vnifantiy » 10 дек 2014, 14:57
Преподобный авва Исайя. Глава 17.
О радости души, работающей Богу.
Ищущий чести Божией старается отогнать от себя нечистоту . Разумное о себе попечение отсекает страсти, ибо написано: попечение найдет на мужа мудрого (притч.17,12. Впадет попечение мужу смысленну, безумнии же размышляют злая). Заболевший познает цену здравия . Венчаемый венчается за то, что победил врагов царя. Есть страсти, есть и добродетели. Но если мы унывливы(ленивы) ,то явно,что мы, как предатели. Мужество сердца есть помощь для души, после Бога ; как уныние (разленение) есть помощь злу. Сила желающих стяжать добродетели вот в чем,- чтоб если падут, не малодушествовать,но опять воспринимать попечение (о спасении). Орудия добродетелей суть телесныя труды с разумом. Порождения страстей бывают от нерадения. Не осуждение ближнего есть стена(ограждения) для разумно ведущих брань, осуждение же его разоряет сию стену в неразумии . Попечение о языке явным делает что человек такой из деятельных , а необуздание языка означает ,что он не имеет внутри себя добродетели. Милостыня, с разумом творимая , рождает презрение (имущества) и руководит к любви, а немилостивость означает , что нет в человеке добродетели. Благостность рождает чистоту ; а развлечение (трата на развлечения и удовольствия) рождает страсти, и жестокосердие рождает гнев . Ненавидеть развлечение есть подвиг душевный , а скудость есть (подвиг) телесный. Любовь к развлечению есть падение души, а безмолвие с разумом есть исправление ее. Насыщение сном есть растревожение страстей в теле, а бдение в меру есть спасение сердца. Многоспание утучняет сердце, бдение же в меру утончает его. Лучше спать в молчании с разумом,чем бодрствовать в суесловиях. Плач изгоняет все худости без тревог. Щадение (небиение, неуязвление ) совести ближняго рождает смиренномудрие. Слава человеческая мало по малу рождает гордость . Любовь к простору (нестеснение себя лишениями ) изгоняет ведение, а воздержание чрева смиряет страсти . Похотение яств возбуждает их без труда. Украшение тела есть разорение души, попечение же о нем в страхе Божием хорошо.
(продолжение далее)