Проповеди монаха

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 18 фев 2019, 00:08

ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ОБЛИЧЕНИЯ ГРЕХОВ СВЯТОГОРЦЕВ ПРОШЛОГО СТОЛЕТИЯ.

Глава 45. Многоядение не только не подкрепляет, но расслабляет; почему теперь мы не можем так поститься, как древние отцы.


Теперь люди берегут себя, как бы не простудиться и не повредить тела своего тленного, но чем больше берегут
тело, тем больше оно истлевает.

Да, берегут, но как берегут? Бережение их в прожорстве, чтобы обкармливать себя различными трапезными
снедями и напитывать ими тело свое тленное. Но тленное тело их, вместо того, чтобы откармливаться этими разными
кушаньями, еще больше от них истлевает. Ей, растлевается человек, но почему растлевается? Растлевается тем, что ест
и пьет до пресыщения, ибо обильная пища обращается у него в мужеское семя.
Спрашиваю вас: когда накопляться будет
это семя, сквернит оно целомудрие человека или нет? Спрашиваю я вас, преподобнейшие отцы: если от обжорства образуется
столько семени, что оскверняет и целомудрие человека, то как же должно растлевать от такого образования семени тело
человека? Как должна растлеваться кровь из-за сласти семенной, которую волею человек начинает изливать, не в силах
будучи удержаться в сопротивлении сласти?
Но кто ест с воздержанием, у того никогда не накопляется семени, не растлевается целомудрие, не беднеет он кровию
своею; бывает всегда телом светел и чист, всегда поэтому преизбыточествует кровию, т. е. не расходует ее даром, и
никогда не грязнит души своей, т. е. блудными грехами.

Неумеренным ядением и питием человек помрачает сердце свое и погубляет сердечную силу. Итак, сердечная сила чело-
века погубляется обжорством, душа же этим самым удаляет благодать Всесвятаго Духа, ибо человек, изливая семя свое,
делается блудником, прелюбодействует, рукоблудничает, занимается малакийным свалением, или лишь мысленною
малакиею, т. е. услаждаясь блудными мыслями. От сего растления гибнет кровь в человеке,
а страсть такую силу
приобретает в нем, что ни горы, ни холмы не остановят ее, ни леса, ни чащи не воспрепятствуют. Но человек несчастный
этого не замечает. Не замечает он того, что чем больше ест лакомой пищи, чтобы окрепнуть, тем больше слабеет от
накопляющегося в нем семени, вследствие чего бывает не в силах удержать свое господство над плотскою бранию, делая
вольные излияния во исполнение похотения своего, которое в нем становится господственным. Особенно же губительно
прожорство и непощение для монаха, ибо этим прожорством он губит себя и спасение свое, сам того
не замечая.
Некоторые говорят: мы не можем поститься. По какой причине не в силах ты поститься? Знаешь ли почему? Потому,
что не имеешь благодати Всесвятаго Духа; ради этого и не в силах. Итак, понудь себя к посту, чтобы приобрести благодать
Всесвятаго Духа.
Когда человек ест многоразличные яства, тело услаждается, но благодать отстраняется от него, и сердце
человека обмирает.
Не может тогда человек поститься, ропщет, когда наступает постный день или Великая четыредесятница.
Чего ропщешь, несчастный человек? Постись и воздерживайся, если хочешь, чтобы в помощь пощению твоему пришла
благодать Всесвятаго Духа.

(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 23 фев 2019, 14:56

ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ОБЛИЧЕНИЯ ГРЕХОВ СВЯТОГОРЦЕВ ПРОШЛОГО СТОЛЕТИЯ.

Глава 46. О влечении обратно в мир.


И так, если ты, монах, не призван к чадородству, то с какою целью возделываешь это обжорство, обременяешь
дело спасения твоего и обновляешь делание распутства?
Очевидно, ты раскаиваешься в том, что стал монахом,
но какая польза в том, что ты в этом каешься? Ведь ты дал слово - обещание пред царскими вратами алтаря,
это твое обещание записано; как же возможно тебе каяться в том, что ты вписался?
Попекись же о том, чтобы не быть
тебе побежденным и не оказаться в плену Денницы.

Если ты, раскаявшись, вернешься в мир, то не думай, что возможно тебе сделаться хорошим мирянином, не выдержишь
ты возделывания добродетелей, не выдержишь пути мирского, не понравится он тебе; и не вожделевай его. Ей, говорю: не
вожделевай. Но, что пользы, напрасно теряю я слова мои (т. е. кто уже настолько помрачился, что возмечтал о супру-
жеской жизни в миру, тот не послушает слов сих). Вы объяты возделыванием жизни мира сего; если я вам и стану говорить,
не попользуют вас слова мои, ибо помрачились вы возделыванием мирским. Час от часу все больше влечет вас мир

и вы отправляетесь в мир за сбором, под предлогом нужды.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 24 фев 2019, 13:27

ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ОБЛИЧЕНИЯ ГРЕХОВ СВЯТОГОРЦЕВ ПРОШЛОГО СТОЛЕТИЯ.

Глава 47. Уподобление осуетившихся монахов израильтянам в пустыне.


Нынешние монахи, едя и пия до пресыщения, прожорствуя с многообразною пищею, собирают себе тяжесть, накоп-
ляют семя в части спинного мозга, и тогда это семя насилует человека;
не в силах будучи терпеть, инок
начинает роптать, сердиться и возмущаться, что отрекся от брачной жизни, подобно израильтянам против Моисея.
Так как не в силах были израильтяне возвратиться в Египет, то уклонились в идолопоклонство. И монахи сегодня, едя и
пия, усиливают свое плотское сладострастие и, не в силах будучи вернуться обратно в мир, уклоняются к попечительной
жизни мирской; эта попечительная жизнь мирская пред Богом есть идолопоклонство.
О, монаше! Оставь путь жизни мирской
сей; смотри, чтобы тебе всегда шествовать по пути спасения и не презреть обетов жизни монашеской, как скит Сервия.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 25 фев 2019, 13:20

ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ОБЛИЧЕНИЯ ГРЕХОВ СВЯТОГОРЦЕВ ПРОШЛОГО СТОЛЕТИЯ.

Глава 48. Сказание о чудесном вразумлении одного скупого игумена, урезывавшего довольствие братии в одной обители Костамонитов.


В древнем общежитии Костамонитов был один игумен весьма сребролюбивый, если у него кто-либо из должностных
лиц бывал тоже сребролюбив и обкрадывал (т. е. урезывал от братии недодачей должного) довольство, то игумен
любил и почитал его как второго бога. В особенности же такими были дохиар (1) и трапезар, сребролюбивые от при-
роды. Сребролюбие их выражалось в следующем: когда полагалось на расход выдать 8 литров вина в день, они расхо-
довали только 5, а воровали 3. Если полагалось израсходовать 7 ок сыра, они воровали 3. Если полагалось на расход 50
хлебов, рни воровали 20. Почти все, что употреблялось за трапезой, они воровали и не давали братии насыщаться ни
одного раза. И из-за этого - одни крали, а другие, не имея что поесть, - роптали; вопль братии дошел до Бога. Увидев
такой вопль братии, Бог утешил их следующим образом.

Послал Бог ангела Своего, сошел ангел в трапезную дохиарню и сел на окне; была к этому окну подвязана корзина с
разными сортами пищи; когда служитель накладывал сыра, и притом неправедно, тогда ангел простирал руку свою (к
корзине), брал из общего запаса пригоршню и выкидывал вон за окно. Также брал вино и выливал наружу, брал хлеб
и выкидывал вон. Потом протянул руку к верху (т. е. поднялся в верхнее помещение, где была казна), взял горсть золота и
выбросил вон за окно. Увидал это один старец, именем Захария, и возвестил игумену. Игумен, услыхав это, выругал его и
сказал: «Оглупел ты сегодня в старости твоей, несчастный. Убирайся отсюда, старый дурак». Старец, увидав, что игумен
выбранил его, положил метание. Когда он положил метание, пришло к игумену письмо и гласило, что трое братии попались
в плен к безбожникам, и что безбожники требуют за них выкуп. Пошел тогда игумен в казну, чтобы послать сколько
требовали на выкуп, смотрит и видит, что казна совершенно пустая. Смутился он, поднял крик, что обокрали казну; сму-
тилась весьма и вся остальная братия. Захария же говорит: «Не смущайтесь этим, ибо я знаю, кто взял деньги». Игумен
зовет его и спрашивает: кто взял золото, если говоришь ты, что знаешь?
Говорит Захария: «Да, я знаю, кто взял золото». Говорит игумен: «Кто же взял?» Говорит Захария: «Тот, который си-
дит на окне; вот уже семь дней, как я его там вижу; до сего дня он там сидит; спрашивал я его и сказал ему: зачем ты
это делаешь и хлебы вон выбрасываешь? А он сказал: "Делаю для того, чтобы ты видел, что я делаю". И я сказал ему:
"Зачем же ты так делаешь?" Он же мне отвечал: "Сребролюбия ради игумена я это делаю. Пусть он себе скопидомствует, а
я буду выкидывать; посмотрим, кто в выигрыше останется".
Я сказал ему, что игумен не сребролюбец, а он говорит мне:
"Да, ты хорошо сказал, для простых не сребролюбец, а для лукавых сребролюбец, ибо простые только ропщут, лукавые
же воруют и тайно едят. За это я, сколько раздатчик удержит от положенного на человека, в четыре раза больше выбрасываю
вон из запаса. Тот же раздатчик, если даст полную порцию человеку и уйдет человек с благодарностью, тогда я в десять
крат присовокуплю и внутрь положу.
Из-за лукавства игумена, ради выгоды своей урезывающего порции у людей, угасло страннолюбие. Он изгоняет страннолю-
бие, ворует братские порции; поскольку он печалится о том, что много расходуется, и по скольку он удерживает, за то
я в десять раз больше выкидываю из монастыря, как ты своими глазами видишь.
Выбрасываю же я все вон и не
прибавляю внутрь, потому что не вижу, чтобы люди были благодарны. И как же мне поступить иначе с игуменом, ког-
да он сребролюбец, заботится только, как бы сэкономить; видишь, какую выгоду он этим выгадывает и что я делаю,
в возмездие за его скопидомство. Вчера же приходил- один нищий, посланный от Бога и попросил милостыню; он ему
нисколько не помог, еще обезчестил его и вон выгнал; когда я увидал это, то простер руку мою к казне и, сколько там
было золота, все вон выкинул.
Также, когда вижу, кто, без необходимости в том, ест особо от других, т. е. особую пищу,
то, сколько потратится на отдельную трапезу, я в десять раз больше выкидываю, потому что от этого растлевается киновия".

Сказал я ему: что ты за человек? А он мне говорит: "Я есм и именуюсь ангел Божий. Если игумен будет сам себя об-
лагополучествовать сребролюбием своим, т. е. основывать расчеты благополучия своего на экономии, на урезывании
бедных и братии, то я сделаю то, что он обеднеет, а если игумен будет расходоваться на страннолюбие свое, то я сделаю
то, что он будет благополучествовать. Пусть не думает игумен, что может сам собою нечто сделать, ибо, чтобы он ни делал,
без меня не может ничего сделать. Без меня люди ничего не могут делать; когда сребролюбец по сребролюбию своему из-
гоняет страннолюбие, тогда навожу я бедствие, с которым он не может справиться в общежитии". Вот что слышал я
от человека и вот почему сказал вам, что знаю, кто взял деньги». Говорит, трапезарь: «Поверьте мне, отцы мои, один
мех с сыром расходовался бывало в три и четыре недели, а теперь его не хватает даже на одну неделю».
И многое другое подобное объявил трапезарь. Подобно тому и дохиар объявил о таких же убытках немалых. Игумен,
услыхав таковые слова, немало изумился, яко человек согрешив весьма. И говорит игумен Захарии: «Видишь ли ты
его доселе?» Говорит Захария: «Да, все еще на окне сидит, безпрестанно берет всего горстями; выкидывая вон за окно».
Говорит игумен Захарии: «Скажи ему, чтобы он больше не выкидывал и что игумен просит ангела сказать, что ему делать».
Итак, пошел Захария и возвестил ангелу. И сказал ангел Захарии: «Если игумен оставит лукавство сребролюбия, то
будет видеть киновию всегда в благополучии; пусть он всегда бывает за общей трапезой; тогда не обеднеет киновия, но
будет всегда благополучествовать. Пусть не изгоняет страннолюбия из киновии, пусть печется постоянно о братии своей, как
о самом себе. Если он все это будет творить, то я осчастливлю киновию его, а если не послушает того, что я говорю, то
сделаю киновию бедной еще больше».

Захария пошел и сказал игумену, что повелел ему ангел. Игумен, услыхав такие слова, покаялся, положил обет Богу
не отступать больше от того, что сказал ангел, стал пещись о киновии великим попечением, весьма радел о страннолюбии
и удовлетворении братии в киновии; поскольку он радел, постольку киновия паче благополучествовала и никогда больше
не оскудевала.
Увидал ангел, что игумен исправился, но служители опять отступили от обета игуменского и делали беззакония. Пошел
однажды Захария помочь трапезарю, ибо случилась тяжкая работа, и попросил его трапезарь о помощи; когда он там
пособлял, пришел один брат и попросил поесть; трапезарь, будучи занят, не дал ему поесть; вдруг увидал Захария, что
снова появился ангел, простер обе руки, взял все, что было на трапезе, и выкинул вон. Пришел другой брат, попросил
у трапезаря провизии; так как трапезарь к тому времени дело свое окончил, то он дал ему продовольствие его и брат
ушел с благодарностью; ангел, увидав, что брат возблагодарил, вынул из корзины своей в десять раз больше того, чем дали
брату, и положил взамен того, что взял брат, в общий запас. Поскольку трапезарь право выдавал, постольку в десять крат
от ангела получал; когда же не давал, то в четыре раза ангел выбрасывал. Захария, увидав это, возвестил игумену, и тот
сейчас же повелел, под угрозой страшной эпитимии, выдавать братии сколько требуется и
выдавать безропотно.
Ради этого и говорю я вам, если в киновии будут сребролюбствовать, то благословения Божия на ней никогда не бу-
дет. Если и чин будет, но заведется отдельное ядение без особой необходимости телесной, то даров благодатных никогда
не будет на той киновии.
Ныне все преступили; как растения теряют свой цвет, так общежития скидывают свой чин, т. е.
красоту добродетелей.
Когда спадет чин с общежитий, тогда останутся они как иссохшая трава. Живи они богоугодно, пребывали бы тогда
зеленой травою, но так как не стали жить богоугодно, то уподобились иссохшей траве. Как увядшее растение теряет
цвет свой, так общежития утратили цвет спасения и стали подобны иссохшей траве.


(1) По-нашему кладовщик, т. е. заведующий кладовой.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 26 фев 2019, 13:24

ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ОБЛИЧЕНИЯ ГРЕХОВ СВЯТОГОРЦЕВ ПРОШЛОГО СТОЛЕТИЯ.

Глава 49. О раздорах в монашеских общинах. И бывает у них, т. е. в малых монашеских семьях, как в миру.


Вступает в семью бедная девица, делается невестой, венчается, вступает в дом и, мало-помалу, начинает
гнушаться свекром своим и прекословить свекрови своей,
т. е. бедная дева - поступающий молодой послушник,
хотящий обручиться с монашеской жизнию; свекровь - старший в келлии после старца, записанный в омологию вторым
и по смерти старца имеющий унаследовать келлию. Дева делается невестой - принимается, венчается - значит: старец
вписывает послушника в омологию третьим.
Пока свекор жив, невестка только пренебрегает им и лишь прекословит свекрови, но, когда старец приближается к смерти,
невестка перестает грубить старцу, но прекословия к свекрови до того усиливаются у невестки, что свекровь, не в силах
будучи дольше терпеть этих прекословии невестки, оставляет несчастная свой дом, уходит из него и делается странницей
в чужом доме, т. е. уходит старший от старца своего, где был записан вторым после него, из-за интриг вписанного
третьим, издали взирает на труды всей жизни своей, которые присвоила невестка, теперь сидящая в доме на ее прежнем
месте и хвалящаяся им, а свекровь бедствует в чужом дому, несчастная.

Все сие произошло, как справедливое возмездие, ибо она сама , т. е. ныне бедствующая свекровь, когда была невесткой,
творила то же самое своей свекрови; теперь получает взаимно то же. Незачем печалиться о ней; печалиться надо о невестке,
потому что и она точно так же пострадает.
Итак, что делается у мирян, то начинают усваивать и в монашестве, навыкают
к тому и в Горе сей.

(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 27 фев 2019, 14:54

ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ОБЛИЧЕНИЯ ГРЕХОВ СВЯТОГОРЦЕВ ПРОШЛОГО СТОЛЕТИЯ.

Глава 50. Сравнение избалованного монашества и избалованного послушника с конем - любимцем некоего вельможи.


Приходит чужеродная сиротка, принимает монашество в одном из домов Горы сей честной и монашествует в дому
том. Видят люди дома того, что прекрасна она красотою, цветет юностию и дают ей волю в дому том, т. е. на-
чинают баловать новоначального; молодой забирает такую свободу, говорим: приобретает такую дерзость, что носится
кругом по всей келлии, - и так скачет по дому, что уродует весь дом.

Сия сиротка подобна красивой лошадке, любимице некоего вельможи... Видят люди, что лошадка молода и красива; пле-
няются ею до того, что пускают лошадку совершенно свободно на прекрасное и возделанное поле. Лошадка, видя, что дали
ей такую свободу на поле, завладевает всем полем, скачет по нем так, что делает его совершенно безобразным.
Видит вельможа дворца вместе с людьми, пустившими на поле лошадку, что обезчещено их любимое поле, однако вель-
можи и люди предпочитают, чтобы скорее стало поле безчестным и презренным, нежели унять лошадку и огорчить
ее; говорим: остановить погибель послушника. Предпочитают люди, чтобы презирался и безчестился путь монашеской жизни,
нежели, чтобы подтянуть послушника и огорчить его.
Постоянное пребывание в благодушии и ласкательстве у старца ведет
к тому, что послушник уподобляется коню, которого из любимцев отправляют на скотобойню под въюк, таскать смрадные
шкуры. Несчастный послушник не ведает того, что это будет и с ним.
Тасканием смрадных шкур со скотобойни именует здесь святой обращение монаха от чистой, боголюбезной и
целомудренной жизни монашеской к жизни блудной, плотской и смрадной.

Видит вельможа дворца, что лошадка испортилась, утратила свою природную кротость, приобрела дикость, стала непокорной
к барину своему и дворцовым людям, но долготерпит о ней, чтобы она сделалась кроткой, приводит ее к себе во дворец,
дабы радовалась она у господина своего... Смотрит господин и видит, что лошадка не исправляется, не делается кроткой,
даже во дворце стоит дикой; тогда грустит господин по поводу дикости лошадки, негодует на нее и продает ее на скотобойню
таскать смрадные шкуры битого скота (шкуры битого скота суть смертельные плотские грехи).
Так и сотворили с этой лошадкой, заставили ее таскать с бойни смрадные шкуры и заниматься зловонным шкурным
делом. Однако не только зловоние и смрад пришлось ей терпеть, но также биения и понукания, чтобы она поспешала
под таким грузом. Видит лошадка смрадную беду, которая напала на нее, стала припоминать прежний покой у хозяина
своего, утраченный ею за дикость. Таская шкуры со скотобойни, встретилась случайно лошадка с господином своим;
приняла она вид и образ просительный, но хозяин не обратил внимания на вид ее, только сказал: «Зачем показываешь ты
мне теперь такой вид покорности? Этот вид надо было тогда делать, когда была ты со мной; ныне же это безполезно для
тебя, т. е. в любимицы тебя не возьму больше; ступай и делай шкурное дело за непокорство твое». Как говорится,
«во аде кто исповестся тебе» (Пс. 6, 6).
О, преподобнейшие и честнейшие иереи, священномонахи и честнейшие монахи,
находящиеся внутри Горы сей, смотрите, чтобы и с вами не сделалось того же, что с сей неблагодарной
лошадкой.

Господь Исус Христос ввел вас крещением в обширную палату церковную, но люди презрели церковь, не каются в
беззакониях своих, которыми грязнят крещение. Видит Бог, что потерял человек чистоту свою, а воспринял нечистоту -
ложь, блуд, прелюбодеяние, убийство, воровство, хищение, обиды, предательство и все злобы миром возделываемые,
дол-
готерпел и долготерпит человеку, ожидая покаяния от людей; привел их, поставил во дворец, говорим: в жизнь монашескую.
Монашеская жизнь есть божественный дворец, внутри которого живут люди, возделывающие жизнь монашескую.

(продолжение далее)
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 28 фев 2019, 13:10

ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ОБЛИЧЕНИЯ ГРЕХОВ СВЯТОГОРЦЕВ ПРОШЛОГО СТОЛЕТИЯ.

Глава 50. Сравнение избалованного монашества и избалованного послушника с конем - любимцем некоего вельможи.

Так как люди загрязнили божественную благодатную одежду крещения, попрали чувство свое, т. е. любовь к Богу, Бог
дал им второе крещение покаяния, говорим, монашескую жизнь; в постриге ангельского образа явил Бог вторичное
крещение покаяния.

Привел и поместил иноков в месте покойном, не возмущаемом, чтобы не тревожились они ничем и не о чем, говорим:
попечениями и заботами.

Когда лошадка была на поле, имела ли она какие-либо заботы и попечения о воде, о пище, что есть и что пить? Она
имела полное приволье, но сама пожрала место то и приволье сократилось. Видит хозяин, что поле съедено (т. е. потоптано)
- и сократил волю. Пошел к лошадке, а она от него в кусты прячется. Видит хозяин, что стало с лошадкой, взял ее и
привел в палату свою, чтобы она там приручилась вместе с другими лошадками. Но почему же и у хозяина своего она не
укротилась? Потому, что никогда, ни единого раза не воображала себе мысленно, что так пострадает, как терпит ныне,
таская с бойни смрадные шкуры.
Говорим: видит Бог бедствия мира и пагубу, которою погубляет себя человек, истаптывая сердце свое, как лошадка
то поле, берет Бог человека из мира в монашество, но, когда видит, что эту милость Его погубляют, прогневляют безгранич-
ное Божие милосердие нераскаянностию и неблагодарностию, тогда посылает людей на бойню таскать смрадные шкуры. И
поделом за непокорство!

Видит Бог непокорство людей заповедям Его, долготерпит по безмерной милости милосердия Своего, принимая людей
в обитель покаяния, на путь монашеской жизни, подобно тому, как хозяин лошадку во дворец. Переставил Бог человека
в монашескую жизнь, чтобы не имел он другой заботы, а заботился только о душе своей.
Но ныне ведущие жизнь в
монашестве, подобно лошадке, стараются лишь о том, как бы погубить свою душу в муках адских из-за многопопечений
о теле своем, как тело свое упокоить многоразличными смрадностями трапезы, за которой во время еды осуждаются и
малые провинности братии.
Посылает Бог проповедников и учителей, дабы проповедовали и поучали из книг церковных истине евангельской:
«Не судите, да не судимы будете» (Мф. 7, 1). Сие сотворил Бог ради духа покаяния, не покаются ли, и не приобретет ли
Он овцу погибшую. Но видит Бог, что человек не имеет покаяния.
В первом состоянии своем не имел он покаяния,
нарушив обеты крещения; и теперь, когда вступил на путь монашеской жизни, остается нераскаянным и
чувственным.
Долготерпит Бог, но как долготерпит? Столь долготерпит, что и Сына Своего возлюбленного в жертву принес, как ска-
зано: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Нем же благоволих» (Мф. 3, 17). Благоволит Бог Сына Своего человеку, но человек
не благоволит душою своею к Богу. Человек предпочитает благоволить душою своею к пагубе и земному тлению, нежели
благоволить к Богу.
Ныне люди предпочитают погибать, нежели спасаться. Предпочитают оставаться слепыми, нежели делаться
зрячими.
Предпочитают быть нечистыми, нежели чистыми. Предпочитают онеправдовать друга, нежели иметь свое оп-
равдание, т. е. не быть судимыми за неосуждение; предпочитают осуждать и быть судимыми.
Предпочитают, вместо без-
заботия, иметь заботу и пещись о сокровиществовании всех смрадностей вселенной во чрево свое, подобное ненасытному
чреву ада, нежели поститься и воздерживаться от страстей, из-за которых становятся страстными и годными лишь для
чрева адского.
Предпочитают делать и трудиться, как каменщики (делатели башен), раскапывать гору сию от края до
края, дабы благоукрасить ее, как земной рай, нежели вспоминать об уготованном и благоукрашенном рае на небе.

(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 01 мар 2019, 15:26

ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ОБЛИЧЕНИЯ ГРЕХОВ СВЯТОГОРЦЕВ ПРОШЛОГО СТОЛЕТИЯ.

Глава 51. Какое ныне стало единение духа и союз мира.


Единение духа ныне стало в любостяжании - как будто и не монахи они, несчастные монахи, туне бедствующие
в погибельных волнах мирского обуревания.
Удалили себя от единения с миром, сочетались с монашескою жизнию, чтобы спасти несчастную свою душу.
Да, удалились от обуревания мира, пришли в монашескую жизнь, но как удалились? Удалились по мудрованию плотс-
кому, ради облегчения себя от мирских трудов, а не ради спасения души. Удалились якобы для того, чтобы загладить
беззакония свои,
но здесь преумножили и преумножают их еще больше, нежели в обуревании мирском. Удалились от
обуревания мира, чтобы спасти несчастную душу, а ищут усердно мирского кружения, ищут веществ мира и денег; за
это они не сподобятся обрести спасение свое,
подобно израильтянам, которые удалились из Египта, но из-за египетского
пристрастия не удостоились обрести доступ в землю обетованную.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 02 мар 2019, 15:08

ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ОБЛИЧЕНИЯ ГРЕХОВ СВЯТОГОРЦЕВ ПРОШЛОГО СТОЛЕТИЯ.

Глава 52. Сравнение монашества с Израилем в пустыне.


Да, удалились фараонского обуревания, вступили на путь к обетованию, но, вступив на путь обетования, не стали
мирствовать, а начали с того, что имели сластного под египетским тиранством.
Стали требовать обуревания египетского: одежд, мяса, лука и чеснока.
Бог послал им манну, чтобы они мирствовали, но евреи возроптали на Моисея, так что, наконец, возне-
годовал он на израильтян посреди пути их.

О, несчастные нынешние люди, не ощущающие спасения своего, преступившие заповеди монашеской жизни!
О, преподобнейшие, находящиеся в Горе сей! Моисей, преслушавший Бога в пустыне, при изведении воды, не вошел в
землю обетованную; что же будет с вами, которые ослушиваетесь Бога каждое мгновение? Моисей из-за малого преслуша-
ния, содеянного перед Богом, не удостоился увидеть земли обетованной, вы же, не повинуясь Богу каждый день и каждое
мгновение, можете ли благополучно совершить путь покаяния, т. е. монашескую жизнь, во спасение? Не являете вы Богу
покаяния. Да и как увидеть Богу от вас покаяние, когда в вас и следа покаяния нет?
Среди вас господствует одно гордост-
ное презорство. Имеете вы друг к другу одну зависть, одно злопомнение, одно враждострастие, одну ненависть, так что
и видеть один другого не можете. Вами обладает осуждение, вы осуждаете один другого. Вами обладает одно непокорство,
вы не покоряетесь монашеской жизни, как израильтяне не покорялись Моисею.
Моисей означает Гору Афонскую, т. е. чин Св. Горы; Гора Афонская для монахов есть Моисей. Израильтяне - это монахи,
живущие в Афонской Горе.

Моисей, мало прогневавшийся на народ, не удостоился увидеть земли обетованной, монахи же, непокоряющиеся один
другому, идущие против монашеской жизни, подобно израильтянам против Моисея, как сподобятся увидеть Царство Не-
бесное? Вы покинули монашескую жизнь, обладает вами одна жизнь непотребная, которую вы проводите так, как будто не
монахи; чувства ваши помрачены; помрачились вы, как израильтяне, и прогневляете против себя Бога. Не сподобитесь
вы видеть Царства Небесного, если не возьмете вы истинного покаяния, прежде, нежели наступит час
вечерний.
До часа вечернего ожидает Бог, чтобы человек покаялся. Но покается ли? Не каялся он с утра до вечера, как покается
к отпуску вечерни? Да, Бог ждет до самого отпуска, но если у человека и тогда не будет покаяния, то что сделает с ним
Бог? Отлучит его от части благодатной, пошлет, как коня на бойню, таскать смрадные шкуры, т. е. свою оскверненную
плоть; говорим: пошлет в преисподнейшее мучилище - да во тьме его пребывает во веки.

Моисей имел заботу о стольких тысячах народа, которые теребили его всякий день, каждый требовал чего хотел: один
- одного, другой - другого; евреи так закружили его, что он, закружившись, по неосмотрительности отступил немного от
повеления Божия - и за это был наказан Богом; не тем ли паче вы, отступающие каждый день от заповедей Божиих и
обетов монашеской жизни, данных вами пред вратами святого алтаря, ведущие себя так, как будто никогда никакого обяза-
тельства соблюдать монашескую жизнь не давали пред алтарем, не тем ли паче вы наказаны будете,, подобно Моисею, т. е.
лишитесь земли обетованной? Еще в четыре раза больше подобает вам быть наказанными за нарушение вами обетов ваших.

(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 03 мар 2019, 14:32

ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ОБЛИЧЕНИЯ ГРЕХОВ СВЯТОГОРЦЕВ ПРОШЛОГО СТОЛЕТИЯ.

Глава 53. К чему довело скитян пристрастие к земному. Раздоры и коварство.


Стоит некий скитянин в церкви, а ум его мечтает, как построить прекрасный дом; выходит он из церкви, не
ощутив того, что был в храме, выходит с таким ощущением, как будто вышел из театра, потому что во время
службы он точно в театре взирал на суетная и ложная, стоя в стойке своей.
И вот, когда сделали отпуст, пошел
он в келлию свою; вспомнил, что надо тянуть канон, тотчас встал, взял четки и начал молиться. И говорит: «Господи,
Исусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго»,
- а мысль его в это время говорит в нем другое: «Следовательно,
деньги мои, которые я имею в росте, тот человек вдруг умрет, от кого я их тогда получать буду?»
Г. I. X. С. Б. п. м. г. - «У него есть вещи; если умрет, возьму его вещи».
Г. I. X. С. Б. п. м. г. - «Есть у него и маслинник, и столько дерев масличных в нем!»
Г. I. X. С. Б. п. м. г. - «Есть у него и мельница, которая перемалывает столько-то ок муки». - «Кажется, не потерплю
я убытка и не пропадет то, что я на нем имею».
Г. I. X. С. Б. п. м. г. - «Следовательно, на том-то, на котором у меня есть 1000 грошей, в сколько лет станет 2000?»
Г. I. X. С. Б. п. м. - «Тогда возьму 1000 грошей, разрушу дом, вместо него сделаю высокий и глубокий» (т. е. с подвалом,
а образно - который сведет во ад).
Г. I. X. С. Б. п. м. - «Внизу поставлю вино, пшеницу и положу дрова».
Г. I. X. С. Б. п. м. - «Положу масло, рыбу и сыр, сделаю печку для хлеба, и будет хорошо для подвала».
Г. I. X. С. Б. п. м. - «Наверху сделаю один архондарик» (т. е. гостиную комнату).
Г. I. X. С. Б. п. м. - «Сделаю еще три комнаты, к дверям приделаю задвижки, устрою кладовую, припасы кухонные в
ней буду держать».
Г. I. X. С. Б. п. м. - «На чердаке положу шерсть и ризари» (красильный корень для фесок).
Г. I. X. С. Б. п. м. - «В двух келлиях будут жить мои домашние, а в другой помещу станок, положу сработанную
шерсть и орудия для работы».
Г. I. X. С. Б. п. м. - «А себе что же не отделил я комнаты? Пусть так, возьму одну из комнат, пока не придет
кто в сожители. Тогда надо бы для дома столько-то людей, столько-то вина, столько-то ряс и столько-то исподних рубах».
Г. I. X. С. Б. п. м. - «Ту бизулю надо исправить (т. е. стенку садовую), а пониже ее посадить лимон».
Г. I. X. С. Б. п. м. - «Сверху, повыше бизули, посажу апельсин, по сторонам - смоковницы; если я столько-то корней
смокв посажу, то сколько смокв они дадут?»
Г. I. X. С. Б. п. м. - «Посажу и лоз столько-то, сделаю столько-то крюватей; от стольких-то крюватей можно будет
добывать столько-то вина и раки».
Г. I. X. С. Б. п. м. - «Но место, о котором я забочусь сделать постройку, принадлежит моему соседу, который есть
"в язву мне"».
Г. I. X. С. Б. п. м. - «Пойду, обработаю, пусть-ка потом придет и отберет из рук моих».
Так насчитывает он мысленно громадную сумму выгод от сего дела в ветренном попечении своем. Как не удержать
ветер сетью, так неудержима и мысль у пекущихся о суетных и ложных мира сего... Озабоченный сими пещами, монах
сейчас бросает канон на половине, швыряет четки свои на кровать, выходит из келлии, берет лопату, кошничный нож,
говорим - нож кустарный, берет топор и отправляется на место, на котором мечтал во время канона своего устроить
различные насаждения. Идет, срубает кусты и вскапывает со злою ревностию, чтобы сделать на зло соседу
своему.
Сосед слышит шум вне келлии, выходит, видит соседа своего копающим и спрашивает: «Что ты делаешь, отче?» Тот
отвечает и говорит: «Что делаю? На месте, которым владею, что хочу, то и делаю». Говорит сосед его: «Это место не твое,
но собственное мое и моей каливы». Тот отвечает: «А чем ты докажешь, что твоя калива простирается досюда?» Говорит
другой: «А ты чем докажешь, что досюда? Мое здесь право и моя вещь». Начинается между ними спор; один говорит:
«Это моя», другой: «Моя, а не твоя».
И вот бегут они стремительным бегом в скит, обходят дома скитян, жалуясь друг на друга; это для диавола удобная ло-
витва, чтобы возмутить этих (1) и других слухом смущения их. И вот обсуждают дело, но как обсуждают? Обсуждают с
лицеприятием, вместо человеколюбия и правды истинной, т. е. прекрасно видят, на чьей стороне правда, однако лицепри-
ятствуют к обидчику по разным побуждениям. Созывают старцы тех владельцев на собор, чтобы помирить их, но ка-
ков собор их? Собрались якобы для того, чтобы единодушно решить, но решительного суждения не дают, не высказываются:
«Да, да», или «ни, ни», т. е. это - твое место или не твое; каждый на соборе высказывает свое мнение, делая друг другу
возражения, чтобы запутать дело и умножить скандал, а не для того, чтобы примирить.
Ни к какому мнению и решению
прийти на соборе не могут, происходит между ними скандал; один кричит другому: «Бери свою омологию, да отправляйся
в монастырь, чтобы там тебе спорное место в омологию вписали и тогда кричи себе, осел!»
Видит истец на соборе старцев, что поруган он их решением, что рассудили они неправедно, и решает идти в монастырь,
тем более, что его принуждают идти туда. Истец настаивает идти в монастырь, обидчик говорит: «Ступай туда, я и сам
пойду в монастырь узнать, что вы там решили».
И идут они оба в монастырь, нагруженные, подобно ослам; обиженный идет в тот же вечер, нагруженный, как осел, раз-
ными травами, лимонами, апельсинами, подарками одному и другому; одарив эпитропов, объявляет им потом дело свое.
Тогда говорят ему эпитропы: «Раз ты пришел в монастырь и объявил нам дело твое, то не бойся; место будет твое, ибо
место это монастырское, а монастырь кому захочет, тому и отдаст; ты теперь пришел к нам, мы тебе и отдаем его. Давай
твою омологию, чтобы нам там это поместить и чтобы тебя больше никто не искушал». Дает он омологию свою эпитропам,
те вмещают место в границы его и не только прежние границы его владения подтверждают, но прилагают много больше земли,
делая это нарочно, чтобы умножить скандал и чтобы не примирились враждующие стороны, ибо, если бы они утвердили
за истцом справедливо им искомое, то обидчик отдал бы то захваченное место и успокоился; поэтому, чтобы поживиться
от спорящихся, они нарочно вписали в омологию обиженного землю, по праву принадлежавшую обидчику, с тою целью,
чтобы он не примирялся с таким решением и дело продолжалось бы.

Берет инок в руки омологию свою, кланяется эпитропам, а они говорят ему: «Иди себе, мирствуй и в пределах твоих
делай, что тебе угодно». Идет-он назад со злою радостию, показывая омологию и говоря: «Земля моя, ибо я получил
ее от монастыря». Другой, услыхав об излишке, помещенном в омологию против прежнего, весьма взволновался; рано утром
идет он, нагрузившись, как осел, свежей рыбой, селенгозами (ракушки), лимонами, печеньем и отборными апельсинами;
идет с великою стремительностию зла, приходит в монастырь, находит эпитропов и передает им любоодарения. Эпитропы,
увидав такие подарки, говорят ему: «Добро пожаловать, садитесь сюда». Он садится, эпитроп приказывает слугам подать
«карзозинон» (кофе) и в него положить тростникового сахара.
Приготовили слуги, эпитроп взял одну чашечку, взял чашечку и ответчик; стали пить и разговаривать о деле. Ответчик
говорит эпитропу: «Так как вы письменно бумагой и подписью утвердили такой участок во владение за тем человеком, то
большой от этого скандал произойдет в ските». Эпитроп отвечает: «Поверь мне, брате, мы это сделали только ради ми-
ра, а не ради скандала». Говорит ответчик: «Да, ты правду говоришь, что сотворили вы то ради мира, но тот человек
такой скандальник, подобного которому нет в скиту». И еще нечто прибавляет к этому ответчик, наговаривает паче того;
говорит, что тот ходит теперь с омологией в руках и кричит: «Мое место!» «Пусть оно твое, место то, но зачем лишнее
поместили вы ему в омологии, теперь для дома моего нисколько и места не осталось?» Услыхав эти слова, эпитропы
сделали вид, что возмущены и разгневаны, говорят бранные слова и с гневом восклицают: «Негодяй такой и шут, посмеялся
он над нами с обманами своими, и еще нам бояться его? Пошлем человека привести его сюда, зададим мы ему, покажем
ему, богомерзкому, как из нас шутов делать; лжец он и вор. Кто лжесвидетельствует, тот, очевидно, есть и вор». Другие
эпитропы говорят: «Явное дело, он посмеялся над нами, обманно захватив место. Пошлем за ним, чтобы привели его».
Тут замечает один эпитроп: «Да, приведем мы его сюда, но ведь он нам дал столько-то грошей, как же теперь быть?»
Говорит другой: «Пусть нам ответит тот, кто желает принять присуждение». Говорит истец: «Сколько дал он вам за то,
что поместили вы его в омологию?» Говорят эпитропы: «Он дал нам 150 грошей». Говорит он: «Я даю вам 200, поместите
то место в мою омологию». Услыхав такое слово от ответчика, они тотчас требуют от него омологию, помещая туда спорное
место и еще больший поднимают скандал, чтобы затянуть тяжбу и получить с тяжущихся побольше подарков. Потом
подают трапезу, вместе они трапезуют теми любоодарениями, сидят и едят, осуждая различными осуждениями; ответчик
с осудительным своим празднословием сделался доносчиком на своих соскитян, подобно Иуде-предателю. После предательст-
ва встает он с трапезы, кланяясь, удаляется из монастыря, возвращается со злою стремительностью, с дерзостию предстает
пред скитом и ругается над соседом своим.
Увидав такое ругательство над собой, сосед идет к духовнику своему и воз-
вещает ему все дело. Духовник говорит ему: «Не бойся, сейчас скажу тебе, что сделать, взойди сюда внутрь». Он взошел
внутрь, духовник и говорит ему: «Ступай в монастырь и скажи, что сей брат весьма поругался над границами дома
моего».
Тогда он по совету духовного отца идет в монастырь и заявляет эпитропам, как научил его духовник. Эпитропы,
видя, что у этого истца нет в руках любоодарений, не приветствуют его, принимают зверски, с дикими взорами, гово-
рят с ним презрительно, отвечают с безчестием и грубостию, делая это, чтобы устрашить истца, дабы он одарил их подар-
ками, сребром и златом. Истец, услыхав от эпитропов, что они его бранят, безчестят и гонят от себя, испугался и сказал:
«Что худого сделал я вам, что вы меня гоните? Я пришел вам возвестить мое дело, а вы прогоняете меня?» Говорят
ему эпитропы: «Не пришел ты с приличным видом, но с обманом. Ты хищник, желающий похитить место у монастыря.
Вчера приходил к нам тот брат, мы нашли его вежливым и правым, а ты являешься обманщик». Говорит истец: «Почему
же вы нашли его правым, а меня лжецом и хищником?» Говорит эпитроп ему: «Правость и правота есть в том - за-
плати и получи. Он заплатил и получил, а не вертится, как ты, чтобы обманом захватить и ничего не заплатить». Тот
говорит: «Сколько он вам заплатил, что вы ему землю уступили?» Эпитроп говорит: «Господь свидетель, он заплатил
нам двести грошей». Истец, услыхав это, стал размышлять, сколько мог бы дать он сам, но нет у него ничего. Раздумывает,
что ему продать и не знает что. Имеет он одну лишь собственность, омологию на дом свой; кладет себе на мысль взять
денег под залог ее у кого-либо в монастыре, взять двести грошей и отдать монастырю, чтобы отмстить другому. Говорит
он эпитропам: «Вот, даю я вам двести грошей, отдайте мне то, что вписано ему в омологию». Эпитропы ему отвечают:
«Подобает тебе дать 300 грошей, тогда пусть будет так, если же дашь только 200 грошей, то какая нам польза с того?»
Истец, услыхав это слово от эпитропа, начал размышлять. Настало время вечерни, эпитроп говорит ему: «О чем думаешь,
и отчего странными тебе кажутся слова мои? Нам же твои поступки странными кажутся. Вот позволяем тебе обдумывать
до завтра, чтобы ты хорошенько поразмыслил и не говорил потом, что мы тебя принудили заплатить». Пошли в церковь
читать службу вечерни, истец стоял в стойке, чтобы слушать молитвы, но его окружили псилафизмы и преследовали мысли,
как выиграть тяжбу. Окончилась вечерня; он и не заметил, как она окончилась, вышел из церкви, сел на скамейку,
раздумывая о тяжбе; пришел ему помысл и сказал: «Зачем тебе надо и то и то, бери свою омологию, ступай себе да
мирствуй». В то время, как он это думал, прошел мимо него эпитроп; они поклонились взаимно, эпитроп сказал: «Что
поделываешь?» Истец говорит: «Обдумывал я дело и не в силах дать столько». Эпитроп говорит: «Если не в силах, то
ступай себе, мирствуй и не касайся границ». Взяли его омологию и вписали в нее, что он имеет право только на одну
каливу и не больше. Истец опечаленный удалился в свою каливу, скорбит, воздыхает, бранит и гневается против своего
соседа, видя, как его землю обрабатывает другой; до того возмущается дух его, что когда творит канон, то вместе с
противником своим он творит, т. е. не перестает от злопамятства; когда стоит на службе, у литургии или вечерни,
всегда ведет мысленно свою тяжбу с другим; поскольку видит радость противника, постольку гневается и печалится.


(1) Возмутить «этих» - т. е. скитян, судей, разбирающих тяжущихся келлиотов; возмутить «других», т. е. самих тяжущихся.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Пред.След.

Вернуться в Бог и Душа



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: vnifantiy и гости: 60

cron
@Mail.ru