ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.
Том второй . Слово 17.
На Ариан слово второе.
29) Если зиждительность приобретается учением, по мнению этих нерассудительных: то приписы-
вается этим Богу и зависть и немощь; — зависть, потому что не научил созидать многих, чтобы
окрест Его, как много Архангелов и Ангелов, так много было и зиждителей;—немощь же потому,
что не мог творить один, но возъимел нужду в содейственнике, или в помощнике, хотя доказано,
что созданное естество могло получить бытие от единого Бога, если только Сын, по словам их
созданный, мог получить бытие от единого Бога. Но Бог ни в чем не имеет недостатка; да не
будет сего! Сам Он сказал: «исполнен есмь» (Исаии 1. 11). И не вследствие учения стало Зижди-
телем Слово, но, как Отчий Образ и Отчая Премудрость, совершает свойственное Отцу; и не для
совершения созданных существ сотворил Бог Сына. Ибо вот и при Сыне Отец оказывается еще
делающим, как говорит сам Господь: «Отец Мой доселе делает, и Аз делаю» (Иоан. 5, 17). Если
же Сын, по вашему мнению, получил бытие для того, чтобы сделано было происшедшее после Сына,
Отец же оказывается делающим и при Сыне: то и в этом отношении сотворение такового Сына, по
вашему учению, излишне. Сверх того,—для чего Бог, желая сотворить нас, ищет посредника, как-будто
недостаточно воли Его к произведению того, что угодно Ему? Писания говорят: «вся елика восхоте,
сотвори» (Псал. 113, 11); и: «воли Его кто противитися может» (Римл. 9, 19)? Если же и одной Его
воли достаточно к созданию всего, то опять потребность в посреднике, по вашему учению, излишне.
Ибо нетвердым оказался и представленный вами пример Моисея, солнца и луны. А еще посрамит
вас и сие. Если Бог, желая сотворить созданное естество и размышляя о нем сам с Собою,
примышляет и творит, по вашему учению, Сына, чтобы чрез Него создать нас; то смотрите, какое
нечестие осмелились изречь вы.
(продолжение далее).