ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.
Том второй . Слово18.
На Ариан слово третье.
2) Посмотрим же, что говорит защитник ереси, софист Астерий; ибо он, соревнуя в этом иудеям,
написал следующее: „явно, что и Себя наименовал во Отце, и также Отца в Себе, означая
тем, что и слово, Им преподаваемое, есть не Его, но Отчее, и дела суть не Его собственные, но Отца,
давшего Ему силу". Но если бы сказал это просто отрок, то было бы ему извинительно по возрасту.
Поелику же написавший это есть, так называемый, софист, возвещающий о себе, что знает все; то
какого достоин он осуждения? И не показывает ли себя чуждым Апостолу, превозносясь «препре-
тельными словесами премдрости» (1 Кор. 2, 4), и думая, что может обольстить ими, когда сам не
понимает, что говорит и о чем спорит? Что Сын наименовал свойственным и приличным одному
Сыну, как Слову и Премудрости и образу Отчей сущности, то Астерий относит ко всем тварям,
и делает общим и Сыну и тварям. Этот беззаконник говорит о силе Отца, будто бы она приемлет
в себя силу, чтобы, по своему злочестию, можно было с последовательностью сказать ему, что
Сын усыновлен в сыне, и Слово прияло власть слова. И он не хочет еще согласиться, что это
сказано Сыном, как Сыном, но и Его, как научившагося сему, ставит в один ряд со всеми
созданиями.
Если Спаситель сказал: «Аз во Отце, и Отец во Мне», не потому, что произнесенные Им слова суть
слова Сына, но потому, что это суть слова и дела Отца; то и Давид говорит: «услышу, что речет о
мне Господь Бог» (Псал. 84, 9); и Соломон. «моя словеса рекошася от Бога» (Притч. 31, 1). И Моисей
был служителем словес, изреченных Богом; и каждый пророк говорил не от себя, но от Бога:
сице глаголет Господь; и дела, какие совершали святые, называли они не своими, но приписывали Богу,
подавшему силу. Так, Илия и Елиссей призывали Бога, чтобы Он воскресил мертвецов. Нееману,
очистив его от проказы, говорит Елиссей, да разумеешь, что есть Бог во израили; и сам Самуил
во дни жатвы молился Богу, чтобы дал дождь; и Апостолы говорили, что творят знамения не своею
силою, но по благодати Господа. Из сего явствует, что это изречение могло бы для всех быть общим,
и каждый, подобно Спасителю, мог бы сказать: «Аз во Отце, и Отец во Мне». И потому, уже не один
Он есть Сын Божий, Слово и Премудрость, а только в числе многих.
(продолжение далее).