ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО
Часть 1. О предметах духовных вообще.
Глава 46. Об исторжении греха из сердца. Сравнение души с садом, а греха - с тернием в саду.
Вонмите, о преподобнейшие, о том, как забывает Бог грех человеку. Душа согрешившая подобна тому, как если
в каком царском саду, на самой середине дорожки окажется колючее дерево, называемое паллурий, вроде плю-
ща, весьма колючее и крайне цепкое. Это дерево не красиво, имеет свойство распространяться и испускать
множество побегов, подобно греху. Когда кто проходит около сего дерева, то оно так же цепляется к проходящему, как
грех; если же взойдет на верхушку дерева - производит весьма большую тень, так что не дает саду видеть лучей солнечных,
согреваться ими и давать плоды, в дар Царю - чтобы, прияв дар, любоодарил Царь садовника своим царским дарованием.
Спрашиваю я вас, отцы преподобнейшие: если будет у садовника такое колючее дерево в саду, то что тогда можно садов-
нику принести в дар Царю, чтобы приять от него царскую награду?
Чистое устроение человека есть как бы некое садовное украшение пред Богом, а тело человека - как садовник (т. е.
человек должен достигать телесными подвигами чистого устроения и удерживать тело свое от всякого греха). Если не по-
лучит садовник от сада дохода, плодов садовных, то всуе трудился он за время целого года. Говорим: если убыточествует
монах в плоде жизни монашеской и пресветлом покаянии, то всуе труды его целого года. Поэтому садовник спешит,
как только появится колючий плющ в саду, тотчас искоренить колючее дерево, чтобы тенью своею оно не мешало саду и
не перестал бы от этого сад приносить плодов. Говорим: не лишился бы подвижник различных дарований. И начинает
садовник искоренять то непотребное дерево, говорим: древо греховное, - и разделывает то место, на котором находилось
колючее дерево. Говорим: начинает человек очищать мысль свою и отделять грех от чувств своих, т. е. отвращать чувства
свои от греха; дух свой и расположение свое делает добрым, по сердцу делается человек расположения чистого, доброго.
Начинает же садовник искоренять колючее дерево для того, чтобы сад плодоносил. Начинает с улучшения, т. е. с реши-
мости исправить сад и избавить его от терния. Говорим: начинает с того, что прощает ненавидящих и обидящих его, и
уже одно это прощение от всей души и всего сердца есть улучшение для человека. Потом выкапывает корень дерева,
чтобы вырвать его. Говорим: терпит скорби, которые, если хочет кто уничтожить древо греховное, каждый час находят
на него. Обезветвляет дерево, говорим: бегает осуждения. Ибо, кто осуждает - себя обезсиливает и в три раза большие грехи
сотворит - блуд ли, или прелюбодеяние, или воровство, или хулу, или малакию, или другие какие согрешения. Тот, кто
другого обвиняет и осуждает за то, что в нем находится какой-либо малый или великий грех, тот есть бес (1), а не человек.
Тот чужевер, а не христианин. Ради сего, говорю я вам, что избегающий осуждения избегает греха, исторгает древо грехов-
ное, искореняет его, кладет в огонь грех свой, сожигает его, и грех становится пеплом. Приходит ветер с дождем, разносит
его и исчезает он от лица сада, говорим: от расположениячеловеческого, - получает сад покой, видит лучи солнечные,
деревья начинают плодоносить и красуется сад плодами.
Видит садовник, что исторглось колючее дерево, что с исторжением его получили отраду плодоносные деревья, и за-
бывает садовник о дереве, которое отравляло дерева сада и лишало их плода; говорим: древо греха, которое отравляет
душу человека. Итак, забыл садовник о дереве, так как оно исчезло из сада.
(1) Это выражение следует понимать в том смысле, что чрез осуждение человек становится орудием диавола.
(продолжение далее).