Проповеди монаха

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 20 авг 2018, 14:04

ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО

Часть 1. О предметах духовных вообще

Глава 3. Как из первых грехов Адама и Каина развились все прочие страсти.
Уподобление греха плющу, противление людей Богу, желавшему очистить Свой виноградник.
Воплощение Господа и учреждение Им Церкви как тела Своего и питание ее Телом и Кровию Своею.
Союз со Христом чрез веру и союз с диаволом чрез неверие и восприемлемое от сего пятиобразное подобие диаволу.
33 ветви греховного плюща. Уподобление страстей алфавиту. Совокупление добродетелей со страстями.
Книга мира и Страшный суд. Как вера и неверие соперничают из-за обладания душою человека


Бог же, видя такое порабощение людей грехом, неоднократно хотел освободить их чрез посланников Своих. Послал Перво-
делатель (Бог) рабов Своих истребить мнимосильные, но немощные (по существу) ветви, которые столь дерзко распрост-
ранились поверх дерева, овладели им и иссушили его, но искусники (т. е. великие мира сего, стоящие во главе народов
и племен) не дали освободить себя и истребить мнимые и безсильные ветви плюща, но обезчестили посланников Божиих
и отослали назад. И возвестили рабы Перводелателю все происшедшее,
Перводелатель же, выслушав, долго терпел. Но
вот посему видит Перводелатель, как (еще более) распространился плющ своими тридцатью ветвями в винограднике и
как глушит деревья, чтобы господствовать своими безсильными ветвями над всею площадью виноградника, говорим: над всею
мыслию человека (греч.: обнесение и выражение мысли, перифраз, - тут игра слов и выражение того, что как плющ покры-
вает листву, так враг все помыслы человеческие из благих перефразирует во злые). Увидав таковой замысел, Перводе-
латель опять послал других рабов, говорим: пророков, - защитить виноградник. И опять искусники, говорим: книжники
и фарисеи, - увидев тех рабов, смутились весьма, схватили и заключили их, совещаясь между собою, что им предпринять
по поводу происшедшего и что сотворить. Совещавшись, рассудили сотворить следующее: извели их из темницы и поступили
с ними, как со злодеями; говорим: сначала мучили, а потом казнили.

Когда же придет Сам Перводелатель, то увидит, как виноградником Его овладел плющ, как плющ в винограднике ох-
ватил лозы своими 33-мя ветвями и взошел на деревья, так что, наконец, засохло естество (т. е. природные листья и
плоды) лоз и деревьев. Говорим: взошел псилафизм (плотское, лукавое и злое мудрование) со всеми своими 33-мя ветвями
на органы чувств человека и замолкла природа в человеке (т. е. свойственное человеку влечение к духовным благам и
к Богу), человек стал безчувственным (духовно), женский род и мужской...
Что сотворит тогда Перводелатель с искусни-
ками? Злых зле погубит их от виноградника (1) Своего.
И передал Он искусство речения (т. е. хранения закона и служение Слова) иному искуснику; говорим: передал вино-
градник другому народу (т. е. даровал ему способность произрастать те плоды, которые раньше получал лишь от первого
виноградника), говорим: римлянам (т. е. язычникам).

Говорим: пришел Перводелатель (вернее по смыслу - первоучитель) именем Исус, и дал нам виноградник, говорим:
дал нам Церковь вместе с Телом Своим и вместе с Кровию Своею, как и Сам о сем сказал: «Приимите, ядите, сие есть
Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов». Дал же нам сии три, говорим: Церковь Свою, Тело Свое и Кровь
Свою, - трем чувствам нашим (2) (вере, надежде и любви), что-бы мы восчувствовали и хранили благодать Христову несом-
ненно и верно, были бы чувствительны ко Христу, а не уподоблялись иноверцам, вавилонянам, которые чувствительны к
Еосфору (т. е. падшему ангелу, Деннице).
(Т. е. да любим Христа в заповедях Его, и да не любим Денницу в пороках
и греховных сладостях, внушаемых им).
Безутешен всякий, который лишится этих трех чувств, говорим: веры, надежды и любви, - ибо (тем самым) отступает
от Христа всеми своими тремя чувствами, презирает существо Христа (т. е. Тело и Кровь Его) и не верит в Церковь; тако-
вой тотчас делается добычей плюща, который охватывает его 33-мя ветвями, утверждая свое господство над ним искусным
плетением.



(1) Воспроизведена притча Спасителя о винограднике (Мф. 21, 33-43).
(2) Господь даровал нам полноту благодатных даров для того, чтобы дать нам спасение
и освящение во всей полноте - «спасл еси всего мя человека» - Октоих, гл. 2, ирмос 4.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3365
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 21 авг 2018, 13:49

ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО

Часть 1. О предметах духовных вообще

Глава 3. Как из первых грехов Адама и Каина развились все прочие страсти.
Уподобление греха плющу, противление людей Богу, желавшему очистить Свой виноградник.
Воплощение Господа и учреждение Им Церкви как тела Своего и питание ее Телом и Кровию Своею.
Союз со Христом чрез веру и союз с диаволом чрез неверие и восприемлемое от сего пятиобразное подобие диаволу.
33 ветви греховного плюща. Уподобление страстей алфавиту. Совокупление добродетелей со страстями.
Книга мира и Страшный суд. Как вера и неверие соперничают из-за обладания душою человека


Когда же растением овладеют три ветви плюща, и обхватят его тридцать других ветвей плюща и возгосподствуют над
ним своею сетью, то каким насилиям подвергается это растение, пока оно обладается плющом? Никто другой не
знает, одно растение знает, каким насилиям оно подвергается от плюща. Говорим: тот, который презрит те три чувства
(веру, надежду и любовь) и сущность закона, того тотчас похитят три нечувствия. Три нечувствия суть: а) псилафизм
ума - мудрование плотское, злое, лукавое, не духовное, прелестное, б) лукавство ока и в) нечувствие неверия (т. е.
нечувствие сердца).

Следовательно, кто похищается этими тремя отраслями (первых трех) ветвей Денницы (т. е. кого окружат и обовьют пре-
лесть, неверие и лукавство, как плющ), тот становится затем пленником и прочих тридцати ветвей ада (овладевают им и
прочие страсти). Тотчас беззакония восхитят этого беззаконного человека, схватят его тридцать ветвей ада, говорим: пред-
стоятели тирана, Денницы, - и будут господствовать над ним, оплетя его насильственным своим плетением... Какие насилия
понесет тот беззаконный человек ради нечувствия своего?.. Эти орудия адских пыток какими волнениями сердечными
изнурят его?.. Какими ухищренными мучительствами будут они мучить его (доcл.: ухищренными тиранствами тиранить,
что может иметь смысл и насилия греховного)? Никто другой не знает сего, кроме того, который находится в возделывании
этих 33-х дел беззакония...

Говорим: эти 33 ветви беззакония суть следующие: прежде всего пять, воспринятых человеком: во-первых, - псилафизм
ума (земное и вещественное мудрование, как говорится в вечерней молитве); во-вторых, - лукавство; в-третьих, - неверие
в заповеди; в-четвертых, - преступление заповедей; в-пятых, - закоснение в преступлении заповедей и презорство.
Таковые
пять ветвей (из числа 33-х) отростков суть пятиобразие змия, которое он внушил Еве, передал Адаму и чрез принятие ко-
торых Адам утратил блага рая. [Пятиобразием называет святой Нил эти пороки потому, что в полной мере обладает ими ди-
авол, человек же грешный воспринимает лишь подобие диавола, «ибо сперва диавол согрешает» (1 Ин. 3, 8), - как
сказано в Писании].
Затем на первенце Адама (Каине) произрасли (следующие побеги): первое - зависть, второе - хищение, третье -
безжалостность (братоненавидение) и четвертое - убийство.
Говорим: Каин позавидовал (богоугодной) жертве брата,
святотатствовал свою собственную жертву и явил безжалостность
к брату, которого убил.
Бог же (и сие грехопадение готов был простить и восставить Каина, если бы Каин покаялся, и) спросив его: «Где брат
твой» (ожидал от Каина покаяния и просьбы о помиловании)? Но, так как тот надменный (оказался нераскаянным и дерз-
ко) ответил: «Разве я пастырь брату моему», - то отверг его Бог и предал Каина духу беззаконному (т. е. злому духу),

дабы (злой дух как) ветр (потрясал его), дабы убийца согласно Слову (Божию) был преследуем им и (проводил жизнь) скры-
ваясь, несчастный!..
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3365
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 22 авг 2018, 15:02

ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО

Часть 1. О предметах духовных вообще

Глава 3. Как из первых грехов Адама и Каина развились все прочие страсти.
Уподобление греха плющу, противление людей Богу, желавшему очистить Свой виноградник.
Воплощение Господа и учреждение Им Церкви как тела Своего и питание ее Телом и Кровию Своею.
Союз со Христом чрез веру и союз с диаволом чрез неверие и восприемлемое от сего пятиобразное подобие диаволу.
33 ветви греховного плюща. Уподобление страстей алфавиту. Совокупление добродетелей со страстями.
Книга мира и Страшный суд. Как вера и неверие соперничают из-за обладания душою человека


Потом же (в-третьих), произрасли те прочие 24 ветви и оттоле (начали) плетение, потому что способ действия первых
девяти заключается в том, чтобы подыскать себе кого-нибудь и, подкравшись, уловить в погибель (или погибелью, т. е.
мудрованием, лукавством и законопреступлением), чтобы затем поразить его копьем о 24-х душепагубных зубьях погибели...
(В переплетении же сих душепагубных 24-х ветвей они) уподобляются буквам письма. Ибо, как разнообразные содер-
жания всех письмен изображает азбука (своими 24-мя) буквами, так точно и 24 ветви беззакония производят всевозможные
побеги погибели...
Например, страсть осуждения, возбуждая в человеке (1) стремление осуждать, производит в осуждающем злопамятство к
осужденному.
И все те 24 ветви зла повсюду усиленно стараются возбуждать (подходящие страсти и, если не успевают
возбудить одну страсть, то стремятся возбудить другую, ей противоположную); например, похоть и отчаяние (кого не
успевают увлечь к деятельной погоне за сладострастными наслаждениями, того пытаются истомить унынием).
Страстное влечение (ко греху) - есть альфа, уныние - омега; то есть - начало и конец (во всяком грехе). Начало похо-
ти, начинающая похоть возбуждает деятельность, конец же похоти есть начало уныния. Поэтому, мудрование ума и лукав-
ство ока (которые возбуждают греховную деятельность в человеке) начало имеют, а конца не имеют (т. е., возбудив
однажды похоть и внушив человеку грех, они этого грешника, если он не освободится от них раскаянием, - поражают уны-
нием, которое по смерти превращается в муку вечную);
так и слоги письмен: начало имеют, но конца не имеют (т. е.
сложившееся однажды из букв слово никогда не утратит своего смысла и всегда сохранит тот же смысл, пока существуют
письмена).
Говорим: альфа есть первая буква, омега - последняя, вита - вторая, пси - предпоследняя, ламбда и кси, равно как
ми и ни, следуют (попорядку) одна за другой; так и страсти, хотя произошли некогда последовательно, вписавшись как
алфавит на хартии человечества, но потом конца уже не имеют, соединяясь во всевозможные взаимосочетания, как буквы
в слогах и словах, между собою. Так и псилафизмы (т. е. мудрования греховные), которые суть начало (т. е. подобно
первой букве азбуки - альфе, написались первыми на хартии души человека), конца не имеют. Одинаково с мудрованием,
и лукавство начало имеет, а конца не имеет... Все (24) ветви (греха), как буквы азбуки, означают все беззакония мира и
не имеют конца...
Мир для человека есть как бы книга, которую он исписывает своими делами, как письмена - слогами, которые имеют на-
чало, но конца не имеют; отнюдь не забудется во веки веков (все, что ни сотворит) человек от самого рождения до своей
смерти, потому что от самого рождения какие слоги письмена ни изобразит человек в книге мира, по смерти человека все
они имеют быть разобраны по слогам, будет прочитано каждое сложение так, как сложил его человек, и каждое сложение
получит свою часть, воздаяние.

Как в слогах письмен (одним звуком выражается слог, сложенный из нескольких букв, из которых каждая имеет свое
особое) выражение и нисколько не соприкасаются (по месту нахождения в азбуке) между собою, (в слоге же выговариваются
34вместе), где одна, там и другая; (так и в делах человеческих соединяются в одном и том же деле разные и противоположные
побуждения, добрые и худые, несмотря на свою несовместимость). Например, альфа и омега, или вита и пси, (хотя стоят
на разных, противоположных концах азбуки, но совместно могут встретиться в одном слове); подобно сему и псилафизмы,
то есть греховные плотские мудрования человека, подмешиваются к добрым начинаниям его.
Злой и благой подразумевается: ангел-хранитель и злой дух, подвизающие человека один на добро, а другой на зло. Они
суть чрезвычайные противники между собою; если добрый старается направить человека к благому, то злой, в свою очередь,
всеми силами стремится расслабить энергию (человека, направленную к осуществлению) благого произволения;
так старается
сделать растлитель благих произволений для того, чтобы человек не взирал ни на что благое, не предпринимал бы ничего
благого; подобным образом и благой старается и расслаблять злую энергию (в человеке), желает, чтобы человек не взирал
на зло (т. е. не желал бы зла) и не стремился ко злу.
Души людей подобны семьям юных двоеженцев, причем у одной из молодиц родился мальчик, а у другой - девочка.
Одна любит девочку так, как злой любит зло, другая так любит своего сына, как благой любит добродетель. Имеющая
девочку не любит сынка, а имеющая сына не любит девочку... Подобно сему, взаимно стараются превозмочь друг друга в
глубинах человеческого произволения благой дух и злой, стремясь вписать свои победы в книге жизни всего мира (т. е.
побудить человека к соответственному делу).


(1) Эта страсть понуждает осуждать других людей, считать их худшими, чем сам осуждающий, смотреть на них с презрением и, в
конце концов, ненавидеть, как худших, чем осудитель. Осуждение - прямая дорога к ненависти.

(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3365
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 23 авг 2018, 14:50

ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО

Часть 1. О предметах духовных вообще

Глава 3. Как из первых грехов Адама и Каина развились все прочие страсти.
Уподобление греха плющу, противление людей Богу, желавшему очистить Свой виноградник.
Воплощение Господа и учреждение Им Церкви как тела Своего и питание ее Телом и Кровию Своею.
Союз со Христом чрез веру и союз с диаволом чрез неверие и восприемлемое от сего пятиобразное подобие диаволу.
33 ветви греховного плюща. Уподобление страстей алфавиту. Совокупление добродетелей со страстями.
Книга мира и Страшный суд. Как вера и неверие соперничают из-за обладания душою человека


Человек ныне не остерегается от беззаконий мира сего, не понуждает себя взывать о помощи к Богу, чтобы Он избавил
его от сих беззаконий, как сказано: «Яко Той есть Бог наш, избавлей нас от беззаконий наших»... (Октоих, глас 1, стихиры).
Избавитель избавляет человека от злых, но желает, чтобы и сам человек имел чувство к Сигору (т. е. к небу, как гово-
рится в великом каноне: «В Сигор угонзай»), сознавал бы (в себе) те тридцать три ветви беззаконных письмен жизни и
не вплетался бы в те 24 буквы погибели.

Говорим: эти 24 буквы суть: происходящие от похоти плоти: 1 - прелюбодеяние; 2 - блуд (в том числе объедение и пьянство);
3 - разжение; 4 - обольщение; 5 - наряжение, (возбуждающее) блудное похотение; 6 - изнеженность (ласкосердство) взаимного
обращения, роскошь и человекоугодие; 7 - расслабление (или разленение) ума; 8 - утучнение плоти и услаждение прочих
органов чувств; 9 - безумная любовь; 10 - чародеяние; 11 - кровосмешение; 13 - мужеложство.
Эти 24 ветви плотских похотей для всякого, кто поддастся им, становятся темным покрывалом, всецело затмевая его,
так что человек не видит Солнца Солнц. Делатели этих 24 ветвей сладострастии не узрят лица Божия, предадутся смерти
и в пучине сладострастия потонут...

Похоть же ока лукавого (производит следующие ветви): уныние, которое развивает отчаяние; отчаяние же возжигает
ярость (гнев или злобу).
(Злоба же) влечет человека в следующие девять: 1 - осуждение; 2 - злоречие; 3 - клевета; 4 - презорство
(и вместе с тем возношение, гордость и пр.); 5 - алчность; 6 - хищение; 7 - ложь и несправедливый донос (т. е. клевета); 8 - притворство
добродетелей или лицемерие; 9 - коварное советование. Сим подвергаются осуждающие ближнего своего..

От корней всех этих 33-х ветвей зачинается один корень травы отвратительной на вид (досл.: непотребной зрению);
она называется ядом и отравляет все, чего бы ни накопил (благого, или какие бы благие дела ни сотворил) человек.
Если окажется посреди посева, то препятствует произрасти плодам; люди ныне называют его - волчец; (примечание пер-
вых списателей: этот волчец есть растение, которое имеет свойство, когда находится среди посеянной пшеницы, погублять
пшеницу).
Посреди корней 33-х ветвей произрастает еще одно противоестественное беззаконие, говорим: хуление. Оно произносит
хулу на книгу закона и на тех, которые учат согласно закону веры; у кого оно окажется, тому препятствует быть слушателем
закона и плодоприносить согласно учению веры.

(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3365
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 24 авг 2018, 13:08

ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО

Часть 1. О предметах духовных вообще

Глава 4. О том, как пал Денница, какие свойства приобрели павшие духи и какую брань ведут они с человеком


И так, вот каковы суть два разряда страстей и (страсти) трех возделываний (т. е. происходящие от похоти плоти,
похоти очес и гордости житейской, приводящей к братоненавидению).
Говорим: поскольку добродетели суть (сияние образа Божия в. человеке) и дары Божии человеку, постольку
же все перечисленные пороки суть дарование Денницы. Сияние Божие есть: вера, надежда и любовь, очищающие
от всех беззаконий;
сияние же Денницы следующее: неверие, отчаяние, вражда и памятозлобие. Если спросишь, каким об-
разом приобрел такое сияние Денница, то послушай и увидишь.

(Возмечтал некогда Денница присвоить себе все свойства Божии, достичь такой) же красоты, как Солнце Солнц (1) , го-
ворим:'(превзойти высоту) диска, (силу) луча и (свет) сияния, которые суть (нераздельны), - ибо, если не будет круга сол-
нечного, то откуда будут исходить лучи вокруг? И, если не будет лучей, как возможно сиянию распространяться до концов
вселенной? Также, если не будет сияния у лучей, как возможно будет сиять сиянию дня? С этим подобием сияния Божества
(и попытался Денница) сравняться. Говорим: пожелал утвердить свой трон выше трона Божия.
Когда же начало обнаруживаться сие мудрование (псилафизм) лукавства, помысл неверности и лживая мечта нечувст-
венности (т. е. нелюбви), то возмутились тотчас небеса небес, отверзлись врата небесные, и Денница немедленно низвергся
со своим проклятым троном, т. е. со своим оскверненным полчищем. Число всех отвратившихся (от Бога) и отпавших
с Денницею есть тридцать три тысячи тысяч мириад мириадов. Каждого праведника борют тридцать три тьмы тем отпавших
вельзевулов, т. е. аггелов сатаны.
Вид их отвратителен, существо неисправимое (2) ; в вышину имеют рост наималейший,
в ширину широту наибольшую, обладают глубиною (3) , во власти своей - безсильны, насилуют со своим безсилием грешника,
подобного тебе (Феофану), который прельщается безсилием диавола (т. е. наслаждениями страстей, воображает диавола
якобы сильным, боится его, покоряется ему, столь безсильному); овладевают сим человеком безсильные злые духи, закреп-
ляя его в своей власти посредством безнадежья (иначе, отчаяния (4) ).


(1) Под «Солнцем Солнц» прп. Нил именует Бога.
(2) Т. е. не способны к покаянию и вступлению на путь добра.
(3) Т. е. адом, преисподней.
(4) Отчаяние есть «смертный грех». Никогда не должно отчаиваться в своем спасении.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3365
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 25 авг 2018, 13:25

ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО

Часть 1. О предметах духовных вообще

Глава 5. Греховное обольщение и упоение благодатию Св. Духа. Сравнение греховного обольщения с опьянением от вина.
Упоение благодатию Св. Духа и его превосходство пред греховным опьянением (5).


Мириада мириад, мнящая себя быть сильной, расставляет три западни (для уловления греховными приманками
людей), у каждой западни свой особый тайный крючок, говорим: воображение, гордость и осуждение (т. е. диавол,
прельщая людей, старается извратить в них правое разумение о сущем или через воображение, т. е. превратное
представление об окружающем,
или через гордость, т. е. превратное мнение о самом себе, или через осуждение, преврат-
ное отношение к ближнему;
все это суть крючки диавольских удочек, ибо во всех мыслях, внушаемых человеку врагом,
всегда скрыто что-либо или горделивое и враждебное Богу, или злое и братоненавистное, или что-либо мечтательное, по-
хотное и вредное для самого человека).
Как пьяницу влечет вино в корчемницу, так и грешника влечет грех в западни диавольские. В корчемницу идут упиться
соком хмельной лозы. Грешник идет в западню диавольскую, чтобы упиться вином греховной лозы; как только выпьет,
опьяневает; когда же пьет и опьяневает, то, пока не отрезвится, не ведает, что с ним происходит, - царских повелений не
боится, безчестия себе не вменяет, презрения не избегает, на поругание не глядит; он единственно поглощен упоением
той лозы, одного только (желая) - иссушить то существо лозное, говорим: вино, - которое нынешние люди называют -
краси. (Краси - значит вино разбавленное; святой употребляет это название для противоположения силы опьяняющего
вина греховного - вину духовному, которым, когда бывает упоен человек, то ничто не в силах отрезвить его, ни время,
ни страдания и т. п.).
(Итак, если то) разбавленное вино доставляет пиющим его столь сильное упоение (что они теряют всякий страх чело-
веческий, не тем ли паче сильнейшее действие должно быть от упоения духовного?) Говорим: обретший вожделенное упоение
(Св. Духа) не боится тех трех обольщений человеческих (т.е. похотения плоти, очес и гордости китайской), не боится ни-
каких страданий, не устрашается ни ввержения в огонь, ни ввержения в воду. Какими бы ухищренными мучительствами
его не изнуряли, он не уловляется в те дела, к которым принуждают его люди.

Если существо тленного вина способно столь упоять человека и опьянять его, то не тем ли паче (должно в превосходнейшей
степени обладать этим свойством, упоять, приводить к забвению о земном) вино лозы небесных виноградников?! Если упившиеся
земным вином люди находят столь великое упоение в пьянстве, что перестают страшиться повелений царей земных, то (упоен-
ный небесным упоением, каких прещений земных царей может убояться)? Какую славу земных царей может во что-либо вме-
нить? Каких тем людей и мысленных князей может устрашиться? Какая сила безсильных мириад мириадов может его
(подвигнуть), какая похвала (т. е. лесть) отверженных и мерзких вельзевулов (может его усладить)? Какие диавольские ловушки
(могут его уловить)? Если упивающийся существом лозным человек столь упояется им, что не ведает и не помышляет о
западнях вражиих, если пьющий разбавленное вино столь опьяняется, то сколь упояюще должно действовать растворение
небесное? Пиющие небесное растворение упояются упоением Святаго Духа; следовательно, находящегося в таком упоении
кто может разочаровать, кто может одолеть? И, на самом деле, никто и никогда не был побежден из таковых, но толь-
ко всегда были ими побеждены 33 тысячи тысяч ангелов Денницы и мириады мириадов мириад веельзевулов...


(5) Прп. Исаак Сириянин благодатное состояние именует «духовным упоением». «Сим духовным упоением, - говорит он,
- упоевались апостолы и мученики». Добротолюбие, том 3, стр. 164.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3365
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 26 авг 2018, 08:13

ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО

Часть 1. О предметах духовных вообще

Глава 5. Греховное обольщение и упоение благодатию Св. Духа. Сравнение греховного обольщения с опьянением от вина.
Упоение благодатию Св. Духа и его превосходство пред греховным опьянением .



(Так восстало это множество на брань против упоенных Святым Духом людей, вообразилось в человеке, вселившись
в царя земного), т. е. некогда восстал диавол на христиан, вооружив против них род человеческий и царя земного), го-
ворим: Диоклитиана и Максимиана, - дабы принудить христиан и питаться плодом погибели нечестивых, и отречься
духовного упоения.
Таким образом, эта пара служителей диавольских хотела было истребить в человечестве род христи-
анский. Так до самой кончины мира будет неистово преследовать Церковь диавол, чтобы уничтожить род христианский; так
же каждого отдельно человека, до самой ночи, т. е. смерти его, преследует враг, чтобы лишить преследуемого всех пло-
дов добродетелей его.

Говорим: выступили некогда на брань против рода христианского Диоклетиан и Максимиан, чтобы низложить его, лишить
млекопитания плодом жизни и ввергнуть в погибель нечестивых, т. е. принудить отречься от Христа, - но (вместо
этого, достигли совершенно противоположного); сколько людей тогда в течение тех дней и ночей приняли крещение и (вместо
того, чтобы принуждать христиан отрекаться от Христа, сами в купели отреклись от диавола и дел его), прославили и
возблагодарили Бога за действие крещения (т. е. за дарование им свободы от рабства греховного). Благодатное действие
Крещения они сподобились познать, увидев силу его на упоенных Духом Святым мучениках и, вместо того, чтобы при-
нуждать христиан отрекаться от Христа и принести жертву идолам, сами отреклись от идолов, от жертв богам эллинским,
вознесши жертву Богу по реченному: «Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит»
(Пс. 50, 19).

И я говорю, что упоенный человек не может быть объят страхом и убояться. Такого упоенного всуе будет пытаться
мир привлечь к себе, противники всуе будут стараться пробудить его от упоения, множества тысяч и мириады веельзе-
вулов всуе будут стараться устрашить его страхом своего множества, ибо он ни во что вменяет их тысячи и не будет
устрашен тьмами тем язык, согласно сказанному: «Не убоюся от тем людей окрест нападающих на мя. Воскресни, Господи,
спаси мя, Боже мой, яко Ты поразил еси вся враждующие ми всуе, зубы грешников сокрушил еси; Господне есть спасение
и на людех Твоих благословение Твое» (Пс. 3, 7-9).
Упоенный человек подобен преподобной Марии (Египетской), стяжавшей высшую меру совершенства монашеской жизни.
Она сильно была борима тысячами и тьмами веельзевулов, которые старались привлечь ее ко греховному миру, чтобы
заставить творить первые (греховные) ее дела, - но всуе потрудились над ней...
Упоенный человек подобен еще тому учителю, ревностно охранявшему апостольское учение (и проповедовавшему покло-
нение иконам), который не убоялся прещения царя Конона быть сожженным со своею школою (т. е. с великою библиоте-
кою), ни во что вменил его сожжение, и сгорел.
Упоенный человек подобен и св. Иакову Персянину, который сперва было погрузился в корчемницу, испил все растворение
лозы нечестивых, лишился соединения с нетленной лозой - Церковию, но хмельность не до конца удержала его в сем погружении,
он весьма быстро отрезвел, отверг от себя упоение хмельное, отверзлись очи его, уразумел он свое нечувствие
(т. е. неблагодарность Богу), узрел свою неверность (Богу), восплакал горько, как Петр, и чрез многое пролитие слез
погрузился в погружение Всесвятаго Духа.
Ибо слезы, изливаемые в праведность (т. е. скорбь о грехах) - погружают мысль человека в погружение Всесвятаго Духа (1) .
Даже плачущих перед заптиями (магометанскими местными судьями) судьи прощают, видя слезы подсудимых. Если заптия,
тленный человек, отпускает вину ради слез,
то не наипаче ли Нетленный Бог призирает на таковые слезы (изливаемые)
пред Ним ради оправдания и спасения души? Господь помогает таковому, посылая ему помощь свыше, и кающийся погружается
в погружение слез покаяния.


(1) Ср.: 2 Кор. 7, 10 - «Печаль ради Бога производит неизменное покаяние во спасение».
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3365
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 27 авг 2018, 14:06

ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО

Часть 1. О предметах духовных вообще

Глава 5. Греховное обольщение и упоение благодатию Св. Духа. Сравнение греховного обольщения с опьянением от вина.
Упоение благодатию Св. Духа и его превосходство пред греховным опьянением .


Посему внял (Бог) воздыханиям сего Иакова, призрел на его покаянные слезы и послал ему помощь свыше. Иаков ок-
реп в помощи Вышнего и столь упоился упоением помощи сей, что не устрашился великих страданий и не малодушест-
вовал, когда ему один за другим отрезали все члены тела.
Сначала ему срезали все пальцы на руках и не сразу весь
палец, но все три сустава пальца, один за другим, порознь; отрезали и ступни до щиколотки, голени до колен, руки до
плеч, начиная с кистей, отрезали порознь все кости до ключиц; отрезали и все ребра; наконец, отрезали бедра; осталась одна
плоть его как голый ствол дерева, говорим: как обстриженная лоза.
Упоение же его, которым он упоился от помощи свыше, было столь велико, что св. Иаков даже не замечал того, что
стал подобен обстриженному винограду, не взирал и на члены свои, которые, как ветви у обстриженного винограда, были
разбросаны на земле, помышляя лишь о том, каким бы даром покаяния воздать за помощь Всесильному Помощнику своему,
и говорил: «Владыко, Господи Иисусе Христе, Отче Вседержителю, и Святый душе! Благодарю Тебя, укрепившего меня,
и что я потерпел сие имени ради Твоего Святаго. Мне отрезали все мои члены, нет у меня ног, чтобы восстать и поклониться
державе Твоей за силу, ниспосланную мне в помощь свыше, ни рук нет у меня, дабы благодарно воздеть их к Тебе за
помощь Твою, которою Ты дал мне превозмочь сию жесточайшую муку»...

И другие многие умилительные слова ко Всесвятому Духу он произнес и склонил честную свою главу, которая и была
отсечена; сам же стал наследником жизни вечной.
Увидали злые духи такое исповедание и содрогнулись; узрели присутствующие и подивились; мучители, отрезавшие
члены Иакова, изнемогли; верные же христиане, зря терпение и стойкость Иакова непоколебимого, - утвердились.

Постарались было мучители пробудить Иакова от его благодатного упоения, чтобы заставить упиться ревностию о царе
(земном), но не возмогли разлучить его от упоения Всесвятаго Духа, хотя и растерзали тело его... Постарались было отторг-
нуть от лозы живота вечного, чтобы предать его вечной смерти, как и душу каждого человека диаволы стараются уловить,
дабы развенчать ее от ее славы и ввергнуть во тьму, постарались (злые духи сделать то же и с Иаковом), чтобы посрамить
погружение (восхищение) Всесвятаго Духа, но сами были посрамлены.
Денница же, за то, что дерзнул попытаться восхитить образ (трисиянной славы) Святыя Троицы, был присужден к
сим трем (греховным) славам; говорим: к мудрованию (вместо премудрости), к лукавству (вместо простоты) и к неверию
(т.е. к слепоте, вместо созерцания Божия)
. Денница, дерзнув восхитить подобие (т. е. свойства) Святыя Троицы, уготовал
себе трон, чтобы вознестись на нем превыше трона Божия (т. е. склонил, отторгнув от Бога, часть ангелов, которые
суть престол Божий, дабы сделать их своим престолом и принудить прочих ангелов присоединиться к Деннице)
; как
только стал он осуществлять свой нечистый замысел в духовном мире, то потряслися небеса, поколебались ангелы (доел.:
закружились); не поддержи их Михаил-архангел могучим гласом своим к сопротивоборству (единодушных с 1 ним)
словами: «Станем добре, станем со страхом Божиим» , не предвари он сказать сих слов, утвердивших единодушных с
ним, - единый Бог весть, что могло бы тогда произойти с небесами небес; единому Богу то известно. По гласе же Михаила-
архангела очутился (досл.: остановился) Денница в бездне ада вместе со своим проклятым троном; говорим: вместе со
своим оскверненным полком.

(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3365
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 28 авг 2018, 14:37

ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО

Часть 1. О предметах духовных вообще

Глава 6. Неверие, нечистота и отчаяние суть три двери, открывающие для диавола доступ в душу человека.
Двоякий способ искушения диаволом людей: немощных - похотями, а праведников - лестию.


Душа человеческая, подобно дому, имеет три двери, чрез которые вор может проникнуть в нее; одна называется
- порта, т. е. главная дверь, другая - парапорта, т. е. боковая дверь, и третья - боковая дверца (калитка) -
парафири. Если хотя одна из этих дверей будет открыта, то вору открыт доступ и в дом,
ибо, если будет закрыта
только боковая дверца, то будет освещать вторая дверь (т. е. открывать взору врага то, что находится внутри
дома); если же окажется закрытой и вторая дверь, то будет освещать главная дверь. Если же закрыть и главную дверь,
то совершенно скроется (от взоров врага) внутренность дома, вор не увидит ни единой самомалейшей вещицы в нем, не
будет знать, что ему украсть, как проникнуть, не увидит, что и в какой щели припрятано, чтобы нащупать пальцами,
разыскать, похитить и убежать, ибо сокровенность охраняет жилище неокраденным. Зажечь же свет, чтобы чрез окно
разглядеть внутренность, достать что-либо рукой и, ощупав, похитить, - боится, чтобы не увидал сосед его огня, не при-
шел бы и не поймал бы его. Поэтому и боится вор света лампады, при наружном же свете не боится... [В этих словах
- намек на слово Господне (Мф. 6, 6) о молитве в заключенной от наружного света храмине души; наружного света диавол
не боится, это означает рассеянную внешними впечатлениями душу, которая делается приступной диаволу]. Ибо тогда видит
он, в каком уголке жилища драгоценности, ворует, похищает, убегает, и дом остается пуст.
Подобно сему и у человека есть три мысленные двери: одна называется неверием, другая - нечистотою, а третья -
отчаянием.
(Неверие святой называет главной дверью, ибо чрез неверие в заповеди Божии и чрез забвение Бога люди
больше всего согрешают,
нечистота же открывает двойной доступ диаволу, усиливая его власть над человеком, а отчаяние
совершенно предает человека врагу.
Следует заметить, хотя человек и будет нравственно жить и, следовательно, закроет
доступ врагу чрез дверь нечистоты, но если не уверует как должно, то не закроется доступ диаволу чрез дверь неверия
и не избежать человеку окрадения).
Если же затворится дверь нечистоты, то будет показывать диаволу ход дверца отчаяния, если же и дверца отчаяния
заключится, то все-таки будет освещать путь главная дверь неверия. Когда же затворится и главная дверь неверия, тогда
сердце озаряется благодатию Всесвятаго Духа, просветляется мысль человека, и он начинает творить заповеди Христа своего,
Распятого Исуса.

Тогда благодать Всесвятаго Духа становится для бесов как бы тьмою, скрывающею душу от (взора бесов) проныр и
всех клеветников (диаволов), скажем лучше - от всех неверующих (т. е. ослепших духовным зрением, которое есть
вера, и не могущих взирать на сияние Всесвятаго Духа).

(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3365
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 29 авг 2018, 13:53

ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО

Часть 1. О предметах духовных вообще

Глава 6. Неверие, нечистота и отчаяние суть три двери, открывающие для диавола доступ в душу человека.
Двоякий способ искушения диаволом людей: немощных - похотями, а праведников - лестию.



Если же, наоборот, найдут проныры все три двери отверстыми, что способны они тогда наделать с душой? Не обнажат
ли они дом тот, не оставив в нем и гвоздя? Не ограбят ли его совершенно и отымут рассудок, так что человек начнет
творить сам для себя безумие (т. е. сам себя губит); не так ли?
Коварные же проныры есть полк Денницы (которых мы
так называем по следующей причине): когда Денница преткнулся, превратился в веельзевула, очутился в аду с полчищем
своим, где пребывает и поныне, с того самого времени, как Михаил-архангел воскликнул: «Станем добре, станем со страхом
Божиим» , - тогда падшие духи, свергшись с неба, одни остановились на высотах (надземных), другие - в воздухе,
третьи - в водах, прочие же вместе с Денницею - в земле (т. е. в безднах ее).
Пребывающие же вне ада (т. е. на
поверхности земли, в водах, воздухе и на высотах) называются коварными пронырами, ибо они и наверх восходят (1) , и наниз
опускаются (т. е. восходящих в добродетелях преследуют, подражая добродетелям,
павшим же соделывают явное зло).

Восхождение бесов наверх означает следующее (т. е. восходящую в добродетелях душу они искушают следующим
образом). Как только душа праведника начнет восходить (к совершенству), шествовать путем Господним, тотчас устрем-
ляются за нею и коварные проныры, говорим - клеветники (диаволы), чтобы запнуть душу праведника и свергнуть вниз,
во ад. Стараются же они так усиленно из-за того, чтобы не дать (человеку) преуспеть и взойти на ту высоту, с которой
сами низверглись.
В этой зависти своей они поступают так, как какой слуга, раньше служивший царю или вельможе,
или архиерейский диакон, или какой подмастерье мастеру, изгнанные от своих господ за дерзкое безчиние; одним словом,
как убежавшие: ученик от мастера, диакон от архиерея, слуга от вельможи... Диакон, убежавший от своего архиерея,
злословит и осуждает его, чтобы никто другой не стал бы с архиереем жить; когда же кто поступит к архиерею, убе-
жавший диакон всячески старается, чтобы другой не ужился у архиерея, дабы тем оправдать себя перед людьми, что не
он, диакон, виноват, но архиерей, и что-де другие люди тоже не могут ужиться с архиереем.
Так поступает и прогнанный слуга по отношению к господину своему; подобное творит и подмастерье мастеру своему.
Подобно сему и злые духи оклеветывают во всем судьбы и заветы Божии, дабы из зависти не дать людям унаследовать
то место, которое они утратили, и дабы явить себя правыми, Бога же неправым, а выполнение заповедей Его якобы
невозможным...

Если злые духи видят человека, имеющего благодать Всесвятаго Духа, говорим: незлобивого, не воздающего злом за зло,
возделывающего все добродетели, - то, следовательно, (какой завистию распаляются) против души сего праведника, сколь
сильно колебать, сотрясать в подвигах должны они ее, будучи злоборцы по естеству, и сколь злобна
должна быть брань их?
С одинаковою яростью преследуют эти проныры душу, как при восхождении, так и при нисхождении (т. е. правед-
ников стараются запнуть в восхождении по ступеням духовных подвигов, а грешников ввести в тягчайшие грехи), чтобы не
дать ни единой душе взойти и возобладать задатком праведных (т. е. чтобы не дать человеку приобрести благодать, когда
же приобретет, - не дать ему удержать дара Святаго Духа - задатка будущего блаженства).
Какой бы (благодати) ни
сподобился праведный, проныры устремляются (за праведным и на сию степень), стараясь и здесь отторгнуть его руки от
рук праведных (т. е. ангелов) и свергнуть во ад следующим способом: сначала стараются нацепить его на свой крючок
гордости, приучить творить дела погибели, чтобы, таким образом, сама душа заклала бы себя в жертву аду своею
погибельною гордостию, чтобы сею погибелью принудить руки праведных (т. е. ангелов, защищающих душу человеческую,
приявшую благодать), отвратиться от нее (т. е. перестать защищать и путеводить возгордившегося праведника и пре-
доставить его во власть врагов).


(1) Св. ап. Павел именует злых духов мироправителями тьмы века сего, духами злобы поднебесной (Еф. 6, 12),
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3365
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Пред.След.

Вернуться в Бог и Душа



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 99

cron
@Mail.ru