришь, что осуждаем во ад; как это?
Аминь, аминь, говорю вам: не удерживаете (1) вы язык свой от исповедной тайны. Никогда во устах ваших не имеете вы
молчания, т. е. должного молчания и должного удержания языка. Никогда не имеете в беседе вашей, т. е. в сообращении
с духовными чадами, должного целомудрия. Никогда не имеете в себе должного страха Божия. Никогда не имеете должной
заботы об очищении душ человеческих. Никогда не имеете должной заботы о присоединении заблудшей овцы, чтобы
воссоединять со стадом душу человека; предоставляете им погибать в рассеянии погибели и они рассеиваются по аду.
Никогда не имеете в себе должного благоразумия, чтобы приобрести какую-либо благоразумнейшую душу, т. е. человека,
который желал бы услышать и вразумиться словом истины, который готов был бы последовать учению правому, - но
оставляете их погибать от неведения в аду... Вы сердца людей наставляете на путь «словес, лукавствия», - «непщевати
вины о гресех», т. е. учите людей пренебрегать грехом, а не хранить и очищать себя от него, - «с человеки делающими
беззаконие» в союзе вы, и «не сочтуся со избранными их», т. е. за это не сочетается с вами Бог, как с нечестивыми
избранниками человеческими.

Видите ли вы, ведаете ли, понимаете ли, как отстраняете вы души человеческие от единения с Всесвятым Духом, объе-
диняя их во един союз с лукавыми грехами, - или нет? Соединились вы и стали союзниками с волком, содружившись
с ним.


(1) Конечно, разумеются здесь не все духовники, а лишь недостойные.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 04 фев 2019, 12:40

ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ОБЛИЧЕНИЯ ГРЕХОВ СВЯТОГОРЦЕВ ПРОШЛОГО СТОЛЕТИЯ.

Глава 33. Горе духовникам, небрегущим о спасении душ.

Некий человек сделал загон (овчарню); взяв свое отеческое достояние, израсходовал его на овец; собрал туда овец, которых
купил для овчарни, и, поместив их внутрь, загородил овчарню; к дверям же овчарни приставил пса, чтобы он стерег овец.
Собака с таким старанием сторожила и оберегала от их волка, что ни одна овечка не пропадала из овчарни; когда же волк
подходил к овчарне, то она так шумела, т. е. лаяла на него, что волк пугался и убегал. Увидав, как волк пугается и убе-
гает от собаки, домовладыка утвердил тогда собаку над овчарней, передав ей свою собственную домогосподственную
власть над овцами.
После сего волк уже и вовсе не смел приходить к овчарне; овчарня пребывала в покое и несмущаема
была волком.
Родил пес чадо, чадо стало прекраснейшее, и прозвалось оно прозвищем «скорбящий», говорим: управление духовни-
ческое..
. Было и у волка семь чад всезлейших, говорим: семь смертных грехов, т. е. страстей смертных - греховных, начали
эти чада волчьи всезлейшие проламывать тайно ограду и взошли внутрь к овцам, говорим: в мысль людей; стали тай-
но душить овец, брали кровь их, отдавая матери своей, говорим: аду;
собака, увидав, как овцы погибают, похищаются
из царской овчарни, говорим: из церкви апостольской, - поставила свое чадо внутрь овчарни, чтобы оно стерегло овец,
когда всезлейшие волчата по обыкновению своему придут соблазнять овец, чтобы похитить их и убежать. Говорим: увидал
архиерей, что губят тайно всезлейшие волчата чувство человека, что люди стали безчувственными и непокорными овчарне,
говорим - Церкви, ибо всезлейшие волчата суть нечистые помыслы семи смертных деяний беззакония;
архиерей избрал
духовников из среды самих овец, поставил своего человека внутри Церкви, говорим: иерея, - чтобы он хранил овец от
мысленного волка, дал иерею в руки и жезл железный, дабы, яко сосуды скудельничи, сокрушал их; говорим, дал и дает
архиерей иерею власть, дабы имел управление духовническое и сокрушал помыслы человеческие.

Но пес овчарный начал мало-помалу сдружаться с волком, стал снисходить к нему, наконец, сделался другом волку.
Видит дитя собачье, что стала собака другом с волком; начинает и оно сдружаться, и сдружилось окончательно с всезлейшими
волчатами.
Спрашиваю я вас: когда станет собака другом волку, а дитя собаки другом всезлейших волчат, то не к рассеянию
ли это будет овец? Каким тогда хищением будут они расхищаемы? Какому хищному нападению подвергнутся они от
всезлейших волчат, говорим: от тайных, лукавых помыслов? Какими ранами поранены будут овцы овчарни вследствие друж-
бы пса с волком?

Когда домовладыка овчарни видит, что собака сдружилась с волком, а дитя собачье со всезлейшими волчатами, из дружбы
собаки с волком овцы расхищены и поражены, когда увидит, что стадо исчезло из овчарни, то сколь сильно он прогневается
тогда на собаку вместе с собачьими детями?!
Говорим: каким гневом прогневается Судия Праведный, когда будет судить архиереев, которые сделались друзьями
с врагами, погубив сим столькие души?..

(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 05 фев 2019, 13:15

ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ОБЛИЧЕНИЯ ГРЕХОВ СВЯТОГОРЦЕВ ПРОШЛОГО СТОЛЕТИЯ.

Глава 34. Еще о духовниках, и картина гибели послушника по вине духовника.


О собенно в нынешнее (1) время бес погибели до того преуспел в духовниках, что скиты низводятся из-за этого в жалкое,
погибельное состояние. И в чем только не погубляют себя духовники?
Захвачены они, во-первых, ушами, слуха ради исповедного.
Духовник все, что слышал от исповедника, рассказывает с осудительным многословием, точно какую басню. Когда же
раздосадуется на чадо свое духовное, то, назло ему, рассказывает его грех, который выслушал от него на
исповеди.

Духовники стараются убедить исповедников быть с ними искренними, но сами не чистосердечны. Нечистосердечные
духовники для досаждения человеку устраивают разные злобы: во-первых, ненависть, т. е. восстановляют одних против других;
ненависть производит злопамятство, вражду, зависть, лихоимство и прочие иные подобные страсти.
Такие духовники не приносят человеку пользы, но причиняют один вред, празднословя и осуждая то, что слышали
на исповеди. Исповедует иной грехи духовнику, а духовник это, как какую забаву, другому рассказывает, многословя с
ложью и ненавистью.

Приходит послушник, исповедуется; начинает с того, что осуждает своего старца; духовник, имея некую злобу против
сего старца, говорит исповедующемуся послушнику: «Поверь мне, чадо мое, сей старец твой многих послушников сделал
бродягами. Смотри же, чадо мое, от сего дня сам за собой, чтобы тебе устоять, т. е. сторонись от него, не доверяйся
ему, ибо состояние его таково, что нет ничего доброго в нем». Когда послушник услыхал таковые слова, то еще больше
преумножилась в нем ненависть против своего старца; наконец, он окончательно не вытерпел, ушел от своего старца
и пошел к другому. Однажды находит его несчастный тот духовник и говорит: «Как поживаешь, чадо мое?» Послушник
отвечает: «Хорошо, молитвою твоею, святый духовник мой». Говорит духовник: «Твори терпение, чадо мое, и Бог, видя
терпение твое, освободит тебя от сего человека». Послушник говорит: «Я ушел уже от того старца». Вопрошает духовик:
«Ужели правду говоришь? Ужели ушел от него?» Говорит послушник: «Поверь мне, духовниче, не мог я терпеть
обращения его». Говорит духовник: «Да разве, чадо мое, кому бы то ни было возможно переносить обращение его? У
него такой злой нрав, что: садись, так сиди, а встань, так вставай; пошел, так иди; кто же в силах сносить такое
строгое обращение». Говорит послушник: «Ради этого я и ушел от него». Говорит духовник: «Хорошо сделал, молодец
ты. Но к кому же другому теперь пришел?» Говорит послушник: «К такому-то брату». Говорит духовник: «Ох, несчастный,
отчего у меня не спросил? Что за несчастие приключилось с тобой, несчастный?.. Лучше было бы тебе у того прежнего
сидеть, нежели у того, к которому ты пришел». Говорит послушник: «Этот хороший духовничек». Говорит духовник:
«Какой он хороший - сам попробуй, сколько в нем добра. Я исповедовал его, а ты теперь говоришь мне, что он хороший?
И ты с ним ныне живешь!» Когда услыхал это послушник, начало сердце в нем остывать к монашеской жизни. Приходит
он в келлию свою, начинает размышлять и раскаиваться в том, что пришел в эту Святую Гору, сосуд спасения. Сожалея
о сем, начинает ссориться со старцем своим, по содействию диавольскому, идет, наконец, к духовнику, чтобы сказать
ему помысл свой. Слышит духовник, что поссорился он со старцем своим и говорит ему: «Ведь говорил тебе, чадо мое,
что ты не для него; уходи, я помещу тебя к такому-то старцу; человек он хороший, богатство у него хорошее, деньжонок
имеет много, сад прекраснейший с разными деревами, апельсинными, лимонными, смоквами и прочими плодами; какой
же тебе рассчет быть у того неприветливого, у которого ты сейчас?» Говорит послушник: «Но этот возьмет ли меня?»
Говорит духовник: «Я ему скажу, чтобы взял. Только погоди здесь, а я пойду скажу им, чтобы тебя взяли».

(1) Речь идет о XIX столетии.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 06 фев 2019, 11:23

ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ОБЛИЧЕНИЯ ГРЕХОВ СВЯТОГОРЦЕВ ПРОШЛОГО СТОЛЕТИЯ.

Глава 34. Еще о духовниках, и картина гибели послушника по вине духовника.

Итак, идет он, говорит им, принуждает взять его; те говорят ему: «Пусть придет». Духовник же говорит: «Он стесняется прийти,
но я его сам приведу сюда». Итак, идет, приводит его, представляет им, начиная при сем осуждать прежнего старца пред
ними, что он-де такой и сякой. Наконец, послушника, ради любви к духовнику, принимают, и живет он некоторое время
там. Однажды вышел у старцев с духовником спор из-за пустяков, духовник с ними рассорился. Отыскивает он послушника
и говорит ему: «Послушай, чадо мое, я тебя здесь поместил, но тебе здесь не хорошо, потому что они такие и сякие».
Говорит послушник: «Мне и самому кажется, что мне нет добра у них». «Так ты и сам сознаешь, что здесь нет тебе
добра, потерпи, пока я не найду тебе другого хорошего места». Терпит послушник в ожидании; еще пуще прежнего он
начинает обуреваться; в таком борении ему приходит помысл и говорит: доколе будешь обуреваться и не пойдешь в место
твое послужить родителям твоим, которые там остались и им угрожает опасность погибнуть от агарянина? Говорит по-
слушник, сопротивляясь помыслу своему: духовник не пустит меня. Отвечает ему помысл его: не говори духовнику, что
идешь служить родителям твоим; скажи, что надо справить одно дело, что идешь получить имущество свое. Идет он к
духовнику своему и говорит так. Духовник говорит: «Хорошо, пойди, а когда придешь, к этому больше не приходи, я по-
дыщу для тебя другое место к твоему приходу». Отправляется послушник и идет в место свое, жительствует там некоторое
время в доме своем, под влиянием бесовским соблазняется желанием жениться, к этому его начинают соблазнять и лю-
ди, говоря: «Что смотришь на то, что ты монах? Если ты монах, то следовало бы тебе быть во Святой Горе, где нет
женщин, а раз ты ныне в миру и похотствуешь на женщин, то что за польза с монашества твоего?» Услыхав такие по-
нуждения от мирян, сбросил он с себя ангельскую схиму, женился, но счастия тем себе никакого не оказал, а только
осквернил душу свою.
Спрашиваю я вас: кто будет иметь бремя сие? Падет ли на того духовника тяжесть противозакония сего или нет? Никто
другой не будет иметь тяготы сего противозакония, как только тот несчастный духовник, который отвлек человека от места
его пострижения. Подобные духовники не суть «пневматики» (духовники), но суть «писматики» (т. е. досадители), потому
что зло деют на зло. Они худую славу делают скиту интригами, ненавистию, завистью, злобою, осуждением, хищением, не-
правдами, лицеприятием, лицемерием, безнадежием, яростию, гневом. Так некоторая часть духовников этим совлекают одежду
спасения с духовных чад своих и облекают их в одежду погибели.
Одежда погибели есть то, что я выше сказал вам,
а одежда спасения есть сие: вера, любовь, целомудрие, кротость, смирение, сострадательность, правдоглаголание, пост,
молчание многословия, молчание празднословия, молчание осуждения, нестяжание и неозабоченность хлопотами. Сие
есть одежда спасения.

Итак, если от такой одежды спасения наги будут духовники, то простой народ будет ли облекаться в одежду
спасения?

Ох, слушатели мои, поэтому и говорю я вам, что духовники нынешние облекают себя в одежду погибели; досадительными
своими действиями они низводят скиты в жалкое положение, чтобы сделать на зло один другому, одному низложить другого
и подложить зло свое (т. е. помешать) на зло правдивому делу.
Из-за сего ежедневно погибли и погибают столькие души в аду; благоденствует ад и бедствует Церковь!
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Пред.След.

Вернуться в Бог и Душа



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 53

@Mail.ru