Проповеди монаха

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 25 апр 2020, 14:41

ТВОРЕНИЯ СВ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том первый . 8 слово:

0 Дионисии, Епископе Александрийском, а именно, что он, как и Никейский Собор, думает противно
арианской ереси, и напрасно клевещут на него ариане, будто бы он—единомыслен с ними.


14) К совершенному осуждению ариан и в доказательство, что они клевещут, достаточно и того
одного, что Дионисий оправдывается в том, что разглашает о нем ариане. Ибо ответ написал он
не как упорствующий в своем, но как оправдывающийся—в чем подозревали его. А оправдываю-
щийся —- в чем обвинен, что иное делает, как не уничтожает всякую подозреваемую в нем
вину, и с тем вместе обличает клеветников ариан?
Но чтобы еще более были они постыжены тем, что писал Дионисий в свое оправдание, представлю
тебе собственные его выражения. По ним узнаешь, что ариане — зломудренны, Дионисий же Чужд их
зловерия.
"Во-первых, послание свое надписал он: "обличение и оправдание". Что это значит?--- Не то ли что
обличает солгавших и оправдывается в том, что написал, показывая, что написал не в том смысле,
как предполагал Арий, но что, припомянув сказанное о Господе по Его человечеству, не не знает
и того, что Он есть нераздельное с Отцом Слово и Премудрость? Потом, жалуется на обвинителей
своих,—что выражения его передают не вполне, но в усеченном виде, и как-бы не с доброю, но
с лукавою, совестью говорят, что хотят, и уподобляет их клевещущим на послания блаженного
Апостола. А таковая укоризна совершенно освобождает его от худого подозрения. Ибо, если обви-
нявших Павла почитает за одно с обвинявшими его самого; то не что иное доказывает этим, но то
единственно, что написал он так, держась Павлова образа мыслей. И подлинно ответствуя на каж-
дое слово обвинителей, всем что выставляют они, дает их правильный смысл, и как первым по-
сланием низлагает Савеллия, так последним доказывает искреннюю свою благочестивую
веру.
Итак , поелику они говорят, будто бы Дионисий думает, что Бог не всегда был Отцом, „что не
всегда был Сын, а напротив того, Бог был без Слова, и самого Сына не было, пока не получил
бытия, и было некогда, что Его не было, потому что Он—не вечен, но получил бытие впоследствии; то
смотри, как отвечает он на это. Большую часть его речений,—где или входит в исследование своего
предмета, или сводит умозаключения, или обличает, предлагая вопросы, или жалуется на обвините-
лей,—оставляя, чтобы не продолжить речи, привожу одно то, что необходимо идет к обвинению. Итак,
оправдываясь в этом, в первой книге, надписанной "обличение и оправдание", между прочим, пишет
он в таких выражениях:
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 26 апр 2020, 12:21

ТВОРЕНИЯ СВ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том первый . 8 слово:

0 Дионисии, Епископе Александрийском, а именно, что он, как и Никейский Собор, думает противно
арианской ереси, и напрасно клевещут на него ариане, будто бы он—единомыслен с ними.


15) „Не было когда бы Бог не был Отцом". И в последующем говорит: известно, что всегда
есть Христос, как Слово, Премудрость и Сила; потому что Бог, не как не рождавший их прежде,
родил впоследствии, но сказано это потому, что Сын не сам от Себя, но от Отца имеет бытие". И вскоре
потом еще говорит о Сыне: Но, как сияние вечного Света, конечно и сам Он—вечен. Поелику всегда
есть свет, то явно, что всегда есть и сияние; ибо в этом самом: издавать сияние,—подразумевается,
что есть свет. И свет не может быть не светящим. Возвратимся опять к подобиям. Ежели есть солнце, то
есть луч,- есть день. Если же нет ничего подобного, то трудно сказать, что есть и солнце. Посему, если бы
солнце было вечно, то и день был бы не прекращающийся. Но теперь этого нет: с появлением солнца на-
чинается день, и с прекращением его света оканчивается. Бог же вечный есть свет, не начинавшийся
и никогда не престающий. Следовательно, пред Ним и с Ним—вечное сияние, безначальное, всегда пре-
бывающее и проявляющее Его; а это и есть Премудрость, Которая говорит: "Аз рех, о Нейже радова-
шеся, на всяк же день веселяхся пред лицем Его, на всяко время" (Притч. 8, 30). И чрез несколько
после присовокупляет, говоря о Нем: „Итак есть вечный Сын вечного Отца и Свет от Света. По-
елику есть родитель, то есть и чадо. А если бы не было чада, то почему и чьим может быть родите-
лем? Но есть Тот и Другой, и Оба — всегда". Потом опять присовокупляет: „Итак, поелику
Бог есть свет, то Христос есть сияние поелику Он и дух,—ибо сказано: Дух есть Бог; то соот-
ветственно сему, Христос- называется еще "парою"; ибо сказано: "пара бо есть силы Божия"" (Прем. 7, 25).
И в другой раз говорит еще: „единый же Сын, всегда соприсущий Отцу и исполненный Сущего, и
Сам есть сущий от Отца .
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 27 апр 2020, 14:17

ТВОРЕНИЯ СВ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том первый . 8 слово:

0 Дионисии, Епископе Александрийском, а именно, что он, как и Никейский Собор, думает противно
арианской ереси, и напрасно клевещут на него ариане, будто бы он—единомыслен с ними.


16) Если бы это было сказано обоюдно, то имело бы потребность в истолкователе. А поелику об
одном и том-же написал ясно и неоднократно; то пусть Арій скрежещет зубами, видя, что Дионисием
ниспровергнута его ересь, и слыша, как он, чего не хотелось бы Арию, говорит: Бог всегда был
Отцом, и Сын—не просто вечен; но поелику вечен Отец, то вечен и Сын и соприсущ Ему,
как сияние—свету. А те, которые хотя подозревали только Дионисия, будто бы мудрствует он по-ариан-
ски, да оставят такое худое о нем мнение. Ибо какое у них общение, когда Арий говорит: не было
Сына, пока не рожден, и было, когда Его не было; а Дионисий учит: Бог есть свет вечный, никогда
не начинавшийся и непрестающий; следовательно, пред Ним и с Ним—сияние безначальное, всегда
пребывающее и проявляющее Его?
И на другое подозрение утверждающих, что Дионисий, называя Отца, не именует Сына, и, называя
опять Сына, не именует Отца, но различает, отдаляет и отделяет Сына от Отца, ответствует
и пристыждает их Дионисий, говоря во второй книге:
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 28 апр 2020, 14:47

ТВОРЕНИЯ СВ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том первый . 8 слово:

0 Дионисии, Епископе Александрийском, а именно, что он, как и Никейский Собор, думает противно
арианской ереси, и напрасно клевещут на него ариане, будто бы он—единомыслен с ними.


17) „Из сказанных мною именований каждое неотлучно и не отдельно от сопряженного с ним.
Сказал я: Отец, и прежде, нежели присовокуплю: Сын, означил уже и Его во Отце; присовокупил
я: Сын, и если и не предпоставил ему слова: Отец; то, без сомнения, Отец подразумевается в Сыне;
прибавил я: Святой Дух, но вместе присоединил, откуда и чрез кого приходит. Но они не
знают, что Отец, как Отец, не отчуждается от Сына, потому что имя это выражает собою начало
единения; и Сын не отлучается от Отца, потому что название: Отец —указывает на общение; и в
Их руках есть Дух, Который не может быть лишен ни Посылающего, ни Носящего. Почему же мне,
который употребляю сии именования, думать, что Они—раздельны и совершенно разлучены между Собою?"
И немного спустя прибавляет: „Таким образом, нераздельную Единицу мы распространяем в Троицу,
и неумаляемую Троицу опять сводим в единицу"

(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 30 апр 2020, 06:26

ТВОРЕНИЯ СВ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том первый . 8 слово:

0 Дионисии, Епископе Александрийском, а именно, что он, как и Никейский Собор, думает противно
арианской ереси, и напрасно клевещут на него ариане, будто бы он—единомыслен с ними.


18) Потом,—поелику обвиняли его будто бы говорит, что Сын есть один из сотворенных и
не единосущен Отцу,—опять в первой книге сам обличает таковых, говоря: „Впрочем сказав, что
должно понимать нечто сотворенное и нечто произведенное, мимоходом представил я примеры тако-
ковых вещей, как слабейших, когда сказал, что растение не одно и то-же с делателем, и ладья —
с судостроителем; потом, остановился на вещах более приличных и сродных; особенно же распро-
странился о том что всего истиннее изобретая многоразличные доказательства, которые и сообщил
тебе в другом послании, где показал, что ложно—то обвинение, какое взводят на меня, будто бы я
не признаю, что Христос—единосущен Богу. Хотя и говорю, что этого именования не находил и не чи-
тал нигде в Священных Писаниях; однако же, последующие мои доводы о которых умолчали они,
не разногласят с этою мыслью. Ибо представлял я в пример и человеческое рождение, очевидно, как
однородное, только, без сомнения, заметив, что родители—инаковы с детьми, потому что они сами—
не дети, или необходимо не быть ни родителям, ни детям. Самого письма, как прежде сказал, не
могу доставить по обстоятельствам. А если бы мог, то прислал бы тебе самые употребленные тогда
речения, лучше же сказать, список со всего послания, что и сделаю, как-скоро буду иметь возмож-
ность. Знаю же и помню, что представлены мною многие подобия вещей сродных; говорил я, что и
растение, взошедшее от семени или от корня, инаково с тем, из чего оно произросло, хотя,
без сомнения, осталось однородным с ним; и река, текущая из источника, получает иной вид
и иное имя, потому что ни источник не называется рекою, ни река—источником, существуют же тот
и другая, и источник есть как-бы отец, а река есть вода из источника. Но они притворяются, будто бы
не видят, что написано это и подобное этому, и представляют себя как-бы слепыми. Намереваются же
издали метать в меня, как камнями, несвязными между собою речениями, не зная того, что, при раз-
суждении о предметах малоизвестных, которые нужно еще сделать доступными познанию, часто не
только не сходные, но даже противоположные, знаки служат к изображению искомого". В третьей же
книге говорит Дионисий: „жизнь рождена от жизни, как река истекла из источника, и от неугасимого
света возжжен блистающий свет".

(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 01 май 2020, 10:51

ТВОРЕНИЯ СВ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том первый . 8 слово:

0 Дионисии, Епископе Александрийском, а именно, что он, как и Никейский Собор, думает противно
арианской ереси, и напрасно клевещут на него ариане, будто бы он—единомыслен с ними.


9 ) Кто, слыша это, не признает безумными подозревающих Дионисия, будто мудрствует он по-
ариански? Ибо, вот в этих книгах Дионисий явно попирает всю Ариеву ересь самыми истинными раз-
суждениями! Положения: не был, пока не рожден; и было, когда не было Его,—обращает в ничто
одним словом: сияние, а также—говоря, что Отец Его никогда не был не-рождавшим. В ничто также
обращает и выражение их: из "не-сущего", когда говорит, что Слово есть как река из источника,
отрасль от корня, чадо от родителя, свет от света, жизнь от жизни. И как они отлучают и
отделяют Слово от Бога, так Дионисий отвергает это, говоря, что нераздельная и неумаляемая Троица
сводится в Единицу. Положение же их—что Сын чужд Отчей сущности, вполне попирает, говоря, что
Сын единосущен Отцу. Посему, подивится иной безстыдству нечестивых: почему,—когда Дионисий, ко-
торого называют они единомысленным с ними, говорит, что Сын единосущен,-—они, как комары
жужжат всюду, будто бы Собор неправо написал: единосущный? Если Дионисий—им друг, то пусть
не отрицаются от сказанного их единомышленником. А если думают, что сказано это неправо; то
почему об утверждающем это Дионисии разглашают, будто бы думает он одинаково с ними? Всего
же важнее то, что Дионисий, как оказывается, говорит это не мимоходом: но, написав прежде дру-
гие послания, обличает во лжи обвинявших его,— будто бы не называет он Сына единосущным
Отцу, и думающих, будто Слово называет он сотворенным, опровергает, что не такова его мысль,
как они полагают, но если и употребил эти выражение, то употребил с намерением показать
только, что не Отец, но Сын облекся в тело получившее бытие, и созданное, и сотворенное; почему
и говорится о Сыне, что Он получил бытие, сотворен и создан.

(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 02 май 2020, 15:57

ТВОРЕНИЯ СВ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том первый . 8 слово:

0 Дионисии, Епископе Александрийском, а именно, что он, как и Никейский Собор, думает противно
арианской ереси, и напрасно клевещут на него ариане, будто бы он—единомыслен с ними.



20) Поелику же действительно употребил прежде таковые выражения Дионисий то, хотя далек от вся-
кого единомыслия с арианами, однако же, у слушающих его просит совести благи (1 Петр. 3, 16),
представляя на вид трудность, или, может быть, и необъятность предмета исследования,—просит Судить
не выражения, но разумение пишущего и особенно когда весьма многое свидетельствует об его образе
мыслей. По крайней мере, сам он сказал: „мимоходом указал я примеры подобных вещей, как
слабейших, а именно: растение и земледелателя; остановился же на вещах более сродных, и особенно
распространился о том, что —всего истиннее . А кто утверждает это, тот показывает, что соглас-
нее с истиною—назвать Сына вечным и сущим от Отца, нежели сотворенным. Ибо последним
выражением означается телесное естество Господа, а первыми—вечность Божества Его. И этим Дионисий
подтверждает, что не просто, но благоразумно и истинными доводами обличены им обвинявшие его,
будто бы Сына не называет единосущным Отцу; именно говорит: „хотя не нашел я этого речения в
Писаниях, но, из самых Писаний составляя понятие, дознал, что Он, как Сын и Слово, не может
быть чуждым Отчей сущности". В доказательство же, что не думает он, будто бы Сын есть тварь
и произведение (ибо это разглашали о нем), так говорит во второй книге: „Если кто из клеветни-
ков, когда Бога назвал я Творцом и Создателем всего, подумает, что говорю это и о Христе; то пусть
слышит, что прежде еще назвал я Бога Отцом, а в этом именовании включается и Сын. Ибо, назвав
Отца Творцом, присовокупил я: и Отец не того, чему Творец, если собственно Отцом называется
тот, кто родил. Обширность же этого наименования: Отец--покажем в последующем. Отец—не Тво-
рец, если только творцом называть художника, производящего что-либо своими руками. Ибо у элли-
нов и мудрецы называются творцами собственных их сочинений. Есть, как сказал Апостол, и "тво-
рец закона" (Іак. 4, 11. Рим. 2, 13); есть творцы и внутреннего—добродетели, или порока, как сказал
Господь: "ждах, да сотворит суд, сотвори же беззаконие" (Иса. 5, 7).
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 03 май 2020, 09:10

ТВОРЕНИЯ СВ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том первый . 8 слово:

0 Дионисии, Епископе Александрийском, а именно, что он, как и Никейский Собор, думает противно
арианской ереси, и напрасно клевещут на него ариане, будто бы он—единомыслен с ними.


21)Слышащему это подлинно надобно помнить Божие слово в котором говорится: "аможе обратится
нечестивый исчезает" (Притч. 12, 7). Ибо, вот нечестивые ежедневно исчезают, обращаясь всюду, и
не имея на это никакого предлога в словах Дионисия; потому что он явно учит, что Сын—не про-
изведение и не тварь, клевещущих же на него, как наименовавшего Бога Творцом, обвиняет и вразум-
ляет, что не приметили они, как прежде еще наименовал Дионисий Бога Отцом, в каковом на-
именовании включается и Сын. А говоря это, показывает, что Сын—не в числе произведений, и
что Бог—не Творец, но Отец собственного Своего Слова. И поелику некоторые, по неразумию, винили
его, что Бога назвал Творцом Христа; то, разными способами оправдываясь в этом, говорит, что и
в таком случае слово его—неукоризненно. Ибо признаётся, что наименовал творцом по причине
плоти действительно сотворенной, какую Слово восприняло на Себя. А если кто будет подозревать, что
сказано это о Слове,—и в таком случае прилично им выслушать без привязчивости, как-будто не
почитаю Слова произведением, и Бога называю не Творцом, но Отцом Его. А если где, рассуждая о
Сыне, и скажу невзначай, что Бог—Творец; то и в этом случае можно оправдаться; потому что у элли-
нов мудрецы называют себя творцами своих сочинений, тогда-как они—отцы их. И Божественное
Писание именует нас творцами и сердечных движений, называя творцами закона, и суда, и правды .
А таким образом Дионисий во всех отношениях доказывал, что Сын—не тварь и не произведение, да
и сам он—чужд арианского зловерия.

(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 04 май 2020, 07:19

ТВОРЕНИЯ СВ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том первый . 8 слово:

0 Дионисии, Епископе Александрийском, а именно, что он, как и Никейский Собор, думает противно
арианской ереси, и напрасно клевещут на него ариане, будто бы он—единомыслен с ними.


22)Ни один арианин да не подозревает его будто по-ариански говорит он, что де „Сын—со-
присущ Отцу так, что хотя имена соединены между собою, однако означаемые ими — весьма далеки
друг от друга, и хотя не всегда Сын соприсущ Отцу, но однакож, как-скоро стал Сын, так
скоро и Бог наименовался Отцом; после того, и Сын—соприсущ уже Ему, как бывает это и у
людей. Но пусть приведет себе на мысль и припомнит сказанное прежде, и тогда увидит правую
Дионисиеву веру. Ибо он говорит: „не было, когда бы Бог не был Отцом"; и еще: „Бог есть извеч-
ный свет, никогда не начинавшийся и непрестающий; следовательно, пред Ним и с Ним —вечное
сияние, безначальное, всегда пребывающее и проявляющее Его". А потому, никто вообще не должен
подозревать его в чем-либо подобном. И примеры источника и реки, корня и отрасли, дyxa и
пара постыжают христоборцев, которые разглашают о нем противное.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 05 май 2020, 10:01

ТВОРЕНИЯ СВ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том первый . 8 слово:

0 Дионисии, Епископе Александрийском, а именно, что он, как и Никейский Собор, думает противно
арианской ереси, и напрасно клевещут на него ариане, будто бы он—единомыслен с ними.



23 ) Поелику же Арий ко всем прочим своим злоречиям приложил и это, как из гноя извлеченное,
речение, и присовокупляет, что „сие Слово не есть собственное Отчее Слово но в Боге иное есть
слово; Господь же—чужд Отчей сущности, и по примышлению (кат eпivolav) только называется Словом, а не
по естеству; и не истинный Божий есть Сын, Сыном же, как тварь, называется по усыновлению"; и говоря
это, хвалится он пред неведущими, будто бы и в этом имеет своим единомышленником Дионисия:
то смотри, какова и в этом отношении Дионисиева вера, и как Дионисий борется с таковым арие-
вым зломыслием.
Ибо в первой книге пишет так: „Сказано прежде, что Бог есть источник
всех благ; река же из Него изливающаяся надписывается "Сын" потому что слово есть излияние
ума, и, говоря по-человечески, источается из сердца устами. И мысль, исторгаясь с помощью языка,
делается другим словом, отличным от слова в сердце. Ибо одно, послав от себя другое, остается
таким-же, каким было; а другое, быв послано, излетаетъ и носится повсюду; а таким образом каж-
дое из них — и одно в другом пребывает, и одно — отлично от другого; и два — слова, но оба
суть одно. Так и Отец и Сын, по сказанному, суть едино, и один в другом пребывают". В
четвертой же книге говорит так: »Мысль наша изрыгает из себя слово, по сказанному у Пророка:
"отрыгну сердце мое слово благо" (Пс. 44, 2). И мысль и слово отличны друг от друга, и занимают
свое собственное и отдельное от прочего место; и мысль пребывает и движется в сердце, а слово —
на языке и в устах; однакож, они—не разлучны, и ни на одну минуту не бывают лишены друг
друга. Ни мысль не бывает без слова, ни слова—без мысли; но мысль творит слово, явясь в нем,
и слово обнаруживает мысль, в ней получив бытие. И мысль есть как-бы внутри сокровенное слово;
а слово—исторгающаяся мысль. Мысль исходит в слово, а слово заключает мысль в умах слушате-
лей; и таким образом мысль чрез слово водружается в душах слушающих, входя вместе с
словом.
И мысль, будучи сама от себя, есть как-бы отец слову, а слово — как-бы сын мысли; прежде
мысли оно не возможно, и не совне откуда - либо произошло вместе с мыслью, но из нея произ-
никло. Так и Отец, высочайшая и всеобъемлющая Мысль, имеет Сына, Слово, первого Своего
истолкователя и вестника".

(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Пред.След.

Вернуться в Бог и Душа



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 62

cron
@Mail.ru