Проповеди монаха

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 19 авг 2019, 14:01

ТВОРЕНІЯ СВ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том первый . 1 слово. НА ЯЗЫЧНИКОВ.

Вторая часть. Познание истинного Бога .

36) Также, видя, что противоположные по природе вещи соединены и пребывают в согласной строй-
ности, например, срастворены огонь с холодом, и сухость с влажностью, и не враждуют между со-
бою, но как-бы из чего-то единого составляют одно тело,—кто не сделает такого заключения, что вне
этих вещей есть Сочетавший их?
И видя, что зима уступает место весне, весна — лету, лето — осени,
что эти времена года по природе противоположны, одно охлаждает, другое палит, одно питает, а дру-
гое истощает, однако же, все они равно и безвредно служат к пользе людей,—кто не подумает,
что есть Некто совершеннейший всего этого, и Он, приводя все в равенство, всем правит, хотя и не
видишь ты Его?
Или, взирая на облака, носимые в воздухе, и на водную тяготу, связанную в облаках,
кто не приобретет себе понятие о Связавшем все это и Повелевшем, чтобы так было? Или, смотря
на эту землю, по природе весьма тяжелую, поставленную на воде, и неподвижно стоящую на том,
что по природе удободвижно,—кто не размыслит сам с собою, что есть Бог сотворивший и устроив-
ший ее?
Или, видя по временам плодоносие земли, дожди с неба, разлития рек, появление новых ис-
точников, рождение животных от несходных между собою, притом примечая, что бывает это не всегда,
а в определенные на то времена, и вообще, усматривая, что вещами не-сходными и противоположными
достигается равный и одинаковый между ними порядок,—кто не сделает заключения, что есть еди
ная Сила, Которая, пребывая неизменною, привела это в устройство, и распоряжается этим, как Ей
благо-угодно?
Все эти вещи никогда не могли бы ни состояться, ни произойти сами собою, по взаимной
противоположности естеств. Вода по природе тяжела и течет вниз; облака же легки, не имеют
тяжести и стремятся вверх; однако же видим, что облака носят на себе воду, которая тяжелее их.
Также, земля весьма тяжела, а вода легче её; однако же более тяжелое поддерживается легчайшим, и
земля не падает вниз, а стоит неподвижно. Мужеский пол—не тоже, что и женский; однако же полы
между собою соединяются, и обоими совершается одно рожденіе подобного живого существа. Короче сказать,
холодное противоположно теплому, влажное противоборствует сухому; однако же, сойдясь вместе, не
оказывают между собою вражды, но согласно составляют одно тело и служат к происхождению всего.

(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 20 авг 2019, 13:44

ТВОРЕНІЯ СВ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том первый . 1 слово. НА ЯЗЫЧНИКОВ.

Вторая часть. Познание истинного Бога .

37) Итак, вещи, по природе одна другой противоборствующие и противоположные,/ не соедини-
лись бы между собою, если бы был совершеннее их связавший их Господь. Которому ус-
тупают и повинуются и самые стихии, как рабы послушные владыке. Каждая стихия не противобор-
ствует другой, стремясь к тому, что свойственно ей по природе, но все они соблюдают между собою
согласие, признавая соединившего их Господа.
По природе они противоположны, к по изволению Пра-
вящего ими дружелюбны. Но если бы не были приводимы в единое срастворение высшим повеле-
нием; то каким бы образом стеклись и соединились тяжелое с легким, или сухое с влажным, или круг-
лое с прямым, или огонь с холодом, или, вообще, море с землею, или солнце с луною, или звезды
с небом, и воздух с облаками, когда каждая вещь не сходна с другою по природе? Великое произошло
бы между ними смятение; потому что одно палит, другое охлаждает, одно по тяжести влечет вниз, другое,
напротив, по легкости—вверх; солнце освещает, а воздух омрачает. И звезды враждовали бы между
собою; потому что одни имеют положение выше, а другие ниже. И ночь не уступала бы места дню, но
всегда пребывала бы с ним в борьбе и раздоре. А в таком случае увидели бы мы уже не благо-
устройство, но расстройство, не порядок, но безчиние, не приведение в единый состав, а во всем
разъединение, не соблюдение меры, а отсутствие ее; потому что, при раздоре и противоборстве каждой
отдельной части, или все уничтожилось бы, или что либо одно оказалось одерживающим верх. Но и
это опять доказывало бы расстройство целого; потому что оставшееся что-нибудь одно и лишенное со-
действия всего прочего делало бы целое не соразмерным, как в теле оставшаяся одна нога и одна
рука не сохранят в себе целого тела. Каким бы стал мир, если бы в нем осталось одно солнце,
или круговращалась одна луна, или была одна ночь, или всегда продолжался день? Какая была бы опять
стройность, если бы осталось одно небо без звезд, или звезды остались без неба? Что было бы пользы,
если бы оставалось одно море, и если бы простиралась одна земля без вод и без других частей
творения? Как произошли бы на земле человек, или вообще живое существо, при взаимном мятеже
стихий и преобладании чего-либо одного, не достаточного к составлению из себя тел? Ибо из одной
теплоты или из одного холода, или из одной влажности или сухости, ничто не составилось бы во
вселенной; но повсюду было бы все безпорядочно и несвязно.
Даже и самое, по видимому, преобладаю-
щее не могло бы иметь самостоятельности без пособия прочих вещей; потому что при таком только
пособии имеет оно самостоятельность.

(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 21 авг 2019, 14:19

ТВОРЕНІЯ СВ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том первый . 1 слово. НА ЯЗЫЧНИКОВ.

Вторая часть. Познание истинного Бога .

38) Итак, поелику во всем открывается не безчиние, но порядок, не отсутствие меры, но соразмерность,
не расстройство, но благоустройство и всестройное сочетание мира; то необходимо заключить и составить себе
понятие о Владыке, Который все соединил и скрепил, во всем произвел согласие. Хотя и невидим
Он очам, но порядок и согласие вещей противоположных дают уразуметь их Правителя, Распо-
рядителя и Царя.
Если увидим, что город, населенный множеством различных людей, больших и
малых, богатых и бедных, также—старых и молодых, мужчин и женщин, управляется добропо-
рядочно, и жители, хотя различны между собою, но единомысленны: ни богатые не возстают на бед-
ных, ни большие на малых, ни молодые на старых, но все равномерно живут в мире; если,
говорю, приметим все это, то без сомнения поймем, что единомыслие поддерживается присутствием
градоправителя, хотя и не видим его. Ибо безчиние есть признак безначалия, а порядок доказывает,
что есть владычествующий.
И в теле примечая, что члены между собою согласны, глаз не противобор-
ствует слуху, рука не возстает против ноги, но каждый член безмятежно отправляет свое служе-
ние,—конечно, заключаем из сего,что есть в теле душа, правительница членов, хотя и не видим ее.
Так, видя порядок и стройность вселенной, необходимо представлять Властителя вселенной Бога, и
притом одного, а не многих.

И самый порядок мироправления, и согласная во всем стройность доказывают не многих, но еди-
ного Мироправителя и Вождя—Слово. Если бы тварь имела многих правителей; то не соблюдался бы та-
кой во всем порядок но все пришло бы опять в безпорядок, потому что каждый бы из многих
наклонял все к своему намерению, и противоборствовал другим. Как выше утверждали мы, что
многобожие есть безбожие; так многоначалие по необходимости будет безначалием.
Поелику каждый
уничтожает власть другого, то ни один не окажется начальствующим, но у всех произойдет
безначалие. А где нет начальствующего, там непремѣнно бывает безпорядок. И наоборот, еди-
ный порядок и единомыслие многих и разных доказывают, что у них один начальник. Если кто
издали слышит лиру, на которой много разных струн, и дивится их стройному согласию, потому
что звучит не та одна струна, у которой звук густ, и не та одна, у которой звук тонок, и не
та одна, которая имеет звук средний, но звучат все в равном между собою соотношении; то, ко-
нечно, заключит из сего, что лира не сама себя приводит в движение, и что не многие ударяют в
струны, но один есть музыкант, хотя и не видишь ты его, и он искусством своим звук каждой
струны растворяет в единое стройное согласие. Так, поелику в целом мире есть всестройный по-
рядок, ни горнее не возстает против дольнего, ни дольнее против горнего, но все стремится к
одному порядку; то следует представлять себе не многих, а единого Правителя и Царя всей твари,
Который все озаряет светом Своим, и приводит в движение.

(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение Саныч » 22 авг 2019, 09:24

vnifantiy писал(а):Так, видя порядок и стройность вселенной, необходимо представлять Властителя вселенной Бога, и
притом одного, а не многих.
Рельно же, религий больше, чем собак нерезаных. И каждая со своим богом.
Это же очень удобно, вешаешь пастве лапшу на уши, а та (паства), легковерующая, за это тебе подношения делает. Изображение
Лучше быть хорошим человеком, ругающимся матом, чем тихой, воспитанной тварью” /Фаина Раневская/
Аватара пользователя
Саныч
участник форума
 
Сообщения: 1739
Зарегистрирован: 22 янв 2016, 22:13
Откуда: Васюки

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 22 авг 2019, 16:04

ТВОРЕНІЯ СВ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том первый . 1 слово. НА ЯЗЫЧНИКОВ.

Вторая часть. Познание истинного Бога .

39) Не должно думать, что у твари много правителей и творцов; но с строгим благочестием и
истиною согласно — веровать в единого её Создателя, что ясно доказывает и самая тварь. Ибо на-
дежным признаком, что Творец вселенной один, служит то, что миров не много, а один.
Если бы
много было богов; то надлежало бы, чтоб и миров было много, и они были различны. Многим же уст-
роить один мир, и единому миру быть творением многихъ, неприлично было бы, по открывающимся в
этом несообразностям. Во-первых, если бы один мир произошел от многих; то показывал бы
безсилие сотворивших; потому что одно дело совершено многими, а это немаловажный признак, что
сведение каждого в деле творения было не совершенно.
Ибо, если бы и одного было достаточно, то
не стали бы взаимных недостатков восполнять многие. Сказать же, что в Бог есть недостаток, не
только нечестиво, но и крайне беззаконно. И у людей назовут художника слабым, а не совершен-
ным, если одно дело может он совершит не один, но только вместе со многими, А если каж-
дый мог совершить целое, все же производили его для участия в деле; то смешно будет пред-
полагать, что каждый действовал для славы, чтобы не подозревали его в безсилии; и опять, приписы-
вать Богам тщеславие — весьма нелепо. Притом, если каждый один имел довольно сил создать
целое, то какая нужда во многих, где на все достаточно одного?
И с другой стороны, нечестиво и
нелепо будет предположение, что творение одно, а творивших много, и они различны; потому что, по
естественной причине, единое и совершенное лучше различного. Надобно же знать и то, что если бы мир
произведен был многими, то имел бы различные и несходные между собою движения; потому что,
имея свои отношения к каждому из сотворивших, имел бы и столько же различных движений. От
различия же, как сказано было и прежде, опять произошли бы расстройство и во всем безпорядок.
И корабль, управляемый многими, не поплывет прямо, пока кормилом его не овладеет один корм-
чий
. И лира, в струны которой ударяют многие, не издаст согласных звуков, пока не ударит в
них один искусник. Итак, поелику тварь одна, и мир один, и порядок в нем один; то должно
представлять себе единого Царя и Создателя твари Господа. Ибо и сам Создатель для того сотворил
один всецелый мир, чтобы устроение многих миров не привело к мысли о многих Создателях.
Поелику же творение одно, то веруем, что и Творец его один. И мир один не потому, что
Создатель один; Бог мог сотворить и иные миры. Но поелику сотворенный мир один, то необходимо
веровать, что и Создатель его один.

(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 23 авг 2019, 13:53

ТВОРЕНІЯ СВ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том первый . 1 слово. НА ЯЗЫЧНИКОВ.

Вторая часть. Познание истинного Бога .

40) Кто-же сей Создатель,—это всего более необходимо уяснить и сказать утвердительно, чтобы иной,
неведением сего введенный в заблуждение, не почелъ Создателем кого другого, и оттого не впал
опять в одинаковое с язычниками безбожие.
Думаю же , что никто не имеет об этом колеблющегося
мнения. Ибо если в слов нашем показано, что так называемые стихотворцами боги — не боги, и
обоготворяющие тварь изобличены в заблуждении, Вообще же доказано, что языческое идолослужение
есть безбожие и нечестие; то, по уничижении идолов, совершенно необходимо, наконец, нашей вере быть
благочестивою, и Богу, Которому мы поклоняемся и Которого мы проповедуем, быть единым и истин-
ным Богом, Господом твари и Создателем всякого существа.,
Кто же это, как не всесвятый и превысший
всякой сотворенной сущности Отец Христов? Он, как наилучший кормчий, собственною
Своею Премудростию и собственным Своим Словом, Господом нашим Исусом Христом, спаси-
тельно управляет и распоряжается всем в мире, и все творит, как Сам признает это наилуч-
шим. И оно прекрасно, как скоро сотворено, и мы видим сотворенное, потому что и это угодно Ему.
И никто не должен сомневаться в этом. Ибо если бы движение твари было не разумно, и вселен-
ная носилась, как ни есть; то справедливо мог бы иной не верить утверждаемому нами. Если же тварь
приведена в бытие словом, премудростью и ведением, и во всем мире есть благоустройство; то не-
обходимо настоятелем и строителем этого быть не иному кому, как Божию Слову.,

Словом же называю не то, которое внедрено и прирождено в каждой из сотворенных вещей, и
которое иные привыкли называть семененосным (1); такое слово неодушевленно, ни о чем не мыслит,
ничего не представляет, но действует только внешним искусством, сообразно с знанием влагаю-
щаго его. Также не то разумею слово, какое имеет словесный человеческий род, не слово сочетаваемое
из слогов и напечатлеваемое в воздух. Но разумею живого и действенного Бога, источное Слово
Благого и Бога всяческих, Слово, Которое и отлично от сотворенных вещей и от всякой твари,
и есть собственное и единственное Слово благого Отца, вселенную же эту привело в устройство и
озаряет Своим промышлением. Как благое Слово благого Отца, Оно благоустроило порядок вселен-
ной, сочетавая противоположное с противоположным и устрояя из этого единое согласие.
Как Бо-
жия сила и Божия премудрость, Оно вращает небо, и повесив землю ни на чем не опирающуюся, во-
друзило ее Своим мановением. Им солнце стало светоносным и озаряет вселенную. От Него и
луна имеет свою меру света. Им и вода повешена на облаках, и дожди наводняют землю, и
море заключено в пределы, и земля украшена всякого рода растениями и произращает зелень. Если
бы какой неверующий, слыша утверждаемое нами» спросил: действительно ли есть Божие Слово?—то
сомнением о Божьем Слове показал бы он свое безумие. Между тем, имеет он доказательство в
видимом, что все состоялось Божиим Словом и Божиею Премудростью, и ничто сотворенное не утвер-
дилось бы, если бы не было, по сказанному, произведено Словом, и Словом Божиим.


(1) По учению Зенона и Стоиков, как Бог называется семененосным словом , так и начала всех сотворенных
вещей, вложенные в них Богом, именуются семененосными же словами .
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 24 авг 2019, 15:07

ТВОРЕНІЯ СВ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том первый . 1 слово. НА ЯЗЫЧНИКОВ.

Вторая часть. Познание истинного Бога .

41) Но, будучи Словом, Оно, как сказано, не из слогов сочетается, подобно человеческому
слову, а есть неизмѣняемый образ Отца Своего.
Люди сложены из частей и сотворены из ничего;
у них и слово—слагаемое и разлагающееся. Но Бог есть Сый и не сложен; потому и Слово Его есть
Сый; Оно не сложно, но есть единый и Единородный Бог и Благой, произшедший от Отца, как-бы
из благого источника; Оно все приводит в устройство и содержит.

И подлинно досточудна причина, по которой Слово, и Божие Слово, низошло к сотворенному; она по-
казывает, что и неприлично было совершиться этому иначе, а не таким образом, как действительно со-
вершается. Естество сотворенных вещей, как произшедшее из ничего, само в себе взятое, есть
что-то текучее, немощное, смертное. Бог же всяческих—по естеству благ и выше всякой доброты, и
посему человеколюбив; потому что в благом не может ни к кому быть зависти. Посему-то не за-
видует Он никому в бытии, но хощет, чтобы все наслаждались бытием, и всем мог Он являть
Свое человеколюбие.
Итак, усматривая, что всякое сотворенное естество, сколько зависит от
заключающихся в нем самом причин, есть нечто текучее и разрушающееся, на тот конец, чтобы
вселенная не подверглась разрушению и не разрешилась опять в небытие, все сотворив вечным
Словом Своим и осуществив тварь, не попустил ей увлекаться и обуреваться собственным своим
естеством, от чего угрожала бы ей опасность снова прійдти в небытие, но как Благий управляет все-
ленною и поддерживает ее в бытии Словом же Своим, Которое само есть Бог, чтобы тварь, оза-
ряемая владычеством, промышлением и благоустроениемъ Слова, могла твердо стоять в бытии, как
причастная подлинно сущаго от Отца Слова, и Им вспомоществуемая в бытии, и не подверглась бы
тому, чему могла бы подвергнуться (т. е. небытию), если бы не соблюдал ее Бог — Слово,

" Иже есть образъ Бога невидимого, перворождён всея твари: яко Тем и в Нем состоятся всяческая
видимое и невидимое, и Той есть глава Церкви" (Кол. 1, 15 — 18),

как в святых Писаниях учат служители истины.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 25 авг 2019, 13:38

ТВОРЕНІЯ СВ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том первый . 1 слово. НА ЯЗЫЧНИКОВ.

Вторая часть. Познание истинного Бога .


42) Это - то всемогущее, всесовершенное, святое Отчее Слово, низшедши во вселенную, повсюду рас-
пространило силы Свои, озарив и видимое и невидимое, в Себе все содержит и скрепляет, ничего
не оставив лишенным силы Своей, но оживотворяя и сохраняя все и во всем, и каждую вещь в
особенности, и вдруг все в совокупности;
начала же всякой чувственной сущности, каковы:
теплота, холод, влажность и сухость, растворяя во едино, делает Оно не противодейственными,
но производящими одну согласную стройность. Им и Его силою делается, что огонь не противоборствует
холоду, и влажность—сухости, а напротив того, эти, сами в себе противоположные стихии, сошедшись
вмест, как дружественные и родственные, производят из себя видимые вещи и служат началами
бытию тел.
Покорствуя сему Богу — Слову, иное оживотворяется на земле, а иное осуществляется на
небе. Его силою, по сказанному выше все море и великий океан совершают движение свое в соб-
ственных своих пределах, и вся суша одевается зеленью и украшается разными всякого рода ра-
стениями. И чтобы не длить времени, каждую известную вещь именуя особо, скажу: из всего, что
существует и бывает, ничего нет такого, что произошло бы и состоялось не в Слове и не Сло-
вом, как говорит и Богослов:
"В начале бе Слово, и слово бе у Бога , и Бог бе слово. Се бе искони у Бога. Вся Тем быша.
и без него ничтоже бысть еже бысть." (Іоан. 1, 1. 3).

Как музыкант, настроив лиру, и искусно сводя густые звуки с тонкими, и средние с прочими, про-
изводит одно требуемое сладкогласие: так Слово— Божия Премудрость, держа вселенную, как лиру, и
что в воздухе, сводя с тем, что на земле, а что на небе—с тем, что в воздухе, целое сочетавая
с частями, и обращая Своим мановением и изволением, прекрасно и стройно производит единый
мир и единый в мире порядок; само неподвижно пребывает у Отца, и все приводит в движение
Своим снисхождением во вселенную, чтобы каждая вещь благоугодна была Отцу Его.
Ибо в том от-
крывается чудное действие Божества Его, что одним и тем-же мановением, не в разные времена, но
вдруг, и все в совокупности, и прямое и круглое, горнее, среднее, дольнее, влажное, холодное, теплое,
видимое и невидимое, обращает и приводит в устройство, сообразно с природою каждой вещи.
Ибо одним и тем-же мановением Его прямое движется как прямое, круглое обращается как круглое,
и среднее приводятся в движение, как оно есть, теплое согревается, сухое изсушается, и все, сооб-
разно с своею природою, оживотворяется и приводится Им в бытие; а таким образом произво-
дится им некая чудная, и подлинно божественная, стройность.

(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 26 авг 2019, 13:29

ТВОРЕНІЯ СВ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том первый . 1 слово. НА ЯЗЫЧНИКОВ.

Вторая часть. Познание истинного Бога .

43) И чтобы понять это из примера, представь утверждаемое нами в подобии большого лика пою-
щих. Лик состоит из разных людей, из детей и жен, стариков и также молодых; вдруг,
один управляющий ликом подает знак, и каждый поет по своим способностям и силам, муж как
муж, дитя как дитя, старый как старый, и молодой как молодой; но все в совокупности выво-
дят одну стройную песнь.
Или представь, как душа наша в одно и тоже время приводит в движе-
ние чувства наши, сообразно с деятельностью каждого, и как скоро предстает один предмет, все
чувства приводятся в действие, глаз видит, слух слышит, рука осязает, обоняние приемлетъ в себя
запах, вкус вкушает, а не редко и другие части тела начинают действовать, например, ноги—хо-
дить. Или объясним утверждаемое нами и третьим примѣромъ. Всего более уподобляется это большому
благоустроенному городу, который управляется присутствием приводящего его в устройство прави-
теля и царя. Царь едва появится, даст приказ, обратит на все взор, как все ему повинуются;
одни спешат возделывать землю, другие—черпать воду в водопроводах, кто идет сеять, кто отпра-
вляется в совет, кто входит в церковь, судья идет судить, градоправитель — давать законы, ху-
дожник с поспешностью принимается за работу, мореходец отправляется к морю, плотник — на
стройку, врач идет врачевать, зодчий—-созидать, и один уходит в поле, другой приходит с поля,
одни занимаются делами в городе, другие выходят из города и опять в него возвращаются. Все же
это производится и устрояется присутствием одного градоправителя и его повелением.
Хотя пример
этот и мал, впрочем точно также, в возвышеннейшем только понятии, надобно представить себе и
целую тварь. По единому манию Божия Слова все в совокупности приводится в устройство; каждою
вещью совершается ей свойственное, всеми же вообще выполняется единый порядок.

(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 27 авг 2019, 13:56

ТВОРЕНІЯ СВ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том первый . 1 слово. НА ЯЗЫЧНИКОВ.

Вторая часть. Познание истинного Бога .

44) Ибо мановением и силами начальственного и владычественного во вселенной Божия и Отчего Слова
вращается небо, движутся звезды, является солнце, круговращается луна, освещается солнцем воздух,
согревается эфир, дуют ветры, горы возносят вершины свои в высоту, море волнуется и питает
в себе живые твари, земля, пребывая неподвижною, приносит плоды, человек образуется, живет и
потом умирает; одним словом, все одушевляется и движется, огонь горит, вода прохлаждает, источ-
ники струятся, реки наводняются, годы и времена года протекают, падают дожди, скопляются облака,
идет град, отвердевают снег и лед, летают птицы, пресмыкаются гады, плавают живущие въ во-
дах, море носит на себе корабли, земля засевается, и въ определенное время покрывается зеленью, про-
изращает дерева, иное обновляется, иное зреет, иное же, достигнув совершенного возраста, стареет
и умирает, одно исчезает, другое родится и появляется. Все же это и гораздо еще большее, чего по
множеству не в силах мы и описать, дивносодетельное и чудодейственное Божие Слово, озаряя и
оживотворяя, мановением Своим приводит в движение и благоустройство, содевая единый мир, и не
вне Себя оставляя и невидимые Силы; потому что и их, как Творец, сообъемля в целом, также со-
держит и оживотворяет Своим мановением и промышлением.
И ничто не может служить оправда-
нием в неверии этому. Ибо как промышленіем Слова, и тела возрастают, и разумная душа движется,
мыслит и живет (на это не нужно приводить много доказательствъ, потому что видим это на деле); так
то же опять Божие Слово одним и простым мановением, Своею силою, приводит в движение и со-
держит и этот видимый мир и невидимые Силы, сообщая каждому существу свойственную ему деятель-
ность. Почему божественные Силы приводятся в движение божественно, а видимые вещи—как мы
видим это.
Сам же Вождь и Царь всего, Собою утверждая все, делает все к славе и ведению Отца Своего, и
делами, какие совершает Он, как-бы учит и говорит:
" от величества и красоты созданий сравнительно Рододелатель познавается" (Прем. 13, 5).

(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Пред.След.

Вернуться в Бог и Душа



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: malder и гости: 48

cron
@Mail.ru