ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.
Том второй . Слово 17.
На Ариан слово второе.
(продолжение далее).
47) Самое изречение это показывает, что ваше есть только изобретение — называть Господа тварью.
Господь зная, что сущность Его есть единородная Премудрость, Отчее рождение, и неодинакова с со-
зданными и по естеству тварями, человеколюбиво говорит теперь: «Господь созда Мя начало путей
Своих»; а это значит: «Отец тело соверишил Ми есть» (Евр. 10, 5), и «созда Мя». для человеков, ради
человеческого спасения. Ибо, как слыша у Иоанна: «Слово плоть бысть», представляем, что не само
Слово всецело есть плоть, но что облеклось Оно плотью и соделалось человеком; и слыша, что
Христос бысть по нас клятва (Гал. 3, 13), и: «неведавшего греха по нас грех сотвори» (2 Кор.
5, 21), представляем, что не Он всецело соделался клятвою и грехом, но что принял на Себя
клятву лежавшую на нас, по сказанному Апостолом: «искупил ны есть от клятвы» (Гал. 3, 13),
и по слову Исаии, «носил грехи наши» (Исаии 53, 4), и по написанному у Петра, «вознесе их на теле
Своем на древо» (1 Петр. 2, 24): так, если слышим в Притчах: «созда», должны представлять, что
не Слово всецело по естеству есть тварь, но что облеклось Оно в тварное тело, что ради нас созда
Его Бог, для нас, по написанному, совершив Ему тварное тело, чтобы мы могли в Нем обновиться
и обожиться. Поэтому, что же обольстило вас, несмысленные, Творца называть тварью? Или, где ку-
пили вы себе это новое мудрование и величаетесь им? Притчи говорят: «созда» но Сына называют не
тварью, а рождением, и по изъясненному пред сим, на основании Писаний, различению речений: «созда» и
«тварь», признают собственно по естеству принадлежащее Сыну, то-есть, что Он—единородная Прему-
дрость и Зиждитель тварей; говоря же: «созда», не о сущности Сына говорят это, но означают, что со-
делался Он началом многих путей, так что речение: «созда» противополагается речению: «рождение», и
выражение: «начало путей»—тому, что Сын есть единородное Слово.
(продолжение далее).