Проповеди монаха

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 30 дек 2020, 14:18

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 16.

На Ариан слово первое.

44) Посему, полагаю, что такой смысл изречения есть самый церковный. Впрочем, иной может искать
и другого значения в этом изречении, объясняя его обратным прежнему образом, а именно: не
означается этим, что возносится самое Слово, поскольку оно есть Слово,—потому что Оно, как сказано
несколько прежде, есть Высочайшее и подобно Отцу; но изречение это, по причине человечества Его,
указывает на воскресение из мертвых. Посему, Апостол, сказав: смирил Себе даже до смерти, тот-
час присовокупил: тем-же превознесе, желая показать, что, если, как человек, сказуется Он умершим,
то, как жизнь, вознесен воскресением. Ибо «сшедыи Той есть и воскресый» (Ефес. 4, 10); сошел
Он телесно, воскрес же, потому что в теле был Бог. И посему-то самому опять присовокупил в
таком-же смысле слово: тем-же, — в означение не награды за добродетель или преспеяние, но причины,
по которой совершилось воскресение, и по которой, когда все люди от Адама и доныне умирали и
оставались мертвыми, Он один невредимым восстал из мертвых. Сему причиной, как Сам сказал
прежде, есть то, что Он Бог и соделался человеком. Все прочие люди, происходя только от Адама,
умирали, и смерть царствовала над ними (Римл. 5, 14). А сей второй человек есть с небес; потому
что «Слово плоть бысть». И о таковом Человеке сказуется, что Он — с неба и есть небесный; потому
что с неба снизошло Слово, почему и не обладается смертью. Ибо, хотя и смирил Себя, дозволив
собственному Своему телу приять даже смерть, потому что доступно было оно смерти; однако-же,
превознесен от земли, потому что в теле был сам Сын Божий. Посему, сказанное здесь: тем-же
и Бог Его превознесе—равно сказанному Петром в Деяниях: Его-же Бог воскреси, разрешив болезни
смертные, «якоже не бяше мощно держиму быти Ему от нея» (Деян. 2, 24). Ибо, как Павлом написано:
«во образе Божии Сый стал человеком, и смирил Себе даже до смерти, тем-же и Бог Его превознесе»:
так и у Петра говорится: поелику Он Бог и соделался человеком, но знамения и чудеса пока-
зали всякому видящему, что Он Бог, то по сему самому «не бяше мощно держиму Ему быти в
смерти». Но человеку невозможно было дойти до такого совершенства; потому что смерть свойственна
человеку. Посему, Слово, будучи Богом, стало плотью, чтобы, умерши плотью, силою Своею
оживотворить всех.

(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 31 дек 2020, 13:09

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 16.

На Ариан слово первое.

45) Поелику же говорится, что Он возносится и что Бог дарова Ему, а еретики почитают это недо-
статком или страдательным состоянием для сущности Слова; то необходимо сказать, почему и это
говорится. Возносящимся сказуется Он «от дольнейших стран земли» (Ефес. 4,9); потому что и смерть
сказуется Его смертью. О Нем же говорится и то и другое; потому что Ему, а не другому, принадлежало
тело, вознесенное от мертвых и взятое на небеса. И опять, поелику тело принадлежит Ему, и не вне
тела—само Слово; то справедливо говорится, что с возносимым телом и Сам, как человек, возносится
по причине тела. Посему, если не стал Он человеком, то пусть не говорится этого о Нем. А если
Слово плоть бысть, то необходимо, чтобы и воскресение и вознесение были сказуемы о Нем, как
о человеке, чтобы, как сказуемая о Нем смерть была искуплением грехов человеческих и уничто-
жением смерти, сказуемые о Нем воскресение и вознесение чрез Него надежными пребыли и для
нас. В том и другом отношении Апостол сказал: Бог Его превознесе, и Бог дарова Ему, чтобы
и этим еще показать, что не Отец есть Тот, Кто стал плотью, но что Слово Его соделалось человеком,
и Оно по-человечески, как сказано, и приемлет от Отца, и возносится Им. Явно же, и никто
не может в том сомневаться, что, если дает что Отец, то дает это чрез Сына. Удивительно, и под-
линно может привести в изумление, что сам Сын сказуется приемлющим ту благодать, какую дает
Он от Отца, и тем вознесением, какое совершает Сын чрез Отца, как-бы возносится и сам
Сын. Ибо Тот-же самый, Кто есть Божий Сын, соделался и сыном человеческим. И как Слово,
дает Он то, что—от Отца; потому что все, что творит и дает Отец, творит и сообщает чрез
Heгo; а как сын человеческий, Он-же сказуется по-человечески приемлющим то, что—от Него;
потому что тело принадлежит не другому, а Ему, и телу, как сказано, свойственно — принимать
благодать. Ибо приял при вознесении человека, и вознесением было обожение его. Само же Слово
всегда имело сие по Отчему Своему Божеству и совершенству.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 01 янв 2021, 13:29

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 16.

На Ариан слово первое.

46) Посему, написанное Апостолом, заключая в себе такую мысль, обличает нечестивых, и сказанное
Песнопевцем имеет опять тот-же правый смысл. И хотя еретики перетолковали его, но Псалмопевец
доказывает, что благочестиво это понимание; ибо говорит: «Престол Твой Боже в век века; жезл
правости жезл царствия Твоего. Возлюбил еси правду, и возненавидел еси неправду: сего ради
помаза Тя Боже Бог Твой елеем радости паче причастник Твоих» (Псал. 44, 7. 8). Смотрите, ариане,
и хотя из сего познайте истину. Псаломник всех нас назвал причастниками Господа. А если бы и
Господь был из не-сущих и одним из сотворенных; то и Сам был бы одним из причастников.
Но поелику песнословить Его вечным Богом, говоря: «престол Твой Боже век века», все
же прочее представляет причастным Его,—что должно уразуметь? Не то ли, что Он отменен от
всего сотворенного и один есть истинное Отчее Слово, Сияние и Премудрость, Которой причастны
все твари, и от Него освящаются Духом? И здесь помазуется, но не для того, чтобы стать Богом,—
потому что был прежде сего,—и не для того, чтобы стать Царем,—потому что царствует вечно, будучи
Божьим Образом, как показывает сие изречение; но и это опять написано в-отношении к нам. Цари
израильские, когда были помазуемы, тогда делались царями, не быв царями прежде, как например—
Давид, Езекия, Иосия и другие. Напротив того, Спаситель, хотя есть Бог, и царствует всегда в царстве
Отца, и Сам есть податель Духа Святого, однако-же, сказуется теперь помазуемым, чтобы опять, когда
сказуется о Нем, что помазан Духом, как человек, и нам человеком приуготовить как вознесение и
воскресение, так вселение и присвоение Духа. Сие же давая разуметь, и сам Господь сказал в
Евангелии от Иоанна: «Аз послах их в мир и за них Аз свящу Себе, да и тии будут священи во
истину» (Иоан. 17, 18. 19). Говоря это, показал Он, что Сам есть не освящаемый, но освящающий; ибо
не другим освящается, но Сам Себя святит, чтобы мы были священи во истинну. Святяй же Себя
есть Господь освящения. Как же это совершается? В каком смысле говорит это? Не в этом ли?
„Я, Слово Отчее, Сам даю Духа Себе, соделавшемуся человеком, свящу Им Сам Себя, со-
делавшагося человеком, чтобы уже Мною — истиною (слово же Твое истина есть, ст. 12)
освятились и все".
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 03 янв 2021, 13:15

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 16.

На Ариан слово первое.

47) Если же нас ради святит Себя и совершает это, когда стал человеком, то явно, что и во
Иордане бывшее на Него сошествие Духа было сошествием на нас; потому что носит Он на Себе
наше тело. И было оно не к усовершению Слова, но для нашего опять освящения, чтобы мы причасти-
лись Его помазания, и о нас могло быть сказано: «не весте ли, яко храм Божий есте, и Дух Божий
живет в вас» (1 Кор. 3, 16)? Ибо, когда Господь, как человек, крестится во Иордане,—мы в Нем
и Им омываемся, и когда приемлет Он Духа,—мы чрез Него делаемся духоприемными. Посему,
помазуется Он не так-же, как Аарон, или Давид, или все прочие помазуемы были елеем, но иначе,
паче всех причастник Своих, елеем радости; а это есть Дух, как, Сам толкуя, говорит чрез
Пророка: «Дух Господень на Мне, Егоже ради помаза Мя» (Иса. 61, 1), как и Апостол сказал: «яко
помаза Его Бог Духом Святым» (Деян. 10, 38). Посему, когда же это о Нем сказано,—не тогда ли,
как, воплотившись, крестился Он во Иордане, и сошел на Него Дух? Сам Господь говорит: «Дух
от Моего приимет» (Иоан. 16, 14), и: «Аз послю Его» (Иоан. 15, 26); и ученикам сказал: «приимите Дух
Свят» (Иоан. 20, 22). И однако-же, о Нем, Который как Слово и Сияние Отчее, подает Духа другим
сказуется теперь, что Он святится по той опять причине, что соделался человеком и освящено
тело Его. От Него и мы начали приимать помазание и печать, как говорит Иоанн: «и вы помазание
имате от Святого» (1 Иоан. 2, 20); и Апостол: «и вы знаменастеся Духом обетования Святым» (Ефес.
1, 13). Следовательно, сказано это ради нас и о нас.
Посему и этим показывается ли какое преспеяние в усовершении, или какая награда добродетели или
просто дел Господних? Если бы, не быв Богом, соделался Богом, если бы, не царствовав, возведен
был на царство; то слово ваше имело бы некоторую тень вероятности. А если Он Бог, и
престол царствия Его вечен; то как преуспевать Богу? Или, чего не доставало Седящему на Отчем
престоле? Если же, как и сам Господь сказал, Его есть Дух, от Него приемлет, и Он посылает
Духа; то не Слово, поколику оно есть Слово и Премудрость, помазуется подаваемым от Него Духом,
но восприятая Им на Себя плоть в Нем и Им помазуется, чтобы освящение, совершенное над Го-
сподом, как над человеком, совершилось Им над всеми людьми. Сказано: «Дух не от Себя глаголет»
(Іоан. 16, 13), но Слово дает Духа достойным. И это—подобно приведенному выше изречению.
Как Апостол написал: «Иже во образе Божии сый не восхищением непщева быти равен Богу, но
Себе умалил, зрак раба приим:» так и Давид воспевает, что Господь есть вечный Бог и Царь, но
послан к нам и приял наше смертное тело. Ибо дает это разуметь, говоря во псалме: «смирна и
стакти и касиа от риз Твоих» (Псал. 44, 9). Это же показывают Никодим и яже о Марии, когда
первый «прииде, нося смешение смирнено и алоино, яко литр сто» (Иоан. 19, 39), а последние принесли
«яже уготоваша ароматы на погребение Господня тела» (Лук. 24, 1).
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 04 янв 2021, 14:52

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 16.

На Ариан слово первое.

48) Какое опять преспеяние у Безсмертного, восприявшего на Себя смертное? Или, какое усовершение
у Вечного, облекшегося во временное? Какая возможна большая награда вечному Богу и Царю,
сущему в недрах Отчих? Ужели не видите, что и это ради нас было, и о нас написано, чтобы Господу,
соделавшемуся человеком, нас смертных и временных соделать безсмертными и ввести в вечное
небесное царство? Ужели не стыдитесь вы, клевеща на Божественные изречения? Когда пришел
Господь наш Исус Христос, мы усовершились, освободившись от греха, а Он пребывает тот-же, и
не изменился (опять должно повторить сие) от того, что соделался человеком, но, как написано, Слово
Божие пребывает во веки (Иса. 40, 8). Без сомнения, как до вочеловечения, будучи Словом, подавал
святым Духа, как Своего собственного, так, и соделавшись человеком, святит всех Духом,
и говорит ученикам: приимите Дух Свят. Он дал Духа Моисею и другим седмидесяти (Числ.
11, 25. 27); чрез Него и Давид молился Отцу, го-воря: «Духа Твоего Святого не отъими от мене» (Псал.
50, 13). А соделавшись человеком, сказал Он: «послю вам Утешителя, Духа истины» (Иоан. 15, 26),
и послал; потому что Он неложное Божие Слово. Посему, «Исус Христос вчера и днесь, Той-же и во
веки пребывает неизменным» (Евр. 13, 8). Он и дает, и приемлет: дает, как Божие Слово; приемлет,
как человек; усовершается не Слово, как Слово,—ибо Оно имело все и всегда имеет,—но
усовершаются люди, в Нем и чрез Него имеющие начаток приятия. Ибо когда Он сказуется теперь
помазуемым по-человечески, — помазуемся в Нем мы; и когда крещается Он,—крещаемся в Нем
мы. Все же это еще более уясняет Спаситель, говоря Отцу: «и Аз славу, юже дал еси Мне, дах
им, да будут едино, якоже Мы едино есмы» (Иоан. 17, 22). Посему, для нас просил Он славы, для
нас сказано о Нем: и приял, и дарова, и превознесе, чтобы мы прияли, чтобы нам было даровано,
и мы были вознесены в Нем, как для нас же и святит Себе, чтобы мы священи были в Нем.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 05 янв 2021, 12:32

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 16.

На Ариан слово первое.

49) Если же, по причине присовокупленного во псалме: «сего ради помаза тя Боже Бог твой», из ре-
чения "сего ради" заимствуют опять себе предлог к подтверждению своей мысли: то пусть дознают эти
невежды в Писаниях и эти изобретатели нечестия, что и здесь опять слово «сего ради» означает не
награду добродетели или дел Слова, но причину Его к нам пришествия и для нас совершенного на
Нем помазания Духом. Не сказал Давид: „сего ради" помаза Тя, чтобы Ты стал Богом, или Царем,
или Сыном, или Словом", — сим и прежде сего был, и всегда есть, как это доказано. Но паче
говорит: „поелику Ты Бог и Царь, то сего ради и помазан; потому что не другому принадлежало
привести человека к единению с Духом Святым, как Тебе, Отчему Образу, по Которому и вначале
сотворены мы. Ибо Твой есть и Дух. Естество существ сотворенных недостаточно для сего; потому
что и Ангелы стали преступниками, и люди впали в преслушание . Для сего была потребность, чтобы
сам Бог (Слово же есть Бог) освободил ставших под клятвою. Посему, если бы из не-сущих
был Он, то не был бы и Христом, Сам будучи единым из всех и причастником. Но поелику
Он Бог, как Божий Сын, Царь и вечен, как Сияние и Образ Отца; то посему справедливо
Он есть ожидаемый Христос, Которого Отец предвозвещает людям, открывая святым
своим Пророкам, чтобы, как чрез Него сотворены мы, так в Нем совершилось для всех
избавление от грехов, и Он царствовал над всеми. Такова причина совершившегося над Ним
помазания и явления Слова во плоти. Сие-то прозревая, и Псалмопевец, когда воспевает Его
Божество и Отеческое царство, возглашает: «престол Твой Боже в век века: жезл npaвocти жезл
царствия Твоего»; а когда возвещает о пришествии Его к нам,—говорит: «сего ради помаза Тя Боже
Бог твой елеем радости паче причастник Твоих» (Псал. 44, 7. 8).
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 06 янв 2021, 14:40

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 16.

На Ариан слово первое.

50) Что же удивительного, или что невероятного, если Господь, подающий Духа, сказуется Сам пома-
зуемым от Духа, когда опять, по требованию нужды, не отрекается именовать Себя по человечеству
Своему и меньшим Духа? Ибо, когда иудеи сказали, что изгоняет Он бесов о «веельзевуле», отвечал
и сказал в обличение их—хулителей: «аще ли же Аз о Дусе Божии изгоню бесы» (Матф. 12, 28). Вот
Податель Духа говорит теперь, что Сам изгоняет бесов о Дусе. Это же не иначе сказано, как по
причине плоти. Поелику естество человеческое само по себе недостаточно к тому, чтобы изгонять
бесов, а может это делать только силою Духа; то посему, как человек, сказал: «аще ли же Аз о
Дусе Божии изгоню бесы». Конечно, давая разуметь, что и хула, произносимая на Духа Святого важнее
хулы на Его человечество, сказал: «иже аще речет слово на Сына человеческого, получит отпущение»
(Матф. 12, 32). Таковы были говорившие: «не сей ли есть тектонов сын» (Матф. 13, 55)? А которые
хулят Духа Святого и дела Слова приписывают диаволу, те понесут неизбежное наказание. Таким
образом говорил Господь иудеям, как человек; ученикам же Своим, являя Свое Божество и величие,
и давая разуметь, что Сам—не менее Духа, но равен Ему, даровал Он Духа, и сказал: «приимите
Дух Свят» (Иоан. 20, 22), и: «Аз Его послю; и: Он Мя прославит, и: елика услышит, глаголати имать»
(Иоан. 16, 13. 14). Посему, здесь сам Податель Духа Господь не отрекается сказать, что Он, как
человек, о Дусе изгоняет бесов. Подобным сему образом, Сам будучи подателем Духа, поелику,
как сказал Иоанн, стал Он плотью, не отрекся сказать: «Дух Господень на Мне, Егоже ради помаза
Мя» (Иса. 61, 1), чтобы показать чрез это, что мы и для освящения имеем нужду в благодати Духа, и
не можем изгонять демонов без силы Духа. Кем же и чрез кого должен быть подаваем Дух,
как не чрез Сына, когда Он есть Дух Сына? Могли ли бы мы когда-либо приять Духа, если бы
Слово не соделалось человеком? И как сказанное Апостолом показывает, что не были бы мы
избавлены и превознесены, если бы во образе Божии Сый не приял зрак раба; так и Давид показы-
вает, что не сделались бы мы причастниками Духа и не освятились бы иначе, если бы сам Податель
Духа—Слово не сказал о Себе, что Он за нас помазуется Духом. И мы надежно приемлем, потому
что Он сказуется помазанным по плоти. Ибо как скоро в Нем первом освятилась плоть, и чрез
нее сказуется Он приявшим Духа, как человек; то вслед за Ним и мы имеем благодать Духа,
приемля от исполнения Его.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 07 янв 2021, 13:16

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 16.

На Ариан слово первое.

51) А слова: «возлюбил еси правду, и возненавидел еси неправду», присовокуплены во псалме не в
значение, как вы опять думаете, изменяемого естества Слова, а напротив того, этим самым дают
разуметь более неизменяемость Слова. Поелику естество существ сотворенных изменяемо и, как сказано,
одни преступили, другие преслушали заповедь, и деятельность их непостоянна, но нередко есть возмож-
ность ныне доброму впоследствии измениться и стать иным, а потому, дотоле праведному чрез несколько
времени оказаться неправедным: то опять была потребность в Неизменяемом, чтобы непреложность
правды Слова люди имели для себя образом и примером в добродетели. Такое же разумение для
здравомыслящих имеет основательную причину. Поелику первый Адам изменился и чрез грех
вошла в мир смерть, то прилично посему было, чтобы второй Адам пребывал неизменным; и если
бы снова стал нападать змий, то не имело бы силы обольщение этого змея и, по неизменяемости и непре-
ложности Господа, для всех немощным соделался змий в своих нападениях. Ибо, как с преступле-
нием Адамовым грех простерся на всех людей: так, поелику Господь стал человеком и низложил
змия, таковая-же крепость будет переходить во всех людей; почему, каждый из нас скажет: «не неразу-
меваем умышлений его» (2 Кор. 2, 11). Посему, Господь всегда и по естеству неизменяемый, любя
правду и ненавидя неправду, справедливо помазуется и Сам посылается, чтобы Ему, пребывающему одним
и тем-же, приняв изменяемую плоть, как осудить в ней грех, так и соделать ее свободною; после
чего можно уже было бы в ней и нам исполнить законную правду и прийти в состояние сказать: «мы
несмы во плоти, но в Духе, понеже Дух Божий живет в нас» (Рим. 8, 9).
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 08 янв 2021, 13:43

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 16.

На Ариан слово первое.

52) Поэтому, напрасным для вас, ариане, делается теперь таковое предположение, и напрасно предста-
вляете в предлог речения Писаний. Слово Божие неизменяемо, всегда одно и то-же, и притом столько-
же неизменяемо, сколько и Отец. Ибо иначе, каким образом Оно подобно Отцу, если не в та-
кой-же мере неизменяемо? Или, каким образом все, что имеет Отец, будет иметь и Сын, если
не имеет Он неизменяемости и непреложности Отца? Не как подлежащий законам и имеющий наклон-
ность и к тому и к другому, одно Он любит, а другое ненавидит, чтобы, из страха—подвергнуться
падению, не допустить чего худого. Невозможно также представить Его и иначе как-либо изменяемым.
Напротив того, как Бог и Отчее Слово, Он есть праведный и добротолюбивый судья, лучше же сказать,
Податель добродетели. Поелику праведен и свят Он по естеству, то сказуется о Нем, что любит правду
и ненавидит неправду, или, что то-же значит, любит и приемлет добродетельных, отвращается же
и ненавидит неправедных. Ибо и об Отце то-же сказуют Божественные Писания: «праведен
Господь, и правды возлюби» (Псал. 10, 7); и: «возненавидел еси вся делающие беззаконие» (Псал. 5, 6);
и: «любит Господь врата Сиона, и не во многое ставит селения Иаковля» (Псал. 86, 2); и: «возлюби Иакова,
Исава же возненавиде» (Мал. 1, 2). И у Исаии Бог говорит так-же: «Аз есмь Господь любяй правду, и
ненавидяй грабления от неправды» (Иса. 61, 8). Поэтому и те речения пусть принимают, как и эти,
потому что и те написаны о Божьем Образе; или пусть и эти, как и те, разумеют худо, и Отца
представляют себе изменяемым. Но если и слышать, когда говорят это другие, не безопасно; то хорошего
держимся разумения, когда сказанное о Боге, что любит Он правду и ненавидит грабления от неправды,
понимаем не в том смысле, будто бы имеет Он наклонность к тому и другому, и может принять
даже противное, почему одно избирает, а другого не избирает (это свойственно существам
сотворенным), но в том, что, как Судья, любит и приемлет Он праведных, далек же бывает от злых.
Сообразно же будет подобное сему представлять и о Божьем Образе, а именно, что также любит и
ненавидит; ибо естество Образа должно быть таково-же, каков и Отец Образа, хотя ариане, как слепые,
не видят в Божественных словесах ни сего Образа, ни чего-либо другого.
Приведенные в затруднение своими любимыми мнениями, или, лучше сказать, своим сумазброд-
ством, снова прибегают они к изречениям Божественных Писаний, и по обычаю не вникая в них,
не видят заключающегося в них смысла, но как-бы поставив для себя каким-то правилом собствен
ное свое нечестие, к нему наклоняют все Божьи словеса; почему, когда и их только произносят,
достойны слышать одно сие: «прельщаетеся, не ведуще Писания, ни силы Божия» (Матф. 22, 29). И если
стоят в своем,—должны опять устыдиться и услышать: «воздадите человеческая человеку, и Божия
Богови (Матф. 22, 21).
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 10 янв 2021, 10:58

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 16.

На Ариан слово первое.

53) Так говорят они: в Притчах написано: «Господь созда Мя начало путей Своих в дела Своя»
(Прит. 8, 22), а в Послании к евреям Апостол говорит: «толико лучший быв Ангелов, елико преславнее
паче их наследствова имя» (Евр. 1, 4), и немного ниже: «тем-же, братие святая, звания небесного
причастнцы, разумейте посланника и святителя исповедания нашего Исуса: верна суща Сотвор-
шему» (3, 1. 2); и в Деяниях: «ведомо да будет всем вам, весь дом Израилев, яко и Господа и
Христа Его Бог сотворил есть, сего Исуса, Егоже вы распясте» (Деян. 2, 36). При всяком случае
повторяя эти места и погрешая в их разумении, заключили из них, что Слово Божье есть тварь и
произведение, одно из существ сотворенных. Так обольщают они и людей неразумных, представляя
в предлог эти изречения, и вместо истинного, заключающагося в них, смысла рассевая собственный
свой еретический яд. Ибо, если бы разумели, то не стали бы нечестиво говорить о Господе славы, и
перетолковывать, что прекрасно написано. Посему, если явно уже, усвоив себе Каиафин нрав, заблаго-
разсудили иудействовать, а потому не хотят знать написанного, что Бог действительно вселится на
земле (Зах. 2, 10): то пусть не входят в изследование Апостольских речений; потому что несвойственно
это иудеям. Если также, присоединясь к безбожным манихеям, отрицают сказанное: «Слово плоть
бысть», и пришествие Слова во плоти: то пусть не приводят места из Притчей; потому что несвой-
ственно это манихеям. Если же ради спора и той корыстолюбивой выгоды, какую приобрели из сего,
а также ради мнимого славолюбия не смеют отрицать сказанного: «Слово плоть бысть» потому что это
написано: то пусть или речения, написанные о сем, разумеют правильно о пришествии Спасителевом
в теле, или, если отрицают это разумение, отрицают вместе и то, что Господь стал человеком
Ибо неприлично—и исповедовать, что Слово стало плотию, и стыдиться того, что написано о Нем, и
поэтому извращать смысл написанного.

(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Пред.След.

Вернуться в Бог и Душа



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: MailRu и гости: 56

cron
@Mail.ru