Проповеди монаха

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 01 авг 2019, 15:13

ТВОРЕНІЯ СВ. АѲАНАСІЯ ВЕЛИКАГО.

Том первый . 1 слово. НА ЯЗЫЧНИКОВ.

Первая часть. Опровержение идолослужения.


18) Какое же оправданіе, какое доказательство представят суевѣрные чтители сихъ боговъ, что это дѣй-
ствительно боги? Тѣмъ, что говорено было не задолго предъ симъ, доказано, что это—люди, и люди
не добронравные.
Развѣ обратятся къ тому, что высоко цѣнятъ ихъ изобрѣтенія, полезныя для жизни,
скажутъ: и богами они признаны за то, что были полезны для людей. Ибо Зевсъ, как сказываютъ,
владѣл искусством ваятельным, а Посейдонъ—судоходнымъ, Гефестъ—кузнечнымъ, Аѳина—ткІцкимъ;
Аполлонъ изобрѣлъ музыку, Артемида—псовую охоту, Гера — искусство одѣваться, Деметра — земледѣліе,
другіе же—иныя искусства, какъ повѣствуютъ о нихъ историки. Но эти и подобныя имъ познанія должны
люди приписывать не имъ однимъ, а общей человѣческой природѣ, углубляясь в которую, люди изоб-
рѣтают искусства. Ибо |искусство, по словамъ многихъ, есть подражаніе природѣ. Посему, если они были
свѣдущи въ искусствахъ, которыми тщательно занимались; то за это нужно признать ихъ не богами, а
скорѣе людьми; потому что и они не от себя произвели искусства, но подражали въ нихъ природѣ.
По-
елику, какъ люди, по природѣ способны они были пріобрѣтать познанія въ положенных для людей пре-
дѣлах; то нимало не удивительно, если, вникнув в свою природу и пріобрѣтя о ней познаніе, изобрѣли
они искусства. Если же утверждаютъ, что за изобрѣтеніе искусств справедливо было наименовать ихъ
богами; то и изобрѣтателей других искусств слѣдуетъ наименовать богами нa том же основаніи, на
каком они удостоены этого наименованія. Финикіяне изобрѣли письмена, Гомеръ — героическую поэзію,
элеатецъ Зенонъ—діалектику, сиракузянин Коракс—риторическое искусство, Аристей ввелъ въ употре-
бленіе пчелиный медъ, Триптолемъ — сѣяніе жита, спартанецъ Ликургъ и афинянинъ Солонъ издали
законы, Паламидъ изобрѣлъ словосочиненіе, числа, мѣры и вѣсы, а другіе, по свидѣтельству историков,
сдѣлали извѣстными иныя различныя и для человѣческой жизни полезныя вещи. Поэтому, если познанія
дѣлаютъ богами, и за нихъ стали ваять боговъ; то необходимо, чтобы, подобно имъ, стали богами и тѣ,
которые впослѣдствіи были изобрѣтателями другихъ вещей. Если же послѣднихъ не удостоивают
такой чести, а признают людьми; то слѣдует и Зевca и Геру, и других не именовать богами, но ве -
рить что и они были люди, тѣм болѣе, что не были они и благонравны; как и самым изваяніемъ куми-
ров язычники доказывают, что боги их не что иное как люди.

(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 02 авг 2019, 12:44

ТВОРЕНІЯ СВ. АѲАНАСІЯ ВЕЛИКАГО.

Том первый . 1 слово. НА ЯЗЫЧНИКОВ.

Первая часть. Опровержение идолослужения.

19) Въ какой иной образъ облекаютъ ихъ ваятели, как не в образ мужей и жен? Развѣ еще что
ниже этого, въ образ животных, по природѣ безсловесных, всяких птиц, четвероногих, и крот-
ких и свирѣпых, также—пресмыкающихся, каких только производят земля, море и всякое водное
естество.
Люди, унизившись до скотского состояния страстями и сластолюбіем, и не имѣя в виду
ничего иного кромѣ удовольствій и плотских вожделений, как сами устремились мыслію в эти, безсло-
веснымъ свойственныя, дѣла, такъ въ видѣ же безсловесныхъ стали представлять и Божество, по разно-
образію страстей своих, изваяв такое множество богов.
Ибо у них есть изображенія четвероногих,
пресмыкающихся и птиц; как и истолкователь божественнаго и истиннаго благочестия говорит:
"Осуетишася помышлении своими, и омрачися неразумное их сердце: глаголющеся быти мудри,
объюродиша, и измениша славу нетленнаго Бога в подобіе образа тленна человѣка и птиц и
четвероног и гад. Темже предаде их Бог в страсти безчестія" (Рим. 1,21.26).
Осквернив наперед душу скотским сластолюбіем, как сказано выше, ниспали люди до по-
добныхъ изображеній Божества; а по паденіи, уже как бы преданные тѣм самым, что отвратился от
них Бог, погрязают в этом, и Бога, Отца Слову, изображаютъ въ подобіи безсловесных.

Такъ называемые у эллиновъ философы и люди ученые, когда обличают их в этом, не отри-
цают что видимые их боги суть изображенія и подобія людей и безсловесных, но въ оправданіе свое
говорятъ: для того у нас все сіе, чтобы чрез это являлось нам Божество и давало отвѣты; потому что
невидимаго Бога невозможно иначе и познать, как при помощи подобнЫх изваяній и обрядов. А дру-
гіе, сихъ превосходя любомудріемъ, и думая сказать нѣчто еще болѣе глубокомысленное, говорят: учрежде-
ние и изображенія эти введены для призыванія и явленія божественныхъ Ангеловъ и Силъ, чтобы, являясь
в этих изображеніях, сообщали людям вѣдѣніе о Богѣ; это как-бы письмена для людей; читая их, по-
бывающему въ нихъ явленію божественныхъ Ангеловъ, могут они познать, какое имѣть понятіе о Богѣ.
Так баснословят, а не богословствуют (не скажем сего) языческіе мудрецы! Но если кто со тщаніем
изслѣдует это разсужденіе, то найдет, что и их мнѣніе не менѣе ложно, как и показанных прежде.

(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 03 авг 2019, 14:43

ТВОРЕНІЯ СВ. АѲАНАСІЯ ВЕЛИКАГО.

Том первый . 1 слово. НА ЯЗЫЧНИКОВ.

Первая часть. Опровержение идолослужения.

20) Иной, вступя с ними в рѣчь, пред судом истины спросит: Почему Бог отвѣтствует и познается
чрез идолов;
по причинѣ ли вещества, из какого сдѣланы идолы, или по причинѣ данного им образа?
Если по причинѣ вещества, то какая нужда в образѣ? Почему Бог не является просто во всем веществѣ,
прежде нежели сдѣлано из него это? Напрасно воздвигали они стѣны храма, заключая в них один
камень, или одно дерево, или часть золота, когда вся земля наполнена их сущностію.
А если причиною
божественнаго явленія бывает наложенный на вещество образ; то какая нужда в веществѣ золота или
чего либо иного? Почему Богу не являться лучше въ самых въ природѣ существующих животных, ко-
торых образ имѣютъ на себѣ изваянія? На этом основаніи мысль о Боге была бы лучше, если бы яв-
лялся Он в одушевленных живых существах, словесных или безсловесных, и не нужно было ожи-
дать Его явленія в вещах неодушевленных и недвижущихся.
В этом случаѣ язычники впадают в
нечестіе, в котором всего больше противорѣчат сами себѣ. Естественных животных, четвероногих,
птиц и пресмыкающихся почитают мерзостію и гнушаются ими; или по причинѣ ихъ свирѣпости, или
по нечистотѣ, и однако-же, изваяв подобія их из камня, дерева, золота, боготворят оныя. Надлежало
бы им лучше чествовать самых животных, нежели чтить изображенія их, и покланяться им в изоб-
раженіях.
Или, может быть, в идолах ни то ни другое, ни образ ни вещество, не служит причи-
ною Божія присутствія; призывает же Божество на нихъ одно свѣдущее искусство, которое само есть
подражаніе природѣ. Но если при помощи знанія нисходит Божество на изваянія; то опять, какая нужда
в веществѣ, когда знаніе в человѣкѣ?
Ибо если при помощи одного искусства является въ изваяніяхъ
Бог, и потому изваянія чествуются как боги; то надлежало бы покланяться людям, как виновникам
искусства, и их чествовать, поскольку они разумны, и въ себѣ самих имѣют свѣдѣние.

(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 04 авг 2019, 12:17

ТВОРЕНІЯ СВ. АѲАНАСІЯ ВЕЛИКАГО.

Том первый . 1 слово. НА ЯЗЫЧНИКОВ.

Первая часть. Опровержение идолослужения.

21) На второе-же, конечно более глубокомысленное, оправданіе их не без основанія можно сказать слѣ-
дующее: Если дѣлается это у вас, эллины, не по причинѣ явленія самого Бога, но по причинѣ присутствія
там Ангелов; то почему изваянія, чрез которые призываете вы Силы, у вас лучше и выше самых
призываемых Сил?
Дѣлая изваянные образы, как говорите, для пріобрѣтенія понятія о Богѣ, присвояете
этим изваяніям честь и наименованіе самого Бога, и в этом поступаете не благочестно. Признавая,
что сила Божія превыше ничтожества идолов, и потому осмѣливаясь чрез них призывать не Бога, но
низшія Силы, потом, оставив Силы эти в сторонѣ, камням и деревам присвоили вы имя Того, Чье
присутствіе для васъ страшно; и не камнями, не произведеніем человѣческаго искусства именуете их,
но богами, и поклоняетесь им.
Если, как ложно увѣряете, это у вас письмена для умозрения о Богѣ;
то не справедливо—знаки предпочитать означаемому. Если кто напишет царево имя, то предпочитающий
написанное царю не останется в безопасности, а напротив того, наказан будет смертію. Письмена же
изобрѣтаются искусством пишущего. Так и вы, если имѣете здравый рассудок, то не можете на ве-
щество переносить таковой признак Божества; даже изваянія не можете предпочесть изваявшему.
Если
идолы, точно как письмена, означают явленіе Бога, и потому, как означающія собою Бога, достойны
обоготворения; то изваявшему и начертавшему их, разумѣю опять художника, тѣм паче надлежало быть
обоготворённым, потому что он и могущественнее и божественнее идолов, так как по его изволе-
нію обдѣланы и получили свой вид идолы.
Посему, если достойны удивленія письмена, то написавшій их
возбуждает гораздо большее удивленіе своим искусством и душевным знанием. Итак, если идо-
лов не слѣдует по этой причинѣ почитать богами, то можно еще предложить вопрос об идолобѣсии,
если кому Желательно знать причину, почему идолы имѣют такой образ.

(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 05 авг 2019, 13:50

ТВОРЕНІЯ СВ. АѲАНАСІЯ ВЕЛИКАГО.

Том первый . 1 слово. НА ЯЗЫЧНИКОВ.

Первая часть. Опровержение идолослужения.

22) Если Божество человѣкообразно, а потому и идолы так изображаются; то для чего присвояют Бо-
жеству и подобія безсловесных?
Если же у Него подобіе безсловесных животных; то почему присвояют
Ему изваянія существ словесных?
А если в Нем то и другое, и в том и другом видѣ представляют они
Бога, потому что имѣетъ подобіе и безсловесных и словесных существ; то для чего раздѣляют соеди-
ненное, и отдѣльно дѣлают изваянія безсловесных и изваянія людей,
а не всегда изваянія их имѣют вид
тѣх и других, таковыя изображенія действительно находятся в баснословии, напримѣр: Сцилла, Харибда,
Гиппоцентавръ, и у египтян—Анубис с головою пса? Надлежало бы, или только так изображать их,
имѣющихъ двоякую природу, или, если имѣютъ один только образ, не вымышлять для них другого. И
еще, если они имѣютъ мужеский образ, то для чего придают им и подобія женские? И если женскій
имѣют образ, то для чего ложно представляют их в образѣ мужей? Опять, если они—то и дру-
гое; то надлежало не раздѣлять, а соединять то и другое, и уподоблять так называемым жено-мужам
(гермафродитам), чтобы языческое суевѣріе не только обнаруживало въ себѣ нечестіе и клевету, но воз-
буждало и смѣх в зрителях.
И вообще, если представляютъ себѣ Божество тѣлообразным, а потому воображают у Него, и из-
ваяніям дают, чрево, руки, ноги, также выю, грудь, уши, члены, у людей служащіе к дѣторожденію; то
смотри, до какого нечестія и безбожія унизился ум их, когда мог так думать о Божествѣ.
Ибо Боже-
ству слѣдовало бы посему претерпѣвать непремѣнно и все прочее, свойственное тѣлу, то есть, быть раз-'
сѣкаемым, дѣлимым, и даже вообще подверженным истлѣнію. Это же и подобное этому свойственно
не Богу, а скорѣе—земным тѣлам; потому что Бог безплотен, нетлѣнен, безсмертен, и ни в ком
ни для чего не имѣетъ нужды;
это же тлѣнно подобно тѣламъ и, как говорено было прежде, имѣет
нужду въ прислугѣ человѣческой. Ибо часто видим, что обветшавшие идолы обновляются; уничтоженные
временем, дождем, или каким либо из земных животных, созидаются вновь. А посему можно осу-
дить язычников в неразумии за то, что именуют богами идолов, которых сами дѣлают; просят
спасенія у тѣх, которых искусством своим предохраняютъ от тлѣнія; молятся об удовлетворении
своихъ нужд тѣм, о ком Знают, что требуют собственной их попечительности; и заключая их в
небольших зданиях, не стыдятся называть владыками неба и всей земли.

(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 06 авг 2019, 14:12

ТВОРЕНІЯ СВ. АѲАНАСІЯ ВЕЛИКАГО.

Том первый . 1 слово. НА ЯЗЫЧНИКОВ.

Первая часть. Опровержение идолослужения.

23) И не из этого только можно усматривать безбожие язычников, но также и из того, что о самых
идолах мнѣнія их не согласны. Ибо если идолы—боги, как говорят и любомудрствуют о них языч-
ники; то к которому из них прилѣпится человѣк? И каких из них можно признать главнейшими,
чтоб или, поклоняясь Богу, имѣть на него твердое упованіе, или, признавая Его Божеством, как гово-
рят, не колебаться?
Ибо не одни и теже именуются у всех богами, но большею частію сколько есть
народов, столько вымышлено и богов.
Случается же, что одна область и один город раздѣляются
между собою во мнѣніях о почитаніи идолов. Финикіяне не знают богов, признаваемых египтя-
нами. Египтяне поклоняются не одним и тем же идолам с финикіянами. Скифы не пріемлют богов
персидских, а персы—сирских. Пелазги уничижают даже богов чтимых во Фракіи, а фракияне не при-
знают чтимых фивянами. Инды с арабами, арабы с ефиопами, и ефиопы с ними, имѣют различных
идолов. Сиряне не чтут богов киликийских, каппадокіяне же именуют богами не признаваемых в
Киликіи; иных вымыслили себѣ вифинияне, а иных армяне. И к чему приводит многие примеры? Оби-
татели твердой земли поклоняются инаковым богам с островитянами, и островитяне чтут инаковых с
жителями твердой земли. И вообще, каждый город и каждое селеніе, не зная соседних богов, предпо-
читают им своих, которых и признают только богами. О гнусных же египетских обычаях нет
нужды и говорить; они у всех перед глазами; там города держатся суеверий противоположных и одно
другому противоречащих; соседи всегда стараются чествовать противное тому, что чествуют живущие
смежно с ними. Крокодилу поклоняются одни как Богу, у жителей же ближайших мѣст почитается
он мерзостию. Льва чтут одни как Бога, а вне города не только не воздают ему чести, но даже встре-
тив убивают его как зверя. Рыбу, включенную одними в число богов, в другом месте ловят
в пищу. Оттого у них—войны, мятежи, всякого рода предлоги к убийствам, и все обаяние страстей.
Удивительно же то, что пелазги, по сказанію историков, у египтян узнав имена богов, не знаютъ
египетских богов, воздают же честь богам другим, а не египетским. И вообще, у всех народов,
зараженных идолослужением, различны верования и обряды богослужения, а не найдешь у них одного
и тогоже.

Этому и быть надлежало; потому что, утратив мысленное устремленіе к единому Богу, люди впали во
многое и различное; уклонившись от истинного Отчаго Слова, Спасителя всех Христа, носятся они
мыслию по многим вещам. Как отвратившиеся от солнца и находящиеся в темном месте кружатся по
многим непроходимым путям, и кто перед ними, тех не примечают, а кого нет, тех представля-
ют стоящими перед ними, и видя не видят
: так, подобным же сему образом, и у тех, которые
отвратились от Бога и омрачены в душе, ум находится в кружении; они, как пияные и не способ-
ные видеть, представляют себе не сущее.

(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 07 авг 2019, 13:03

ТВОРЕНІЯ СВ. АѲАНАСІЯ ВЕЛИКАГО.

Том первый . 1 слово. НА ЯЗЫЧНИКОВ.

Первая часть. Опровержение идолослужения.

24) Не малым обличением действительного безбожия язычников служитъ и следующее. Поелику в
каждом городе и в каждой области боги различны, и их много, притом—один истребляет богов дру-
гого; то всеми истребляются все. У одних почитаемые богами у других делаются жертвами и возлияниями
в честь ими именуемых богов. И на оборот, что у одних употребляется в жертву, то у других
почитается богом. Египтяне чтут вола и Аписа, т.е. тельца; а другие вола и тельца приносят в жертву
Зевсу. Правда, что в жертву приносят не тех самых, которые обоготворены; однако же, принося
подобное, приносят, по-видимому, тоже самое.
Ливияне признают богом овна, которого и называют
Аммоном; а у других овен часто закалается в жертву, Инды воздают честь Дионису, этим име-
нем, въ переносном смысле, называя вино; у других же вино употребляется на возлияние иным бо-
гам. Иные чтут и именуют богами реки, источники, особливо же египтяне всему предпочитают
воду; между тем другие, и даже сами египтяне, обожающие это, водою омывают свои и чужия нечистоты,
и оставшееся по умовении выливают с безчестіем. Но почти все идолотворимое египтянами у друтих
обращается в жертву богам. Посему сами язычники смеются над египтянами, что боготворят они не
богов, но вещи, другими и даже ими самими употребляемыя на очищеніе и жертвы.

(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 08 авг 2019, 14:19

ТВОРЕНІЯ СВ. АѲАНАСІЯ ВЕЛИКАГО.

Том первый . 1 слово. НА ЯЗЫЧНИКОВ.

Первая часть. Опровержение идолослужения.

25)| Некоторые дошли уже и до такого злочестия и безумия, что закалают и приносят в жертву лож-
ным богам своим самых людей, тогда как боги эти суть подобие и образ людей. Эти злосчастные
не примечают, что закалаемыя ими жертвы служат первообразами вымышленных и чествуемых ими
богов
. Им-то приносят в жертву людей; приносят почти подобное подобному, или, вернее ска-
зать, лучшее худшему, одушевленных закалают в жертву неодушевленным, разумных приводят на
заклание не имеющим движения.
Скифы, именуемые Таврийскими, в жертву так - называемой у них
деве закалают претерпевших кораблекрушение и взятых в плен эллинов. Столь злочестиво по-
ступают они с подобными себе людьми, и в такой мере изобличают жестокость богов своих,
что убивают даже тех, кого Промысл спас от опасностей на море; и этим как-бы противятся са-
мому Промыслу, потому что зверскою своею душею уничтожают Его благодеяние. Другие же, когда воз-
вращаются с войны победителями, разделивъ пленников на сотни, и из каждой взяв по одному,
столько человек закалают в честь Арею, сколько изберут по числу сотен. И не скифы одни совер-
шают такия мерзости, по врожденной варварам свирепости; напротив того, обычное это дело, свой-
ственное злобе идолов и бесов.
Ибо в древности египтяне приносили людей в жертву Гере, а
финикияне и критяне принесением в жертву детей своих умилостивляли Крона. И древние римляне че-
ловеческими жертвами чтили Зевса, называемаго Лациаріемъ. Так или иначе, но все вообще, и сквернили
и сквернились; сквернились сами, совершая убійства, и сквернили храмы свои, окуряя их подобными
жертвами.

И от этого много зол приключилось людям. Они видя, что приятно это демонам, и сами вскоре
стали подражать богам своим, совершая подобные преступленія, и вменяя в заслугу себе подражание,
по мнѣнію их, существам совершеннейшим. Отчего люди стали вдаваться в человекоубийства, де-
тоубийства и всякія непотребства.
Каждый почти городъ, от уподобления в нравах богам своим,
сделался исполненным всякого разврата. Пред идолами нет целомудреннаго кроме того, чье непо-
требство ими засвидетельствовано.

(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение Владимир Ком » 08 авг 2019, 23:49

Уважаемый vnifantiy! А какое имя у Единого Бога-Отца? Ведь Его Сын - Иисус Христос, а вот имя Отца Он так и не назвал.
Владимир Ком
участник форума
 
Сообщения: 3160
Зарегистрирован: 08 сен 2014, 22:04

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 09 авг 2019, 12:53

ТВОРЕНІЯ СВ. АѲАНАСІЯ ВЕЛИКАГО.

Том первый . 1 слово. НА ЯЗЫЧНИКОВ.

Первая часть. Опровержение идолослужения.

26) B финикійских капищах, в древности, сидели
женщины, и в дар тамошним богам своим приносили начатки из цены блуда своего, думая умилости-
вить тем богиню свою и заслужить её благоволение. И мужи, отрекшись от своего пола, не желая принад-
лежать к мужчинам, претворяют себя в пол женский, чтобы угодить и оказать тем честь матери,
так называемых ими, богов. Вообще, все живут срамно, соревнуют друг другу в худом, и как
сказал святый служитель Христов Павел
:
"жены бо их измениша естественную подобу в противоестественную: так и мужи оставивше естественную
подобу женска пола, разжегошася похотию своею друг на друга, мужи на мужех студ содевающе"
(Римл. 1, 26, 27).
А этими и подобными этим делами подтверждают они и обличают, что и так-называемые
ими боги вели такую же жизнь. Ибо у Зевса научились они деторастлению и прелюбодеянию, у Афродиты—
блуду,
у Реи—непотребству, у Арея—убийствам, у других же—иным подобным дѣлам, за которые законы
наказывают и которыми гнушается всякий целомудренный человек.
Посему справедливо ли почи-
тать богами тех, которые делают подобные дела? Не лучше ли за развратность нравов признать, что
они безсмысленнее и самых безсловесных? Справедливо ли также и воздающих им божескую честь
почитать людьми? Не лучше ли пожалеть о том, что они безсмысленнее безсловесных, и бездушнее не-
одушевленных?
Если бы обратили они внимание, что душа их одарена умом; то не ринулись бы во
все это с такою опрометчивостию, и не отреклись бы от истинного Бога, Отца Христова.

(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Пред.След.

Вернуться в Бог и Душа



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Yandex Bot и гости: 40

@Mail.ru