ТВОРЕНИЯ СВ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.
Том первый . 3 слово. ИЗЛОЖЕНИЕ ВЕРЫ
2) Равно веруем и в Духа Святаго, вся испытующаго, и глубины
Божия (1 Кор. 2, 10), анафематствуя все учения, мудрствующия противное этому.
Не представляем себе Сыно-Отца, подобно Савеллианам, называя Его односущим, а не единосущ-
ным , и тем отрицая бытие Сына. Не приписываем Отцу удобостраждущаго
тела, какое понес на Себе Сын для спасения всего мира. Три ипостаси должны быть представляемы не-
раздельными между собою, как о людях представляем телесно, чтобы и нам, подобно язычникам, не
ввести многобожия; но представляй как-бы реку, которая, исходя из истока, не отделяется от него, хотя два
здесь вида и два имени. Ибо Отец—не Сын, и Сын—не Отец, потому что Отец есть Отец Сыну,
и Сын есть Отчий Сын. Как исток—не река, и река—не исток, но тот и другая суть одна и таже
вода, из истока льющаяся в реку: так и Божество от Отца неизлиянно и неотлучно пребывает в Сынѣ,
как Господь говорит;
"изъидох от Отца, и иду ко Отцу" (Іоан. 16. 28). "Сый в лоне Отчи" (Іоан. 1,18)
всегда у Отца; и в лоне Отчем никогда неистощалось Божество Сына; ибо сказано:
" Аз бех при Нем устрояя" (Притч. 8, 29).
Не представляем себе тварию, или созданием, или из не-сущаго произшедшим
Творца вселенной Бога, Сына Божия, Сущаго от Сущаго, Единаго от Единаго; потому
что превечно рождена от Отца равная Ему Слава и Сила; ибо кто видел Сына, тот видел и Отца.
Все сотворено чрез Сына, но сам Он—не тварь, как говорит Павел о Господе:
" всяческая Тем создашася; и Той есть прежде всех" (Кол. 1, 16. 17).
Не говорит, что прежде всего сотворен, но есть прежде всех; и слово создашася относит к слову
всяческая, а выражение: есть прежде всех прилагает к одному Сыну.
(продолжение далее).