Проповеди монаха

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 02 апр 2020, 13:34

ТВОРЕНИЯ СВ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том первый . 7 слово: ПОСЛАНИЕ .

О том что Собор Никейский, усмотрев коварство Евсевиевых приверженцев, определение
свое против арианской ереси изложил приличным образом и благочестно.


26) А что Божие Слово — не произведение и не тварь, напротив же того, собственное, неотлучное
рождение Отчей сущности, как написал великий Собор; то вот и Римский Епископ Дионисий, пишет
против держащихся Савеллиева образа мыслей, жалуется на осмеливающихся говорить это и выра-
жается так: „По порядку же справедливо будет—сказать и против разоряющих достоуважаемую
проповедь Церкви Божьей, разделяющих и рассекающих Единоначалие на какие-то три силы, на три
божества и отдельные ипостаси. Ибо дошло до моего сведения, что некоторые из оглашающих и по-
учающих у вас Божию слову распространяют это мудрование, и в этом совершенно, так сказать,
противоположны мнению Савеллия. Тот богохульствует, утверждая, что сам Сын есть Отец и
наоборот; они же проповедуют некоторым образом трех богов, Святую Единицу разделяя на три
ипостаси, одна другой чуждые и во всем отдельные. А Божественному Слову необходимо быть в еди-
нении с Богом всяческих, и Святому Духу должно пребывать и вселяться в Боге, и совершенно уже
необходимо, чтобы Божественная Троица оглавлялась и сосредоточивалась в единой как-бы некоей
главе, разумею Бога всяческих — Вседержителя. Ибо учение суемудрого Маркиона, сечение и деле-
ние Единоначалия на три начала есть диавольское учение, а не учение истинных Христовых учеников,
удовлетворяющихся учениями Спасителя; ибо эти последние хорошо знают, что Божественное Пи-
сание проповедует Троицу, — трех же богов не проповедует ни ветхий, ни новый Завет. Но
не менее будет иной порицать и тех которые думают, что Сын есть произведение, и пола-
гают, что Господь получил бытие, как нечто из действительно сотворенного; между-тем как Боже-
ственное Слово свидетельствует о сообразном и приличном Ему рождении, а не о каком-нибудь об-
разовании и творении. Посему, не маловажная, но весьма великая хула—утверждать, что Господь.—не-
которым образом рукотворен. Ибо, если Сын сотворен; то было, когда Он не был. Но Он
всегда был, если Он—во Отце, как Сам говорит, и если Христос есть Слово, и Премудрость,
и Сила. А что Христос есть все сие, — это, как знаете, утверждают Божественные Писания; Слово
же, Премудрость и Сила суть собственные Божьи силы. Почему, если Сын сотворен; то было, когда
не было тех сил; было время, когда Бог был безъ них. Но это всего нелепее. И к-чему долее
разсуждать об этом с вами, мужами духоносными и ясно знающими, какие возникают несообразности,
если сказать: Сын есть произведеніе? Мне кажется, на эти несообразности не обратили мысли водящиеся
этим мнением, и потому значительно погрешили против истины, иначе, нежели как требует в
этом месте Божественное и Пророческое Писание, поняв эти слова: "Господь созда Мя начало
путей Своих" (Притч. 8, 22). Не одно, как знаете, значение слова: созда. Созда здесь должно принять вместо:
поставил над делами, Им сотворенными и сотворенными чрез самого Сына. Но не в значении: со-
творилъ употреблено теперь слово: созда; потому что есть разность въ словахъ: сотворить и создать. Не
сам ли сей Отец твой стяжа тя, и сотвори тя и созда тя",—говорит Моисей в великой песни во
Второзаконии (32, 6)? И им скажет иной: какие безразсудные люди! Ужели тварь — Перворожденный
всея твари (Кол. 1, 15), "Рожденный из чрева прежде денницы" (Псал. 109, 3), как Премудрость, Изрек-
ший: "прежде всех холмов раждает Мя" (Притч. 8, 25)? И во многих местах Божественных Сло-
вес найдет всякий, что Сын называется рождением, а не сотворенным, и этими местами ясно
изобличаются составляющие ложные понятия о Господнем рождении и осмеливающиеся Божественное
и неизреченное рождение Его называть творением. Итак, не должно чудную и Божественную Еди-
ницу разделять на три божества, и словом: "сотворение" устранять достоинство и всепревосходящее ве-
личие Господа; напротив того, надлежит веровать в Бога, Отца, Вседержителя, и во Христа — Исуса,
Сына Его, и в Духа Святого, веровать, что Слово—в единении с Богом всяческих; ибо говорит:
"Аз и Отец едино есма" (Іоан. 10, 30)" Аз во Отце и Отец во Мне" (Іоан, 14, 11). Таким образом со-
блюдутся и Божественная Троица, и святая проповедь о Единоначалии".

(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3366
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 03 апр 2020, 13:08

ТВОРЕНИЯ СВ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том первый . 7 слово: ПОСЛАНИЕ .

О том что Собор Никейский, усмотрев коварство Евсевиевых приверженцев, определение
свое против арианской ереси изложил приличным образом и благочестно.


27) О том же, что Слово—вечно соприсуще Отцу и есть собственность не иной, но Отчей сущности,
или ипостаси, как изрекли это бывшие на Соборе, можно еще вам слышать и у трудолюбивого Оригена.
Что писал он в-виде спора и состязания, то пусть принимают не за его собственно образ мыслей, но за
мудрование тех, которые усиливались с ним спорить. А что излагает в-виде определения, то есть
собственный образ мыслей сего трудолюбивого мужа; по крайней мере, после сказанного в-виде состяза-
ния с еретиками, он тотчас присовокупляет свою мысль, говоря так: „Ежели есть образ Бога неви-
димого, то и образ—невидимый. А я осмелился бы присовокупить и о подобии Отца, что не возможно
когда-либо не быть ему. Ибо когда Бог, у Иоанна называемый светом: яко Бог свет есть (1 Иоан.
1,5), не имел сияния собственной славы Своей, чтобы кому-либо осмелиться приписывать начало бытию Сына,
прежде не бывшего? Когда же не было образа и начертания неизреченной неименуемой, неизглаголанной,
ипостаси Отчей? Когда не было Слова, Которое познает Отца? Пусть вразумится тот, кто осмелится
сказать: было некогда, что Сын не был; чрез это "он говорит также: не было некогда Премудрости,
не было Слова, не было Жизни". И еще в другом месте так говорит Ориген: „Но не позволительно
и не безопасно, чтобы по немощи нашей, сколько от нас зависит, лишаем был Бог всегда при-
сущего Ему единородного Слова, той Премудрости, о Нейже радовашеся (Притч. 8, 30). Ибо в таком
смысле представляем будет не всегда радующимся".
Вот мы доказываем, что разумение это перешло от Отцов к Отцам. А вы, новые иудеи и уче-
ники Каиафы, на каких можете указать Отцов, употреблявших ваши речения? Не наименуете ни-одного
из мужей благоразумных и мудрых. Все от вас отвращаются, кроме одного диавола; ибо он один
стал для вас отцом такого отступничества; он и в-начале всеял в вас это нечестие, и ныне вну-
шил вам мысль злословить вселенский Собор за то, что Отцы написали не по-вашему, "но яже
предаша, иже исперва самовидцы и слуги бывшии словесе" (Лук. 1, 2). Вера, какую Собор исповедал
письменно, есть вера вселенской Церкви. Ее защищая, блаженные Отцы написали так и осудили
арианскую ересь. Поэтому особенно и стараются клеветать на Собор; не речения оскорбляют их,
но то.что оными обнаружены в них еретики, и притом превосходящие дерзостью другие ереси.

(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3366
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 04 апр 2020, 15:03

ТВОРЕНИЯ СВ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том первый . 7 слово: ПОСЛАНИЕ .

О том что Собор Никейский, усмотрев коварство Евсевиевых приверженцев, определение
свое против арианской ереси изложил приличным образом и благочестно.


28) Поелику несомненно было доказано тогда, что их речения негодны и всегда могут быть обличены,
как нечестивые; то воспользовались заимствованным у эллинов речением: "несозданный", чтобы под пред-
логом сего именования Божье Слово, Которым все созданное получило бытие, сопричислить к созда-
ниям и тварям. Так они безстыдны в нечестии так упорны в хулах на Господа! Если по неведе-
нию сего именования столько они безстыдны; то надлежало им узнать сие у сообщивших им оное, а
именно, что те, и ум, который производят от Благого, и душу, которую производят от ума, хотя
знают, от кого — они, не убоялись впрочем назвать несозданными, сознавая, что, и сие утверждая,
не умаляют они Первого, от Которого и сие. И им надлежало—или так говорить, или вовсе не говорить
о том, чего не знают. А если почитают себя знающими; то необходимо их спросить о сем, тем
паче, что речение взято не из Божественных Писаний, и спорят они, говоря опять не на основании
Писания. Объяснял я, по какой причине и в каком смысле Собор и многие Отцы Собора, согласно
с сказанным о Спасителе в Писании, писали и излагали речения: "от сущности" и "единосущный".
Пусть и они, если могут, дадут ответ: как отыскали сие не из Писания взятое речение, или в каком
смысле называют Бога несозданным? Ибо слышал я, что именование это имеет разные значения. Гово-
рят: несозданным называется, то что еще не сотворено, но может быть сотворено; и еще, что не имело бы-
тия и не может прийти в бытие; и в - третьих, означается этим словом, что, хотя имеет бытие,
однако же не сотворено, не имеет начала бытию, но вечно пребывает и неистленно. Итак, может быть
пожелают они миновать первые два смысла по причине происходящей из них нелепости (ибо, по пер-
вому смыслу, что уже создано, или о чем ожидает что будет создано, будет также несозданным,
второй смысл приводит еще к большей нелепости), перейдут же к третьему смыслу, в оно
именуя несозданное. Но, и это утверждая, тем не менее нечествуют. Ибо, если несозданным назы-
вают то, что не имеет начала бытию, и не создано, или не сотворено, но пребывает вечно, о Слове
же Божьем утверждают противное сему; кто не усмотрит лукавства этих богоборцев? Кто не будет
камнями метать в них, предающихся такому безумию? Поелику стыдятся произносить прежние свои ба-
сненные речения, за которые осуждены; то придумали жалкие эти люди выразить тоже опять иначе посред-
ством сего, как говорят они, именования: несозданный. Если Сын — в числе созданных
очевидно, что и Он создан из не-сущего. и если имеет начало бытия; то не был, пока не pожден.
И если не вечен Он; то было, когда ОН не был.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3366
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 05 апр 2020, 11:14

ТВОРЕНИЯ СВ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том первый . 7 слово: ПОСЛАНИЕ .

О том что Собор Никейский, усмотрев коварство Евсевиевых приверженцев, определение
свое против арианской ереси изложил приличным образом и благочестно.


29) Итак, им, держащимся опять этого образа мыслей, надлежало самыми собственными их речениями
выражать свое неправомыслие, и не прикрывать злоумия своего речением: "несозданный". Но не так по-
ступают эти злонамеренные люди, все же делают коварно, подражая отцу своему диаволу. Как и он
старается обманывать чужими одеждами; так и eретики придумали именование "несозданнаго", чтобы под
видом прославления Божия скрыть им хулу на Господа, и под этим покровом выразить ее дру-
гим.
Но поелику и это ухищреніе их узнано; то пусть скажут, что иное остается еще им? Нашли мы от-
ветствуют коварные, и в присовокупление к прежнему говорят: несозданное есть то, что не имеет
виновника бытию, но вещам сотворенным служит виновником, чтобы прийти им в бытие. Неблаго-
дарные и подлинно не ведущие Писаний. И делают, и говорят они все не к чести Божьей, но к без-
честию Сына; а не знают того, что кто не чтит Сына, тот не чтит Отца. Во-первых, хотя наиме-
нуют так Бога,—этим не доказывается, что Слово в числе вещей сотворенных; потому что Оно, как
есть рождение Отчей сущности, так и вечно пребывает у Отца. Именованиемъ этим не нарушается
естество Слова, и речение: несозданный имеет опять значение не в отношении к Сыну, но в отношении
к тому, что получило бытие чрез Сына. Кто произносит имя зодчего и называет создателя дома, или
города, тот не заключает под этим именем рожденного им сына; но, по причине искусства и зна-
ния в делах, означая, что он—не таков, каковы—его произведения, называет его здателем; зная же
природу творящего, знает и то, что инаков с произведениями — рожденный им, и в отношении к
сыну называет его отцом, а в отношении к делам создателем и творцем. Подобно сему, кто
таким образом называет Бога несозданным, тот именует по самым делам, означая, что не только
Он не создан, но что Он—Творец вещей созданных; знает же, что и Слово—инаково с вещами
сотворенными, и есть единственное собственное рождение Отца, Которым все получило бытие и
все состоится.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3366
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 06 апр 2020, 15:08

ТВОРЕНИЯ СВ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том первый . 7 слово: ПОСЛАНИЕ .

О том что Собор Никейский, усмотрев коварство Евсевиевых приверженцев, определение
свое против арианской ереси изложил приличным образом и благочестно.


30) И Пророки, называя Бога Вседержителем, не потому именовали Его так, что Слово есть одна из
сотворенных вещей,—ибо знали, что Сын—инаков с вещами сотворенными, и Сам содержит все
твари по подобию с Отцом,—именовали же потому, что все твари, какие сотворил чрез Сына, Отец
Сам содержит, и власть над ними даровал Сыну, даровав же, Сам опять господствует над всем
чрез Сына. И еще, называя Бога Господом сил, Пророки сказали это не потому, что Слово есть одна
из этих сил, но потому, что Сыну Он Отец, а сил, сотворенных чрез Сына, Господь; потому
что и само Слово, сущее во Отце, есть Господь всего этого и все содержит. Ибо "вся елико имать Отец",
принадлежит и Сыну (Иоан. 16, 15). Посему, как это имеет такой смысл, так, кто хочет называть
Бога несозданным, пусть называет, если уже угодно ему это, однако же не потому, что Слово—в числе
вещей сотворенных, но потому, как сказано прежде, что Бог не только не создан, но есть Творец всего
созданного собственным Словом Его. Ибо, и при этом наименовании Отца, опять Слово есть Отчий
образ и единосущно Отцу. А будучи образом Отца, Оно будет инаково и с вещами сотворенными и
со всем прочим; потому что чей Оно образ, того свойство и подобие имеет в Себе; а потому .име-
нующий Отца несозданным и Вседержителем в несозданном и Вседержителе разумеет и Его Слово
и Премудрость, то есть Сына.
Но эти чудные и склонные к нечестию люди, не о чести Божьей заботясь, но по вражде к Спасителю,
изобрели именование: "несозданный". А если бы у них было понятие о чести и о прославлении; то скорее бы
надлежало, и было бы лучше,—и признавать и называть им Бога Отцом, нежели давать Ему такое име-
нование. Ибо, называя Бога несозданным от сотворенных вещей, как сказано прежде, именуют Его
только Творцом, чтобы, в угождение себе, и Слово объявить тварью. А кто именует Бога Отцом, тот
вместе означает в Нем и Сына; и ему не будет не извѣстно, что, поелику есть Сын, то чрез Сына
создано и все сотворенное.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3366
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 07 апр 2020, 14:07

ТВОРЕНИЯ СВ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том первый . 7 слово: ПОСЛАНИЕ .

О том что Собор Никейский, усмотрев коварство Евсевиевых приверженцев, определение
свое против арианской ереси изложил приличным образом и благочестно.


31) Посему, лучше и согласнее будет с истинною—от Сына означать и именовать Бога Отцом,
нежели от одних дел именовать и называть Его несозданным. Ибо это именование указывает на дела,
по воле Божьей сотворенные Словом, а имя Отца дает разуметь собственное рождение от Его сущ-
ности. Сколько Слово превосходнее вещей сотворенных, столько, и еще в большей мере, именование
Бога Отцом превосходнее именования несозданным. И как последнее именование взято не из Писания,
подозрительно, имеет разные значения; так первое—просто, находится в Писании, согласнее с истиною,
и указывает единственно на Сына. Именованіе: несозданный находится у язычников, не Знающих
Сына, а имя: Отец познано нами от Господа нашего и имъ даровано; ибо Сам ведая, чей Он Сын,
сказал: "Аз во Отце и Отец во Мне" (Іоан. 14, 10), : "видевый Мене, виде Отца" (9), и: "Аз и Отец
едино есма" (10, 30). И нигде не называет Отца несозданым, но и уча нас молиться, не сказал: егда мо-
литеся, глаголите: Несозданный Боже! но: егда молитеся, глаголите: "Отче наш, Иже на небесех"
(Лук. 11, 2). К сему благоволил Он наклонить и , что главного в нашей вере: ибо повелел нам
креститься не во имя Несозданного и созданного, и не во имя Несотворенного и твари, но во имя "Отца, и
Сына, и Святого Духа" (Матѳ. 28, 19). Так освящаемые, истинно мы всыновляемся, и произнося имя
Отца, из сего имени познаем и Слово во Отце. Но, если угодно Ему, чтобы собственного Его Отца
называли мы нашим Отцом; то не должно, посему, сравнивать нам себя с Сыном по естеству; потому
что по Его милости именуется нами так Бог. Поелику Слово понесло на Себе наше тело и было
среди нас, то вследствие сего, по милости явившегося среди нас Слова, Бог именуется нашим
Отцом. Ибо пребывающий в нас Дух Слова чрез нас именует Отца Его как-бы нашим; такова—
мысль Апостола, который говорит: "посла Бог Духа Сына Своего в сердца наша у вопиюща:
Авва Отче" (Гал. 4, 6).
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3366
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 08 апр 2020, 13:32

ТВОРЕНИЯ СВ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том первый . 7 слово: ПОСЛАНИЕ .

О том что Собор Никейский, усмотрев коварство Евсевиевых приверженцев, определение
свое против арианской ереси изложил приличным образом и благочестно.


32) Но, может быть, обличенные за именование: несозданный, будучи лукавы нравом, захотят и они
сказать: о Господе и Спасителе нашем Исусе Христе должно говорить из Писания, что написано о Нем,
а не вводить речений, не находящихся в Писании. Да так должно, сказал бы и я; потому что признаки
истины, взятые из Писания, гораздо точнее, нежели взятые из других источников. Но злонравие и при
коварстве изменяющееся во всякие виды нечестие Евсевиевых сообщников, как сказано прежде, понудило
Епископов яснее изложить речения, низлагающие их нечестие. И как доказано, что написанное Собором
заключает в себе правую мысль, так явным сделалось, что у ариан речения—гнилы и нрав—лукав.
Ибо и именование: несозданный имеет собственный смысл, и может быть произносимо благочестиво; но
они, по собственному своему умышлению, как сами захотели, употребляют и оное к безчестию Спасителя,
чтобы только с упорством богоборствовать им, подобно исполинам. Но не остались они не осужден-
ными, произнося те речения, и не могли утаиться, что с худою мыслью употребляют слово: несозданный,
которое можно произносить хорошо и благочестиво; потому что совсем посрамлены, и ересь их повсюду
предана позору.
Хотя описал я тебе, припомнив, сколько мог, что было сделано на Соборе; однако же, знаю, что
упорнейшие из христоборцев, и это выслушав, не пожелают перемениться, но оставят это без вни-
мания, ища опять новых предлогов, а после них станут выдумывать еще новые. По пророческому
слову: "аще пременит ефиоплянин кожу свою, и рысь пестроты своя" (Іерем. 13, 23), едва-ли и они, научив-
шись нечестию, пожелают мудрствовать благочестиво. А ты, возлюбленный, получив это, прочти про себя;
если же признаешь полезным, прочти и братьям, кто будет тогда при тебе, чтобы и они, узнав это,
одобрили ревность Собора по истине и точность разумения, осудили же разумение христоборных ариан
и суетные их предлоги, какие научились они изобретать в защиту своей ереси.
Богу и Отцу подобает слава, честь и поклонение с собезначальным Его Сыном и Словом, вместе
со Святым и животворящим Духом, ныне и в нескончаемые веки веков! Аминь.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3366
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 09 апр 2020, 12:06

ТВОРЕНИЯ СВ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том первый . 8 слово:

0 Дионисии, Епископе Александрийском, а именно, что он, как и Никейский Собор, думает противно
арианской ереси, и напрасно клевещут на него ариане, будто бы он—единомыслен с ними.


1) Поздно известил ты о недавней беседе, бывшей у вас с христоборцами; ибо прежде, нежели
написало об этом твое благорасположение, по любопытству знал уже я это, и с удовольствием слу-
шал такой рассказ; почему, благоговение твое одобрил за то, что хорошо думаешь о блаженных От-
цах наших, неразумие же ариан признал и в этом поступке. Поелику ересь их не имеет ни-
чего основательного, и ни-одного изречения из Божественного Писания не представляет в свое до-
казательство;
то всегда изобретали они безстыдные предлоги и имеющия вид правдоподобия лжеумство-
вания, теперь же осмелились и клеветать на Отцов. И это—ни-мало не чуждо, а напротив того, очень
свойственно их злоумию. Если решились они "поучаться на Господа и на Христа Его" (Псал. 2, 2);
что удивительного, если злословят блаженной памяти Епископа Александрийского Дионисия, будто бы
он—единомыслен и единомудрен с ними? Ибо, если они, для утверждения ереси своей, по види-
мому, и хвалят его, даже называют блаженным; то этим, не просто как-либо, но тяжко клевещут
на него, подобно каким-нибудь разбойникам и людям безчестного нрава, которые, когда укоряют
их за собственные их поступки, причисляют к себе мужей целомудренных, говоря ложь об их
целомудрии.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3366
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 10 апр 2020, 15:38

ТВОРЕНИЯ СВ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том первый . 8 слово:

0 Дионисии, Епископе Александрийском, а именно, что он, как и Никейский Собор, думает противно
арианской ереси, и напрасно клевещут на него ариане, будто бы он—единомыслен с ними.


2) Посему, если твердо уверены в том, что думают и говорят, пусть представят ересь в ея
наготе? и укажут, ежели, по их мнению, или что-либо в Писании имеющееся, или хотя человеческая
какая благочестивая мысль, служит к её оправданию. А если не имеют ничего подобного, то пусть
умолкнут. Нигде не найдут они ничего, кроме обличения себе. Не найдут в Писаниях; потому что
Иоанн говорит: "в начале бе Слово" (1, 1) — то Слово, о Котором утверждают они, будто Его не
было, пока не рождено. Давид же от Отчего лица воспевает: "отрыгну сердце Мое Слово благо" (Псал.
44, 2) — то Слово, Которое, по их словам, существует только по примышлению и получило бытие
из ничего. Потом Иоанн опять благовествует: "вся Тем быша, и без Него ничтоже бысть" (1, 3).
И Павел пишет: "един Господь Исус Христос, Имже вся" (1 Кор. 8, 6); и в другом месте: "яко о Нем
создана быша всяческая" (Кол. 1, 16). Где же возьмут они смелости, или, лучше сказать, какой
должны потерпеть стыд, противясь изречениям святых и утверждая, что Создатель всего есть произ-
ведение, и Тот, Кем все получило бытие и существует, есть тварь? Не остается им в оправдание
даже и человеческой какой-либо благочестивой мысли. Ибо какой человек эллин или варвар, ре-
шится сказать, что исповедуемый им Бог есть тварь? Или—что не было Его, пока не получил бы-
тия? Или какой человек, — слыша, как Тот, Кто по его верованию единый есть Бог, говорит: "Сей
есть Сын Мой возлюбленный" (Матѳ. 3, 17), и: "отрыгну сердце Мое Слово благо" (Псал. 44, 2), — осме-
лится сказать, что Слово, отрыгнутое Божьим сердцем, произошло из не-сущего, или — Сын есть
тварь, а не собственное рождение Именующего Его Сыном? И еще: кто, — слыша, как Тот, Кто по
его верованию есть Господь и Спаситель, говорит: "Аз во Отце и Отец во Мне" (Иоан. 14, 10), и: "Аз
и Отец едино есма" (—10, 30),—решится разделять, что Он соединил и соблюл нераздельным?

(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3366
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 11 апр 2020, 15:18

ТВОРЕНИЯ СВ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том первый . 8 слово:

0 Дионисии, Епископе Александрийском, а именно, что он, как и Никейский Собор, думает противно
арианской ереси, и напрасно клевещут на него ариане, будто бы он—единомыслен с ними.


3) И сами они, усматривая это и не смея положиться на свои умствования, лгут на благочестивых.
Но, поелику они во всем скудны и сами за собою видят, что предлагаемыми отвсюду вопросами
приводятся в совершенное недоумение и изумление; то надлежало бы им лучше — раскаяться, уклонив-
шись с пути заблуждения, а не причислят к себе тех кого не знают, чтобы когда и эти обличат,
не понести большого стыда. Впрочем, может быть, и никогда не захотят они отстать от такого ковар-
ства. Ибо и в этом поревновали они бывшим с Каиафою, как у них-же научились и тому, чтобы
отречься от Христа. И те, — когда Господь совершил столько дел, которыми давал уразуметь, что
Он есть Христос, Сын Бога живого,—обличаемые Им, о всем рассуждали и все говорили вопреки
Писаниям, и, будучи не в-силах хотя на несколько времени смело выдержать обличения, прибегли к
Патриарху, говоря: "Отца имамы Авраама" (Матѳ. 3, 9), и думали, что могут прикрыть этим свое не-
разумие. Но, как те, говоря это, не приобрели себе никакой пользы, так и эти, именуя Дионисия, оди-
наково с теми, не возмогут избежать подобного же обвинения. И тех обличил Господь за, их без-
закония, говоря: "сего Авраам несть сотворил" (Іоан. 8, 40), и этих нечестивых и лживых изобличает
также сама истина; потому что Епископ Дионисий никогда не держался Ариевых мыслей и не была
не извѣстна ему истина. Но и тогдашние иудеи, и нынешние новые от отца своего диавола наследовали
христоборное безумие.
А что говорят они это несправедливо и клевещут на Дионисия, —важным доказательством этому
служит, что не был он свержен с епископства, осужденный другими епископами за нечестие,
как они извергнуты из клира, и сам не оставлял Церкви, как защитник ереси, но почил в
ней добре, и доныне память его пребывает и пишется с Отцами. Но если бы держался отец одина-
ковых с ними мыслей, или не оправдали в том, что написал; то нет сомнения, что, конечно, и он
подвергся бы одному с ними жребию.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3366
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Пред.След.

Вернуться в Бог и Душа



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 162

@Mail.ru