Проповеди монаха

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 13 апр 2020, 13:27

ТВОРЕНИЯ СВ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том первый . 8 слово:

0 Дионисии, Епископе Александрийском, а именно, что он, как и Никейский Собор, думает противно
арианской ереси, и напрасно клевещут на него ариане, будто бы он—единомыслен с ними.

4) И этого было бы достаточно к совершенному осуждению новых иудеев, которые и от Господа
отрекаются, и на Отцов клевещут, и предприемлют обольстить всех христиан. Но поелику ду-
мают они, что имеют у себя предлоги к клевете на Епископа, именно—некоторые места в его по-
слании; то рассмотрим и оные, чтобы и из этого видно было их суесловие, и чтобы они, хотя поздно,
прекратили хулы свои на Господа, и хотя с воинами исповедали Его, видя, как тварь свидетель-
ствует,—что "воистину Божий Сын есть Сей" (Матѳ. 27, 54), а не единый из тварей.
Итак, говорят они, что блаженной памяти Дионисий в послании сказал: „Сын Божий есть произ-
ведение и сотворен, и Он—не в свойстве со Отцом по естеству, но чужд Ему по сущности; Отец—
к Нему то-же, что делатель—к виноградной лозе и судостроитель—к ладье; и, как произведение, Сын
не был, пока не получил бытия.
Так писал Дионисий, и признаемся, что есть такое его послание; но как написал он это посла-
ние, так написал и весьма многие другие послания; и им надлежало прочесть и их, чтобы Дионисиева
вера видна была из всех посланий, а не из одного только; потому что, когда и судостроитель построил
многие суда,—об искусстве его судят не по одному судну, но по всем. Итак, если указываемое ими
послание писал он просто как излагающий в нем веру, или написал это одно послание; то пусть об-
виняют его, как угодно. Такие мысли— действительно достойны осуждения. если во времени и лице был
предлог, завлекший его написать таким образом, притом же написал он и другие послания, оправ-
дываясь в том, в чем подозревали его; то им должно было так-же, не опуская из вида этих причин,
не возбуждать опрометчиво ненависть против Дионисия; иначе подумают о них, что ловят только
слова, и оставляют без внимания истину, содержащуюся в других посланиях. И земледелец о каж-
дом из своих деревьев прилагает инаковое попечение, смотря по настоящему качеству земли, и никто
не станет порицать его за то, что одно дерево обрезывает, другое прививает, одно сажает, а другое
вырывает с корнем; напротив же того, всякий, узнав хорошо причину, подивится разнообразию его
сведений. Итак, если не поверхностно читали они сочинения Дионисиевы, то пусть скажут содержание
послания; ибо таким образом сделаются явными их клевета и лукавство их произволения. Поелику же
они или не знают, или стыдятся сказать; то необходимо сделать это нам.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 14 апр 2020, 13:20

ТВОРЕНИЯ СВ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том первый . 8 слово:

0 Дионисии, Епископе Александрийском, а именно, что он, как и Никейский Собор, думает противно
арианской ереси, и напрасно клевещут на него ариане, будто бы он—единомыслен с ними.


5) В Пентаполе верхней Ливии некоторые епископы держались тогда Савеллиева образа мыслей, и
эти вымыслы такую возъимели силу, что немного не доставало, чтобы в церквах и не проповедывали
уже о Сыне Божьем. Узнав это, Дионисий (так как он имел попечение о тех церквах) посылает
и советует виновным прекратить свое зловерие. Но как они не прекращали, а еще с большим
безстыдством стали нечествовать; то вынужден он был к безстыдству их написать таковое
послание и из Евангелий представить им, что есть человеческого в Спасителе, чтобы,—поелику дерзно-
венно отрицали они Сына, и что в Нем человеческого, то приписывали Отцу,—таким образом дока-
зав, что не Отец, но Сын соделался за нас человеком, убедить невежд, что Отец—не Сын,
и постепенно уже возводить их к истинному Божеству Сына и к ведению Отца. Таково содержание
сего послания; а по этой причине и написал он так, ради хотевших с таким безстыдством превра-
тить истинную веру
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 15 апр 2020, 13:28

ТВОРЕНИЯ СВ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том первый . 8 слово:

0 Дионисии, Епископе Александрийском, а именно, что он, как и Никейский Собор, думает противно
арианской ереси, и напрасно клевещут на него ариане, будто бы он—единомыслен с ними.


6) Поэтому, в чем подобны между собою Ариева ересь и Дионисиева мысль? Или, почему Дионисий име-
нуется как Арий, когда большая между ними разность? Один—учитель вселенской Церкви, а другой
стал изобретателем новой ереси. И Арий, излагая собственное свое зловерие, написал Талию изнежен-
ным и смешным размером, по примеру египетского Сотада, а Дионисий написал и другие послания,
оправдался, — в чем подозревали его, и оказался правомудрствующим. Поэтому, если пишет он
противное себе самому, то пусть не присвояют его к себе; потому что в этом отношении не заслу-
живает он вероятия. Если же, написав послание к Аммонию, подвергся он подозрению, но оправ-
дался, исправив прежнее, и оправдавшись, не переменился в мыслях; то явно, что и то, чем воз-
буждено подозрение написано им по особенному смотрению. А что пишется или делается по особен-
ному смотрению, того не должно принимать в худую сторону и каждому толковать по собственному хоте-
нию. И врач не редко, что кажется для иных непригодным, прикладывает то к известного рода
язвам, как сам это знает, не иное что имея в намерении, но одно здравие. И благоразумный учи -
тель употребляет этот способ—применяться к свойствам обучаемых и говорить так, пока введет
их на путь совершенства.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 16 апр 2020, 14:15

ТВОРЕНИЯ СВ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том первый . 8 слово:

0 Дионисии, Епископе Александрийском, а именно, что он, как и Никейский Собор, думает противно
арианской ереси, и напрасно клевещут на него ариане, будто бы он—единомыслен с ними.


7) Если же этого блаженной памяти мужа обвинять за то, что написал только так (ибо что ариане выстав-
ляют в похвалу его, то обращается ему в вину); что будут делать, слыша в Деяниях великих и
блаженных Апостолов? Петр говорит: "мужие Исраилстии, послушайте словес сих: Исуса Назорея,
мужа извествованна от Бога в вас силами и чудесы и знамении, лже сотвори Тем Бог посреде
вас, якоже весте, Сего нарекованным советом и проразумением Божьим предана, рукою беззаконных
пригвождше, убисте" (Деян. 2, 22. 23); и еще: "во имя Исуса Христа Назорея Его-же вы распясте, Его-же
Бог воскреси от мертвых, о Сем сей стоит пред вами здрав" (—4, 10). И Павел объясняет в Ан-
тиохии Писидийской, "что Бог преставль Саула, воздвиже Давида в царя, ему-же и рече свидетельство-
вав: обретох Давида сына Иессеова, мужа по сердцу Моему, иже сотворит хотения Моя. От сего се-
мене по обетованию воздвиже Исраилю Спасителя Исуса" (—13, 22. 23); и еще в Афинах говорит: "Лета
убо неведения презирая Бог, ныне повелевает человеком всем всюду покаяшися: Зане уставил есть
день, в он-же хощет судити вселенней в правде, о Муже, Егоже предустави, веру подая всем, вос-
кресив Его от мертвых (—17, 30. 31). Или, великій мученик Стефан говорит: "се вижу небеса отверста,
и Сына человеча одесную стояща Бога" (—7, 56). Итак, кстати уже им и теперь возъиметь дер-
зость (ибо на что они не отважутся?) и сказать, что и сами Апостолы мудрствовали по-ариански; потому
что Христа называют человеком из Назарета и удобостраждущим.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 17 апр 2020, 13:09

ТВОРЕНИЯ СВ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том первый . 8 слово:

0 Дионисии, Епископе Александрийском, а именно, что он, как и Никейский Собор, думает противно
арианской ереси, и напрасно клевещут на него ариане, будто бы он—единомыслен с ними.


8) И поелику воображают они подобные вещи, то ужели Апостолы, когда употребили эти речения, почи-
тали Христа не более, как простым только человеком? Да не будет сего! Не позволительно даже до-
пустить до себя такую мысль. Напротив того, и в этом поступили они как мудрые архитектоны и
"строители тайн Божьих" (1 Кор. 4, І), и основательную имеют на то причину. Поелику тогдашние
иудеи, сами находясь в заблуждении и в заблуждение вводя язычников, думали, что Христос—про-
стой только человек и приходит от семени Давидова, по подобию других чад, происшедших от
Давида, и не веровали, что Он—Бог, и что "Слово плоть бысть" (Иоан. 1, 14); то по сему самому блажен-
ные Апостолы весьма благоразумно объясняли сперва иудеямъ, что в Спасителе есть человеческое, чтобы,
видимыми и бывшими знамениями совершенно убедив их в пришествии Христовом, возвести их
потом и к вере в Божество Его, доказав, что совершенные Им дела свойственны не человеку, но
Богу. Именно Петр, называя Христа мужем удобостраждущим, вскоре присовокупил, что Он есть
"Начальник жизни" (Дѣян. 3, 15), в Евангелии же исповедует: "Ты еси Христос, Сын Бога живого"
(Мата 16, 16), и в Послании говорит, что Он есть "Посетитель душ" (1 Петр. 2, 25), и Господь
его самого, и Ангелов, и сил (—3, 22). Также и Павел, который говорит, что Христос есть муж
от семени Давидова, сам-же в послании к Евреям написал: "Иже сый сияние славы и образ ипо-
стаси Его" (1, 3), и в послании к Филиппийцам: "Иже во образе Божии сый, не восхищением непщева
быти равен Богу" (—2, 6). А сказать, что Он—Начальник жизни, Сын Божий, сияние и образ, ра-
вен Богу, Господь и Посетитель душ, что иное значит,—не то ли самое, что в теле было Божие
Слово, Которым все получило бытие, и что Он неотделим от Отца, как сияние от света?
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 19 апр 2020, 05:21

ТВОРЕНИЯ СВ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том первый . 8 слово:

0 Дионисии, Епископе Александрийском, а именно, что он, как и Никейский Собор, думает противно
арианской ереси, и напрасно клевещут на него ариане, будто бы он—единомыслен с ними.


9) Посему, и Дионисий поступил так, научившись у Апостолов. Поелику вкралась Савеллиева ересь, то
принужден был он, по сказанному выше, написать такое послание, и в возражение им представить
сказанное о Спасителе по-человечески и уничиженно, чтобы—указанием на человеческое отняв у них
возможность утверждать, будто бы Сын есть сам Отец,—сделать для них-более удобоприемлемым
учение о Божестве Сына когда в других посланиях будет по Писаниям называть Его Словом,
Премудростию, силою, "парою" (Прем. 7, 25) и сиянием Отца. По крайней мере, говоря так в посланиях,
писанных им в свое оправдание, дерзновенно выражается он о вере во Христа и о благочестии. По-
сему, как Апостолы не подлежат обвинению за указывающие на человечество речения о Господе, потому
что Господ стал человеком, но тем более достойны удивления за особое смотрение и за учение,
соображенное со временем: так Дионисий—не арианин за свое послание к Евфранору и Аммонию про-
тив Савеллия. Ибо, если употребил слова и примеры низкие, то и это заимствовано им из Евангелий; и
предлогом к употреблению их имеет он явление Спасителя во плоти, по которому и это и подоб-
ное этому о Нем написано. Как Он есть Слово Божие, так впоследствии "Слово плоть бысть" (Иоан.
1, 14), "и в начале бе Слово" (—1, 1), при скончании же веков имела Его во чреве Дева (Матф. 1, 18),
и Господь стал человеком. И хотя один Он означаемый тем и другим,—потому что Слово плоть
бысть,—однако же, речения, употребленные о Божестве Его и о вочеловечении, имеют собственное свое
истолкование, сообразное с тем, что именно означается. И кто пишет о том, что человеческого при-
яло Слово, тот знает и о Божестве Его. И кто вещает о Божестве, тому не неизвестно, что—свой-
ственно явлению Его во плоти. Но, различая то и другое, как сведущий и благоискусный торжник,
шествует он прямым путем благочестия. И когда представляет Его плачущим,—знает, что Господь
соделавшись человеком, как показывает, что плакать есть дело человеческое, так воскрешает Ла-
заря как Бог; знает, что Он как алчет и жаждет телесно, так божески пятью хлебами насыщает
пять тысящ; знает, что тело человеческое лежит во гробе, но, как тело Божие, воскрешается самим|
Словом.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 20 апр 2020, 14:28

ТВОРЕНИЯ СВ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том первый . 8 слово:

0 Дионисии, Епископе Александрийском, а именно, что он, как и Никейский Собор, думает противно
арианской ереси, и напрасно клевещут на него ариане, будто бы он—единомыслен с ними.


10) Сему научая и Дионисий, в послании к Евфранору и Аммонию ради Савеллия написал что сказано
о Спасителе по-человечески. Ибо по-человечески сказано о Нем:" Аз есмь лоза, Отец же делатель"
(Иоан. 15, 1), и: "верна суща сотворшему" Его (Евр. 3, 2), и: "созда" (Притч. 8, 22), и: "толико лучший быв
Ангелов" (Евр. 1, 4). Но не неизвестно Дионисию и это: "Аз во Отце, и Отец во Мне" (Иоан. 14, 10), и:
"видевый Мене, виде Отца" (—9). Ибо знаем, что написал это, он это в других посланиях, да и там,
писал помнил о человечестве Господа. Как "во образе Божии сый не восхищением непщева быти
равен Богу, но Себе умалил, зрак раба приим" (Филип. 2, 6. 7), и богат сый, нас ради обнища (2 Кор.
8, 9): так при столь высоких и богатых речениях о Божестве Его есть также смиренные и бедные вы-
ражения о явлении Его во плоти.
А что по человечеству сказано это о Спасителе,— в-праве мы заключать из следующего. Делатель,
по сущности, чужд виноградной лозѣ, а розги единосущны и сродны с лозою и не отдельны от нея;
он, как и лоза, имеют одно и то-же происхождение; но, как Господь сказал, Он есть лоза, мы
же рождие (Иоан. 15, 5). Посему, если Сын единосущен с нами и одно имеет с нами происхожде-
ние; то в этом отношении и Сын по сущности будет чужд Отцу, как и виноградная лоза—дела-
телю. А если Сын—не то, что—мы, и Он—Отчее Слово, а мы сотворены из земли, и—Адамовы по-
томки: то речение это должно относить не к Божеству Слова, но к человеческому уже Его явлению;
потому что Спаситель сказал так: "Аз есть лоза, вы рождие, Отец делатель." Мы—в родстве с Го-
сподом по телу; почему и сказал Он: возвещу имя Твое братии Моей (Евр. 2, 12). И как розги—
единосущны с виноградною лозою и от неё происходят, так и мы, имея тела однородные с телом
Господним, от исполнения Его приемлем (Иоан. 1, 16), и тело Его для нас есть корень воскресения и
спасения. Отец же называется делателем; потому что Он Словом соделал лозу, то-есть человече-
ство Спасителя, и Сам Словом Своим уготовал нам путь в царство. "И ни кто-же приходит ко
Господу, аще не Отец привлечет его к Нему (Иоан. 6, 44).
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 22 апр 2020, 13:10

ТВОРЕНИЯ СВ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том первый . 8 слово:

0 Дионисии, Епископе Александрийском, а именно, что он, как и Никейский Собор, думает противно
арианской ереси, и напрасно клевещут на него ариане, будто бы он—единомыслен с ними.


11) Поелику изречение это имеет такое толкование, то необходимо было о названной в таком
смысле лозе написать: "верна суща сотворшему Его", и: "толико лучший быв Ангелов", и: "созда". Ибо
когда приял Он на себя то, что восхотел за нас принести,—а это было тело от Девы Марии; тогда и на-
писано о Нем, что создан и сотворен, и получил бытие; потому что таковые выражения —- при-
личны людям. Сверх того, не по приятии тела стал Он лучшим Ангелов; иначе окажется, что прежде
был меньше их или равен им. Напротив того, Апостол, пиша к иудеям и человеческое служение
Господа сравнивая с служением Моисеевым, сказал: "толико лучший быв Ангелов"; потому что за-
кон изглаголан "Ангелы" (Евр. 2, 2); "яко закон Моисеом дан бысть, благодать же и даяние Духа Исус
Христом бысть" (Іоан. 1, 17). И тогда от Дана до Вирсавии возвещаем был закон, а ныне "во всю
землю изыде вещание их" (Псал. 18, 5); и язычники покланяются Христу, и чрез Него познают Отца.
Итак, написано это о Спасителе по человечеству, а не иначе.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 23 апр 2020, 16:17

ТВОРЕНИЯ СВ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том первый . 8 слово:

0 Дионисии, Епископе Александрийском, а именно, что он, как и Никейский Собор, думает противно
арианской ереси, и напрасно клевещут на него ариане, будто бы он—единомыслен с ними.


12) Посему, ужели Дионисий, как разглашают христоборцы, пиша о человечестве Сына и в этом
отношении назвав Его произведением, сказал, что Он есть один из человеков? Или, говоря, что
Слово не есть собственность Отчей сущности, думал, что Оно — единосущно с нами человеками? Но не
так писал он в других посланиях, напротив же тогo, оказывается в них мудрствующим право,
и этими посланиями может возразить им, говоря так: „Не одного я мнения с вами, богоборцы; не
мои слова послужили Арию предлогом к нечестию; напротив того, пиша к Аммону и Евфранору по
поводу савеллиан, упомянул я о делателе и о лозе и о других подобных изречениях, чтобы, дока-
зав человечество Господа, убедить их—не утверждать более, будто бы Отец стал человеком
Как делатель не есть лоза, так явившееся в теле—не Отец, но Слово; Слово же, явившееся в
лозе, названо лозою по телесному сродству с розгами, под которыми разумеемся мы. Итак, в
этом смысле писал я к Евфранору и Аммонию, а вашему безстыдству противополагаю другие, писан-
ные мною, послания, чтобы люди благоразумные узнали заключающееся в них мое оправдание и пра-
вое рассуждение о вере во Христа".
Посему, и арианам, если бы имели здравый ум, должно было бы—подобно сему рассуждать и думать
об Епископе. Вся права разумевающим, и права обретающим разум (Притч. 8, 9). Поелику же, не
научившись вере вселенской Церкви, впали они в нечестие, и ослепившись уже умом, почитают пра-
вое стропотным, и свет именуют тьмою, а тьму почитают светом; то, к большему осуждению ере-
тиков, необходимо нужно представить места из других Дионисиевых посланий и причину их напи-
сания ибо, из этих посланій почерпнув сведения, и мы так рассуждаем и пишем об этом муже.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 24 апр 2020, 12:55

ТВОРЕНИЯ СВ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том первый . 8 слово:

0 Дионисии, Епископе Александрийском, а именно, что он, как и Никейский Собор, думает противно
арианской ереси, и напрасно клевещут на него ариане, будто бы он—единомыслен с ними.


13)Предлог же, по которому написал он другие послания, есть следующий. Когда Епископ Дио-
нисий узнал о бывшем в Пентаполе, и по благочестивой ревности, как сказал я выше, против
Савеллиевой ереси написал послание к Евфранору и Аммонию: тогда некоторые из братий той Церкви,
правомудрствуя, но не спросив Дионисия, чтобы от него самого узнать, почему написал он, пошли в
Рим и обвиняли его пред соименным ему Дионисием, Епископом Римским. И Римский Епископ,
услышав об этом, написал вместе и против держащихся Савеллиевых мнений, и против мудрствую-
щих тоже, что утверждал Арий и за что извержен он из Церкви. И он говорит, что равно, хотя
и противоположно одно другому, нечестие --- и Савеллиево и тех, которые утверждают, что Слово
Божие есть тварь и произведение, и что Оно создано. Писал он и к Дионисию (Александрийскому), из-
вещая,—в чем обвиняли его. На это Дионисий скоро дал ответ, и книги свои надписал: "обличение и
оправдание".
Заметь в этом ненавистный образ действования христоборцев, и как они, к стыду своему,
действовали против себя. Поелику Дионисий, Епископ Римский, писал и против тех, которые ут-
верждают, что Сын Божий—тварь и произведение: то этим показывается, что не ныне в первый раз,
но издревле всеми предаваема была анафеме ересь христоборных ариан? Потом, поелику Дионисий,
Епископ Александрийский оправдывается в-рассуждении послания, какое написал он; то оказывается,
что он не так думал, как они говорят, и вовсе не имел Ариева зловерия.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Пред.След.

Вернуться в Бог и Душа



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 55

cron
@Mail.ru