ТВОРЕНІЯ СВ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.
Том первый . 2 слово. О воплощении Бога—Слова, и о пришествии Его к нам во плоти.
Вторая часть. Познание истинного Бога .
1) В предыдущем слове, из многого взяв не многое, но в достаточной мере, рассуждали мы о
заблуждении язычников касательно идолов, о суеверии их, и о том, как изобретено оно в на-
чале, именно же, что люди по испорченности своей вымыслили для себя поклонение идолам; а также, по
благодати Божией, предложили нечто и о Божеств Отчего Слова, о промышлении и силе Его во все-
ленной, именно же, что Им благоустрояет все благой Отец, по Его мановению приводится все в
движение, и о Нем оживотворяется. Теперь же, блаженный и воистинну христолюбивый, будем, сог-
ласно с благочестивою верою, говорить о вочеловечении Слова, и божественное Его к нам при-
шествие (на что иудеи клевещут, над чем эллины издеваются, и чему мы поклоняемся) постараемся
объяснить так, чтобы видимое уничижение Слова тем паче возбудило в тебе большее и сильнейшее
к Нему благоговение. Ибо чем большему осмеянию подвергается Оно неверными, тем убедительнейшее
представляет свидетельство о Божестве Своем. Чего не постигают люди, находя то невозможным,
о том доказывает Оно, что это возможно; над чем издеваются люди, как над неприличным,
то, по благости Своей, делает Оно благолепным; что люди ухищренно осмеивают, как человеческое,
в том силою Своею дает Оно видеть Божественное, при мнимом Своем уничижении, крестом низ-
лагая идольское мечтание, издевающихся же и неверующих невидимо убеждая признать Божество Его
и силу.
При изложении же нами всего этого, надобно тебе содержать в памяти сказанное прежде, чтобы, как
быть в состоянии уразуметь причину явления во плоти столь великого Отчего Слова, так не поду-
мать, будто бы Спаситель приял на Себя тело по естественному порядку, но утвердиться в той мысли,
что Он по естеству безплотен и есть Слово, однако же, по человеколюбию и благости Отца Своего,
для нашего спасения явился нам в человеческом теле. А нам ведя рассуждение об этом, прилично
будет сказать наперед о сотворении вселенной и о Создателе её Боге, чтобы таким образом всякий
мог видеть, как сообразно было обновлению твари совершиться Словом, создавшим ее в на-
чале. Ибо в этом не окажется никакого противоречия, если Отец тем-же Словом, Которым создал
тварь, соделал и её спасение.
(продолжение далее).