ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО
Часть четвертая. Повесть о Сервии и судьбе скита его.
Глава 8. Приготовление Сервия к монашеству. Поучения архиерея Сервию и его будущему старцу. Передача его этому старцу.
До трех недель оставался Сервий посему у архиерея; архиерей излагал ему поучения о монашеской жизни с
разными сказаниями из жизни древних отцов о ревности их подвижничества: когда они так собеседовали друг с
другом, уязвлялось сердце благословенного Сервия любовию к монашеской жизни, и сказал он: «Позволь, отче,
и мне успокоиться в монашеской жизни и поревновать о пути спасения». Архиерей говорит: «Хорошее дело из-
брал ты, благословенное чадо мое, но трудное; боюсь я, как бы ты в беду не попал бы в нем». Говорит Сервий: «Доброе
слово изрек ты мне, отец мой, так как это и должно последовать со мной, ибо человек я грешный». Архиерей увидал
смирение Сервия, подивился ему и сказал: «Поищем места благоприятного, мирного, тихого для помыслов. Вот и духовник
тоже желает безмолвствовать, идите вместе; лучше вам находиться вдвоем, нежели быть тебе одному. Вот духовник,
о котором я знаю, что он так господствует над страстями своими, как никто другой; он целомудр в мыслях и воздержан
от страстей; если же, яко человек, имеет какие-либо слабости человеческие, то тебе подобает терпеть, дабы не потерять
труда своего. Только внимай, чадо мое, так как путь сей есть узкий и прискорбный; сего ради подобает тебе побеждать
терпением, ибо диавол никогда не успокаивается, никогда не ест и не отдыхает, но постоянно стремится победить и
схватить душу человека. Так должен безпрестанно бороться и монах, чтобы победить и войти в Царствие Небесное. Ибо
диавол постоянно ведет брань, чтобы победить (ревность) монаха и не допустить иноку войти в Царствие Небесное.
Итак, соберемся, чадо мое, поискать какого-либо спокойнейшего места, чтобы там безмолвствовали вы с духовным
вашим отцом. До трех лет твори ему терпение (т. е. неси от него монашеский искус), потом приими премногочестнейшую
и святую схиму монашеской жизни, ибо ненаказание безобразит ее; поэтому послушайся меня, чадо мое (и потерпи искус),
так как научение монашеской жизни постигается гонением, алчбой, жаждой, наготой, клеветой и другими многими скор-
бями, случающимися в жизни. Если ты в силах переносить все эти скорби без всякого ропота и побеждать их наукою
терпения, тогда принимай монашескую жизнь с божественной и ангельской схимой. Постригайся не только для того, чтобы
красоваться черной рясой, как лицемеры; да будут и одежды твои траурные; не услаждай себя никогда новенькими рясами,
но, как странник (каков ты еси), носи и одежду странническую, пока не достигнешь отечества небесного и тогда облечешься
в ризы, которые купил себе терпением твоим во время земного странствия твоего. О, чадо мое, что за польза от очернения
только тела нашего с угрюмым лицемерием, если возделывания терпения иметь не будем? Нетерпение наше погружает нас
во глубину непокорства и всяких словооправданий. Послушай меня, чадо мое, прошу тебя я, недостойный! Если ты не
намерен творить терпения, переносить скорбей и теснот, то не принимай преукрашающей ангельской схимы, ибо потом,
за нетерпение твое, эта благоукрашающая сделается для тебя (1) уродящей.
Ради сего я говорю тебе, чтобы ты твоим терпением пребыл бы в искусе у духовного отца, бывал бы от него огорчаем
богатящими огорчениями каждый день до трех лет, чтобы потом сделаться монахом благоукрашенным и душою и телом».
Этому и многому другому наставлял его архиерей в течение вышеупомянутых трех недель. Когда прошли эти три недели,
архиерей сказал слугам: «Пойдите, скажите духовнику, чтобы он пришел сюда». Слуги пошли и позвали духовника. Пока
они за ним ходили, архиерей спросил Сервия: «Отчего ты сказал мне тогда ложь, что соблазнял молодую женщину и
мальчика, сделав себя без вины виноватым? Я поверил тому и ты безвинно принял столькие муки». Сервий ответил: «Во-
первых, ради любви к Господу нашему Исусу Христу; вовторых, потому, что если бы я сказал тебе правду, то ты мне
не поверил бы». Архиерей говорит: «Да, правда, не поверил бы». Сервий: «А так как все равно ты не стал бы верить,
если бы я сказал тебе правду, то я сказал тебе ложь, приняв на себя неправедную клевету, которой ты верил, но вышло
к лучшему, так как ты убедился, что я не мог быть таким преступником».
(1) Т. е. будет тягостной.
(продолжение далее).