ТВОРЕНИЯ СВ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.
Том второй . Слово 10.
К Епископам Египта и Ливии—окружное послание против ариан.
15) Посему, как же Господь сказал: "Аз во Отце и Отец во Мне" (Иоан. 14, 10), когда во Отце есть
другой кем и сам Господь приведен в бытие? Почему и Иоанн, умолчав о том другом, о Сем
поведал, говоря: "вся Тем быша, и без Него ничтоже бысть" (Иоан. 1, 3)? Если все, сотворенное изво-
лением сотворено Им; то каким же образом сам Он есть один из вещей сотворенных? Почему,
когда Апостол говорит: "Егоже ради всяческая и Имже всяческая" (Евр. 2, 10), они утверждают: не
мы ради Его, но Он ради нас получил бытие? Еслиб это было так,—Апостолу надлежало бы сказать:
ихже ради стало Слово. А теперь, не это говоря, но—"Его-же ради всяческая и Им-же всяческая", показы-
вает тем, что они—еретики и клеветники. Иначе же, если осмелились утверждать, что в Боге есть
иное слово; то, поелику не имеют на это ясных доказательств в Писаниях, пусть укажут хотя еди-
ное дело иного слова, или дело Отца, совершенное без Слова, нами проповедуемого, чтобы иметь ка-
кой-либо видимый предлог к своему измышлению. Дела истинного Слова всем явны, и само Оно по-
знается из этих дел в соответственной мере; потому что, как видя тварь, уразумеваем создав-
шего ее Бога, так усматривая, что в сотворенном нет ничего безпорядочного, что все движется и пре-
бывает в порядке и по распоряжениям Промысла, заключаем, что есть над всем сущее и владыче-
ственное Божие Слово. Об этом свидетельствуют и Божественные Писания, говоря, что сие Слово есть
Божие Слово, и что вся Тем быша, и без Него ничтоже бысть. А того слова, о котором они говорят,
не указывается ими ни-одного речения, ни-одного дела. Ибо сам Отец, говоря: Сей есть Сын Мой возлюб-
ленный, дает разуметь, что нет иного Сына, кроме Его.
(продолжение далее).