ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.
Том второй . Слово 16.
На Ариан слово первое.
44) Посему, полагаю, что такой смысл изречения есть самый церковный. Впрочем, иной может искать
и другого значения в этом изречении, объясняя его обратным прежнему образом, а именно: не
означается этим, что возносится самое Слово, поскольку оно есть Слово,—потому что Оно, как сказано
несколько прежде, есть Высочайшее и подобно Отцу; но изречение это, по причине человечества Его,
указывает на воскресение из мертвых. Посему, Апостол, сказав: смирил Себе даже до смерти, тот-
час присовокупил: тем-же превознесе, желая показать, что, если, как человек, сказуется Он умершим,
то, как жизнь, вознесен воскресением. Ибо «сшедыи Той есть и воскресый» (Ефес. 4, 10); сошел
Он телесно, воскрес же, потому что в теле был Бог. И посему-то самому опять присовокупил в
таком-же смысле слово: тем-же, — в означение не награды за добродетель или преспеяние, но причины,
по которой совершилось воскресение, и по которой, когда все люди от Адама и доныне умирали и
оставались мертвыми, Он один невредимым восстал из мертвых. Сему причиной, как Сам сказал
прежде, есть то, что Он Бог и соделался человеком. Все прочие люди, происходя только от Адама,
умирали, и смерть царствовала над ними (Римл. 5, 14). А сей второй человек есть с небес; потому
что «Слово плоть бысть». И о таковом Человеке сказуется, что Он — с неба и есть небесный; потому
что с неба снизошло Слово, почему и не обладается смертью. Ибо, хотя и смирил Себя, дозволив
собственному Своему телу приять даже смерть, потому что доступно было оно смерти; однако-же,
превознесен от земли, потому что в теле был сам Сын Божий. Посему, сказанное здесь: тем-же
и Бог Его превознесе—равно сказанному Петром в Деяниях: Его-же Бог воскреси, разрешив болезни
смертные, «якоже не бяше мощно держиму быти Ему от нея» (Деян. 2, 24). Ибо, как Павлом написано:
«во образе Божии Сый стал человеком, и смирил Себе даже до смерти, тем-же и Бог Его превознесе»:
так и у Петра говорится: поелику Он Бог и соделался человеком, но знамения и чудеса пока-
зали всякому видящему, что Он Бог, то по сему самому «не бяше мощно держиму Ему быти в
смерти». Но человеку невозможно было дойти до такого совершенства; потому что смерть свойственна
человеку. Посему, Слово, будучи Богом, стало плотью, чтобы, умерши плотью, силою Своею
оживотворить всех.
(продолжение далее).