ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.
Том второй . Слово 19.
На ариан слово четвертое.
22) Ибо если, когда Слово—не Сын, мы бываем сынами, то Бог наш, а не Его Отец. Почему же
Себе паче присвояет, говоря: «Отец Мой» (Иоан. 5, 17), и: «Аз от Отца» (Иоан. 16, 28)? Если Бог -— общий
всех Отец, то не Его только Отец, и не одно Слово исшло от Отца. Писание говорит иногда,
что Бог именуется и нашим Отцем, потому что Слово приобщилось нашей плоти. Ибо для сего «Слово
плоть бысть», чтобы, поелику Слово есть Сын, по причине обитающего в нас Сына, Бог именовался
и нашим Отцом. Сказано: «посла Бог Духа Сына Своего в сердца наша, вопиюща: Авва Отче» (Гал. 4, 6).
Итак, Сын, в нас призывающий собственного Своего Отца, делает, что именуется Он и нашим
Отцом. Конечно же, у кого в сердце нет Сына, Отцом того не наименуется Бог. Итак, если ради
Слова человек называется Сыном, то, поелику и до вочеловечения ветхозаветные назывались сынами,
по всей необходимости, Слову должно быть Сыном и прежде пришествия. Сказано: «сыны родих» (Исаии
1, 2); и при Ное: «видевше же сынове Божии» (Быт. 6, 2); и в Песни: «не сам ли сей Отец твой» (Второз. 32, 6).
А поэтому, был и истинный Сын, ради Которого и они были сынами.
Если же опять, по словам еретиков, ни Слово, ни плоть не именуется Сыном, дается же сие име-
нование ради соединения обоих, то по необходимости ни то, ни другое, то-есть, ни Слово, ни человек,
не есть Сын; будет же Сыном какая ни есть причина, ради которой они соединены. Таким образом,
предшествовать будет причина сочетания, которая творит Сына. Следовательно, и посему Сын
был прежде плоти.
После этих рассуждений прибегают они к другому предположению, говоря, что не человек есть
Сын, и ни то, ни другое вместе, но Слово. В-начале Оно есть просто Слово, а когда вочеловечилось,
тогда наименовано Сыном; ибо до явления во плоти нет Сына, а есть только Слово. И как "Слово
плоть бысть", не быв прежде плотью, так Слово сделалось и Сыном, не быв прежде Сыном. Таковы
суесловные предположения еретиков; и служащее к их опровержению само собою ясно.
(продолжение далее).