vnifantiy » 27 дек 2018, 14:12
ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО
ЧАСТЬ ВТОРАЯ. О Монашестве.
Глава 31. Два вида пороков, при которых молитва не может вселиться в человека.
О, преподобнейшие отцы, как полезно молчание для человека! Когда человек молчалив, он становится способным
к возделыванию молитвы. Наоборот, кто не хранит молчания, тот не возможет ни иметь, ни держать молитвы
в сердце своем... Есть два вида препятствий, возбраняющих молитву человеку: первое - осудительное многосло-
вие. Человек с многословием осуждения злословит, вкушая и пия со своим чревонеистовым обжорством; вследствие такого
сладострастного безпутства бежит от человека молитва, а на ее место вселяется бес злословия и осуждения.
Второе препятствие - многопопечительность и многозаботливость стяжания сокровищ. При многопопечении и многостяжа-
нии ум мутится и туманится в мирском кружении; как у такого человека установиться молитве? Если бы даже она и
возникла в нем, все равно ей не будет ни места, ни времени, так как суетному человеку некогда упраздниться (от житейских
попечений).
Говорим: (преданный духу многостяжания) сокращает молитву, чтобы прибавить времени на тленные дела. Много
печась о стяжании сокровищ нечистым воровским помыслом своим (1) , он ленится в исполнении канона своего; если же и
творит канон, то совершает его, ругаясь над ним великим сокращением молитв, которые ускоряет ради того, чтобы
скорее заняться житейскими заботами о многостяжании. Древние отцы, когда творили канон, говорили полную, со-
вершенную молитву, то есть «Господи Исусе Христе, Сыне и Слове Божий, Богородицы ради, помилуй мя». Последующие,
оставив слова: «Богородицы ради», начали употреблять такую молитву: «Господи Исусе Христе, Сыне и Слове Божий,
помилуй мя». Дальнейшие выбросили: «Слове Божий» - стали говорить: «Господи Исусе Христе, Сыне Божий, помилуй
мя». Следующие за ними покинули: «Сыне Божий», - а стали говорить: «Господи Исусе Христе, помилуй мя». Теперешние
современные отцы оставили Христа, ухватившись за Хриса (т. е. злато, по-гречески); уже позабыли Христа, а говорят:
«Господи Исусе, помилуй мя».
Будущие оставят слово «Господи», станут говорить: «Исусе, помилуй мя». Потом оставят слово «Исусе» - станут говорить
лишь: «Помилуй мя», и не будут сознавать, что именно хотят они этим получить и не будут сознавать того, кто имеет
их помиловать...
Ради этого и говорю вам: когда минут четыре двадцатипятилетия, то какова станет тогда монашеская жизнь? Если же
пройдут и еще другие три двадцатипятилетия, говорим: число седьмое лет и пять восходящих к полпути восьмого, - там
на половине числа пятерки какое смущение произойдет от четвертого до пятого (2) ?..
(1) На молитве помыслы должны быть всецело устремлены к Богу; отвлечение помыслов к земному во время молитвы
есть хищение, воровство у Бога того, что есть принадлежность Богу. Отсюда слова «воровским помыслом» надо понимать
так: во время молитвы помыслы его отбегают на земное.
(2) Примечание первых списателей: святой сказал сие Феофану в лето от Рождества Христова — 1817; от сотворения же мира - 7325.
Поэтому святой говорит: когда пройдет четыре двадцатипятилетия, т. е. сто лет, и наступит 7425 год, то что тогда
станет с монашеской жизнию? Если же минут еще другие три двадцатипятилетия, то есть 75 лет, и наступит 7500 год, «число седьмое
лет и пять», т. е. семь тысяч лет и пятьсот лет, «восходящим на полпути к восьмерым», то есть, когда достигнем
половины восьмого века (тысячелетия), то там на «середине пятерых», т. е. пятого столетия, «какое смущение будет
(от четвертого до пятого)?» Мы полагаем, что от четвертого до пятого, как говорит (святой), есть от 7400 до 7500, сие мы полагаем, кто
может истолковать лучше, пусть да запишет здесь.
1817 = 7325
+ 100 = +100
____________
1917 = 7425
+ 75 = + 75
____________
1992 = 7500
- 50 = - 50
____________
1942 = 7450