Проповеди монахов

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 28 ноя 2021, 14:40

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных.

45. От одного епископа миро и рукоположение, и чрез него епископская благодать простирается на все (священные действия):

Архиерей:
Выслушай. Ни один священник не может священнодействать (литургию) силою Духа, или совершать, что-нибудь другое, если не имеет рукоположения; рукоположение же – от архиерея; следовательно, чрез него (священника) действует благодать архиерейская.
Далее, - священник не совершает таинств без престола, престол же освящается миром, а миро освящается одним архиереем; следовательно, без архиерея (не было бы) ни жертвы, ни священника, ни престола. Таким образом, всё это бывает посредством архиерея.
Еще: никто не крестит, если не имеет рукоположения, а рукоположение – от архиерея. И еще: (священник) не может крестить без мира, миро же – (принадлежность) архиерейства: следовательно, архиерейство совершает все божественные таинства и (действует) во всех священных (действиях). И без него не будет ни престола, ни рукоположения, ни святого мира, ни крещения, ни, следовательно, христиан.
Итак, чрез него истинное христианство и через него все таинства Христовы.
Рукополагаемые же справедливо не помазываются чувственным (видимым) образом, так как они не совершают ничего вещественного, но всё духовное, и потому, что они приблизились к истинному миру – Исусу Христу, Которого имя – миро излиянное.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 2628
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 29 ноя 2021, 10:03

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных.

46. Христос – источник священства и что от Него чрез преемников Его преподается благодать:

Итак, от тех божественных рук и уст приняв благословение и дуновение, рукоположение и благодать, мы, когда посвящаемся, чрез освященных от Него (Христа) по преемству получаем благодать, и источник благодати для нас – Христос, Который именно и действует вся во всех.
Клирик:
Каким же образом архиерей, будучи монахом и часто участвуя в причащении, получает только семь священнодействий?
Архиерей:
Причащение предлагается всем верным и, собственно, бывает не для архиерея, но для того, чтобы священнодействуемо было самое всесвятое Тело и Кровь Христова, Которые преподаются в причащение всем верным. И оно само в себе есть (священнодействие) единственное, конец, всех священнодействий, преподаваемое только для причастия. Монашеский же образ есть образ, свойственный покаянию; он очищает падшего, или возвышает преуспевающего (в добродетели), но не посвящает во священника. Поэтому и епископы поставлялись и без (монашеского) образа, и монахи, не ведущие приличной жизни, не могут достигнуть священства.
Видишь ли, благочиние Церкви?
Клирик:
И это мы поняли. Наконец, владыка, научи нас и тому, что затем следует. Ибо. при исследованиях, в нас возникает такая потребность знания.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 2628
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 30 ноя 2021, 12:38

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных. О священной литургии.

Архиерей:
– Благодарю тебя, брат. Ибо ради вас и сам я, будучи побуждаем к сему, узнаю кое-что из (вещей) нужных. В чем и не стыжусь признаться.
Итак, ради вас и ради себя самого я поговорю и ещё, по мере сил. Теперь следовало бы предложить учение о страшном и божественном священнодействии (литургии): в таком порядке излагает это и великий Дионисий, говоря после таинства божественного мира о сем (священнодействии). Однако ж пусть никто не подозревает нас в излишнем дерзновении и не обвиняет нас в гордости за то, что мы покушаемся говорить о вещах такой великой важности, которые изъяснили апостольские и божественные мужи, – мужи, вознесённые превыше небес и посвященные в неизреченные тайны Божии.
Итак, не для того, чтобы сказать что-нибудь больше (сказанного), - нет, избави нас Бог от такого неразумия, или -лучше сказать, хулы! – но излагаю в духе любви и для себя, и для братий, сколько доступно, нечто из того, что они написали небесно и достойно себя, имея в виду словами их освятить ум и под руководством их, признавая себя их чадом и рабом, достигнуть света божественнейшего ведения. И это их заповедь и повеление. И так как молитвами их мы удостоились одной с ними благодати; то и необходимо нам исследовать и позаботиться узнать те божественные (таинства), которые мы совершаем, чтобы возвестись, по подражанию им, к высшему ведению, потому что для этого-то и они изъясняли божественные (священнодействия).
Итак, что касается священной литургии, которую святой Дионисий называет Евхаристией и Причащением, то мы, держась руководства сего мужа апостольского и других, подобных ему, говорим о ней, сколько можем, и в других местах, также, как и о храме Божьем, о священных одеждах и о священном тайноводстве.
А теперь, имея в виду то, что там говорено, дадим, какие можем, объяснения на это вкратце, ради последовательности речи и чтобы не нарушить порядка таинств.
Итак, причащение есть соединение Бога с нами, обожение наше, освящение, исполнение благодати, просвещение, отражение всего противного, подаяние всякого блага и – что ещё? – теснейшее единение и общение с Богом. Оно – таинство таинств, освящение святых и, поистине, святое святых, священнодействие, высшее всех священнодействий, священноначальственное и священносовершительное. Ибо единый священноначальник – (Бог) Слово совершил его и предал, сия жертва есть Он Сам, преподавший её нам, чтобы пребывать с нами. Коснувшись того, что относится к сему величайшему таинству, божественный Дионисий кратко излагает всё в возвышеннейших словах и созерцаниях, и предлагает яснейшие толкования, что делает и в отношении к прочим таинствам.
А нам, немощным и последним из учеников его, - как простирать взор к тому (что он созерцал)? Сколько, однако ж, в состоянии будем уразуметь в просвещение душ наших то, что (написано) им и прочими преемниками его благодати и нашими божественными отцами, по мере сил, скажем, уступая вашей просьбе.
Попытаемся поговорить обо всем, что совершается в предложении и на жертвеннике, стараясь, по мере сил, открыть, какой смысл имеет каждое (священное действие).
Начинаем говорить во имя Христово.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 2628
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 01 дек 2021, 08:47

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных. О священной литургии.

47. Что знаменует нисшествие святителя с кафедры и священные одежды и облечение в них:

Иерарх сходит с кафедры своей, - что знаменует нисшествие Бога, - и, совершив троекратное поклонение Богу, испрашивает благодати силы на совершение божественной (службы), - чем выражает, что он – служитель Божий и Его силою служит тайнам Его.
Потом облачается в священные одежды, и именно - семь одежд, по числу семи действий Духа. А именно: стихарь (подризник), епитрахиль, пояс, поручи, епигонатий, фелонь, или саккос, или полиставрий, и, наконец, омофор. Все вместе они знаменуют вочеловечение Христово и всё, что к (тайне) вочеловечения относится; в отдельности же каждая имеет свое особое значение.
Стихарь, обыкновенно белый, знаменует свет и чистоту Божию и то, что (Господь) создал и принял на Себя природу нашу чистою. Если же он пурпурный, то указывает на страдания, на то, что вочеловечившееся Слово пролило ради нас кровь Свою. Бывающие на подризнике (так называемые) источники знаменуют дары учения, а также и потоки крови Спасителя нашего. Поэтому только архиерейский стихарь имеет их, равно как и мантия.
Мантия сама по себе изображает промыслительную, и всесодержительную, и всеохраняющую благодать Божию, как одежда, охватывающая и обнимающая все тело; а источники (означают) различные струи учения, вечно источаемые двумя заветами – Ветхим и Новым, которые знаменуются скрижалями, указующими, сверх того и на открытое в груди, т. е. в сердце, ведение Евангелия Христова, которое и при рукоположении (святитель) воспринимал на голову открытыми письменами .
Сюда могут быть отнесены и слова: «веруй в Мя, (якоже) рече (писание), реки от чрева его истекут воды живы» (Ин. 7:38), - то есть: действия Духа, как учит само священное Евангелие, когда говорит: «сие же рече о Дусе, Его же хотяху приимати верующии во имя Его» (Ин. 7:39), - прибавляя, чтобы показать, что мы приемлем благодать, а не природу Духа: «не у бе Дух святый», Он и был, и есть, и будет по естеству и ипостаси, и всегда есть источник дарований. Но ещё не были сообщены дарования Его, потому что ещё не была принесена крестная жертва: ибо это-то и значат слова: «яко Исус не у бе прославлен» (Ин. 7:39), - так как крест – слава Христова.
(продолжение далее)
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 2628
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 02 дек 2021, 11:13

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных. О священной литургии.

48. Об архиерейской мантии, панагии и пастырском жезле:

Итак, когда уже Христос принёс Себя в жертву за нас, умер, воскрес и взошёл на небо; тогда сошёл Дух и мы получили благодать, и из сердец верных текут реки даров (Его): это-то и означает мантия.
А крест, или панагия (енколпий), висящие на груди архиерея, суть как бы печать и свидетельство веры. Они за тем и (вешаются) на груди, чтобы свидетельствовать об исповедании веры сердцем.
Жезл же, который архиерей держит, означает власть Духа, силу утверждения народа (в вере), пасения душ, путеводства, наказания непокорных, привлечения к себе отдаляющихся (поэтому-то он имеет сверху ручки наподобие якорей), и отражения зверонравных и вредных людей. Наконец, он знаменует крест Христов, который есть вместе и трофей Христов, которым мы и побеждаем, и утверждаемся, и путеводимся, и пасемся, и запечатлеваемся, и детоводимся, и привлекаемся ко Христу, умерщвляя страсти, и прогоняем врагов, и охраняемся во всем.
А то, что ему предшествует зажжённый светильник, то это означает сияние благодати, пребывающей в архиерее, и силу преподаяния ее чрез его посредство и (лицам) священным, и всем прочим верующим: так как все дары во всех (являются) чрез архиерейскую благодать и ничто – без нее. Поэтому-то у св. Дионисия архиерей называется просвещающим и подражателем Отца светов и истинного света – Исуса, имея благодать Апостолов, которые названы были светом мира.
Сверх того, предшествующий (архиерею) свет знаменует дар учительства, распространяющего свет познания Божия и добродетелей; а также – ангельскую, божественную, чистую и светлую жизнь священных мужей и особенно, учителей, о которых написано: «(тако) да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят добрые дела ваша и прославят Отца вашего иже на небесех». (Мф. 5:16). Знаменует светильник и то, что архиерей путеводит к свету, подражая Христу – свету мира, как сказал Он о Себе, и что имеет в изобилии благодать Его и ведёт к ней следующих за ним.
Столько знаменований имеют эти (вещи) и ещё гораздо больше, смотря потому, как кто способен рассуждать о (вещах) божественных.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 2628
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 03 дек 2021, 07:22

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных. О священной литургии.

49. Архиерейских священных одежд семь, какие они и какое каждая из них имеет значение:

Архиерей, как мы сказали, надевает сначала стихарь (подризник), как светлую одежду нетления и святыни, знаменующую свет и чистоту Исусову, а также непорочность и световидность Ангелов. При этом говорит он молитву взятую из псалма: «Возрадуется душа моя о Господе» (Пс. 34:9).
Потом (надевает) епитрахиль, которая знаменует данную свыше, с неба, от Иеговы, благодать, что выражает и молитвой (произносимая при этом): «Благословен Бог, изливаяй благодать Свою на священники Своя».
Потом – пояс, служащий образом силы, (даруемой) от Бога к приношению Жертвы, о чём свидетельствует и молитва, произносимая при препоясании, в которой (облачаемый) говорит: «Благословен Бог, препоясуяй мя силою». А вместе с тем, пояс указует и на дело служения, - ибо тот, кто служит, опоясывается, и, кроме того еще, лежа на чреслах и бедре, знаменует целомудрие и чистоту.
Пототом – епигонатий, (палицу или набедренник), знаменующий победу над смертью и воскресение Спасителя, и имеющий как бы образ меча, на что указывает и молитва: «препояши меч Твой по бедре Твоей, сильне», – откуда (епигонатий) получает значение и силы, и победы, и восстания Христова, по силе всесовершенной чистоты и безгрешности.
Поэтому-то и привешивается на бедре и (облачаемый) говорит: «красотою Твоею и добротою Твоею, и наляцы, и успевай, и царствуй истины ради, и кротости, и правды».
«Истины», – так как Он Сам есть истина, и милость, и истина пред лицом Божиим: «Кротости», – так как Он претерпел страдания: и «Правды», – потому что Он умер, будучи неповинен, и упразднил смерть.
Затем (облачаемый) берет поручи, которые означают именно вседетельную силу Божию, что выражает и молитва: «десница Твоя, Господи, прославися в крепости», и: «руце Твои сотвористе мя и создасте мя».
Поручи указывают ещё и на то, что (Христос) Своими руками совершил тайны и что руки Его были связаны.
Потом надевает фелонь, или саккос, или полиставрий, которые, в особенности саккос и полиставрий, означают (бывшую) при страдании (на Спасителе) хламиду и вретище, а также всепромыслительную, всеохранительную и всесодержительную благодать Божию, по которой Он и был видим во образе нашем, и претерпел страдания.
(продолжение далее).
Последний раз редактировалось vnifantiy 03 дек 2021, 07:25, всего редактировалось 2 раз(а).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 2628
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 04 дек 2021, 14:02

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных. О священной литургии.

50. Омофор должно приготовлять из шерсти, а не из другого вещества; кого знаменуют облачающие архиерея, и что значит шествие к западной (стране храма):

Наконец, (архиерей надевает) омофор, который, облегая плечи, знаменует спасение и воззвание заблудшей овцы, - нас людей, коих и образ принял Спаситель, в котором и пострадал, и спас нас крестом. Поэтому-то и (делается омофор) из шерсти и имеет спереди, и сзади, и на груди крестообразно четыре креста, напоминающих распятие.
Облаченный таким образом архиерей стоит и благословляет служивших (ему). Диаконы же изображают Ангелов, послуживших (при тайне) воплощения. С ними-то, идущими впереди попарно по образу небесного чина, которому (живущие) на земле подражают, архиерей совершает в молчании шествие к западу, сам идя позади тех.
Сим знаменуется, что Спаситель жил смиренно и бедно в первое Своё пришествие и пред лицом Своим по два послал Апостолов, которым соприсутствовали содействовавшие им Ангелы.
Итак, архиерей стоит с диаконами близ западных врат, изображая спасительное нисшествие Христа до земли и даже до ада, чрез которое избавил Он и живых, и умерших.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 2628
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 05 дек 2021, 14:14

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных. О священной литургии.

51. Какое имеет значение принятие благословения от первого архиерея подчиненными ему архиереями, и священниками, и клириками, пред облачением их в священные одежды, и делаемый ими поклон:

Священник, поклонившись наперед архиерею в знак подчинения и приняв благословение, совершает на жертвеннике проскомидию. Это потому так, что надобно, чтобы молитва предшествовала действиям божественным и чтобы испрошено было на них позволение. Потому-то иерей, взяв прежде всего благословение и поцеловав руку иерарха, идёт священнодействовать, как и прежде него (делают) это диаконы перед тем, когда надобно (иерарху) облачаться в священнослужебные одежды.
Сим свидетельствуют, они, и священники, и архиереи, все, обязанные делать это, что рукой сего первого архиерея они были рукоположены и соделались архиереями, и священниками и клириками, – что они причастники благословения и хранят смирение и порядок, и что приступают к Богу с благословения и позволения, и каждый идет совершить дело служения с покорностью и миром.
Итак, после позволения и благословения, отходит второй из священников, потому что он совершает предначинательное священнодействие и занимает второе, после первого, место, или, - лучше сказать - изображает собой прообразовательные гадания, дела и речи Пророков, так как говорит в «предложении» о заклании и смерти Христовой словами Исаии и прочих (Пророков), и во время приготовления даров символически (изображает) все (дела и слова) Крестителя пред пришествием Господним: ибо Креститель, когда крестил Христа, учил и проповедовал о Нём, и служил Ему; и здесь служит второй из священников. Итак, он отходит и с прочими священниками облачается в священные одежды. Поклонившись три раза пред престолом и сам также помолившись о том, о чём молился архиерей, и целовав священную трапезу, в знамение любви к Богу и единения с Ним, и того, что от престола приял освящение, он так же, как и архиерей, благословляет и целует каждую из священных одежд: облачаясь, таким образом, он выражает, что одежды освящены и освящаются крестом Христовым, и, когда надеваются, опять преподают освящение.
Надевает же он пять одежд, как и сам возведённый к совершенству и имеющий благодать священносовершения. Ибо пять совершенных телесных чувств и пять сил душевных, которые и освящает священник, крестя и освящая человека. Вот именно, что надевает он: стихарь, епитрахиль, пояс, поручи и фелонь. Эти (одежды бывают) белые, в знамение чистоты и сияния благодати. Часто же (бывают) и темно-красными, во время постов, в знамение печали нашей о грехе и ради Закланного за нас, чтобы мы, воспоминая страдание Его, которое и приготовляемся праздновать, подражали Ему.
Некоторые же из старейших пресвитеров и носящие крест, и некоторые из архимандритов имеют и епигонатий (палицу); это уже по дару архиерейскому так же, как и крест, так как никто, кроме (собственно) архиерея, не может носить крестов на фелони и на главе, и (возлагать) епигонатий.
Этим, однако ж, лицам, ради рукоположения их прежде других, даётся (право) носить крест и возлагать на себя в священнодействии епигонатий (палицу): поелику, вместе со священством, одни получают назначение (в должность) судии или какого другого важнейшего церковного служения, другие поставляются пастырями душ (духовниками) и экономами, - почему и носят некоторые отличия первого Пастыря, Которому обязаны и подражать.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 2628
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 06 дек 2021, 10:10

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных. О священной литургии.

52. О том, что совершается в проскомидии:

Второй из священников отходит в «предложение» вместе с диаконом, приготовившим наперед священные сосуды. Совершив троекратное поклонение Богу, он творит благословение (т. е. говорит возглас: «благословен Бог») и, взяв один из принесенных хлебов, знаменует его копьем крестообразно, изображая спасительную страсть Христову и воспоминая, как говорится, Его страдания. Он говорит три раза: «В воспоминание Господа и Бога и Спаса нашего Исуса Христа» – явственно выражая, что совершает то, что передано от Христа.
Потом копьем, которое служит образом того, коим прободен был Господь, надрезает четыречастно на печати просфору и говорит (слова) Исаии: «Яко овча на заколение ведеся», и прочее., - указуя на предвозвещение таинства. При словах же: «Яко вземлется от земли живот Его» – влагает копье сбоку, изъемлет вместе с печатью четверочастный хлеб, который и возлагает на дискосе.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 2628
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 07 дек 2021, 13:29

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных. О священной литургии.

53. Какое имеет значение в «предложении» святой дискос и прочее:

Дискос образует небо, почему и бывает круглый: он подъемлет Владыку неба.
А так называемая звездица означает и вообще звезды, и в особенности - звезду, бывшую при рождестве Христовом, подобно тому, как и покровы знаменуют и твердь, и пелены, и плащаницу, бывшую во гробе, и погребальные (принадлежности): так как они изображают и то, что относилось к воплощению, и то, что - к смерти, потому что Он для того и воплотился, чтобы быть закланным за нас и предложение (жертвенник) – представляет образ и пещеры, и яслей.
Чаша же изображает собой ту (чашу), в которой Спаситель священнодействовал Кровь (Свою). Поэтому-то, сказав над хлебом пророческие слова, предвозвещающие заколение и жертву Исусову: «Се Агнец Божий, вземляй грехи мира», – и: «вземлется от земли живот Его», воскресшего после страданий, и восшедшего на небеса, и живущего там, и оттуда подающего нам освящение, – священник режет опять хлеб посредине, делая крест, во всем указуя распятие Христово, и говорит, что сия-то и есть жертва Христова – распятие. «Жрется, говорит он пророчески, Агнец Божий (вземляй грех мира) за мирский живот и спасение». Потом пронзает хлеб с правой стороны копием, изображая и делая то, что действительно было сделано на спасительном теле Спасителя.
Вслед за тем, благословляя вино и воду, вливает (их) в потир, говоря при прободении (хлеба): «един от воин копием ребра Его прободе», – а когда вливает вино с водою, – «и абие изыде кровь и вода» и проч., - свидетельствуя, что совершает ту же самую жертву и священнодействие Христовы, и, совершая воспоминание Его по Его преданию, изображает то, что Он претерпел за нас.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 2628
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Пред.След.

Вернуться в Бог и Душа



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 19

cron
@Mail.ru