Проповеди монаха

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 06 май 2019, 15:11

ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО

Часть четвертая. Повесть о Сервии и судьбе скита его.

Глава 8. Приготовление Сервия к монашеству. Поучения архиерея Сервию и его будущему старцу. Передача его этому старцу.


До трех недель оставался Сервий посему у архиерея; архиерей излагал ему поучения о монашеской жизни с
разными сказаниями из жизни древних отцов о ревности их подвижничества: когда они так собеседовали друг с
другом, уязвлялось сердце благословенного Сервия любовию к монашеской жизни, и сказал он: «Позволь, отче,
и мне успокоиться в монашеской жизни и поревновать о пути спасения». Архиерей говорит: «Хорошее дело из-
брал ты, благословенное чадо мое, но трудное; боюсь я, как бы ты в беду не попал бы в нем». Говорит Сервий: «Доброе
слово изрек ты мне, отец мой, так как это и должно последовать со мной, ибо человек я грешный». Архиерей увидал
смирение Сервия, подивился ему и сказал: «Поищем места благоприятного, мирного, тихого для помыслов. Вот и духовник
тоже желает безмолвствовать, идите вместе; лучше вам находиться вдвоем, нежели быть тебе одному. Вот духовник,
о котором я знаю, что он так господствует над страстями своими, как никто другой; он целомудр в мыслях и воздержан
от страстей; если же, яко человек, имеет какие-либо слабости человеческие, то тебе подобает терпеть, дабы не потерять
труда своего. Только внимай, чадо мое, так как путь сей есть узкий и прискорбный; сего ради подобает тебе побеждать
терпением, ибо диавол никогда не успокаивается, никогда не ест и не отдыхает, но постоянно стремится победить и
схватить душу человека.
Так должен безпрестанно бороться и монах, чтобы победить и войти в Царствие Небесное. Ибо
диавол постоянно ведет брань, чтобы победить (ревность) монаха и не допустить иноку войти в Царствие Небесное.

Итак, соберемся, чадо мое, поискать какого-либо спокойнейшего места, чтобы там безмолвствовали вы с духовным
вашим отцом. До трех лет твори ему терпение (т. е. неси от него монашеский искус), потом приими премногочестнейшую
и святую схиму монашеской жизни, ибо ненаказание безобразит ее; поэтому послушайся меня, чадо мое (и потерпи искус),
так как научение монашеской жизни постигается гонением, алчбой, жаждой, наготой, клеветой и другими многими скор-
бями, случающимися в жизни. Если ты в силах переносить все эти скорби без всякого ропота и побеждать их наукою
терпения, тогда принимай монашескую жизнь с божественной и ангельской схимой. Постригайся не только для того, чтобы
красоваться черной рясой, как лицемеры; да будут и одежды твои траурные; не услаждай себя никогда новенькими рясами,
но, как странник (каков ты еси), носи и одежду странническую, пока не достигнешь отечества небесного и тогда облечешься
в ризы, которые купил себе терпением твоим во время земного странствия твоего. О, чадо мое, что за польза от очернения
только тела нашего с угрюмым лицемерием, если возделывания терпения иметь не будем? Нетерпение наше погружает нас
во глубину непокорства и всяких словооправданий. Послушай меня, чадо мое, прошу тебя я, недостойный! Если ты не
намерен творить терпения, переносить скорбей и теснот, то не принимай преукрашающей ангельской схимы, ибо потом,
за нетерпение твое, эта благоукрашающая сделается для тебя (1) уродящей.
Ради сего я говорю тебе, чтобы ты твоим терпением пребыл бы в искусе у духовного отца, бывал бы от него огорчаем
богатящими огорчениями каждый день до трех лет, чтобы потом сделаться монахом благоукрашенным и душою и телом».
Этому и многому другому наставлял его архиерей в течение вышеупомянутых трех недель. Когда прошли эти три недели,
архиерей сказал слугам: «Пойдите, скажите духовнику, чтобы он пришел сюда». Слуги пошли и позвали духовника. Пока
они за ним ходили, архиерей спросил Сервия: «Отчего ты сказал мне тогда ложь, что соблазнял молодую женщину и
мальчика, сделав себя без вины виноватым? Я поверил тому и ты безвинно принял столькие муки». Сервий ответил: «Во-
первых, ради любви к Господу нашему Исусу Христу; вовторых, потому, что если бы я сказал тебе правду, то ты мне
не поверил бы». Архиерей говорит: «Да, правда, не поверил бы». Сервий: «А так как все равно ты не стал бы верить,
если бы я сказал тебе правду, то я сказал тебе ложь, приняв на себя неправедную клевету, которой ты верил, но вышло
к лучшему, так как ты убедился, что я не мог быть таким преступником».

(1) Т. е. будет тягостной.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3370
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 06 май 2019, 15:15

Саныч писал(а):Уважаемый vnifantiy, по-Вашему получается, что Иоанн Златоуст выступает против Иисуса Христа. Ведь Иисус Христос еврей по национальности.
Да-а-а-а, час от часу не легче.


Уважаемый Саныч, чедовек любой национальности может быть христианином.
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3370
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 07 май 2019, 13:48

ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО

Часть четвертая. Повесть о Сервии и судьбе скита его.

Глава 8. Приготовление Сервия к монашеству. Поучения архиерея Сервию и его будущему старцу. Передача его этому старцу.


Во время этой беседы пришел духовник; после взаимного приветствия архиерей взял духовника, посадил перед собою
и, побеседовав, сказал Сервию: «Выйди немного вон, ибо мне надо исповедаться». Сервий вышел, и они остались вдвоем.
Тогда говорит архиерей духовнику (сказав ему предварительно о своем намерении поселить его в пустыне с Сервием): «Что
скажешь, духовниче, окажешь ли сию любовь, так как я сказал?» Говорит духовник: «Тяжко и преопасно это дело
приходится мне владыко святый». Говорит архиерей: «Представь мне тяготы и опасности твои, сам же пекись лишь о
душе брата твоего и о теле его; о душе, - стараясь спасти ее духовным окормлением, о теле, - стараясь не жалеть его, не
давать ему вознерадеть, наказывать его, следить за ним и требовать с него.
Итак, до трех лет испытывай Сервия с божественною суровостию, пока не сделаешь его монахом. Не давай ему ни
малейшей смелости, отнюдь не давай ему покоя и безпрестанно проявляй свою власть над ним, не попускай ему тщеславиться,
ни свободно обращаться с тобою, ибо свобода обращения делает послушника подобным разнузданному коню, ибо поскольку
конь прекрасен, когда у него уздечка на голове, поскольку же и безобразен, когда узда с него снимется, подобным сему
делается и послушник, когда возьмет смелость и свободу в обращении (наипаче, к своему старцу), тогда в нем не останется
вовсе благопристойности и почтения.
Послушай, духовниче, когда наложена узда на животное, сделает ли оно какое безчиние? Очевидно, оно безчиния не
сделает, но постоянно будет смиряться и терпеть, что бы ты с ним ни делал. Если же его совсем выпустить из рук, что
оно тогда сделает? Очевидно, вред, а не пользу. То же и с послушником. Послушник прекрасен, когда слушается старца
своего, смиряется и терпит, когда старец не дает ему творить волю свою. Но если старец не будет обуздывать послушника,
послушник будет попирать своего старца, будет старцем повелевать, старец же сам станет послушником своего по-
слушника. Потом, когда Бог взыщет отчет от старца, что тогда делать будет старец, не владевший ни своею волей, ни
своею властью, но сам бывший послушным послушнику своему? Если у старца нет никакого пристрастия (внешнего, или внут-
реннего, или малого, или большого) к послушнику своему, то он никогда не даст послушнику творить воли своей, но
всегда будет держать его во власти старческой. Ради сего, прошу я тебя, чтобы ты Сервия держал бы во власти твоей,
с величайшею суровостию, до совершения трехлетнего искуса.
Испытывай непрестанно помыслы его, трижды и четырежды в день; да будет испытание твое вечером, в полночь, утром и в
полдень; подробно испытывай его относительно тщеславия, не искушается ли он им, не бывает ли им побеждаем. Называй
его всегда «нечистым»; тогда он будет вспоминать свое осуждение, когда был в грязи нечистоты. Если же он проявит нерадение,
тогда да поставлен будет тобою на трое суток на молитву, причем опять испытывай, с какими помыслами он стоит. Если он
будет стоять с благими помыслами, то пусть так и стоит до трех дней, в противном случае, если будет у него какой лукавый
помысл, тогда поставь его только на одну ногу, а другую подтяни ему веревкой к шее. Тщательно испытывай всегда о
осуждении; если он кого осудит, намажь ему все лицо коровьим калом, чтобы вспомнил он, как был наказан, когда стоял
закопанный в земле и намазанный калом. Обращай внимание на то, чтобы он никогда не наедался досыта хлебом, дабы
не обновился в нем дух (стремления) к погибельной блатности и дух непокорства. Отнюдь не давай
ему носить новеньких ряс, ибо если будет хорошо одет, то будет тщеславиться. Пусть всегда пребывает в молчании;
пусть ни мало, ни много, никогда не возражает, ибо это проклятое прекословие становит человека спорником, спор-
ливость же делает его непокорным, непокорство же доставляет конечную погибель душе и телу. Погибель же вводит в без-
страшие к Богу. Небоязнь же Бога вводит во тьмы развратных страстей и в тьмы злых дел. Посему я и говорю тебе, чтобы
ты отнюдь не предоставлял его воле своей, чтобы потом не быть тебе вместе с ним осужденным. И ласкового лица ему
не кажи. Поскольку ты сам кроток, постольку суров с ним будь и всегда его испытывай. Когда же минет три года, тогда
сделай его монахом. Прошу и молю тебя, духовниче, порадей, чтобы брат не погиб душою и телом; я же постоянно буду
иметь заботу о всем телесном для вас, ты же всегда заботься лишь о душевном вашем спасении». После сих наставлений
архиерея духовник, сказав: «Да будет воля твоя, владыко мой», - встал и положил метание архиерею. Архиерей же
весьма возрадовался, видя, что духовник принял его внушения, прослезился и сказал: «Прошу тебя, духовниче, позовем
Сервия, чтобы мне передать его тебе в руки твои; да будешь ему, как отец чаду, да правишь им, как отец чадом». Тогда привел
архиерей Сервия пред духовника и сказал ему: «Вот передаю я тебя в руки духовнику, слушай же его. Слушая его, будешь
меня слушаться, если же преслушаешь, как он тебя ни накажет за что, что он с тобою ни сделает, то я тебе делаю. Только
ты переноси все с терпением, что бы ни делал он с тобой, хорошо зная, что, терпя ему, терпение будешь творить мне.
Итак, чадо мое, положи метание отцу твоему». Положил благословенный Сервий метание, и облобызались они с ним; пос-
ле того, как облобызались, сели. Говорит духовник: «Встань и положи метание архиерею». Тотчас встал Сервий, положил
поклон, поцеловал руку, опять положил поклон и сказал: «Кланяюсь я тебе, владыко, за окормление меня, странника,
каков я есм. Как окормлял ты меня странного, так ныне не оставляй меня в молитвах твоих: молись о нас, чтобы мне
претерпеть суровость духовного отца моего, как согласились вы в вашем согласии». Этими словами Сервий хотел сказать,
что он сам желает того, о чем перед тем втайне говорил архиерей духовнику, и что Сервий проразумел.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3370
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение Саныч » 07 май 2019, 21:32

vnifantiy писал(а):Саныч писал(а):
Уважаемый vnifantiy, по-Вашему получается, что Иоанн Златоуст выступает против Иисуса Христа. Ведь Иисус Христос еврей по национальности.
Да-а-а-а, час от часу не легче.


Уважаемый Саныч, чедовек любой национальности может быть христианином.
Уважаемый vnifantiy, Вы пытаетесь увести наш диалог в сторону. Ведь мы говорим о господствующей религии того или иного народа или государства, которую исповедует большинство.
А отдельно взятый индивид может верить в кого угодно, или вообще не верить в сказки, как я, например.

Самое страшное в религиях всех мастей это то, что религии натравливают людей друг на друга. Каждая религия утверждает, что она самая правильная.
Например главный поп России говорит, что греко-римская (христианство) религия правильная, а славяне до крещения Руси поклонялись неправильным богам.
phpBB [video]

По его словам, мы потомки полузверей.
Лучше быть хорошим человеком, ругающимся матом, чем тихой, воспитанной тварью” /Фаина Раневская/
Аватара пользователя
Саныч
участник форума
 
Сообщения: 1739
Зарегистрирован: 22 янв 2016, 22:13
Откуда: Васюки

Re: Проповеди монахов

Сообщение v_sem » 08 май 2019, 09:44

Саныч писал(а):
vnifantiy писал(а):Саныч писал(а):
Уважаемый vnifantiy, по-Вашему получается, что Иоанн Златоуст выступает против Иисуса Христа. Ведь Иисус Христос еврей по национальности.
Да-а-а-а, час от часу не легче.


Уважаемый Саныч, чедовек любой национальности может быть христианином.
Уважаемый vnifantiy, Вы пытаетесь увести наш диалог в сторону. Ведь мы говорим о господствующей религии того или иного народа или государства, которую исповедует большинство.
А отдельно взятый индивид может верить в кого угодно, или вообще не верить в сказки, как я, например.

Самое страшное в религиях всех мастей это то, что религии натравливают людей друг на друга. Каждая религия утверждает, что она самая правильная.
Например главный поп России говорит, что греко-римская (христианство) религия правильная, а славяне до крещения Руси поклонялись неправильным богам.
Добрый день. Вот что о религии говорил Карл Густав Юнг :"Мысль и чувство утрачивают свой внутренний противоположный полюс, а там где бездействует религия, не далеко до всемогущего божества разнузданных страстей." ( К.Г.Юнг "Статьи разныхлет")
Аватара пользователя
v_sem
участник форума
 
Сообщения: 3235
Зарегистрирован: 17 май 2011, 00:30
Откуда: Калининградская обл.

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 08 май 2019, 14:11

ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО

Часть четвертая. Повесть о Сервии и судьбе скита его.

Глава 9. Поиски места для скита Сервием.


Архиерей говорит духовнику: «Будем собираться, чтобы поскорей отправиться искать спокойное место для вашего
поселения». Архиерей приказал слугам приготовить семь животных (верховых) на утро, чтобы отправиться в
южную часть. Слуги говорят: «Откуда нам их взять? Кто нам даст их?» Архиерей говорит: «Идите к Иоанну,
скажите ему, чтобы он нашел семь животных, ибо архиерей хочет отправиться в южную сторону; скажи ему, что если
он хочет, то пусть и сам поедет». Слуга пошел к Иоанну, достал семь животных и привел их к архиерею. Архиерей
говорит: «Где же Иоанн?» Слуга говорит: «Сейчас ему некогда, но вскоре придет». Архиерей говорит: «Поставьте животных,
чтобы отдохнули, дайте им корму и готовьте все потребное».
Воссиял день и тронулись в путь. Людей было: архиерей, духовник, Сервий, Иоанн, Павел и слуга. Перевалив, достигли
они южной стороны и остановились в одном местечке, называемом Питорион; там стали расспрашивать о искомом
месте, но никто не знал о нем; только один престарелый стодесятилетний старик нашелся, который сказал: «Когда я
был еще маленьким мальчиком, то пас овец; по преданию от отцов, то место называлось Васмос. Однажды, когда мы
потеряли двух овец, искали их наверху и внизу и не находили, некто сказал нам: «В Васмосе пресвятом есть две овцы, одна
черная, а другая белая; они так красивы, что всякому было бы в сладость поглядеть на них. Когда же мы на них смотрели,
то одна белая вдруг почернела и до того стала красива, что нам было приятнее любоваться ею, чем делать свое дело,
какое следовало. Услыхав эти слова от человека, мы подумали, что это наши собственные овцы, щедро заплатили человеку,
чтобы он довел нас туда посмотреть; когда пришли на место, именуемое Васмос пресвятой, то увидали двух овец - одну
черную и другую белую; когда мы подошли ближе, белая сделалась черной и до того стала красива, так засияла ее
шерсть, что от вида ее померкли очи наши: вокруг ее было множество ягнят, и все черные; мы подумали, что это целое
заблудшее стадо и вознамерились одну поймать, но раздался голос: "Не искушай овец, Иакове: сейчас пойду к игемону
и он накажет вас". Услыхав, подумали мы, что это их пастухи оставили овец, ушли; на дороге, когда возвращались, нашли
мы наших овец, которые были потеряны. Это только и ведаю я, владыко святый, и это тебе говорю». (Прим.: Это видение,
как видно, было промыслительное; две овцы прообразовали: черная - духовника (т. е. монаха), а белая - Сервия, который
еще не был монах, потом же сделался монахом (т. е. белая овца сделалась черной и засияла полученной благодатию.
Множество черных барашков означало множество имевших здесь собраться монахов).
Архиерей говорит: «Я дам тебе жалование за целый год, если ты покажешь нам то место; но берегись, чтобы никому
не рассказать о тех овцах, которых ты видел» (т. е. чтобы Сервий и духовник, узнав о сем пророческом видении относи-
тельно их, не вознеслись бы самомнением). Отыскали еще одно животное для сего старика и отправились на искомое
место. Архиерей, раздумывая про изреченное архангелом Михаилом о месте будущего обиталища Сервия, сказал старцу:
«Знаешь ли то место, где был монастырь? Мне известно, что здесь внутри был где-то монастырь Пресвятой, но где именно,
не знаю». Старик говорит: «И я не знаю сего». Нашли (в долине Васмос) один старый домик и остановились в нем на
три дня. Местность понравилась; стали совещаться, и захотелось архиерею самому поселиться здесь с Сервием, ибо
возымел он намерение оставить архиерейскую должность и остальное время жить в подвигах. Когда он уже готов был
(исполнить это), явился ангел и сказал ему: «Не помышляй о деле сем, но заботься и паси овец церковных, довольно с
тебя и этого дела. Постарайся же о том, чтобы здесь сделать несколько келлий, одну церковь во имя Богородицы и одну
хлебную печь, ибо здесь соберется множество монахов ради этих двух». После сих слов ангел тотчас вознесся. Говорил
он как отрок, а вознесся как голубь. Тогда оставил свое намерение архиерей и сказал духовнику: «Вот я оставляю
тебе все необходимое, сам же теперь возвращусь, пришлю я тебе людей сделать несколько келлий и одну церковь во
имя Успения Богородицы; устрой кухню с хлебною печью, пусть будет она попросторнее, мирствуйте здесь. Поверьте
мне, не будь на мне архиерейства, не ушел бы я обратно отсюда. Теперь же мирствуйте; когда услышу я про вас доб-
рую славу, буду радоваться, как будто и сам был вместе с вами». Сделали взаимное целование; заплакав горькими сле-
зами, удалился архиерей. Стал он пещись день и ночь, чтобы промыслить для духовника и Сервия все необходимое, так
как место было очень отдаленно. Послал мастеров, но потребного не знал как туда посылать. Тогда спросил он Иоанна:
«Каким образом будем посылать им потребное?» Говорит Иоанн: «Я, святый владыко, советую тебе купить таких полей,
имений и масличных садов, которые были бы вблизи их, чтобы могли они чрез это легко получать свое пропитание,
ибо легко ли найдешь каждый раз человека, чтобы послать его в такую даль». Говорит архиерей: «Поверь, господин Ио-
анн, ты стал для меня подобным Иосифу Прекрасному; фараон сделал Иосифа Прекрасного господином над всеми делами
своими, а я делаю тебя распорядителем над всем этим делом и даю тебе денег, чтобы ты купил разных имений, как сказал,
и был бы начальником над мастерами. Итак, вот получай два ока золота на расходы, которые будешь делать». Иоанн
взял золото, положил метание архиерею и пошел исполнять назначение свое; когда же окончили мастера дело свое, привел
их к архиерею, тот щедро заплатил им, и они остались довольны.
Говорит архиерей Иоанну: «Как устроил ты хозяйство, господин Иоанн?» Иоанн: «Набрал разных участков, виноград-
ников, масличников и отдал их на три года первому местному помещику, чтобы он выдавал всякого рода довольствие бра-
тиям; если угодит, то всегда за ним останется». Говорит архиерей: «Сделал ли ты хороший контракт, чтобы потом не
устроил он какого безчиния?» Иоанн: «Мы все хорошо обусловили, но еще тебя спрашиваем, даешь ли ты на сие
свое благословение?» Архиерей говорит: «Все, что ты сделал, хорошо устроено; только устрой навсегда, чтобы вам не иметь
каждое трехлетие стольких хлопот устраивать соглашение. Он же пусть владеет и на следующие трехлетие, согласно
раз навсегда утвержденному уставу владения, если не нарушит договора; иначе отдадим другому». Иоанн: «Поверь, святый
владыко - весьма понравилось мне это слово». Архиерей: «Если понравилось, то и сотвори, как я тебе сказал». Иоанн
сотворил, как сказал архиерей, устроил договор о трехлетиях; братия стали к нему посылать каждую пятницу и брать, что
было условлено; каждую субботу и воскресение имели они общую трапезу, в воскресение же вечером брали в свои келлии
довольствия на пять дней, на двоих или на троих, потому что в каждой келлии братия жили по двое и по трое (в одном
домике); но комната у каждого особая, ибо жить одному в доме не позволяли.
Впоследствии, когда распространилась слава Сервия, собралось множество братии, при духовнике же еще никого не
было, кроме сих семи насельников: Андрея, Павла, Иоанна, слуги, который сторожил Сервия в сточной яме, и еще того
послушника, который, увидав терпение Сервия, сказал архиерею, что он несправедливо мучает его, и еще другого,
который таскал из колодца воду в саду по случаю самооклеветания Сервия. Был же Иоанн экономом, Андрей - поваром,
Павел - трапезарием; так исправлялось дело хозяйства, пока не освободился Сервий от послушания.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3370
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение Саныч » 08 май 2019, 17:11

v_sem писал(а): Добрый день. Вот что о религии говорил Карл Густав Юнг :"Мысль и чувство утрачивают свой внутренний противоположный полюс, а там где бездействует религия, не далеко до всемогущего божества разнузданных страстей." ( К.Г.Юнг "Статьи разныхлет")

Уважаемый v_sem, не всё то золото, что блестит. Переиначим, не все то мудрые слова, что красиво сказаны.
Как сочетаются заявления Вашего Юнга с огромным количеством воин в истории человечества на религиозной основе? Изображение

phpBB [video]
Лучше быть хорошим человеком, ругающимся матом, чем тихой, воспитанной тварью” /Фаина Раневская/
Аватара пользователя
Саныч
участник форума
 
Сообщения: 1739
Зарегистрирован: 22 янв 2016, 22:13
Откуда: Васюки

Re: Проповеди монахов

Сообщение v_sem » 08 май 2019, 18:06

Саныч писал(а):
v_sem писал(а): Добрый день. Вот что о религии говорил Карл Густав Юнг :"Мысль и чувство утрачивают свой внутренний противоположный полюс, а там где бездействует религия, не далеко до всемогущего божества разнузданных страстей." ( К.Г.Юнг "Статьи разныхлет")

Уважаемый v_sem, не всё то золото, что блестит. Переиначим, не все то мудрые слова, что красиво сказаны.
Как сочетаются заявления Вашего Юнга с огромным количеством воин в истории человечества на религиозной основе? Изображение

phpBB [video]
Я уже не раз писал, что цель бытия - совершенствование, в том числе и для человечества, а идет оно двумя параллельными путями : умственным и нравственным. И если нравственное совершенствование отстает от умственного, то цивилизация себя уничтожает. Религия же служит тормозом в умственном совершенствовании и катализатором в нравственном. А мудрые слова ещё и понимать нужно, даже если они не красивые. А что насчет религиозных войн, то они не носят глобальный характер и не в состоянии уничтожить всё человечество. Скорее они носят санитарный характер. Как волки в лесу являются санитарами для лесных жителей, уничтожая больных и слабых животных.
Аватара пользователя
v_sem
участник форума
 
Сообщения: 3235
Зарегистрирован: 17 май 2011, 00:30
Откуда: Калининградская обл.

Re: Проповеди монахов

Сообщение Саныч » 09 май 2019, 10:17

v_sem писал(а): А что насчет религиозных войн, то они не носят глобальный характер и не в состоянии уничтожить всё человечество. Скорее они носят санитарный характер. Как волки в лесу являются санитарами для лесных жителей, уничтожая больных и слабых животных.
Что же это за санитары, которые отрезают здоровые органы. Я имею ввиду преступную деятельность христианской святой инквизиции, которая сжигала лучших представителей человечества.
Кстати, умственное и нравственное это одно и тоже. Например, среди высокопоставленных, нравственных, католических вельмож встречаются насильники мальчиков. Чаще нужно вспоминать принцип Оккамы.

И ещё, погибшему или искалеченному человеку до лампочки, в какой войне это с ним произошло, в глобальной или локальной.
Или высказывания этого умного человека о взятках врачей и учителей:
phpBB [video]
Лучше быть хорошим человеком, ругающимся матом, чем тихой, воспитанной тварью” /Фаина Раневская/
Аватара пользователя
Саныч
участник форума
 
Сообщения: 1739
Зарегистрирован: 22 янв 2016, 22:13
Откуда: Васюки

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 09 май 2019, 14:17

ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО

Часть четвертая. Повесть о Сервии и судьбе скита его.

Глава 10. Трехлетний монашеский искус Сервия и кончина духовника.


После трех лет духовник постриг Сервия в монахи-великосхимники, но имени его не изменил, как не изменено
оно было и при крещении, но оставил ему прежнее имя, т. е. Сервий, чтобы он вспоминал свою жизнь,
помнил к какой вере раньше принадлежал и в каком устроении находится ныне, чем был и чем
стал.
Но прежде, нежели миновали эти три года, какою бранию боролся Сервий с собою и с диаволом, какими жестокостями
карал его духовник и какую налагал на него суровую жизнь!.. Никогда не сказал он ему ласкового слова, всегда говоря
только с угрюмостию и строгостию; никогда не дал ему досыта хлебом наесться; Сервий вкушал только объедки и остатки
от трапезы, которые трапезарь собирал и давал ему; если подавалось какое варево, то остатки сливали ему в чашку, и он
ел, пока не придет духовник, не выругает его, не назовет «скотом ненасытным», скажет: «Вставай и убирайся отсюда!»
Потом сделает выговор трапезарю, зачем дал ему есть много пищи, и скажет, чтобы в другой раз давали ему поменьше,
иначе Сервий от сытости будет дремать (Сервий был типикарь-церковник).
Однажды Сервий читал и задремал. Духовник говорит ему: «Оставь псалом и пойди почий!» Сервий не понял смысла
слов духовника, пошел и лег. Духовник, не находя Сервия на его месте, пошел искать его и нашел спящим. Духовник:
«Сервий!..» Тот говорит: «Что угодно?» Духовник: «Прочел ты последование твое?» Сервий: «Нет, стал дремать и прилег
немного». Духовник: «Пойди, позови эконома, чтобы пришел сюда». Пошел Сервий и привел его. Духовник сказал эконому:
«Прошу тебя, господин Иоанн, поймай мне этого пленника, привяжи к дереву, подвяжи ему одну ногу к шее, пусть до
времени утрени стоит на одной ноге, чтобы освободиться ему от плена сонного...»
В другой раз, накануне праздника Ваий, в субботу Лазареву, пришлось Сервию читать в трапезе с некоей напыщенностью.
Говорит духовник одному брату: «.Спроси у Сервия, с каким помыслом он совершал чтение?» Говорит брат Сервию: «Сегодня
ты очень нас обрадовал чтением...» Сервий: «Я знаю, что читаю с особенно трогательным выражением, и мне кажется,
что я этим отличаюсь...» Говорит брат: «А какую отменность ты имеешь?» Сервий: «Если бы я не отличался этим, то не
сделали бы меня церковником и чтецом, чтобы предлагать чтение в трапезе...» Услышав это, брат поведал духовнику.
Духовник говорит: «Скажи Иоанну, чтобы пришел сюда». Пришел Иоанн и говорит ему духовник: «Возьми Сервия,
намажь ему лицо коровьим калом, пусть так пойдет он в местечко Китры принести оттуда ваий, ибо Сервий отменный,
а для того, чтобы знали, что он отличен от прочих, намажь его калом...» Иоанн сделал как повелел духовник, и когда
Сервий вернулся назад с ваиями, духовник говорит: «Не дай, господин Иоанн, Сервию снять с себя кало; пусть остается
оно на нем до завтра, утром пусть берет он чтение в трапезе, такой, какой сейчас есть, намазанным, чтобы известно было,
что он отличный чтец».
Одним словом, Сервий перенес от духовника еще более тяжкий канон, нежели от архиерея.
Когда окончились те три года, духовник сделал ему снисхождение, побеседовал с ним ласково, целую неделю утешал
его повествованиями о святых отцах, наставляя разными божественными примерами; после же пострижения излагал ему,
как следует вести монашескую жизнь и говорил: «Избегай осуждения, имей всех в одинаковой любви; чем хуже брат,
тем больше его люби, чтобы не погиб он во зле своем, т. е. молись, всегда наставляй его на путь спасения повествованиями
от святых отец, божественных Писаний и поучений церковных; если исправится - приобрел ты его, а если не исправится,
тогда отлучи его от братства, чтобы не заразились и другие.
(Т. е. духовник наставлял Сервия по пострижении как править
братством). Испытывай о каноне их и о последовании (1) , чтобы от службы никто не удалялся, разве благословной причины,
чтобы не похитило его, как лев, нерадение, не размололо бы его своими зубами отчаяние, не стиснула его глотка лености
и не погрузился бы он в чрево небрежения, а тебе потом не дал за него ответа, как пастырю, за грехи церковных овец».

И многому другому подобному поучал он его божественными поучениями.
После трех недель по пострижении духовник позвал Сервия и сказал ему: «Послушай, чадо мое, имею побеседовать с
тобою последнею беседой. Берегись того, чтобы принять когда-либо молодого человека в братство, дабы не проник внутрь
семиглавый зверь мужестрастия, не похитил бы, как лев, кого-нибудь из братии и не размолол бы его малакией. Отнюдь
не принимай также когда-либо и женщин, чтобы зверь прелюбодеяния не похитил кого-либо из братии и не смолол его
челюстями безстрашия Божия».
Сервий ответил духовнику: «Невозможно это соблюсти, так как мы посреди мира; как может статься, чтобы не ходи-
ла никакая женщина или отрок? Если я не стану их принимать, то это будет поводом к соблазну. Прошу тебя, старче мой,
сотворим деннонощную молитву к Богу, чтобы Он оказал нам сию милость и избавил от молодых и от женщин». Ста-
рец сказал: «Но как сделаем, если нас потребуют в это время братия?» Сервий говорит: «Скажем братии, что у нас есть
дело на трое суток, чтобы нас не требовали». Старец: «Хорошее это слово. Пойди же и позови Иоанна, чтобы пришел сюда».
Пошел Сервий и привел Иоанна. Говорит ему духовник: «Послушай, господин Иоанн, мы с Сервием имеем дело на три
дня; скажи братии, чтобы нас не требовали». Потом заперлись в одном обособленном месте духовник и Сервий, и умоляли
Бога о том; такое рвение показал при том Сервий, даже бесы содрогнулись. На рассвете четверга оба они задремали и
немного закрыли глаза; Сервию явился ангел Господень и сказал: «Дерзай, Сервие, и не бойся. Принял Бог моление
ваше и послал меня за тем, чтобы объвить вам это; я возьму старца твоего; ты же оставайся на место его; ни юный, ни
женщина да не ступят в скиту сем; тот же, кто захочет взойти из них, сделается прокажен».
Тотчас пришел в себя
Сервий, стал размышлять и, когда совсем очнулся, через некоторое время воззвал к старцу своему и сказал: «Старец,
рассвело!» Старец же не отвечал; приблизился Сервий к нему и повторил то же самое. Старец опять ничего не ответил.
Сервий понял, что он скончался. Тогда поднял Сервий старца со скамьи, на которой он лежал, положил на землю, пошел,
сейчас же к Иоанну и говорит ему: «Старец мой умер». Отвечает Иоанн: «Что случилось с ним, что он почил?» Сервий
пересказал тогда все то, что произошло у них за это время и что говорил он со старцем.

(1) Т. е. наблюдай, чтобы все исполняли свои иноческие обязанности.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3370
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Пред.След.

Вернуться в Бог и Душа



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 82

cron
@Mail.ru