ТВОРЕНИЯ СВ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.
Том первый . 2 слово. О воплощении Бога—Слова, и о пришествии Его к нам во плоти.
Вторая часть. Познание истинного Бога .
25) И это в ответ внешним, которые любят много умствовать. Но и из нас кто-нибудь, не полю-
бопрительности, а из любоведения, может спросить: для чего претерпел не иное что, а крест?—Пусть
слышит и он, что пострадать так, а не иначе, к нашей служило пользе; и для нас—всего лучше, что
претерпел это Господь. Ибо, если пришел Он на Себе понести клятву, на нас бывшую, то как бы
иначе стал клятвою, если бы не принял смерть бывшую под клятвою? Но это—крест; ибо так
написано:
" проклят висяй на древе " (Втор. 21, 23. Галат. 3, 13).
Потом, ежели Господня смерть есть искупление всех, и Господнею смертью разоряется "средосте-
ние ограды" (Ефес. 2, 14), и совершается призвание язычников; то как бы призвал нас, если бы не
был распят? На одном кресте умирают с распростертыми руками. Посему Господу прилично было
и крест претерпеть, и распростерть руки, чтобы одною рукою привлечь к Себе ветхий народ, а дру-
гою—званных из язычников, тех же и других соединить в Себе. Это и сам Он изрек, давая
разуметь, какою смертию искупит всех. Ибо говорит, "когда вознесен буду, вся привлеку к Себе" (Іоан.
12, 32). И еще: если враг рода нашего диавол, пав с неба, блуждает по здешнему дольнему воздуху,
и там властвуя над другими демонами, подобными ему непокорностью своею, производит чрез них
мечтания в обольщаемых и намеревается задерживать восходящих, о чем говорит и Апостол:
"по князю власти воздушные, духа, иже ныне действует в сынах противления " (Ефес. 2, 2);
Господь же пришел низложить диавола, очистить воздух, и нам для восхождения на небо открыть путь,
как сказал Апостол: "завесою, сиречь плотию Своею" (Евр. 10, 20), а сему надлежало совершиться смертью:
то какою иною смертью совершилось бы это, как не смертью принятою в воздухе, то есть, на кресте?
Ибо только кончающийся на кресте умирает в воздухе. Посему-то Господь не без причины претер-
пел крест; ибо вознесенный на нем очистил воздух от диавольской и всякой бесовской козни, го-
воря: "видех сатану, яко молнию спадша" (Лук. 10, 18), открывая же путь к восхождению на небо, обновил
оный, говоря также:" возмите врата князи ваша, возмитеся врата вечная" (Псал. 23, 7). Ибо не для самого Сло-
ва, как Господа всяческих, нужно было отверстие врат, и ничто сотворенное не заключено было для
Творца; но имели в этом нужду мы, которых возносил Он собственным телом Своим; потому что,
как на смерть принес за всех тело, так телом же опять проложил всем путь и к восхождению на небо.
(продолжение далее).