ТВОРЕНІЯ СВ. АѲАНАСІЯ ВЕЛИКАГО.
Том первый . 1 слово. НА ЯЗЫЧНИКОВ.
Первая часть. Опровержение идолослужения.
18) Какое же оправданіе, какое доказательство представят суевѣрные чтители сихъ боговъ, что это дѣй-
ствительно боги? Тѣмъ, что говорено было не задолго предъ симъ, доказано, что это—люди, и люди
не добронравные. Развѣ обратятся къ тому, что высоко цѣнятъ ихъ изобрѣтенія, полезныя для жизни,
скажутъ: и богами они признаны за то, что были полезны для людей. Ибо Зевсъ, как сказываютъ,
владѣл искусством ваятельным, а Посейдонъ—судоходнымъ, Гефестъ—кузнечнымъ, Аѳина—ткІцкимъ;
Аполлонъ изобрѣлъ музыку, Артемида—псовую охоту, Гера — искусство одѣваться, Деметра — земледѣліе,
другіе же—иныя искусства, какъ повѣствуютъ о нихъ историки. Но эти и подобныя имъ познанія должны
люди приписывать не имъ однимъ, а общей человѣческой природѣ, углубляясь в которую, люди изоб-
рѣтают искусства. Ибо |искусство, по словамъ многихъ, есть подражаніе природѣ. Посему, если они были
свѣдущи въ искусствахъ, которыми тщательно занимались; то за это нужно признать ихъ не богами, а
скорѣе людьми; потому что и они не от себя произвели искусства, но подражали въ нихъ природѣ. По-
елику, какъ люди, по природѣ способны они были пріобрѣтать познанія въ положенных для людей пре-
дѣлах; то нимало не удивительно, если, вникнув в свою природу и пріобрѣтя о ней познаніе, изобрѣли
они искусства. Если же утверждаютъ, что за изобрѣтеніе искусств справедливо было наименовать ихъ
богами; то и изобрѣтателей других искусств слѣдуетъ наименовать богами нa том же основаніи, на
каком они удостоены этого наименованія. Финикіяне изобрѣли письмена, Гомеръ — героическую поэзію,
элеатецъ Зенонъ—діалектику, сиракузянин Коракс—риторическое искусство, Аристей ввелъ въ употре-
бленіе пчелиный медъ, Триптолемъ — сѣяніе жита, спартанецъ Ликургъ и афинянинъ Солонъ издали
законы, Паламидъ изобрѣлъ словосочиненіе, числа, мѣры и вѣсы, а другіе, по свидѣтельству историков,
сдѣлали извѣстными иныя различныя и для человѣческой жизни полезныя вещи. Поэтому, если познанія
дѣлаютъ богами, и за нихъ стали ваять боговъ; то необходимо, чтобы, подобно имъ, стали богами и тѣ,
которые впослѣдствіи были изобрѣтателями другихъ вещей. Если же послѣднихъ не удостоивают
такой чести, а признают людьми; то слѣдует и Зевca и Геру, и других не именовать богами, но ве -
рить что и они были люди, тѣм болѣе, что не были они и благонравны; как и самым изваяніемъ куми-
ров язычники доказывают, что боги их не что иное как люди.
(продолжение далее).