Проповеди монаха

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 09 авг 2019, 13:40

Владимир Ком писал(а):Уважаемый vnifantiy! А какое имя у Единого Бога-Отца? Ведь Его Сын - Иисус Христос, а вот имя Отца Он так и не назвал.


Уважаемый Владимир Ком, посмотрите: "Пресвятая Троица и ее функции" .
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3365
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 10 авг 2019, 14:42

ТВОРЕНІЯ СВ. АѲАНАСІЯ ВЕЛИКАГО.

Том первый . 1 слово. НА ЯЗЫЧНИКОВ.

Первая часть. Опровержение идолослужения.

27) Но, может быть, превосходнейшие из язычников и исполненные удивления к твари, будучи
пристыжены обличеніями в этих мерзостях, и сами не отрекутся; что действительно это предосуди-
тельно и стоит обличения, но останутся в той мысли, что служение миру и частям мира есть несо-
мненное для них и неоспоримое верование. Даже будут хвалиться, что не камни, не дерева, вообще
не изображения людей и безсловесных, птиц, гадов и четвероногих чествуют и обожают они,
но солнце, луну, все небесное украшеніе, а также — землю и все влажное естество. При этом скажут:
никто не может доказать, будто бы и это по природе не боги, когда для всякого явно, что они —
не вещи неодушевленныя и безсловесныя, но по природѣ выше людей, потому что одни населяют небо,
а другие— землю.

И это мнение стоит того, чтобы рассмотреть и подвергнуть его исследованию. Ибо и в этом слово
наше, без сомнения, найдёт, что послужит истинным обличеніемъ язычникам. Но прежде, нежели
приступим к рассмотрению и начнем доказательство, достаточно заметить, что сама тварь едва не
вопиет против них, указывая на своего Творца и Создателя—Бога, над нею и над всем царствую-
щаго Отца Господу нашему Ісусу Христу, от Которого отвращаются эти мнимые мудрецы, поклоняются
же происшедшей от Него твари и боготворят ее, хотя сама она поклоняется своему Творцу и исповѣ-
дует того Господа, от Которого отрицаются они ради ея.
Ибо таким образом люди, удивляющиеся
частям мира и признающие их богами, весьма будут пристыжены взаимною друг для друга по-
требностию этих частей. Она показывает и дает знать, что Отец Слова есть действительно Господь
и Творец этих частей, требующий от них безпрекословнаго Себе повиновения, как говорит и Бо-
жие законоположение:
" небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь."
(Псал. 18, 1).

Достоверность этого не сокрыта от взоров, но весьма очевидна всякому, у кого не вовсе ослеплено
умное око. Ибо если кто возьмет во внимание отдельные части твари, и будет рассматривать каждую
в особенности, например: и солнце возьмет само по себе, и луну отдѣльно, а также и землю, и воз-
дух, и теплоту, и холод, и сухость, и влажность, вне взаимной их между собою связи, и каждую из
этих частей станет рассматривать особо, как она есть сама по себе; то без сомнения найдет, что ни
одна часть мира сама для себя не достаточна, но все они имеют нужду одна в другой, и только при
взаимной друг другу помощи делаются самостоятельными.
Солнце обращается вместе со всем не-
бом, и в нем заключается, вне же небесного кругообращения не могло бы и существовать. Луна и
прочие звезды свидетельствуют о том, что вспомоществует им солнце. Оказывается также, что и
земля дает плоды не без дождей, а дождь не можетъ падать на землю без содействия облаков, и
облака никогда не являются и не составляются сами собою без воздуха, и воздух нагревается не сам
собою, но от эфира, свѣтлымъ же делается, когда озарен солнцем. Источники и реки образуются не
без земли; земля не сама на себе утверждена, но поставлена на водах, и держится какими-то связями
в средин вселенной; море и всю землю обтекающий со-вне великій океан приводятся в движение
ветрами, и устремляются, куда понудит их сила ветров; самые ветры происходят не сами собой,
но, как говорят рассуждающие о них, составляются в воздухе от теплоты и нагревания его эфи-
ром, и с помощью того же воздуха дуют всюду. Кто же, при всей малосмысленности, не знает, что
четыре стихіи, из которых образовалось естество тел, — разумею теплоту и холод, сухость и влаж-
ность,—поддерживаются только в совокупном соединении, а разделенныя и разобщенныя, от преоб-
ладания преизбыточествующей из них, делаются уже одна для другой разрушительными?
Теплота ис-
требляется увеличивающимся холодом; а холод, опять, уничтожается силою теплоты. Сухое увлажня-
ется влажным и последнее иссушается первым.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3365
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 11 авг 2019, 13:52

ТВОРЕНІЯ СВ. АѲАНАСІЯ ВЕЛИКАГО.

Том первый . 1 слово. НА ЯЗЫЧНИКОВ.

Первая часть. Опровержение идолослужения.

28) Посему как же эти вещи будут богами, имея нужду в помощи других? Или как можно просить
у них чего либо, когда сами одна от другой требуют себе содействия?
Если у нас слово о Боге;
то Он ни в ком не имеет нужды, самодоволен, самоисполнен, в Нем все состоится, лучше
же сказать, Он всему дает самостоятельность.
Справедливо ли же будет наименовать богами солнце,
луну и другие части творения, когда они не таковы, напротив же того, имеют нужду во взаимном
друг другу содействии?
Но, может быть, язычники, имея доказательство перед глазами, и сами сознаются, что части творе-
ния, взятые раздельно и сами по себе, не достаточны; станут же утверждать, что, когда все части,
совокупленные вместе, состовляют одно великое тело, тогда целое есть Бог. о составлении из ча-
стей целого, не будет уже им нужды ни в чем постороннем, целое же будет и само для себя до-
вольно и для всего достаточно Так скажут нам мнимые мудрецы, чтобы и за это выслушать себе об-
личение. Даже слово это докажет, что злочестие их, при великом невежестве, не меньше злочестия тех,
о которых сказано прежде.
Ежели отдельные вещи, будучи между собою связаны, наполняют собою целое, и целое составляется
из отдельных вещей: то целое состоит из частей, и каждая вещь есть часть целого. Но это весьма
далеко от понятия о Боге, Бог есть целое, а не части; Он не из различных составлен вещей, но
Сам есть Творец состава всякой вещи. Смотри же, как нечестиво выражаются о Божестве, которые
так говорят о Нем. Если Бог состоит из частей, то, без сомнения, окажется Себе самому не-
подобным и составленным из вещей неподобных.
Ибо если Он—солнце, то не луна; если—луна,
то не земля; и если—земля, то не будет морем. А таким образом, перебирая каждую часть отдѣльно,
найдешь несообразность такого их разсуждения. То же заключение можно против них вывести из раз-
смотрения нашего человеческого тела. Как глаз — не слух, слух — не рука, чрево — не грудь, и шея
также—не нога, но каждый из этих членов имеет собственную свою деятельность, и из этих различ-
ных членов составляется одно тело, в котором части соединены взаимною нуждою, разделятся же
с наступлением времени, когда собравшая их во едино природа произведет разделение, потому что
так угодно повелевшему Богу: так (да позволит это сказать сам Совершеннейший), если части тво-
рения, сочетавая их в едино тело, именуют Богом, то необходимо, чтобы, по доказанному уже,
Бог сам в Себе был не подобен Себе, и так-же делился, сообразно с природою делимых
частей.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3365
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 12 авг 2019, 12:32

ТВОРЕНІЯ СВ. АѲАНАСІЯ ВЕЛИКАГО.

Том первый . 1 слово. НА ЯЗЫЧНИКОВ.

Первая часть. Опровержение идолослужения.

29) Но согласно с истинным умозрением, можно еще и иначе обличить их безбожие. Если Бог по
естеству безплотен, невидим, не - осязаем; то почему представляют они Бога телом, и что видимо
глазами и осязаемо рукою, тому воздают божественную честь? И еще, если утвердилось уже такое понятие
о Боге, что Он во всем всемогущ, и ничто не обладает Им, но Он всем обладает и над
всем владычествует; то обоготворяющие тварь как не примечают, что она не подходит под такое
определение Бога?
Когда солнце бывает под землею,—свет его затемняет земля, и он не видим.
Луну же днем скрывает солнце блистанием своего света. Земные плоды нередко побивает град; огонь
от прилива воды угасает; зиму гонит весна, а лето не позволяет весне преступать свои пределы,
и лету опять осень воспрещает выходить из собственных своих пределов. Итак, если бы это
были боги, то надлежало бы, чтоб они не были преодолеваемы и затмеваемы друг другом, но все-
гда находились одно при другом, и вместе производили общия свои действия; надлежало бы, чтоб
днем и ночью солнце, и в совокупности с ним луна и прочий сонм звезд, имели равный свет,
и свет их всем светил и всех осиявал;
надлежало бы, чтобы море и источники смешались, и
доставляли людям общее питие; надлежало бы, чтобы в то же время были и безветрие и дыхание вет-
ров; надлежало бы, чтобы огонь и вода в совокупности удовлетворяли одной и общей потребности
человеческой, и никто не терпел от них вреда; потому что, по мнению людей, они—боги, и делают
все не ко вреду, а скорее—к пользе. Если же это не возможно, по причине взаимной их противопо-
ложности; то вещи, одна другой противные, противоборственные и между собою несовместимые, воз-
можно ли называть богами, и воздавать им божескую честь? Если несогласны они между собою по
природе, то могут ли подавать мир другим молящимся и будут ли для них охранителями
единомыслия?

Посему, как доказано в слове, и по всей справедливости, не могут быть истинным» - богами ни солнце,
ни луна, ни другая какая часть твари, а тем паче- -изваяния из камней, из золота и из других ве-
ществ, и также—вымышленные стихотворцами Зевс, Аполлон и другіе. Напротив того, одни суть части
творения, другия — вещи неодушевлённыя, а третьи были только смертные люди.
Потому служение им
и обоготворение их есть внушение не благочестия,но безбожия и всякого злочестия, и доказательство
великого уклонения от ведения единого и единственно истинного Бога, разумею же Отца Христова. А когда
изобличено это и доказано, что языческое идолослужение исполнено всякого безбожия и введено не на
пользу, а на погибель человеческой жизни;
теперь, как обещано было в начале слова, по изобличении
заблуждения, пойдем, наконец, путем истины, и обратим взор к Вождю и Создателю вселенной-
Отчему Слову, чтобы чрез Него уразуметь нам и Бога Отца Его, и показать язычникам, сколько
удалились они от истины.

(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3365
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 13 авг 2019, 14:55

ТВОРЕНІЯ СВ. АѲАНАСІЯ ВЕЛИКАГО.

Том первый . 1 слово. НА ЯЗЫЧНИКОВ.

Вторая часть. Познание истинного Бога .

30) Сказанное доселе клонилось только к изобличению заблуждений в мире; путь же истины бу-
дет иметь целью действительно сущаго Бога. К познанию же и точному уразумению истины име-
ем нужду не в ком другом, а только в себе самих.
Путь к Богу не так далек от нас, как
превыше всего сам Бог; он не вне нас, но в нас самих; и начало его может быть нами най-
дено, как и Моисей учил, говоря: "глагол веры в сердце твоем есть" (Рим. 10, 8. Втор. 30, 14).

И Спаситель, давая разуметь и подтверждая тоже самое, сказал: "царствие Божие внутрь вас есть" (Лук. 17, 21).
Внутри же себя имея веру и царствие Божие, можем вскоре узреть и уразуметь Царя вселенной—Спаси-
тельное Отчее Слово. Да не отговариваются служащие идолам эллины, и вообще, никто другой да не
обольщает сам себя, будто бы нет у них такового пути, а потому и имеют они предлог к сво-
ему безбожию. Все мы вступили на этот путь, и всем он открыт, хотя и не все им идут, но многие
оставляють его, потому что влекут их со-вне житейские удовольствия.

А если кто спросит: что же это за путь? Отвечаю—душа каждого и в ней ум; потому что одним
умом может быть созерцаем и уразумеваем Бог. Разве нечестивые, как отреклись от Бога, так
откажутся и от того, что имеют душу? Это и всего справедливее было-бы сказать им; потому что не имею-
щим только ума свойственно отрицаться от его Творца и Создателя Бога. Посему-то для людей простых нужно
вкратце доказать и то, что всякий человек имеет душу, и душу разумную; потому что иные, особливо
еретики, отрицают и это, полагая, что человек есть не более как видимый образ тела; — нужно для
того, чтобы, когда будет это доказано, могли они сами в себе иметь ясное обличение
идолослужения.

(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3365
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 14 авг 2019, 14:15

ТВОРЕНІЯ СВ. АѲАНАСІЯ ВЕЛИКАГО.

Том первый . 1 слово. НА ЯЗЫЧНИКОВ.

Вторая часть. Познание истинного Бога .

31) Первым не малым признаком того, что душа человеческая разумна служит отличение её от без-
словесных; ибо по естественной привычке называем их безсловесными потому самому, что род челове-
ческий разумен.
А потом не маловажным будет доказательством и то, что один человек разсуждает
о находящемся вне егo, мысленно представляет и то, чего нет перед ним, и опять разсуждает и
обсуживает, чтобы из обдуманного избрать лучшее.
Безсловесныя видят то одно, что перед ними, стре-
мятся к тому одному, что у них перед глазами, хотя бы впоследствии был от того им вред;
но человек стремится не к видимому, а напротив того, видимое глазами обсуживает рассудком; не
редко, устремившись уже, рассудком бывает удержан, и что им обдумано, обсуживает снова. И
всякий, если только он-—друг истины, сознает, что ум человеческий не одно и тоже с телесными чув-
ствами; а потому, как нечто иное, бывает судіею самых чувств; и если чувства чем предзаняты, то
ум обсуживает и припоминает это, и указывает чувствам лучшее.
Дело глаза—видетъ только, ушей—
слышать, уст—вкушать, ноздрей—принимать в себя запах, рук—касаться; но рассудить что должно ви-
деть и слышать, до чего должно касаться, что вкушать и обонять,—не дело уже чувств; судят же об
этом душа и ум ея.
Рука может, конечно, взяться и за меч, уста могут вкусить и яд, но они не
знают, что это вредно, если не произнесет о том своего суда ум. И это (чтоб видеть нам дело в подобии)
походит на хорошо настроенную лиру и на сведущего музыканта, у которого она в руках. Каждая
струна на лире имеет свой звук, то густой, то тонкий, то средний, то пронзительный, то какой-нибудь другой;
но судить о согласии звуков и распознать стройный их лад невозможно без знатока; ибо тогда только
оказывается в них согласие и правильный лад, когда держащий в руках лиру ударит по струнам,
и мерно коснется каждой, Подобно этому, поелику и чувства в теле настроены как лира, когда управ-
ляет ими сведущий ум, тогда душа рассуждает и знает, что делать и как поступать. Но это свой-
ственно только людям, и это-то есть разумность человеческой души, пользуясь которою отличается она
от безсловесных, и доказывает о себе, что она действительно не одно и тоже с видимым в теле.

Тело часто лежит на земле, а человек представляет и созерцает, что на небе. Тело часто поко-
ится, безмолвствует и сидит, а человек — внутренне в движении, и созерцает, что вне его, пере-
селяясь и переходя из страны в страну, встречаясь с знакомыми, не редко предугадывая и предузнавая
по этому дела свои на другой день.
Что же это иное, как не разумная душа, которая в человеке
размышляет, и представляет, что выше его?

(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3365
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 15 авг 2019, 13:45

ТВОРЕНІЯ СВ. АѲАНАСІЯ ВЕЛИКАГО.

Том первый . 1 слово. НА ЯЗЫЧНИКОВ.

Вторая часть. Познание истинного Бога .

32) А для тех, которые дошли.даже до безстыдства неразумности, строгим доказательством послу-
жит и следующее. Тело по природе смертно; почему же человек размышляет о безсмертии, и не редко,
из любви к добродетели, сам на себя навлекает смерть? Или тело—временно; почему же человек
представляет себе вечное, и поэтому пренебрегает тем, что у него под ногами, вожделевает же веч-
ного?
Тело само о себе не помыслит ничего подобного; оно не помыслило бы и о том, что вне его;
потому что оно смертно и временно. Необходимо же быть чему-либо другому, что помышляло бы о про-
тивоположном и не-естественном телу. Итак, что же это опять будет, как не душа разумная и , без-
смертная? Не со-вне, но внутри в теле, как музыкант на лире, производит она совершеннейшие
звуки.
Опять, глазу естественно смотреть, и слуху—слушать; почему же одного отвращаются они, а дру-
гое избирают? Кто отвращает глаз от зрения? Или кто заключает для слышания слух, по природе
способный слышать? Или кто не редко удерживает от естественного стремления вкус, по природе на-
значенный для вкушения? Кто запрещает до иного касаться руке, по природе деятельной? И обоняние,
данное для ощущения запахов, кто отвращает от принятия в себя оных? КТО производит это вопреки
тому, что естественно телу? Или почему тело, отвращаясь от требуемого природою, склоняется на со-
вет другого, и обуздывает его мановением? Все это доказывает не иное что, как разумную душу,
владычествующую над телом. Тело не само себя движет, но приводится в движение и движется дру-
гим, как и конь не сам себя впрягает, но понуждает его владеющий им. Посему-то и даются людям
законы—делать доброе и отвращаться порока; для безсловесных же, лишенных разумности и мышле-
ния, и худое остается непонятным и неразличимым.
Итак, думаю, сказанным доселе доказано, что в
людях есть разумная душа.

(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3365
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 16 авг 2019, 14:11

ТВОРЕНІЯ СВ. АѲАНАСІЯ ВЕЛИКАГО.

Том первый . 1 слово. НА ЯЗЫЧНИКОВ.

Вторая часть. Познание истинного Бога .

33) Но в церковном учении, для убеждения в том, что не должно быть идолом, необходимо знать, что
душа безсмертна. Познание же об этом всего более облегчается для нас познанием тела и различением
души от тела. Ибо если в слове нашем доказано, что душа—не одно и тоже с телом, тело же по природе
смертно; то необходимо душе быть безсмертною по тому самому, что она не подобна телу.
И опять, если, по
доказанному, душа движетъ тело, а сама ничем другим не приводится в движение; то следует из
этого, что душа самодвижна, и, по сложении с себя тела в землю, опять будет сама себя приводить в
движение. Ибо не душа подвергается смерти, умирает же тело, вследствии разлучения с ним души.

Посему, если бы душа приводима была в движение телом, то по разлучении с движущим ей следо-
вало бы умереть. А если душа движет и тело, то тем паче необходимо ей приводить в движение и
себя. Приводя же себя в движение, по необходимости будет она жить и по смерти тела; потому что
движение души не иное что есть, как жизнь ея; как, без сомнения, и о теле говорим, что тогда оно
живет, когда движется, и тогда бывает смерть его, когда прекращается в нем движение. Но это яснее
можно видеть из душевной деятельности, пока душа еще в теле. Если и тогда, как душа заключена в
теле и соединена с ним, не ограничивается она малостью тела и не соразмеряется с ним; тело
лежит иногда на одре, и как-бы уснув смертным сном, пребывает недвижимо, а душа по силѣ своей
бодрствует, возвышается над природою тела, и хотя пребывает в теле, но, как-бы переселяясь из него,
представляет и созерцает, что превыше земли,
не редко же, поощряемая чистотою ума, воспаряет к
святым и Ангелам, пребывающим вне земных тел, и беседует с ними; то, разрешившись от
тела, когда будет сие угодно соединившему ее с ним Богу, не тем ли паче, и не в большей ли
еще мере, приобретет она яснейшее ведение о безсмертии? Ибо, если и связанная телом жила такою
жизнью, которая вне тела, то по смерти тела тем паче будет жить, и не прекратится жизнь ея; потому
что так сотворил ее Бог Словом Своим, Господомъ нашим Ісусом Христом.
И помышляет и
мудрствует она о безсмерном и вечном, потому что сама безсмертна. Как телесные чувства, поелику
тело смертно, видят смертное; так душе, созерцающей безсмертное и помышляющей о безсмертном,.
необходимо и самой быть безсмертною, и жить вечно. Ибо понятия и созерцания безсмертия никогда не оста-
вят ее. пребывая в ней и служа как-бы под гнетом к поддержанію безсмертия. Посему-то душа имеет по-
нятие и о созерцании Бога, и сама для себя делается путем, не со-вне заимствуя, но в себе самой почерпая
ведение и разумение о Боге Слове.

(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3365
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 17 авг 2019, 15:36

ТВОРЕНІЯ СВ. АѲАНАСІЯ ВЕЛИКАГО.

Том первый . 1 слово. НА ЯЗЫЧНИКОВ.

Вторая часть. Познание истинного Бога .

34) А поэтому утверждаем (о чем сказано уже было и прежде), что язычники, как отреклись
от Бога и кланяются вещам неодушевленным, так, думая о себе, что нет в них разумной
души, и причисляя себя к безсловесным, в этом самом несут наказание за свое безумие. И по-
тому, как неодушевленные, благоговея пред вещами неодушевленными, достойны они сострадания и
руководства.
Если же уверены они (как и в праве быть уверенными), что есть в них душа, и
имеют высокое понятие о своей разумности; то для чего, как-бы не имея души, отваживаются поступать
вопреки разуму, не мудрствуют, как должно мудрствовать, но ставят себя выше и Божества? Ибо
сами имея безсмертную и невидимую ими душу, уподобляют Бога вещам видимым и смертным.
Или
почему, как отступили от Бога, так снова не прибегнут к Нему? Как отвратились они мыслью от
Бога, и несущее стали представлять себе богами, так могут возвыситься умом души своей, и снова
обратиться к Богу. Обратиться же к Богу будет для них возможно, если свергнут с себя скверну
всякого вожделения, в какую облеклись, и в такой мере омоются, что отринут все чуждое душе и в
нее пришедшее, представят же ее чистою от всяких примесей, какою была она сотворена; и та-
ким образом придут в состояние созерцать в ней Отчее Слово, по Которому сотворены в начале.

Ибо создана душа по образу и подобию Божию, как дает разуметь об этом божественное Писание, говоря
от лица Божия:
"сотворим человека по образу Нашему и по подобию" (Быт. I, 26).
Посему, когда душа слагает с себя всю излившуюся на нее скверну греха, и соблюдает в себе
один чистый образ, тогда (чему и быть следует) с просветлением его, как в зеркале, созерцает
в нем Отчий образ—Слово, и в Слове уразумевает Отца, Которого образ есть Спаситель.
Или,
если учение души недостаточно, потому что ум её омрачается внешним, и не видит она лучшего; то
ведение о Боге можно также заимствовать от видимого; потому что тварь порядком и стройностию,
как бы письменами, дает уразуметь и возвещает своего Владыку и Творца.

(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3365
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 18 авг 2019, 14:38

ТВОРЕНІЯ СВ. АФАНАСІЯ ВЕЛИКОГО.

Том первый . 1 слово. НА ЯЗЫЧНИКОВ.

Вторая часть. Познание истинного Бога .

35) Бог благ, человеколюбив, благопопечителен о сотворенных Им душах; и поелику по есте-
ству Он невидим и непостижим, превыше всякой сотворенной сущности, а род человеческий, произ-
шедший из ничего, не достиъ бы ведения о Нем несотворенном; то посему-то самому и привел Он
тварь Словом Своим в такое устройство, чтобы Его, невидимого по естеству, могли познавать люди
хотя из дел.
Ибо из дел не редко познается и такой художник, которого мы не видали. Говорят,
например, о ваятеле Фидие, что произведенія его соразмерностью и взаимною соответственностию ча-
стей показывают в себе Фидия, хотя и нет его пред зрителями. Так и из порядка в мире можно
познавать Творца и Создателя его, Бога, хотя и невидим Он телесным очам. Никто не смеет ска-
зать, будто бы Бог во вред нам употребил невидимость естества Своего, и оставил Себя совер-
шенно непознаваемым для людей. Напротив того, по сказанному выше, в такое устройство привел
Он тварь, что, хотя невидим по естеству, однако-же познается из дел. И не от себя говорю это,
но так научен я Богословами; и один из них, Павел, пишет к римлянам:

"невидимая бо Его от создания мира творениями помышляема видима суть" (Рим. 1, 20),
и с дерзновением говорит ликаонянам:
"и мы подобострастни есмы вам человецы, благовествующе вамъ от сих суетных обратитися к
Богу живу, Иже сотвори небо и землю и море и вся, яже в них: Иже в мимошедшыя роды оставил
вся языки ходит в путях их: и убо не несвидетельствована Себе остави, благотворя, с небес
нам, дожди давая, и времена плодоносна, исполняя пищею и веселием сердца наша"
(Дѣян. 14, 15—17).
Ибо, взирая на небесный круг, на течение солнца и луны, на положения и круговращения прочих звезд,
совершающияся различно и по противоположным направлениям, впрочем так, что при всем разнообразии
соблюдается звездами одинаковый порядок,—кто не приидет к той мысли, что не сами себя привели
они в устройство, но есть иной приводящий их в, устройство Творец?
И взирая на восходящее еже-
дневно солнце, на луну, являющуюся ночью, по неизмѣнному закону, совершенно в равное число дней,
убывающую и возрастающую, также на звезды? из которых одни блуждают и разнообразно изменяют
свое течение, а другие движутся в неуклонном направлении, — кто не составит себе такого понятия,
что без сомнения, есть правящий ими Создатель?

(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3365
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Пред.След.

Вернуться в Бог и Душа



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 32

cron
@Mail.ru