Проповеди монаха

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 07 дек 2021, 13:29

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных. О священной литургии.

53. Какое имеет значение в «предложении» святой дискос и прочее:

Дискос образует небо, почему и бывает круглый: он подъемлет Владыку неба.
А так называемая звездица означает и вообще звезды, и в особенности - звезду, бывшую при рождестве Христовом, подобно тому, как и покровы знаменуют и твердь, и пелены, и плащаницу, бывшую во гробе, и погребальные (принадлежности): так как они изображают и то, что относилось к воплощению, и то, что - к смерти, потому что Он для того и воплотился, чтобы быть закланным за нас и предложение (жертвенник) – представляет образ и пещеры, и яслей.
Чаша же изображает собой ту (чашу), в которой Спаситель священнодействовал Кровь (Свою). Поэтому-то, сказав над хлебом пророческие слова, предвозвещающие заколение и жертву Исусову: «Се Агнец Божий, вземляй грехи мира», – и: «вземлется от земли живот Его», воскресшего после страданий, и восшедшего на небеса, и живущего там, и оттуда подающего нам освящение, – священник режет опять хлеб посредине, делая крест, во всем указуя распятие Христово, и говорит, что сия-то и есть жертва Христова – распятие. «Жрется, говорит он пророчески, Агнец Божий (вземляй грех мира) за мирский живот и спасение». Потом пронзает хлеб с правой стороны копием, изображая и делая то, что действительно было сделано на спасительном теле Спасителя.
Вслед за тем, благословляя вино и воду, вливает (их) в потир, говоря при прободении (хлеба): «един от воин копием ребра Его прободе», – а когда вливает вино с водою, – «и абие изыде кровь и вода» и проч., - свидетельствуя, что совершает ту же самую жертву и священнодействие Христовы, и, совершая воспоминание Его по Его преданию, изображает то, что Он претерпел за нас.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 08 дек 2021, 14:32

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных. О священной литургии.

54. Почему приносится хлеб квасный:

Хлеб же бывает квасный, как бы в некотором смысле одушевленный посредством закваски и истинно совершенный. Сим свидетельствуется, что совершенно было приятое - то, что прияло ради нас Слово Божие, соделавшееся плотью, без пременения, и пребывавшее с душою словесною и разумною, восприяв истое человеческое естество, - (свидетельствуется), что (Христос) есть и был совершенный Бог, и человек совершенный, да и меня воссоздаст всего.
И три (вещи) заключаются в хлебе, в соответственность трехчастности души и в честь Троицы: муку с закваской, которая служит образцом души; вода, означающая крещение, и соль, знаменующая ум и учение Слова, Которое сказало ученикам: «вы есте соль земли» (Мф. 5:13), именно как учители, и: «соль имейте в себе» (Мк. 9:50) – ведение и любовь вместе.
Хлеб указует и на то, что Воплотившийся есть един от Троицы. Будучи испечен в огне, он знаменует, что (Христос), будучи Богом, весь соединился с нами и предал нам Свою мощь и силу, или, - лучше, весь соединился со всем нашим первобытным естеством.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 09 дек 2021, 14:23

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных. О священной литургии.

55. Почему приносимый для священнодействия хлеб (бывает) четверочастен:

Хлеб (бывает) четверочастный, а не круглый и опресночный, какой употребляют для жертвы латины. Это, - потому, что как сказали мы, и он (должен быть) совершен, - так как Бог воспринял всего совершенного человека, (состоящего) из души и четырех стихий, - и потому, что весь мир четверосторонен, а Само Слово есть зиждитель мира; и потому, что Христос принял тело, (сложенное) из четырех стихий, и потому, что воплотившееся Слово освятило все пределы мира, и небесные, и земные, - и потому, что самый вид этого (хлеба) образует крест Его (Христов), чрез который, будучи пригвожден на нем и умерши, (Христос) исправил нас и весь мир.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 10 дек 2021, 13:16

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных. О священной литургии.

56. Латины поступают неправильно, принося опресноки и притом кругловидные; ибо Христос воплотился, а плоть – от стихий:

Латиняне говорят, что кругловидность и отсутствие концов (в опресноках) означают бесконечность Божества. Что на это скажем мы, православно мыслящие? Здесь речь не о богословии, но проповедуется таинство воплощения и страдания; здесь изображаются обстоятельства вочеловечения и распятия. Однако ж и тот образ (бесконечности Божества) не отлагается и не оставляется (у нас), но зрится в печати. Здесь-то ему ближе всего и должно быть.
То, что касается домостроительства Спасителева, в совершенном виде созерцается в хлебе и четырёхчастном виде его; а свойства Божества – в печати хлеба, которая кругловидна и среди которой изображается крест, или же Сам Спаситель. Все это вместе указывает на безначальное и бесконечное Слово воплощенное, Которое и пребывало Богом, и явилось подобным нам, истинно воплотилось и пострадало, пребывало в образе Божием и явилось в образе человеческом.
Посему надобно изображать не только то, что принадлежит Божеству, но и свойства человечества (во Христе), чтобы не подумали, подобно некоторым еретикам, что человечество уничтожились и что (Христос) был совершенно Бог, как говорят те, которые признают в одно естество.
Но не так было, и мы не такое учение приняли. Он пребывает совершенным по тому и другому естеству – в крайнем соединении Божества с человечеством Его. Ибо Он всецело обожил человеческое естество и купнобожным соделал в крайнем соединении; но сохранил и Своё, и есть совершенный человек – в определенном месте (видимый), равно как и совершенный Бог, везде сый и превыше всего, и свойства телесной природы сохраняет. Поэтому и по воскресении, и нетлении, Он был видим и осязаем, и вошел «дверем затворенным» (Ин. 20:19).
Видишь ли, что Христос и нетленен был, и сохранил Свои свойства, - что Он вместе есть и несозданный, и созданный, - что Он имеет две природы, хотя есть един по совершенной ипостаси? Держись же православия, не приноси мёртвых и бездушных (опресноков), не возобновляй (обрядов) иудейских, не вводи (снова древнего) закона, не празднуй в (бесквасном) хлебе.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 11 дек 2021, 05:08

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных. О священной литургии.

57. Против латин, приносящих опресноки:

Но это, скажет латинянин, Павел говорит, - что, должно приносить опресноки. «Да празднуем, сказано, не в квасе ветсе но в безквасиях чистоты и истины» (1Кор. 5:8).
О, неразумие! – Скажем мы, правомыслящие. Так-то ты разумеешь то, что говорит Богопроповедник? О, человек! То говорит он, уничтожая корень и причину греха. «Не в квасе, говорит, ветсе, (ни в квасе) злобы и лукавства», – и говорит совершенно справедливо. И ты отвергни эту закваску, блуд блудодействовавшего в Коринфе и всякую другую нечистоту: потому что в этом вся цель и об этом у него слово. «Измите, – говорит, – таковаго» (1Кор. 5:13). «Не весте ли, яко мал квас все смешение квасит?» (1Кор. 5:6).
Порок, как разрушительная болезнь, начавшись от (одного) кого-нибудь, переходит и к прочим: вот почему и сказано: «измите ветхий квас, да будете ново смешение» (1Кор. 5:7). Да будете ново смешение во Христе, как новые и безгрешные, подобно Христу, потому что и Христос (есть) новый человек – Адам, и вы чрез Него «есте бесквасни»(1 Кор. 5,7), то есть непричастны греху, крещением и миром; «ибо пасха наша за ны пожрен бысть Христос» (1Кор. 5:7), изведший нас из Египта греховного. Вот мысль и слово Павла. Руководись ими, отвергай и удаляй от себя закваску греха и весь будь непричастен ему.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение Василий » 11 дек 2021, 19:07

Из книги К. Устинова "Да будет Воля Твоя!":
36...Святогоров сон в хрустальном гробу есть не что иное, как символ разделения миров. Все рядом, все прозрачно, но тонкий и физический миры разделены между собой. Хотя на Алтае это не замечается. И староверы бежали на Алтай, пользуясь ведическими воззрениями, что лучшее место, которое может быть на Земле, — это край белых вод. На уровне генетической памяти, переданной со времен Бореи, когда полюс находился здесь, староверы знали о временах Золотого Века и о земле обетованной, где текли мед и молоко. Под молоком, конечно, имелась в виду белая вода Ак-Кема и самой Катуни. А мед — это не символ. Дикие пчелы, набирая мед в огромном количестве, запечатывают дупла, до краев наполненные, и улетают, ища другое место для создания гнезда. А местные жители добывают такой мед или, привозя домой лес на дрова, иногда, распиливая его, замечают, что оттуда течет мед. Совсем недавно таким образом один из местных жителей из лесины нацедил два ведра дикого меда.
Василий
участник форума
 
Сообщения: 335
Зарегистрирован: 16 дек 2018, 19:25

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 12 дек 2021, 12:20

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных. О священной литургии.

58. Что значит - «уподобися царствие небесное квасу»?

Но не убегай закваски нетления, которой уподоблено царство небесное (Мф. 13:33; Лк. 13:21), собирающее, соединяющее собою и преобразующее в себе уверовавших в божественную проповедь. Сию-то закваску жена, т. е. Церковь пренебесного Жениха, «скры в сатех трех муки, - в трёх разрядах спасаемых: рабов, наёмников и сынов, целомудренных в браке и девственников, дондеже вскисоша вся» (Мф. 13:33), всё, что удостоено в воскресении царства Божия, – (Церковь), собравшая и праведных, бывших прежде закона, и тех, которые были во время закона, и в благодати, что и совершила благодать Евангелия.
Ибо Сам Спаситель – истинно божественная и чистейшая закваска, Хлеб жизни и Царь вечный, воплотившийся и пришедший в мир, спас живших прежде закона и в законе, исхитил их от уз и соединил с уверовавшими в Него. И с другой ещё целью сокрывается Он, как чистая и живая закваска как бы разделяясь тройственно, по мере приемлемости (тварью), по разумным созданиям, каковы: Ангелы, отшедшие Святые и мы, живущие и верующие в Него,
«Дондеже вскисоша вся», – когда всё воскреснет чрез Него и всё будет едино, когда и наше естество будет участвовать в славе Его и Его Ангелов.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 13 дек 2021, 13:56

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных. О священной литургии.

59. Почему в законе хлебы опресночные, а в благодати – квасные:

Будь же и сам ты заквашен о Господе, и старайся быть закваской царства небесного, и не спеши приобщаться законных опресночных хлебов.
Ибо закон есть тень и образ бездушный, чуждый жизни, почему он имел и опресночные хлебы, как мертвые и приличные тени, которые и назывались не просто хлебами, но опресноками, имея с хлебом только нечто общее и нося только имя хлеба.
Будь причастником великой жертвы Мелхиседека, которой хлеб квасной - не опресночный - и вино были предвестием новой жертвы Мелхиседека, вечного и истинного Мелхиседека и единого Архиерея Исуса Христа, о Коем написано: «Ты еси иерей во век по чину Мелхиседекову» (Евр. 5:6.). Если же не хочешь, то, может быть, вместе с опресноками будешь и приносить жертву, и по-иудейски приобщаться бессловесного агнца, - будешь совершать их празднества и принимать опресноки, как дары, - что запретили нам делать отцы наши, - примешь обрезание, будешь субботствовать: это уже естественно для тебя, так как для тебя нет ничего недостойного, и ты часто и в трапезе сообщаешься с иудеями. и мало различия между тобою и этими богоубийцами и безбожниками; но у нас нет ничего общего с ними.
«Древнее мимоидоша, се быша вся нова», взывает Павел (2Кор. 5:17). И как вместо обрезания существует у нас крещение, так вместо бессловесной жертвы – Агнец Божий, и вместо опресночных хлебов – квасной (хлеб) царства Христова, который есть Хлеб животный, сошедший с неба, вместо древней манны, - «ядый сей хлеб, не умрет» как сказал (Господь — Иоанн. 6, 59-60).
Если же ты ещё споришь, по своему обыкновению, и настойчиво доказываешь это временем (тайной вечери), и говоришь, что тогда предложен был опреснок, потому что законная (иудейская) пасха совершалась на опресноках: то весьма многие и совершенно истинные изречения величайших и божественных мужей низлагают твою дерзость и неразумие, и (показывают), что тогда не был еще отложен хлеб квасный, когда Спаситель преподал таинство. Свидетельствует об этом и Евангелие, проповедуя, что не был тогда день опресноков, когда Христос священнодействовал Свое Тело и Кровь; но это было прежде опресноков: «перед же праздника пасхи, сказано, ведый Исус» (Ин. 13:1),. Он преподал жертву, когда сотворил вечерю.
Тогда же совершил Он и то, что относится к омовению, и это было прежде пасхи иудейской. Смотри, что сказано и в день страдания: «и тии не внидоша в претор, да не осквернятся, но да ядят пасху» (Ин. 18:28). И во время распятия опять сказано: "понеже пяток бе… бе бо велик день тоя суббота» (Ин. 19:31).
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 14 дек 2021, 17:01

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных. О священной литургии.

59. Почему в законе хлебы опресночные, а в благодати – квасные:

И из того, что Евангелие тотчас же прибавляет: «прием (Исус) хлеб» (Мф. 26:26), - и не прибавляет: бесквасный; равно как из того, что сказал Господь: «желанием возжелех сию пасху ясти с вами, прежде даже не прииму мук» (Лк. 22:15), - весьма ясно видно (тоже). Он, конечно, желал не иудейской (пасхи), которую часто совершал, - Он пришел уничтожить тень.
Впрочем, если Он совершил и законную пасху, то совершил прежде, а потом предал Свою. И Он желал предать ее прежде страдания для того, чтобы пребывать с нами, дабы истинно было то, что сказал Он: «Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает, и Аз в нем» (Ин. 6:56). Поэтому и не требуемое только законом соделал Он на этой вечери, но и совершил умовение, и возлежал, и имел не только печеные мяса, но и солило, в которое омочил (руку) Иуда. Следовательно, не было (тогда) время иудейской пасхи, и Он совершил тогда не иудейскую только, но, в особенности Свою пасху, о которой и говорил: «сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22:19), и: «Плоть Моя истинно есть брашно, и Кровь Моя истинно есть пиво» (Ин. 6:55).
А что древнее прекратилось, об этом опять Сам Он свидетельствует, говоря: « закон и пророки до Иоанна» (Мф. 11:13). Справедливо, значит, что Он дал и возжелал тогда не иудейской пасхи из бессловесного агнца и крови животного, но желал предать ученикам и предал Свою собственную, которую Сам совершил тогда однажды и заповедал совершать во веки.
Хотя бы всё это и (свидетельства) из отцов ты будешь отвергать по неразумию, однако и в том случае, если бы Спаситель, по обстоятельствам времени, принес тогда опреснок, тебе надлежало бы делать совершеннейшее, подобно тому, как приняли мы, чтобы и прочее делать, выше закона и, чтобы «правда наша преизбыточествовала паче книжник и фарисей» (Мф. 5:20).
Но мы свободны от закона Кровью Исуса Христа; ибо «Христос ны искупил есть от клятвы законныя», говорит Павел (Гал. 3:13), и нет нам никакой пользы в служении закону, ибо если законное снова творим «Христос нас ничтоже пользует » опять говорит Павел (Гал. 5:2). Так, исполнив всё за нас, Христос свободил нас. Поэтому Он был и обрезан, а мы не обрезываемся, но крещаемся Духом и вкушаем не плоть и кровь мертвенных животных, - но Плоть и Кровь Его.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 15 дек 2021, 13:39

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных. О священной литургии.

59. Почему в законе хлебы опресночные, а в благодати – квасные:

Итак, очень ясно, что преподана Им жертва Его страшного хлеба и чаши, а не пасха подзаконная; поелику Он говорит: "сия (чаша) есть Новый Завет Моею Кровью» (Лк. 22:20), и: «сие есть Кровь Моя Новаго Завета» (Мф. 26:28), подобно тому, как и пред этим, давая нам в пищу Тело Свое, говорил: «приимите, ядите: сие есть Тело Мое» (Мф. 26:26).
Но ты не можешь подражать этому, - столько привязан ты к опресноку, - не можешь разделять и преподавать Тело, равно как и Кровь Его, хотя и говорит Он : «пийте от нея вси: сия есть Кровь Моя Новаго Завета» (Мф. 26:27–28). Но ты не делаешь и этого, и приходящим к тебе причаститься не преподаешь чаши: столько во всем допустил ты нововведений.
Мы же во Христе священнодействуем по образу Его, и преломляем хлеб, как Он преломил, и едим, как Он сказал, и даем верным, и приносим хлеб совершенный, поелику и Он совершенный человек и в знамение прекращения жертвы законной, так как она прекратилась, когда явилась Истина.
Между тем, мы веруем также, что и Спаситель освятил хлеб квасный, совершенный, в пасху, который возжелал, хотя прежде Он совершил и законную пасху. Когда Он возлежал и имел солило, в которое омочил (руку) Иуда; тогда, очевидно, Он совершал не пасху подзаконную: ибо там, говорит закон, всё было печеное огнем, а не вареное в воде.
Итак, справедливо, что законную пасху Он совершил в другое время, а тогда (совершил) Свою пасху, которой и возжелал. И я говорю это часто, желая и сам в Нем, по милости Его, всегда вкушать сий живой пасхи, ныне и в будущем веке. Об этом молюсь я во всякое время за себя и за всех братий.
И освящая священную чашу в Нем, Христе Боге нашем, давшем нам Себя, мы, как заповедано, даём в любви пить от нее и всем братиям, становясь едино, как молился Он (Ин. 17:11), и будучи едино с Ним и с Отцем и Духом, как Он сказал (Ин. 17:21).
Но довольно этого. Увлекаясь словом, мы сказали больше, чем предполагали говорить в кратком очерке.
Клирик:
– Все нужное сказано, владыка, и Богу благодарение за это. (Слова твои) утверждают нас и сообщают большое разумение и твердость в православии и истине.
Архиерей:
Весьма многие, брат, истинно божественные и возвышенные умами мужи говорили об этом, и я, недостойный, считал бы для себя излишним и дерзким говорить о том же. Однако ж любовь побуждает меня к сему; итак, примите от меня то, что я (сказать вам) в силах . Более же совершенных наставлений ищите у людей более совершенных – и будете научены, потому что сказано: «всяк ищай обрящет» (Мф. 7:8).
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Пред.След.

Вернуться в Бог и Душа



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 52

@Mail.ru