ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО
Часть 1. О предметах духовных вообще
Глава 11. Иуда-предатель как пример несказанного долготерпения Божия. Его происхождение, смертные грехи его юности,
апостольство и хозяйственная должность у апостолов. Попытка его присвоить власть духовную и ограничить
милосердие Христово; лукавые побуждения, вызвавшие предательство и самоубийство.
Не соблюдаешь ты постоянной решимости твоей, т. е. не постоянно предложение твое в духовном подвиге, не
мирствует настроение твое, но как вихрь вертится в голове твоей; не знаешь ты, что творится с тобою, ни
добро добрым не признаешь, ни зло злым, как и Иуда, который обладал таким смыслом, что сладкое для него
делалось горьким, а горькое сладким. Сие явствует из того, что он повесился на древе, дабы сделать тем себе обручение
вечного мучения... Бог же не попускал Иуде совершить желаемого, т. е. промыслительно делал так, что первые попытки
самоубийства ему не удавались. Бог, как непомнящий зла, возбранял Иуде - не покается ли он, как Манассия, или как
разбойник, или как блудница, он же, сей Иуда вертоголовый, оставался таким же, каким был раньше; снова обращался
головой своей и расположением, т. е. мыслию и сердцем, ко злу, уклоняясь от милосердия Божия!.. Он Господа предал,
Бог же, милосердуя о нем, повелел ветви (на которой он повесился) приклониться, и наклонилась она; но Иуда, по-
рабощенный злом, устроил себе место еще выше, взлез на это место, укоротил петлю для своей шеи и бросился с высо-
чайшего места, дабы совершить несовершившееся и завершить тем вся злая своя!.. Бог опять нагнул ветвь, но сей, ненасытный
злом, снова завязал петлю, устроив третий этаж высоте своего зла, которым и погубил себя; снова влез на высоту третьего
этажа, навязал себе петлю на шею, и сбросил нечистое свое тело с третьей степени высоты, говорим: (тело треоскверненное)
убийством отца, прелюбодеянием с материю и убийством брата.
"Примечание." Выше святой сказал об истории Иуды: «Как мы слышим» - и на самом деле об Иуде существует известное
на Востоке предание, на которое намекает здесь святой. В одном из списков книги о святом Ниле это предание приведено
целиком, и мы его также считаем нужным привести.
Иуда происходил из селения Искарии. Имя отца его -Ровель. Перед зачатием Иуды мать увидала страшный сон и с криком
проснулась. На вопрос мужа она сказала, что видела, что зачнет и родит мужеский пол и будет он разрушителем рода иудейского.
Муж же укорил ее за веру во сны. В ту же ночь она зачала (не вняв, следовательно, сему предостережению от Бога) и посем
родила сына. Ввиду того, что воспоминаемый сон продолжал устрашать ее, они согласились с мужем выкинуть ребенка на волю
судьбы; сделали ящик и, осмолив его, положили в него младенца и бросили в озеро Геннисаретское. Напротив Искарии находился
небольшой остров, на котором зимой пасли овец и жили пастухи; к ним-то и принесло ящик с младенцем; пастухи вынули его из воды,
накормили ребенка овечьим молоком и отдали некоей женщине вскормить его; эта женщина назвала ребенка Иудой. Когда он
несколько подрос, пастухи взяли его от кормилицы и привели в Искарию, чтобы отдать кому-нибудь в приемыши; тут
повстречался с ними отец Иуды, Ровель, и, не ведая, что это его сын, взял его к себе в приемыши. Отец и мать очень
полюбили Иуду, который был лицом весьма красив и, скорбя о брошенном в воду сыне, усыновили Иуду. После этого ро-
дился у них сын, и Иуда стал завидовать ему, опасаясь, как вобы не лишиться из-за него наследства, ибо Иуда по природе
был зол и сребролюбив. Иуда стал безпрестанно обижать брата своего и бить его, за что родители часто наказывали Иуду,
но Иуда все более и более разжигался завистию к брату, увлекаемый страстью сребролюбия и, наконец, воспользовав-
шись однажды отсутствием родителей, умертвил брата. Схватив камень, он убил брата, а затем, испугавшись последствий,
бежал на тот остров, на котором его вскормили, и здесь поступил в услужение в еллинский дом, в котор.ом в конце
концов вошел в прелюбодейную связь с женою сына хозяина и, убив его, бежал в Иерусалим. В Иерусалиме Иуду приняли
во дворец Ирода, где Ирод полюбил его за ловкость и красивую внешность; Иуда стал управителем дворца и покупал все пот-
ребное. Родители же его, не зная, что он убил их сына, и, видя, что он без вести пропал, скорбели о нем. Так прошло
много времени; наконец произошли в Искарии великие смуты, так что Ровель с матерью Иуды переселились в Иерусалим,
и купили себе дом с прекрасным садом, рядом со дворцом Ирода. Тогда-то и убил Иуда отца своего, как будет изложено
устами святого ниже, женился на матери своей и родился у них сын. Посем, случайно в беседе с женою, открылось, что
они суть кровные - сын с матерью; Иуда, оставив мать, пошел ко Христу с намерением покаяться, был взят Христом
в ученики, сделан казнохранителем и распорядителем, но по сребролюбию своему продолжал похищать деньги и тайно
отсылать их матери, якобы ради пропитания ее.
И познал Иуда беззаконие свое, т. е., что взял в жены мать свою, убив ее мужа, который был отцом ему и, убив
отрока, который был брат ему, узнал из слов матери своей, так как раньше о сем не знал; и услыхав, что Исус учит
в окрестностях Иерусалима (сиречь призывает грешников к покаянию), пошел, нашел Его и присоединился к Нему, чтобы
следовать за Ним.
(продолжение далее).