ТВОРЕНИЯ СВ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.
Том первый . 8 слово:
0 Дионисии, Епископе Александрийском, а именно, что он, как и Никейский Собор, думает противно
арианской ереси, и напрасно клевещут на него ариане, будто бы он—единомыслен с ними.
4) И этого было бы достаточно к совершенному осуждению новых иудеев, которые и от Господа
отрекаются, и на Отцов клевещут, и предприемлют обольстить всех христиан. Но поелику ду-
мают они, что имеют у себя предлоги к клевете на Епископа, именно—некоторые места в его по-
слании; то рассмотрим и оные, чтобы и из этого видно было их суесловие, и чтобы они, хотя поздно,
прекратили хулы свои на Господа, и хотя с воинами исповедали Его, видя, как тварь свидетель-
ствует,—что "воистину Божий Сын есть Сей" (Матѳ. 27, 54), а не единый из тварей.
Итак, говорят они, что блаженной памяти Дионисий в послании сказал: „Сын Божий есть произ-
ведение и сотворен, и Он—не в свойстве со Отцом по естеству, но чужд Ему по сущности; Отец—
к Нему то-же, что делатель—к виноградной лозе и судостроитель—к ладье; и, как произведение, Сын
не был, пока не получил бытия.
Так писал Дионисий, и признаемся, что есть такое его послание; но как написал он это посла-
ние, так написал и весьма многие другие послания; и им надлежало прочесть и их, чтобы Дионисиева
вера видна была из всех посланий, а не из одного только; потому что, когда и судостроитель построил
многие суда,—об искусстве его судят не по одному судну, но по всем. Итак, если указываемое ими
послание писал он просто как излагающий в нем веру, или написал это одно послание; то пусть об-
виняют его, как угодно. Такие мысли— действительно достойны осуждения. если во времени и лице был
предлог, завлекший его написать таким образом, притом же написал он и другие послания, оправ-
дываясь в том, в чем подозревали его; то им должно было так-же, не опуская из вида этих причин,
не возбуждать опрометчиво ненависть против Дионисия; иначе подумают о них, что ловят только
слова, и оставляют без внимания истину, содержащуюся в других посланиях. И земледелец о каж-
дом из своих деревьев прилагает инаковое попечение, смотря по настоящему качеству земли, и никто
не станет порицать его за то, что одно дерево обрезывает, другое прививает, одно сажает, а другое
вырывает с корнем; напротив же того, всякий, узнав хорошо причину, подивится разнообразию его
сведений. Итак, если не поверхностно читали они сочинения Дионисиевы, то пусть скажут содержание
послания; ибо таким образом сделаются явными их клевета и лукавство их произволения. Поелику же
они или не знают, или стыдятся сказать; то необходимо сделать это нам.
(продолжение далее).