ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.
Том второй . Слово 16.
На Ариан слово первое.
14) После этих доказательств, еще с большим безстыдством говорят они: „если не было, когда бы
Он не был, но Сын вечен и пребывает со Отцом; то этим утверждаете, что Он уже не Сын,
а брат Отцу". О неразумные и упорные! Если бы мы называли Его только вечно соприсущим Отцу,
а не Сыном; то была бы еще несколько правдоподобна притворная их богобоязненность. Если же,
именуя вечным, исповедуем Его Сыном от Отца; то каким образом Рожденный может быть почи-
таем братом Родшему? И если вера наша — в Отца и Сына; то какое между Ними братство? Или,
как может Слово нарицаться братом Тому, Чье Оно Слово? Это возражение делается ими, не как
неведущими; потому что и сами видят истину. Но это—иудейский предлог, предлог, как сказал
Соломон " хотящих отлучиться от истины" (Притч. 18, 1). Не от какого - либо предсуществующего начала
родились Отец и Сын, чтобы именоваться Им братьями; но Отец есть начало и родитель Сына,
и Отец есть отец, ничьим не был сыном, и Сын есть сын, а не брат. Если же нарицается
вечным Рождением Отца, то прекрасно нарицается; потому что сущность Отца не была когда - либо
недовершенною, так чтобы собственно ей принадлежащее превзошло к ней впоследствии. Сын
рожден не как человек от человека, так чтобы явился позднее Отеческого бытия; Он Божье есть
Рождение, и как собственно сущий Сын всегда сущего Отца, существует вечно. Людям свойственно
рождать во времени по несовершенству природы; Божье же Рождение вечно по всегдашнему
совершенству естества.
Посему, если Он—не Сын, но произведен из не-сущего, то пусть сперва докажут это, и потом,
представляя Его себе тварью, вопиют: было некогда, когда Его не было, потому что твари, не имея
прежде бытия, приведены в бытие. Если же Он—Сын (ибо сие глаголет Отец, о сем взывают Писания);
Сын же не иное что есть, как рождаемое от Отца, и рождаемое от Отца есть Его Слово, Премудрость
и Сияние: что должно сказать? Не то ли, что утверждающие: было некогда, когда не было Сына,
подобно каким-то разбойникам, похищают у Бога Слово, и прямо против Него говорят, что был
Он некогда без собственного Своего Слова и без Премудрости, что был некогда свет без луча, был
источник безводный и сухой? Хотя, притворно боясь употребить именование времени, во избежание
укоризн, и говорят, что Сын—прежде времен; однако-же, допуская какую-то продолжительность, в которую
представляют Его не существовавшим, не иное что разумеют, как время, и приписывая Богу бытие
без Слова, страшно нечествуют.
(продолжение далее).