ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.
Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных. О святом храме и освящении его.
174. Для чего полагается Евангелие на главе рукополагаемого архиерея:
И тотчас открывается Евангелие, которое есть как бы Сам Христос и через Него Церковь Его, и открытое, полагается на главе и вые рукополагаемого; это действие означает, что он, соделавшийся главою Церкви, имеет своей главою Христа, что ему должно знать все Христово и иметь всякое ведение Его, сколько возможно. - потому-то оно и полагается на господственную часть его (главу), - весь ум, и слово, и чувство образовать и устроять по Христу, иметь выю свою под легким игом Христовым и не делать ничего вопреки воле Его: потому что и Церковь Его он принял на главу и на выю свою чрез Евангелие.
Таким образом, когда открытое Евангелие положено и священные письмена возложат на главе посвящаемого, - архиерей произносит первую молитву, чтобы Владыка и Господь Бог наш, поставивший в Церкви, во-первых, Апостолов, во-вторых, Пророков, в третьих, учителей и пр. призвавший и сего к сану архиерейскому, рукою его и прочих соепископов, наитием, и силою и благодатью Святого Духа укрепил его, как укрепил Апостолов и Пророков, и помазал как Царей, и освятил как Архиереев, и, сохранив архиерейство его непорочным и украсив всяким благочестием, явил его святым, дабы он мог молиться о потребном ко спасению людей и был услышан от Него, что подлинно есть величайший дар. И поистине, сия священная молитва сообщает величайшие дары, облекая рукополагаемого силою Апостолов и Пророков; посему архиереи имеют дарования апостольские и пророческие.
«Помажи сего, говорит молитва, яко царей»: потому что и они были помазуемы елеем и Духом, и ныне помазуются Церковью, и архиереи помазуются благодатью, по власти и началоводительству Духа.
«Поставиши их, говорит молитва, начальствующими на земли; и освяти его, яко архиереев», как тех древних - Мелхиседека, Аарона и Самуила, так и Апостолов и Иерархов (новой) благодати, поставляя его выше закона, дабы он входил в высшее святилище, приносил в жертву живого Агнца и умилостивлял Бога за всех, и дабы был он освящен, так, чтобы мог входить во святое святых, и совершать поистине святые таинства, и сам пребыл непорочным иереем Божиим, и украшен был всяким благочестием и, наконец, явился святым, исполненным святости и благодати Божией.
(продолжение далее).