Проповеди монаха

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 19 сен 2022, 04:08

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

О божественной молитве:

263. Кроме литургии, в Церкви есть еще семь нощеденственных хвалений:

Молитвенных времен семь, по числу даров Духа, так как священные молитвы Духом и поданы. Они таковы и так называются: полунощница, утреня совместно с первым часом, третий час, шестой час, девятый, вечерня и повечерие. О них говорит и пророк Давыд: «седмерицею днем хвалих Тя» (Пс. 118:164), и, в частности, упоминает о каждом времени. «Полунощи востах» (Пс. 118:62); «Боже, Боже мой, к Тебе утреннюю» (Пс. 62:2); «Заутра услыши глас мой, заутра предстану Ти, и узриши мя» (Пс. 5:4). О третьем и шестом часе и вечерне так говорит: «вечер и заутра и полудне повем и возвещу, и услышит глас мой» (Пс. 54:18). О повечерии же так: «измыю на всяку нощь ложе мое, слезами моими постелю мою омочу» (Пс. 6:7).
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение Василий » 24 сен 2022, 20:12

vnifantiy писал(а):
Поэтому мы христиане не призываем идолов и демонов.

Я не для опорочивания Християнства ответил. А привел пример, похожей молитвы в другой религии. Эта религия намного старше Христианства и почитателей в ней может даже больше. Так нельзя! Так дело и до крестовых походов дойдет.
Василий
участник форума
 
Сообщения: 335
Зарегистрирован: 16 дек 2018, 19:25

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 26 сен 2022, 14:48

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

О божественной молитве:

264. Почему существует семь хвалений:

Причины каждого времени моления таковы.
Полунощница – ради бодрствования и немолчного хваления Ангелов, ради тишины и мира ума при божественном славословии, во славу воскресения Господа, так как Он восстал «зело рано, во едину от суббот»(Мк. 16:2; Мк. 16:9; Лк. 24:1), и ради Его второго пришествия, которого ожидаем все мы верующие, когда Он пробудит нас от смерти, как бы ото сна, и когда сей Жених душ, как сказано, придет в полунощи – что обязывает нас бодрствовать.
Утреня – ради наступления дня и для благодарения Того, Кто произвел свет, рассеял мрак заблуждения и ниспослал нам свет благочестия. Потому с утреней соединяется и славословие первого часа – ради начала дня и для того, чтобы это славословие принести вместе с утреней в дар и жертву хваления Богу за то, что все создания озарились светом. Потому мы и призываем их вместе с Ангелами к хвалению Бога.
Третий час мы поем в честь Троицы и потому, что из четырех частей дня четвёртая уже прошла, также – ради сошествия Всесвятого Духа на Апостолов в третий час.
Подобным образом и шестой час – во славу Троицы, произведший все, и то, что прошла и другая четверть дня для четверочасного мира, обнимающая собою три часа и составляющая ровно половину дня. Но в этом же часу Воплотившийся был распят ради нас.
Славословие девятого часа – в честь Троицы за то, что после шестого часа прошло ещё три.
Подобным же образом и вечерня в двенадцатый час – за три часа, прошедшие после девятого.
Особенно же славословие третьего часа – в честь Святой Троицы, Бога всего и единого Бога нашего, в память отречения Петра от Спасителя и сошествия в этот час на Апостолов Святого Духа, Которым мы, верующие, просвещены.
Благодарение же шестого совершается за преполовение дня и ради распятия в этом часу Господа и тьмы, покрывшей всю землю, когда Спаситель страдал за нас плотью.
Пение девятого часа – ради того, что день подходит к концу, ради Троицы, славимой троично девятью ангельскими чинами; особенно же – ради того, что в этом часу умер Спаситель наш, предал Свою Божественную душу, принес за нас совершенную жертву и вознёс Себя за всех душою и телом к Богу Отцу, причем и «земля потрясеся, и камение распадеся, и из гробов, отверзшихся» в предварение общего воскресения, «многа телеса усопших святых восташа» (Мф. 27:51–52), так как смертью Господа была умерщвлена смерть и находившиеся в аде были освобождены.
Чрез душу Спасителя нашего, которую предал Он Отцу, и плоть, добровольно принесенную в жертву на кресте, наши души были исторгнуты из рук диавола и наши тела с воскресением Господа получили бессмертие.
Итак, в девятом часе мы благодарим Умершего ради нас плотью, и со Своею святою душою предавшего в руки Отца наши души, и Своей смертью оживотворившего нас.
Пение вечерни само собой указывает на то, что мы в нем славословим Создателя нашего за то, что достигли окончания дня и весь остаток его хотим посвятить Богу. При этом мы благодарим за нашу жизнь, за пищу, мысли, слова и дела; просим же ночи мирной, безгрешной и свободной от соблазнов, которая предуказывает на конец нашей жизни, так как смерть приходит к нам подобно ночи.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 26 сен 2022, 15:13

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

О божественной молитве:

265. Почему мы пения на дни Святых и священные праздники начинаем с вечера:

Потому с вечера мы начинаем петь хваления Святым, что они, пожив в продолжение дня этой жизни при свете благодати Божией и окончив этот день, душами пребывают в неприступном свете, а телами находятся еще во власти смерти, ожидая последнего и невечернего дня, когда, получив их обратно по гласу (трубы) и воскреснув с нами, с нами явятся там и с плотью.
Что же касается до повечерия, то оно есть благодарение за ночь, за отдохновение от трудов, и напоминание смерти, которая ходит за нами по пятам а равно и благодарение за начало ночи, потому что и она – дар Божий и одно из созданий Его ради нас и ради прочей твари, - и моление о том, чтобы пройти нам ночь без искушения от враждебных, завистливых, темных и мрачных демонов, от которых освободил нас Христос Бог наш.
Это те чины пений, которые называются у Давыда семью хвалениями. Совершение же их и последование каждого из них бывает так, как написано в церковном уставе. А устав двоякого рода: один устав в православной Церкви тот, по которому соблюдается, как изложен, чин собственно священной литургии.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 28 сен 2022, 15:18

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

О божественной молитве:

266. Божественная литургия есть служба особенная, от Самого Спасителя вверенная священникам, и не сливается, и не сопричисляется к другим молениям:

Эта Божественная и священнейшая из служб служба не находится в числе семи славословий, но есть служба особенная, учреждение единого Исуса и дело священников. О ней мы потому и не упомянули между славословиями, что она не причисляется к ним, так как она есть нечто преимущественное, есть превосходное дело Божие и совершается не кем-либо другим, но только священниками Божиими. Другие последования устава великой церкви в настоящее время не соблюдаются в других церквах, даже в самом христолюбивом и царственном городе: потому что, по взятии его некогда Латинянами, этот хороший и древнейший обычай был оставлен. Впрочем, мне кажется, - и потому, что для этого нужно много священников и певцов. Однако ж и церковь Константинопольская соблюдает этот чин на праздник Воздвижения, если только совершает она хвалебное последование, и в Успение Богоматери, и в память Златоустого.
Впрочем, на него указывают молитвы светильничные и утренние, которые называются также расположенные и соблюдаемые по древнему уставу, а также так называемые молитвы Всенощного и самая молитва вечерни, взятая из того последования: так как при этом возносимые к Богу чрез священника молитвы поют певцы. Это показывают и молитва пятидесятого псалма, и молитва на хвалитех. Но самое последование оставлено в других городах,не совершается, хотя оно хорошо составлено и возносится к Богу в псалмах и песнях. В одном только нашем благочестивейшем городе Фессалонике, в великой его церкви, как ты знаешь, брат, этот прекрасный обычай великих церквей, – разумею, столичной и антиохийской, и весьма многих других, соблюдается и остается.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 29 сен 2022, 16:04

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

О божественной молитве:

267. О соблюдении так называемого хвалебного последования:

И я именем Христа умоляю вас - соблюдать этот чин всегда и это предание Отцов сохранять, как некую божественную искру. Между тем, желая, чтобы он был соблюдаем и оставался в целости, мы присоединили к нему, как бы приятную приправу, пение канонов, чтобы кто-нибудь, любя роптать на хорошее и не имея понятия об этом чине, а между тем, будучи ленив и нерадив, не нашел предлога думать об отмене этого чина и сказать, что мы слушаем неупотребительные и обыкновенно непоемые каноны: так как теперь и они освящены обычаем, и это последование людям умным и усердным кажется благочинным и приятным более последований, бывающих в обителях.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 30 сен 2022, 12:32

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

О божественной молитве:

268. Об иерусалимском уставе:

В обителях и почти во всех церквах соблюдается чин одного иерусалимского устава св. Саввы: потому что его можно совершать и одному, так как он составлен для монахов и часто выполняется в киновиях без пения.
Конечно, это учреждение вызвано необходимостью и есть дело отеческого благоусмотрения. И св. отец наш Савва начертал этот устав, приняв его от святых Евфимия и Феоктиста, а они приняли его от бывших прежде них и от исповедника Харитона.
Начертание устава Саввы Освященного, затерянное при опустошении того места варварами, впоследствии при своем трудолюбии, изложил патриарх святого града, святой отец наш Софроний. После него этот устав возобновил божественный отец наш и богослов Иоанн Дамаскин и, написав, передал его (для употребления).
Таким образом, ему последовали все священные монастыри и церкви; только некоторые из них оставили у себя на известные времена свой устав, издревле заимствованный у великой константинопольской церкви, а в мирских церквах не читают псалтири, кроме одной великой четыредесятницы, так как выполнять все по уставу – не по силам для людей, живущих в мире. Так делают только все священные обители.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 30 сен 2022, 12:37

Василий писал(а): Так нельзя! Так дело и до крестовых походов дойдет.

Православные христиане не ходили в крестовые походы.
И вера дело добровольное.
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 01 окт 2022, 14:32

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

О божественной молитве:

269. О полунощнице и для чего ударяют в доску:

В полночь, или спустя немного, когда пробьют в доску, во образ последней трубы Ангела, все пробуждаются ото сна, как от смерти.
Потом, когда священник, образующий Христа и имеющий Его священство, в притворе храма, как бы на земле перед небом, благословит, - так как священнику должно начинать молитвы, притом же и ему, как и всем, надлежит начинать от Бога, - братья все вместе говорят: «Слава тебе, Боже наш, слава тебе», - и читают, что следует по порядку. Первым делом должно воздать славу Богу и потом уже продолжать, что следует.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 02 окт 2022, 10:51

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

О божественной молитве:

270. Что значит, при отсутствии священника, читаемое в начале «молитвами святых Отец наших»:

Когда нет священника, то начинает первый или кто-нибудь из братии, и не говорит: «благословен Бог наш», - потому что не имеет на то благодати, но молит Христа помиловать молитвами Отец, смиряясь о Христе и не надеясь на себя, но на молитвы Отцов, к которым принадлежат архиереи и священники, и всего лика Святых, которых и называет Отцами.
Затем призывают Святого Духа, совершающего молитвы, приити и вселиться, очистить и спасти нас: ибо, если мы не будем путеводимы Божественным Духом, то «о чесом помолимся, якоже подобает не вемы» (Рим. 8:26), так как Им мы живем, через Него молимся, по словам Павла, «и о Нем вопием: «Авва, Отче» (Рим. 8:15-27).
После этого сряду, в подражание Ангелам, говорят Трисвятое и Пресвятая Троице, ради милости, проистекающей от Троицы, ради хваления, одинакового с ангельским, и исповедания единого Бога в Троице.
Потом читают преподанную Господом молитву, которой изъяснение мы, по возможности, представим в другом месте (а многие изъяснили смысл этой божественной молитвы, особенно же св. Григорий Нисский), и, когда священник произнесет конец молитвы ради славословия, говорят двенадцать раз: «Господи, помилуй», в соответствие двенадцати часам ночи, как и днем в соответствие двенадцати часам дня.
Далее, трижды сказав: «приидите, поклонимся Цареви нашему Богу», - как поет Давыд и как научает делать это при начале наших молитв Афанасий Великий, для выражения того, что един только вечный Царь наш – Христос со Отцом и Духом, - и поклоняясь при этом, во значение своего рабства, мы читаем псалмы по уставу.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Пред.След.

Вернуться в Бог и Душа



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 52

@Mail.ru