Проповеди монаха

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 31 май 2022, 14:58

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных. О святом храме и освящении его.

205. После Преображения Христос, как бы рукоположивши двенадцать и семьдесят учеников, послал их проповедовать перед лицом Своим:

Затем после этого Он предвозвещен был Симеону, как праведнику, явился Младенцем и познан был как Бог, равно как и Анне; яснее же - Крестителю, и возлюбленному предвестнику и Предтече во всем, даже и в смерти; и еще очевиднее – ученикам Своим, которых, приготовляя к апостольству и всемирной ловитве, называл ловцами человеков, светом миру, солью, судиями и пастырями, и прочее, - и мало-помалу даровав им, сколько было возможно, дары благодати, наконец, принес Себя в жертву за всех и разорив вражду, поправ смерть, вознесшись к Отцу и вознесши Ему жертву, и превознесши божескою честью естество человеческое, послал, наконец, нам, примиренным чрез Него нас с Отцом, благодать совершеннейшую.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 01 июн 2022, 04:14

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных. О святом храме и освящении его.

205. После Преображения Христос, как бы рукоположивши двенадцать и семьдесят учеников, послал их проповедовать перед лицом Своим:

И между нами явился источник дарований – Утешитель, не отступавший (и прежде), потому что Он – везде, как все животворящий и содержащий; но явивший Себя, и очищенным и преобразованным чрез Сына, по благоволению Отца и при Его собственном содействии, явственнее открывшийся, как собственный и содетельный (Им), и всецело, так сказать, благодатью вселяющийся и разделяемый в каждом (из нас), и в то же время остающийся неразделимым и тем же.
Благодатью сказали мы, вселяется Он а не ипостасью, хотя по существу Своему Он присутствует везде и не ограничен ничем, потому что Он не воплощается ипостасью и не пребывает между нами, подобно как и Отец, но вселяется, пребывает и действует благодатью.
Воплотился один Сын; но ипостасно и Он обитает не в нас, а только в воспринятой плоти, так что мы от Начатка нашего, как от источника, родственным путём получаем благодать и чрез Него становимся законными чадами Отцу.
Впрочем, Он – Сын по естеству, а мы – по усыновлению и благодати. Видишь таинство? С нами Бог – Еммануил, чтобы обожились и мы; но Сам Он – Бог и Сын по природе, а мы – боги по усыновлению и по благодати. Посему Отец есть и Отец Его, но по — естеству; и Отец наш, но - по благодати; подобно тому, как Он – Бог Его ради восприятия Им от нас (плоти), а Бог наш, как Творец. И это Он изрек по воскресении: "восхожду ко Отцу Моему и Отцу вашему, и Богу Моему и Богу вашему» (Ин. 20:17).
Клирик:
Возвышенно сказанное и божественно, и много просветило мысль нашу.
Архиерей:
Оно – (дело) Его благодати, а благодать Его – просвещение: потому что Он – «свет истинный» (Ин. 1:7). Благодать в Нем просвещает и меня и вас, подобно как свет в лампаде освещает и того, кто держит ее, и стоящих около него.
Итак, благодарение Богу, сподобившему нас, смиренных, возвестить братиям (дела) Его! Теперь скажем и о прочих рукоположениях.
Клирик:
– Да, владыка: потому что стоит узнать и о всех. Научи же нас, какие они.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 01 июн 2022, 13:13

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных. О святом храме и освящении его.

206. О различных рукоположениях вне алтаря – настоятелей и чинов церковных и, во-первых - о (рукоположении) великого иконома:

Архиерей:
(Это – рукоположения) протопресвитеров, архидиаконов, настоятелей и прочих, (находящихся) в различных служениях, называемых чинами (оффикион), - которые исправляют церковные службы и которых чины и обязанности различны. Так один из них рукопологается в иконома, который имеет попечение об имуществах, доходах и расходах: потому что и об этом нужно заботиться для общей пользы и для благоустройства церковного (имения): свидетель этого – икономия Стефана и прочих диаконов, которые служивших и учению, и проповеди, как Стефан и Филипп, а притом и нуждам, и общим трапезам братий.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 02 июн 2022, 13:41

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных. О святом храме и освящении его.

207. О великом сакелларии и великом сосудохранителе – (скевофилаксе):

Другой же заботится только о священных местах и наблюдает за находящимся в них, и, сколько может, исследует их (качество).
А иной - бережет сосуды, печется о священных (вещах) и наблюдает за тем, что относится к песнопению и храму. Ему же вверено попечение о святительских одеждах, и всех других священных (облачениях).



208. О великом хартофилаксе и сакеллии:

А другой надзирает за делами (иереев), наблюдает за ними и исследует то, что до них касается; испытывает приходящих и приводит к посвящению; заботится также о законном совершении браков; управляет, с ведома иерарха, делами епископов и подчиненных судебных мест; хранит деловые бумаги и, вообще, он – правая рука иерарха.
А следующий за ним смотрит за (принадлежностями) священных зданий в городе и печется о благочинии в них, а в особенности — за (принадлежностями) жертвенника и алтаря, чтобы не делалось чего-нибудь излишнего или не было нерадения о священном.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 03 июн 2022, 13:50

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных. О святом храме и освящении его.

209. О протэкдике:

Иного же должность состоит в том, чтобы принимать снова обращающихся после отречения (от веры). Он защищает божественные и священные законы; испытывая впадших в преступление убийства, или в другой проступок, делает то, что (может служить) для помощи им, или помилования.
Они и рукополагаются в судии особенным образом, принимая в руки божественное Евангелие, которое есть лучшее руководство. И суть приближенные архиерея и первыми его споспешники.

210. Обо всех вместе прочих клириках:

Кроме этих, весьма много и других, из которых один приемлет то, другой – другое священное служение. Все они действуют не просто и как случилось, но получая благодать Духа, дабы чрез благодать иметь и благословение иераршеское, и освящение, и дарование, и силу для действования: потому что и это от Апостолов,как и написано о Варнаве и Павле, что Апостолы, помолившись, возложили на них руки и послали на дело (Деян. 13:3).
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 05 июн 2022, 13:28

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных. О святом храме и освящении его.

211. Почему внутри алтаря, при рукоположении епископа, пресвитера и диакона, говорится: «божественная благодать»; а вне, при (рукоположении) чинов (церковных): «благодать Всесвятого Духа»:

А потому совершаются рукоположения и здесь, только не в алтаре, а вне его: потому что внутри алтаря бывают, как мы сказали, только три рукоположения: диакона, пресвитера и епископа, при которых и говорит архиерей: «божественная благодать», – ради совершенной благодати, (даруемой) тогда. Ибо и рукоположение это – совершеннейшее, вселенское, а не частное: потому что все диаконы имеют благодать единую и совершенную в отношении к диаконству; и пресвитеры также имеют единую силу и мощь для совершения священнодействия, и единую силу и мощь для совершения (действий) архиерейских имеют все епископы, хотя и есть степени в престолах и в начальстве. А потому при тех вселенских и общих рукоположениях и призывается всеобщая благодать Святой Троицы, и (что бывает) у священной и божественной трапезы.
При этих же, совершаемых вне алтаря, так (они суть рукоположения) в различные внешние служения, так не говорится; но, когда рукополагаемый преклонит по указанию хартофилакса голову, имея ее обнаженную, в знак того, что он приемлет чрез архиерея от Христа и покоряется Ему, - и хартофилакс скажет: «повелите»: тогда восстает иерарх, как являющий дело Божие и потому, что он сообщает дар, и, простерши руку, говорит: «благодать Всесвятаго Духа проручествует тебя» или в эконома, или в другой как-либо (чин) нашей святейшей Церкви. и тотчас знаменует его (крестным знамением).
Архиерей садится, а певцы поют: ис полла эти деспота (на многая лета), - благодаря Бога и молясь, чтобы Он всегда чрез архиереев способствовал преуспеянию Церкви и ниспосылал благодатные дары. Рукоположенный же подходит и лобызает колено архиерея, в знак подчинения, - правую руку, как посвятившую его, - и ланиту, в знак единения и любви.
Потом лобызает и (лиц) одного с собою чина: если он (принадлежит) к первому чину, то - первых; ко второму - вторых, так как стал одного с ними чина .
И таким образом, снова остановившись и поклонившись архиерею в благодарность за сообщение ему дара, отходит на свое место, на которое рукоположен.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 06 июн 2022, 14:33

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных. О святом храме и освящении его.

212. Рукополагаемые в первые (чины) и в судьи принимают от архиерея в руки и Евангелие:

Если бывает рукополагают судей и первых (чинов), то архиерей, прежде лобзания, дает ему (рукополагаемому) и Евангелие, говоря при этом: «Господь сказал: «им же судом судите, судят и вам» (Мф. 7:2), ибо ответ страшен, потому что как кто судит, так и судим будет; и потому что судить нужно по Евангелию и, как Сам сказал, - судить не на лице, но праведный суд .
И таким образом, совершается целование.
Итак, слова: «божественная благодать Всесвятого Духа», – выражают не всеобщее какое-либо и совершенное дарование, возводящее из иподиакона в диаконскую степень, или из диакона во пресвитера; но то, что остающегося диаконом, или пресвитером, ко благочинию Церкви, производят в какое-либо священное служение, которое он приемлет от благодати Духа или от различных дарований, сообщаемых каждому чину по мере преуспеяния, и которое есть (служение) частное и (поручается) одному: потому что другой того же степени и чина получает в свою очередь другое, и словом - все они - (служения) церковные.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 07 июн 2022, 14:36

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных. О святом храме и освящении его.

213. (Обязанности) церковных чинов должны исполнять освященные, а не миряне, как в некоторых местах и как, в Трапезунте:

Эти священные служения должны лежать на освященных, диаконам и пресвитерах, а не на лицах мирских и не имеющих священства: потому что они священны и совершаются посредством архиерейского знаменования и благодати Духа. И не получившим рукоположения не должно принимать их, как это делается в митрополии Трапезунтской: потому что это – не по чину, тем более что весьма многие из этих должностных лиц стоят впереди и многих иереев; а не рукоположенному отнюдь не следует стоять впереди кого-нибуть освященного.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 08 июн 2022, 13:51

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных. О святом храме и освящении его.

214. Не должно поставлять духовниками простых монахов:

Подобным образом и служение духовных отцов не должно вверять простым монахам, вовсе не имеющим рукоположения. Ибо это (служение) столь священно, что принадлежит одним епископам и пресвитерам, как говорят правила (церковные). Даже если его исполняют пресвитеры, то это бывает по необходимости только и с разрешения епископа, и когда его нет, когда он в отсутствии.
И большую часть вин, каковы: отречение от веры, грех убийства, грехопадения лиц священных, должно представлять на суждение епископа; - сколько и разных других (грехов) ускользает от ведения выслушивающего их! – и все (надобно) делать с согласия епископа: потому что это - дело собственно епископа.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 09 июн 2022, 15:56

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных. О святом храме и освящении его.

215. Для чего дается наставление духовнику:

Это явствует из позволительной грамоты: потому что, если бы это было (дело) пресвитера, то не давалось бы ему на это позволения и наставления.
Итак, если такая внимательность и такой порядок (соблюдаются) по правилам в отношении к пресвитеру: то, как предоставлять (служение духовничества) тому, кто не имеет степени священства? Ибо принимающему исповедание грехов нужно и благословлять, и говорить разрешительную молитву, и разрешать, и налагать епитимию, и достойных приобщать божественных Тайн. Как же будет совершать это тот, кто не имеет священства? Может быть, кто-нибудь скажет: (он будет это делать так), что будет передавать и представлять о грехах архиерею; Но что за необходимость? К тому же, это противно правилам. Ибо, если правила о пресвитерах говорят так, что они могут исполнять это по необходимости, в отсутствие епископа и с дозволения епископа: то как будет исполнять это не получивший священства?
Благодать эта, говорят Отцы, - апостольская; а благодать апостольскую имеют епископы, а не пресвитеры; пресвитеры же приемлют благодать семидесяти (учеников), - говорят они же. А потому на верных, крещеных Филиппом, одним из семи диаконов в Самарии, Петр и Иоанн, «сошедши возложиша руце, яко да приимут Духа Святаго» (Деян. 8:15–17), - что соответствует миру, совершаемому только епископом, которого благодати не имеет пресвитер. А о диаконе правила даже и вовсе не упоминают при величайшем этом служении (т. е. отпущения грехов в покаянии).
Итак, если пресвитеры не имеют на это права без позволения, а о диаконах правила не упоминают: то, как иной простец, вовсе не получивший священства, будет совершать это таинство и священнодействовать святое покаяние?
- О нем и скажем, сколько можем, по связи речи: так как уже и дошли до него, по воле Божией, истолковавши сначала, сколько могли, (то, что относится) к священным рукоположениям.
Клирик:
Так, владыка святой: следует научить нас и сему и нужно.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Пред.След.

Вернуться в Бог и Душа



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 59

@Mail.ru