Проповеди монахов

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 24 дек 2018, 07:54

ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. О Монашестве.

Глава 28. От безчувствия происходит невоздержание в слове и в еде, а от этого развивается сладострастие.


Есть монахи, которые, хотя и облеклись в монашество пред вратами жертвенника, но не слушают того, что
вопиет им монашеская жизнь, не покоряются ее уставам... Следовательно, в какой же тьме находятся подобные
монахи?! Как могут они верно познать самих себя? Как могут они представить себе все видимое: небо, землю и
все произрастания земли? Не иначе, как только соответственно своему состоянию, т. е. обо всем мыслят превратно.
Подобные люди в монашестве мудрствуют таким образом: разговор - пустяки; празднословие - пустяки; кушание для
человека - пустяки; Бог дал все это человеку, к чему же человеку беречь себя от них и от того, чтобы поесть? Чего
ради не познавать человеку благ земных? Не познаешь благ земных, не познаешь и спасения своего...

О, несчастный! По этой причине ты и расстроен всегда от многословия осуждения, всегда пребываешь в нечистом вож-
делении плотского зловония - со многою твоею едою... Когда на поле случится пожар, то чем больше бывает горючих ве-
ществ, тем сильнее разгорается на нем пожар. То же есть и многословие в отношении плотских страстей. Поскольку
отверзает человек беседу, постольку возжигает он многословие осуждения и горит в нем. От многословия осудительного об-
мирает душа; человек же это чувство изнеможения и душевной скорби принимает за алчбу, озабочивается многоразличными
яствами, чтобы поесть и этим якобы утолить изнеможение сердца своего, которое в нем обмерло и которое он истощил
осудительным празднословием...
И вот ест человек многоразнообразные яства; от этих яств чрево его возгорается, пламенея
плотскими страстями; он воспламеняется против воли, услаждается ими ежедневно, говорит себе, что это от того, что он
горячий от природы, впадает в меланхолию, т. е. скуку и печаль. Да, в человеке есть пламень плотских страстей, но
если не будет в нем горючего вещества, то никогда искушаться человек не будет...

Так бывает в перегонном кубе; если в котле его не будет виноградных выжимок, а окажется только вода, то выйдет
ли из него хоть сколько-нибудь спирта? Пусть кипит себе, сколько бы времени ни стоял на огне и кипел, никогда не
образуется спирт. Когда же в нем есть выжимки, то не успеет котел разогреться, как уже источает спирт; сколько
положишь в котел выжимок, столько и выпустит очиститель спирта из выжимок... Так и человек: чрево его подобно
перегонному котлу - сколько накладет он пищи во чрево, столько и сладострастия источит плоть;
поскольку уменьшишь пищу
для чрева, постольку умалится сатанинское услаждение плотскими страстями и разные искушения... Таковой будет иску-
шаем малыми искушениями...
Возгорание плотского сладострастия происходит от прегрешений человека, говорим: от празднословия, от осуждения,
от различных снедей трапезы; сидя за трапезой, вкушая и впивая до сытости, многословя, празднословя, осуждая, люди
веселят себя, мясами славят члены свои и венчаются венцем сладострастия блудного советника (т. е. все это наконец
приводит в сети бесов, которые возобладали над ними ради такого поведения).
Обратимся к устройству водочного котла: если не будет самого котла, как согреются выжимки? Как источится спирт?
Если же котел будет, а колпака не будет, возможно ли будет получить спирт? Если же будет колпак, но не будет трубы,
как можно будет спирту сгуститься? Если же и труба будет, но выжимок не будет, откуда тогда добудешь спирт?! Так
устрояется и плотское искушение в человеке: если не будет заботы о чреве, возможно ли будет распаляться плоти его?

Если забота о чреве будет, но сообращения с людьми не будет, возможно ли распаляться сладострастными страстями?
Если и празднословие будет, но осуждения не будет, как могут произойти ссоры и осуждения других монахов среди
круга трапезы?

(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 2390
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 25 дек 2018, 12:44

ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. О Монашестве.

Глава 29. Запретное древо познания добра и зла есть для монаха осуждение.


И заповеда Господь Бог Адаму, глаголя: «От всякого древа еже в раи снедию снеси, от древа же еже разумети
доброе и лукавое, не снесте от него, а в онь же аще день снесте от него, смертию умрете» (Быт. 2, 16-17). Спра-
шиваю я вас, преподобнейшие отцы, что значит глагол сей и о чем он говорит? (Т. е. какое отношение имеют
эти слова к современным инокам?) Почему это могло бы относиться к нам? Отношу я это к трапезованию, которое вы
ныне творите безчинно, едя и пия с роскошью. Ей, ядите и пейте (т. е. это благословенно Богом), но не до сытости, не
с роскошью, не с прожорливостью, но в меру.

Ей, ядите от всех снедей, но от древа познания добра и зла да не вкушаете, в день же, в который вкусите, смертию ум-
рете. Смысл этого, преподобнейшие отцы, такой: вкушайте с умеренностию от всяких снедей, которые окажутся на
трапезе,
от снеди же многословия и празднословных слов осуждения - не вкушайте, в который день вкусите - смертию
умрете.

Ох, преподобнейшие отцы! Смерть эта не чувственная, но мысленная! Это смерть души, умерщвляемой жалом осуждения,
причем погибает не только осуждающий, но и многие соосуждающие.

Зачем досматриваешь другого, каков он есть, а не смотришь на себя, каков ты сам? Пусть он себе будет таков, каков есть,
но знаешь ли ты сам себя? Если же самого себя распознать не можешь, то зачем пытаешься с осудительным праздносло-
вием распознать другого? В беззакониях ты зачат и во грехе роди тя матерь твоя; священное крещение ты осквернил сквер-
ною мира; вновь крестился крещением покаяния, говорим: (пострижением) в монашество, но и его не сохраняешь чистым,
не сознаешь, что ты преосквернился, оскверняешь свое крещение в покаяние. Нет другого оскверненного, подобного
тебе, один только ты - такой. За то, что осуждаешь, сидя за трапезой, несешь сугубое наказание, ибо другой внимает
твоей осудительной речи, прилагая слух к осуждению твоему.
Зачем осуждаешь, несчастный человече? Тебя ли единого облек Бог во спасение, а другого в погибель? Нет, ни тебя
не облек только во спасение, ни другого в погибель, но обоих вас одинаково облек в ризы кожаные, как говорится: и сотвори
Бог Адаму и жены его ризы кожаные и облек их (Быт. 3, 26).

(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 2390
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 26 дек 2018, 07:10

ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. О Монашестве.

Глава 30. О том, сколь развит порок празднословия в монашестве.


Осудительное празднословие ни в ком другом не нашло для себя столько пищи и удобства привитания, как в
монашестве; оно сжигает чувство монашеской жизни.
Особенно (празднословие развилось) на трапезах аскетов
(т. е. скитян) и келлиотов, где оно усилилось, как лев, и пожирает души людей. В монастырях оно сильно (при-
витает) в воротах, преуспело и на общих рукоделиях аскетов треокаянное осудительное празднословие вместе с исчадиями
своими, говорим: многословием и сквернословием! Празднословие витает в монастырских воротах - когда выходят про-
гуляться по монастырю важные монастырские предстоятели (т. е. старшие) в ризах висонных, в одеждах украшенных,
с заячьими шубками на плечах, с драгоценными четками в руках, они с важным видом многословят: один сделал то,
другой то, у того случилось то, у третьего - третье; на сие одни говорят: это так, а другие: это не так; начинается осу-
дительный разговор, которого не могут окончить не только в один день, а часто в неделю; иногда, разговорившись спором,
остаются до вечера не евши. Подобное бывает и у аскетов, когда они собираются на рукоделье, чтобы руками (вить нит-
ку) с веретена рукоделья, а языком в то же время, как ногами, вертеть колесо осуждения, начинают (с работой) осу-
дительный разговор по поводу того, что кто очами своими видел и что кто ушами своими слышал; не могут во время
работы прекратить разговора своего,
даже разойдясь, вернувшись в дом свой, усевшись за стол, поднимают снова спор,
о котором спорили за рукодельем; этот же разговор начинают и за столом, оскверняя трапезование; когда, восстав от трапезы,
возносят благодарение Богу, то это возношение их как мерзость (т. е. как смрадный дым) возносится пред Богом.

(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 2390
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение Саныч » 26 дек 2018, 11:29

v_sem писал(а):Ну тогда давайте разберемся, что по Вашему считается живым организмом, а что не живым ?

https://obrazovanie.guru/nauka/biologiy ... hivyh.html

А вообще-то, я не понимаю Ваш вопрос, в смысле, к чему бы это?
Лучше быть хорошим человеком, ругающимся матом, чем тихой, воспитанной тварью” /Фаина Раневская/
Аватара пользователя
Саныч
участник форума
 
Сообщения: 1634
Зарегистрирован: 22 янв 2016, 22:13
Откуда: Васюки

Re: Проповеди монахов

Сообщение v_sem » 26 дек 2018, 21:09

Саныч писал(а):
v_sem писал(а):Ну тогда давайте разберемся, что по Вашему считается живым организмом, а что не живым ?

https://obrazovanie.guru/nauka/biologiy ... hivyh.html

А вообще-то, я не понимаю Ваш вопрос, в смысле, к чему бы это?
Добрый день. Объяснять Вам с точки зрения эзотерики без толку т.к. Вы спящий. Но если Вы доверяете ортодоксальной науке и такому светилу как В.И.Вернадский, прочитайте его труд "Научная мысль, как планетарное явление". Может поймете, что не живого в природе нет. Наука только начинает подходить к тому, что эзотерические знания знали с незапамятных времен. А смысл в том, что сущность (дух) будучи воплощенным в минерал, проходит все стадии от минерала до Вселенной, совершенствуясь в своем развитии и становится Вселенской ноосферой - разумом, который верующие называют Богом. А следовательно в их (верующих ) суждениях, в частности уvnifantiy, есть зёрна истины.
Аватара пользователя
v_sem
участник форума
 
Сообщения: 2654
Зарегистрирован: 17 май 2011, 00:30
Откуда: Калининградская обл.

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 27 дек 2018, 14:12

ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. О Монашестве.

Глава 31. Два вида пороков, при которых молитва не может вселиться в человека.


О, преподобнейшие отцы, как полезно молчание для человека! Когда человек молчалив, он становится способным
к возделыванию молитвы.
Наоборот, кто не хранит молчания, тот не возможет ни иметь, ни держать молитвы
в сердце своем... Есть два вида препятствий, возбраняющих молитву человеку: первое - осудительное многосло-
вие. Человек с многословием осуждения злословит, вкушая и пия со своим чревонеистовым обжорством; вследствие такого
сладострастного безпутства бежит от человека молитва, а на ее место вселяется бес злословия и осуждения.

Второе препятствие - многопопечительность и многозаботливость стяжания сокровищ. При многопопечении и многостяжа-
нии ум мутится и туманится в мирском кружении; как у такого человека установиться молитве? Если бы даже она и
возникла в нем, все равно ей не будет ни места, ни времени, так как суетному человеку некогда упраздниться (от житейских
попечений).

Говорим: (преданный духу многостяжания) сокращает молитву, чтобы прибавить времени на тленные дела. Много
печась о стяжании сокровищ нечистым воровским помыслом своим (1) , он ленится в исполнении канона своего; если же и
творит канон, то совершает его, ругаясь над ним великим сокращением молитв, которые ускоряет ради того, чтобы
скорее заняться житейскими заботами о многостяжании. Древние отцы, когда творили канон, говорили полную, со-
вершенную молитву, то есть «Господи Исусе Христе, Сыне и Слове Божий, Богородицы ради, помилуй мя».
Последующие,
оставив слова: «Богородицы ради», начали употреблять такую молитву: «Господи Исусе Христе, Сыне и Слове Божий,
помилуй мя». Дальнейшие выбросили: «Слове Божий» - стали говорить: «Господи Исусе Христе, Сыне Божий, помилуй
мя». Следующие за ними покинули: «Сыне Божий», - а стали говорить: «Господи Исусе Христе, помилуй мя». Теперешние
современные отцы оставили Христа, ухватившись за Хриса (т. е. злато, по-гречески); уже позабыли Христа, а говорят:
«Господи Исусе, помилуй мя».

Будущие оставят слово «Господи», станут говорить: «Исусе, помилуй мя». Потом оставят слово «Исусе» - станут говорить
лишь: «Помилуй мя», и не будут сознавать, что именно хотят они этим получить и не будут сознавать того, кто имеет
их помиловать...

Ради этого и говорю вам: когда минут четыре двадцатипятилетия, то какова станет тогда монашеская жизнь? Если же
пройдут и еще другие три двадцатипятилетия, говорим: число седьмое лет и пять восходящих к полпути восьмого, - там
на половине числа пятерки какое смущение произойдет от четвертого до пятого (2) ?..

(1) На молитве помыслы должны быть всецело устремлены к Богу; отвлечение помыслов к земному во время молитвы
есть хищение, воровство у Бога того, что есть принадлежность Богу. Отсюда слова «воровским помыслом» надо понимать
так: во время молитвы помыслы его отбегают на земное.
(2) Примечание первых списателей: святой сказал сие Феофану в лето от Рождества Христова — 1817; от сотворения же мира - 7325.
Поэтому святой говорит: когда пройдет четыре двадцатипятилетия, т. е. сто лет, и наступит 7425 год, то что тогда
станет с монашеской жизнию? Если же минут еще другие три двадцатипятилетия, то есть 75 лет, и наступит 7500 год, «число седьмое
лет и пять», т. е. семь тысяч лет и пятьсот лет, «восходящим на полпути к восьмерым», то есть, когда достигнем
половины восьмого века (тысячелетия), то там на «середине пятерых», т. е. пятого столетия, «какое смущение будет
(от четвертого до пятого)?» Мы полагаем, что от четвертого до пятого, как говорит (святой), есть от 7400 до 7500, сие мы полагаем, кто
может истолковать лучше, пусть да запишет здесь.

1817 = 7325
+ 100 = +100
____________
1917 = 7425
+ 75 = + 75
____________
1992 = 7500
- 50 = - 50
____________
1942 = 7450
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 2390
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 28 дек 2018, 13:12

ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. О Монашестве.

Глава 32. Монашество - благое дело спасения, но кто воистину спасается?


Ей, благое дело есть спасение, т. е. посвящение себя монашеству; но ты, омрачившийся земными попечениями,
подвизающийся, но осуетившийся и в то же время самодовольно мнящий о себе, что спасаешься, полный за-
бот о стяжаниях, объятый и омраченный ими, ты не ведаешь, что такое дело спасения, ходишь во тьме без-
закония. Ты утешаешь себя, что идешь путем спасения, любишь богослужение, совершаешь церковные службы в точности
и по уставу... Да, правду ты говоришь; но спрошу я тебя: когда читаешь ты последование (канон или акафист) твое,
удерживаешь ли помысл свой, чтобы не осудить никакого человека? Удерживаешься ли от празднословия? Ибо вместе
с празднословием влечешь за собой и осуждение.

Удерживаешь ли помысл свой (т. е. имеешь ли твердую решимость), чтобы не исходить наружу, т. е. мысленно и на
самом деле до окончания богослужения, ибо кто оставляет богослужение и выходит наружу, бывает подобен рыбе, которая
выйдет из воды; я уподобляю его Иуде, который покинул Тайную вечерю и впал в предательство. Так и человек, если
выйдет от богослужения раньше окончания, впадает (в грех осуждения с празднословием).

Имеешь ли мысль оказывать милосердие любому человеку и всякому созданию Божьему, говорим: животным, - ибо и
их сотворил Бог, чтобы они жили между людьми в помощь им?!
Держишь ли в мысли хранить чистоту девства твоего?
Держишь ли в мысли своей очищать себя постом и воздержанием?
Держишь ли в мысли (слушаться) совета духовника твоего?
Исполняешь ли то, что он говорит тебе?
Держишь ли в мысли быть милостивым, давать милостыню требующим от тебя помощи (словом или делом)?
Держишь ли в мысли, чтобы не возноситься над другим и не нанести ему какой-либо печали?
Держишь ли в мысли твоей кротость, и заключаешь ли ее в смирение?
Держишь ли в мысли не расстраиваться, говорим: не смущаться, что бы тебе не делали?
Держишь ли в мысли не осуждать, когда тебя осуждают?
Удерживаешь ли сии пять державных чувств воли твоей: а) видеть и не глядеть; б) слышать и не внимать; в) на то,
что говорят, не возражать; г) будучи соблазняемым, не соблазняться; д) будучи расстраиваемым, не расстраиваться и
будучи оклеветаемым, не клеветать?
Вы скажете, что держите это (все), но ошибаетесь, ибо немного было и теперь живет таких людей в Горе сей; ими
одними славится Гора сия. Горе, если исчезнут таковые! Горе тогда Горе сей! Ибо великую неблагодарность показывали
вы, и великую неблагодарность покажут следующие поколения людей на Горе сей. (Неблагодарностию Царице Небесной св.
Нил называет оставление монашеского подвига и предание себя суетным стяжаниям и попечениям).

Вы скажете: откуда ты знаешь об этом (т. е. что последующие роды будут таковы)? Не буду вам говорить о сем,
но я знаю, каковы обретаетесь вы ныне в Уделе Богоматери, Госпожи нашей Богородицы, и каковы бывали здесь иноки
тому назад семь и трижды восемьдесят (т. е. 247 лет тому, именно, около 1570 г., когда подвизался здесь прп. Нил).
Сравнивая, какими мы тогда были здесь, взирая на жизнь бывших отцов и жизнь нынешних отцов, я недоумеваю о
них, ибо они живут на погибель душ своих, а не на спасение (1) .

(1) Разумеются, конечно, не все афонцы, а лишь недостойные.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 2390
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 29 дек 2018, 13:42

ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ОБЛИЧЕНИЯ ГРЕХОВ СВЯТОГОРЦЕВ ПРОШЛОГО СТОЛЕТИЯ.

Глава 1. С каких пор начал изменяться подвижнический дух в монашестве и оно начало увлекаться суетою.


За последнее время монахи стали уклоняться в погибель погибели и возделывать путь беззакония. Около 25 лет
тому назад монашество сделало поворот, погибель вторглась в среду монашества, монашество обнищало благо-
датию, т. е. мало стало в нем подвизающихся.

Если за эти двадцать пять лет погибель вторглась с такою легкостию в круг монашества, т. е. сильно развился
в нем дух мирской многопопечительности, то какова станет монашеская жизнь, когда минет другое двадцатипятилетие?
А в третьем двадцатипятилетии какое погибельное раздолье будет в среде монашества? В четвертом же двадцатипятилетии
будем иметь: 7 и 4, т. е. 7400 лет от сотворения мира; какую же волю получит тогда погибель в монашестве? (Святой говорил
это в 1817 году; следовательно, началом упадка монашества он определяет 1792 г. Это время ознаменовано началом тор-
жества вольнодумных учений, французской революции, упадком монархизма на Западе, развитием атеизма и увлечением
экономическою, торгово-промышленною, вообще материальною стороною жизни).
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 2390
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение Саныч » 29 дек 2018, 19:46

v_sem писал(а):Объяснять Вам с точки зрения эзотерики без толку т.к. Вы спящий.
Я не спящий. Я реалистичный.

v_sem писал(а):А смысл в том, что сущность (дух) будучи воплощенным в минерал, проходит все стадии от минерала до Вселенной, совершенствуясь в своем развитии и становится Вселенской ноосферой - разумом, который верующие называют Богом.

Насчёт трудов Вернадского. Путём словоблудия, любую идею можно приспособить под любую цель. Тем более, что сам автор ответить не может.
Кстати, что такое "дух" ? Из чего он состоит, его размеры, форма ?
Как всем понравился термин "минерал". Суют его все куда надо и не надо.
"
Минера́л (нем. Мineral или фр. minéral, от позднелат. (аеs) minerale — руда[1]) — однородная по составу и строению часть горных пород, руд, метеоритов, являющаяся естественным продуктом геологических процессов и представляющая собой химическое соединение или химический элемент; минерал может находиться в любом агрегатном состоянии, при этом большинство минералов — твёрдые тела.
"
И хоть ду, хоть чёрт с богом в него вселятся, Вселенной он не станет.
Лучше быть хорошим человеком, ругающимся матом, чем тихой, воспитанной тварью” /Фаина Раневская/
Аватара пользователя
Саныч
участник форума
 
Сообщения: 1634
Зарегистрирован: 22 янв 2016, 22:13
Откуда: Васюки

Re: Проповеди монахов

Сообщение v_sem » 30 дек 2018, 01:56

Саныч писал(а):
v_sem писал(а):Объяснять Вам с точки зрения эзотерики без толку т.к. Вы спящий.
Я не спящий. Я реалистичный.

v_sem писал(а):А смысл в том, что сущность (дух) будучи воплощенным в минерал, проходит все стадии от минерала до Вселенной, совершенствуясь в своем развитии и становится Вселенской ноосферой - разумом, который верующие называют Богом.

Насчёт трудов Вернадского. Путём словоблудия, любую идею можно приспособить под любую цель. Тем более, что сам автор ответить не может.
Кстати, что такое "дух" ? Из чего он состоит, его размеры, форма ?
Как всем понравился термин "минерал". Суют его все куда надо и не надо.
"
Минера́л (нем. Мineral или фр. minéral, от позднелат. (аеs) minerale — руда[1]) — однородная по составу и строению часть горных пород, руд, метеоритов, являющаяся естественным продуктом геологических процессов и представляющая собой химическое соединение или химический элемент; минерал может находиться в любом агрегатном состоянии, при этом большинство минералов — твёрдые тела.
"
И хоть ду, хоть чёрт с богом в него вселятся, Вселенной он не станет.
Добрый вечер. Ну насчет того что Вы реалист, это Вы себе льстите. А те вопросы которые Вы здесь задаёте, может задать только спящий. Если Вы желаете получить ответ на вопрос:"Что такое Дух?" Тогда если Вы реалист ответьте:"Что такое энергия?".
Аватара пользователя
v_sem
участник форума
 
Сообщения: 2654
Зарегистрирован: 17 май 2011, 00:30
Откуда: Калининградская обл.

Пред.След.

Вернуться в Бог и Душа



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 13

cron
@Mail.ru