ТВОРЕНІЯ СВ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.
Том первый . 1 слово. НА ЯЗЫЧНИКОВ.
Вторая часть. Познание истинного Бога .
36) Также, видя, что противоположные по природе вещи соединены и пребывают в согласной строй-
ности, например, срастворены огонь с холодом, и сухость с влажностью, и не враждуют между со-
бою, но как-бы из чего-то единого составляют одно тело,—кто не сделает такого заключения, что вне
этих вещей есть Сочетавший их? И видя, что зима уступает место весне, весна — лету, лето — осени,
что эти времена года по природе противоположны, одно охлаждает, другое палит, одно питает, а дру-
гое истощает, однако же, все они равно и безвредно служат к пользе людей,—кто не подумает,
что есть Некто совершеннейший всего этого, и Он, приводя все в равенство, всем правит, хотя и не
видишь ты Его? Или, взирая на облака, носимые в воздухе, и на водную тяготу, связанную в облаках,
кто не приобретет себе понятие о Связавшем все это и Повелевшем, чтобы так было? Или, смотря
на эту землю, по природе весьма тяжелую, поставленную на воде, и неподвижно стоящую на том,
что по природе удободвижно,—кто не размыслит сам с собою, что есть Бог сотворивший и устроив-
ший ее? Или, видя по временам плодоносие земли, дожди с неба, разлития рек, появление новых ис-
точников, рождение животных от несходных между собою, притом примечая, что бывает это не всегда,
а в определенные на то времена, и вообще, усматривая, что вещами не-сходными и противоположными
достигается равный и одинаковый между ними порядок,—кто не сделает заключения, что есть еди
ная Сила, Которая, пребывая неизменною, привела это в устройство, и распоряжается этим, как Ей
благо-угодно? Все эти вещи никогда не могли бы ни состояться, ни произойти сами собою, по взаимной
противоположности естеств. Вода по природе тяжела и течет вниз; облака же легки, не имеют
тяжести и стремятся вверх; однако же видим, что облака носят на себе воду, которая тяжелее их.
Также, земля весьма тяжела, а вода легче её; однако же более тяжелое поддерживается легчайшим, и
земля не падает вниз, а стоит неподвижно. Мужеский пол—не тоже, что и женский; однако же полы
между собою соединяются, и обоими совершается одно рожденіе подобного живого существа. Короче сказать,
холодное противоположно теплому, влажное противоборствует сухому; однако же, сойдясь вместе, не
оказывают между собою вражды, но согласно составляют одно тело и служат к происхождению всего.
(продолжение далее).