vnifantiy » 10 авг 2019, 14:42
ТВОРЕНІЯ СВ. АѲАНАСІЯ ВЕЛИКАГО.
Том первый . 1 слово. НА ЯЗЫЧНИКОВ.
Первая часть. Опровержение идолослужения.
27) Но, может быть, превосходнейшие из язычников и исполненные удивления к твари, будучи
пристыжены обличеніями в этих мерзостях, и сами не отрекутся; что действительно это предосуди-
тельно и стоит обличения, но останутся в той мысли, что служение миру и частям мира есть несо-
мненное для них и неоспоримое верование. Даже будут хвалиться, что не камни, не дерева, вообще
не изображения людей и безсловесных, птиц, гадов и четвероногих чествуют и обожают они,
но солнце, луну, все небесное украшеніе, а также — землю и все влажное естество. При этом скажут:
никто не может доказать, будто бы и это по природе не боги, когда для всякого явно, что они —
не вещи неодушевленныя и безсловесныя, но по природѣ выше людей, потому что одни населяют небо,
а другие— землю.
И это мнение стоит того, чтобы рассмотреть и подвергнуть его исследованию. Ибо и в этом слово
наше, без сомнения, найдёт, что послужит истинным обличеніемъ язычникам. Но прежде, нежели
приступим к рассмотрению и начнем доказательство, достаточно заметить, что сама тварь едва не
вопиет против них, указывая на своего Творца и Создателя—Бога, над нею и над всем царствую-
щаго Отца Господу нашему Ісусу Христу, от Которого отвращаются эти мнимые мудрецы, поклоняются
же происшедшей от Него твари и боготворят ее, хотя сама она поклоняется своему Творцу и исповѣ-
дует того Господа, от Которого отрицаются они ради ея. Ибо таким образом люди, удивляющиеся
частям мира и признающие их богами, весьма будут пристыжены взаимною друг для друга по-
требностию этих частей. Она показывает и дает знать, что Отец Слова есть действительно Господь
и Творец этих частей, требующий от них безпрекословнаго Себе повиновения, как говорит и Бо-
жие законоположение:
" небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь."
(Псал. 18, 1).
Достоверность этого не сокрыта от взоров, но весьма очевидна всякому, у кого не вовсе ослеплено
умное око. Ибо если кто возьмет во внимание отдельные части твари, и будет рассматривать каждую
в особенности, например: и солнце возьмет само по себе, и луну отдѣльно, а также и землю, и воз-
дух, и теплоту, и холод, и сухость, и влажность, вне взаимной их между собою связи, и каждую из
этих частей станет рассматривать особо, как она есть сама по себе; то без сомнения найдет, что ни
одна часть мира сама для себя не достаточна, но все они имеют нужду одна в другой, и только при
взаимной друг другу помощи делаются самостоятельными. Солнце обращается вместе со всем не-
бом, и в нем заключается, вне же небесного кругообращения не могло бы и существовать. Луна и
прочие звезды свидетельствуют о том, что вспомоществует им солнце. Оказывается также, что и
земля дает плоды не без дождей, а дождь не можетъ падать на землю без содействия облаков, и
облака никогда не являются и не составляются сами собою без воздуха, и воздух нагревается не сам
собою, но от эфира, свѣтлымъ же делается, когда озарен солнцем. Источники и реки образуются не
без земли; земля не сама на себе утверждена, но поставлена на водах, и держится какими-то связями
в средин вселенной; море и всю землю обтекающий со-вне великій океан приводятся в движение
ветрами, и устремляются, куда понудит их сила ветров; самые ветры происходят не сами собой,
но, как говорят рассуждающие о них, составляются в воздухе от теплоты и нагревания его эфи-
ром, и с помощью того же воздуха дуют всюду. Кто же, при всей малосмысленности, не знает, что
четыре стихіи, из которых образовалось естество тел, — разумею теплоту и холод, сухость и влаж-
ность,—поддерживаются только в совокупном соединении, а разделенныя и разобщенныя, от преоб-
ладания преизбыточествующей из них, делаются уже одна для другой разрушительными? Теплота ис-
требляется увеличивающимся холодом; а холод, опять, уничтожается силою теплоты. Сухое увлажня-
ется влажным и последнее иссушается первым.
(продолжение далее).