ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ОБЛИЧЕНИЯ ГРЕХОВ СВЯТОГОРЦЕВ ПРОШЛОГО СТОЛЕТИЯ.
Глава 35. Пристрастие к земным благам угрожает священнику страшным осквернением.
Как допустимо иерею входить во святилище с враждострастием, злопамятностию? Как может иерей входить во
святилище и творить поминовение, если он питает злое расположение? Да, поминаются души, поминаемые им,
но увы тому иерею, который во время богослужения держит злопамятство, зависть, вражду, ненависть, осуж-
дение, плотскую любовь, пристрастие к чему-либо, ибо сим оскверняет чувство свое, с оскверненною мыслию входит
внутрь святилища и приносит жертву.
Ныне иереи, особенно иеромонахи, входят во святилище со враждострастием; с этим враждострастием столь гневаются,
что доходят до брани; когда берут сосуды святые и просфору, и говорят: «Благословен Бог», - мысль их еще препирается
с противником своим. Когда они говорят: «В воспоминание Господа и Бога, и Спаса нашего Исуса Христа», начиная
проскомисать, то и тут воспоминают оскорбившего их врага; иерей гневается на него и говорит (мысленно): «Я тебе сделаю
так, что продашь ты дом свой и уйдешь отсюда, бес ты такой!» Дальше говорит: «Помяни Господи...», а мысленно:
«Увидишь, бес ты такой, что я тебе сделаю, заберет тебя гнев Божий!» - «Помяни Господи...», а мысленно: «Не боишься
ты Бога, проклятый Богом, что отнимаешь от меня место мое?..» - «Помяни Господи...» - «Столько времени я имел
то дерево в моем владении, а теперь ты отнимаешь его у меня? Проклятие за это получишь...» - «Помяни Господи
поклонника Мануила...» - «Этакий проклятый, оттеснил меня отсюда, а другой тебя оттуда вытеснит». Или: «Вы дом свой
купили, а мне он достался даром, и такие проделки вы со мною делаете? Ни в каком случае я с этим не помирюсь!..»
- «Помяни Господи...» - «Заплати мне за все расходы, которые я на это израсходовал сегодня, и тогда я уйду!» - «Помяни
Господи...» - «Уйду я, но сделаю и тебе, хоть и душу свою погублю, за то, что ты мне сделал и отобрал от меня дерево.
Никогда не забуду я того. Говоришь, что место это собственное твое, а когда оно было твоим собственным, треклятый ты
такой?! Какие твои права на него, бес ты такой! Говоришь, что место это твое собственное?»
Столь возмущенный иерей воздыхает и говорит: «Ах, когда я только выйду отсюда, чтобы тебя взял гнев Божий!» -
«Помяни Господи...» - «Поверь мне, дом свой сожгу, но не поддамся этому бесу, чтобы он попирал меня!» - «Помяни
Господи...» - «Послушайте, послушайте, мое это место, и не дразните меня, ибо гнев Божий заберет вас; и не запугивайте
меня монастырем! Поверьте, что за это, вместе с ним возьмет и монастырь Божий гнев! Что мне делать? Послушайте, что
я сделаю!.. Ах, когда же выйду я отсюда, чтобы показать тебе, что я сделаю!..»
С таким возмущением иерей приносит проскомидийное приношение. Спрашиваю я вас, какова будет проскомидия
от такого иерея, и что приносит он Богу? Мерзость приношение его, или нет? Если бы он был духа и расположения благого,
то следовало ему предварительно сделать разбор с противником своим, умириться в сердце своем, потом лишь вступать внутрь
святилища, дабы делать милость мира жертву хваления, а не входить с гневным возмущением внутрь святилища, чтобы
приносить жертву свою.
(продолжение далее).