Проповеди монаха

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 31 мар 2021, 12:54

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 17.

На Ариан слово второе.

64) Думаю же, что при таком разумении Писания постыдятся и самые нечестивые. Ибо, если утверж-
даемое нами несправедливо, напротив же того, угодно им, чтобы Слово было перворожденным всея твари,
как по сущности тварь; то пусть рассудят, что, по их предположению, будет Он братом безсловес-
ных и неодушевленных тварей, и уподобится им; потому что и эти существа составляют часть всей
твари; перворожденному же необходимо первенствовать по одному времени, по роду же и по подобию
быть со всеми тождественным. Но утверждая это, не превосходят ли еретики всякую меру злочестия?
Или, кто терпеливо выслушает от них это? Или, как не возненавидеть их за одну такую мысль?
Для всякого явно, что не ради себя самого, как тварь, и не потому что в сущности имеет некое
сродство со всею тварью, Слово наименовано перворожденным твари, но как потому, что Слово, вна-
чале созидая твари, снизошло к созданным, чтобы могли прийти в бытие иначе же, не стерпели бы
Его ничем не умеряемого естества и подлинно Отеческой светлости, если бы по Отчему человеколюбию
Слово не снизошло к ним на помощь, и прияв во власть Свою, не ввело их в сущность), так во-
вторых и потому еще, что, по снисхождению Слова, усыновляется Им самая тварь; и таким образом,
как сказано, Слово делается перворожденным твари по всяческим, и тем, что созидает, и тем, что
за всех вводится в самую вселенную. Ибо так написано: «егда же вводит Первородного во вселенную,
глаголет: и да поклонятся Ему вси Ангели Божии» (Евр. 1, 6). Пусть слышат христоборцы и сами себя
терзают; сошествие Слова во вселенную причиною того, что Оно наименовано перворожденным всех.
А таким образом, Оно есть единородный Отчий Сын, потому что Оно одно от Отца; называется
же перворожденным твари, по усыновлению всех.
Но как первородный в братьях и «от мертвых
воста начаток умершим» (1 Кор. 15, 20); так, поелику во всем подобало Ему первенствовать, сози-
дается поэтому и как начало путей, чтобы и нам, вступив на сей путь и вошедши Тем, Кто говорит:
«Аз есмь путь и дверь», а также приобщившись ведения об Отце, услышать: «блажени непорочнии в
пути» (Псал. 118, 1), и: «блажени чистии сердцем: яко тии Бога узрят» (Матф. 5, 8).
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 01 апр 2021, 12:27

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 17.

На Ариан слово второе.

65) Итак, поелику истина показала, что Слово по естеству не тварь; то следует уже сказать, почему
называется началом путей. Поелику первый путь чрез Адама был потерян, вместо рая уклонились
мы в смерть, и услышали: «земля еси, и в землю отъидеши» (Быт. 3, 19); то человеколюбивое Божье
Слово, по изволению Отца, облекается в созданную плоть, чтобы ту плоть, которую первый человек
умертвил преступлением, оживотворит Ему кровью тела Своего и обновить для нас путь новый и живый,
как сказал Апостол, «завесою, сиречь плотью Своею» (Евр. 10, 19. 20). Сие же давая разуметь, и в
другом месте говорит он: «тем же аще кто во Христе, нова тварь: древняя мимоидоша, се быша вся
нова» (2 Кор. 5, 17). Если же произошла новая тварь, то надлежало кому-либо быть первым сей твари.
Простой и перстный только человек, какими соделались мы вследствие преступления, не мог быть пер-
вым; потому что и в первоначальной твари люди стали неверными, и чрез них погибла первоначальная
тварь; потребен был иной обновляющий первоначальную тварь и соблюдающий ту, которая соделалась
новою тварью. Посему-то человеколюбиво не иной кто, но Господь, начало новой твари, созидается
путем, и справедливо говорит о Себе: «Господь созда Мя начало путей Своих в дела Своя» (Притч. 8,22),
чтобы человек жительствовал уже не по той первоначальной твари, но, поелику положено начало
новой твари, то, началом путей ея имея Христа, последовали мы уже Ему, глаголющему о Себе: «Аз
есмь путь». Сему уча, и блаженный Апостол в Послании к колоссянам сказал: «Той есть глава телу
Церкве, Иже есть начаток, перворожден из мертвых, яко да будет во всех Той первенствуя»
(Кол. 1, 18).
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 02 апр 2021, 16:58

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 17.

На Ариан слово второе.

66) Если, как сказано, по причине воскресения из мертвых, Господь называется за сие начатком;
воскресение же совершилось тогда, как, нося на Себе нашу плоть, предал Себя за нас на смерть:
то явно, что сказанное Им: созда Мя начало путей означает не сущность Его, но пришествие Его в
теле; потому что смерть была свойственна телу. И как телу свойственна смерть, так телесному при-
шествию будет свойственно сказанное: Господь созда Мя начало путей Своих; потому что, когда Спаси-
тель таким образом создан по плоти, стал начатком созидаемых, и имеет наш начаток — вос-
приятую Им на Себя человеческую плоть, тогда, сообразно с этим, созидаются по Нем и будущие
люди, как говорит Давид: «да напишется сие в род ин, и людие зиждемии восхвалят Господа» (Псал.
101, 19); и еще в двадцать первом псалме: «возвестит Господеви род грядущий, и возвестят правду
Его людем родитися имущим, яже сотвори Господь» (Псал. 21, 32). Не услышим более: «в оньже аще
день снесте от него, смертью умрете» (Быт. 2, 17); слышим же: «идеже есмь Аз, и вы будете» (Иоан.
14, 3); почему и говорим: «Того бо есмы творение, создани на дела благая» (Ефес. 2, 10). Еще же, по-
елику Божье дело, то-есть человек созданный совершенным, вследствие преступления соделалось недо-
статочным и умерщвлено стало грехом, делу же Божью неприлично было оставаться несовершенным;
то все святые умоляли о сем, говоря во сто тридцать седьмом псалме: «Господи, воздаждь за мя: Го-
споди, дел руку Твоею не презри» (Псал. 137,8). Посему-то совершенное Божие Слово облагается несо-
вершенным телом и именуется созидаемым в дела, чтобы Ему, воздав за нас долг, восполнить
Собою, чего недоставало человеку. А человеку недоставало безсмертия и пути в рай. И это-то значит
сказанное Спасителем; «Аз прославих Тя на земли, дело соверших, еже дал еси Мне да сотворю»
(Иоан. 17, 4); и еще: «дела, яже даде Мне Отец да совершу я, та дела, яже Аз творю, свидетель-
ствуют о Мне» (Иоан. 5, 36). Дела же, о которых говорит здесь, что даны Ему Отцом для соверше-
ния, суть те самые, для которых созидается, говоря о Себе въ Притчах: «Господь созда Мя начало пу-
тей Своих в дела Своя. Ибо одно и тоже значит сказать: «даде Мне Отец дела», и: «созда Мя Господь
в дела».
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 03 апр 2021, 14:45

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 17.

На Ариан слово второе.

67) Итак, богоборцы, когда Сын приял дела, да совершит? Из этого дознан будет смысл и речения:
«созда». Если скажете, что принял вначале, когда приводил их из небытия в бытие; то это
ложно: тогда дела не были еще произведены; явно же, что говорит Он о принятии дел уже суще-
ствующих. Но непозволительно — разуметь время предшествовавшее тому, «как Слово плоть бысть»;
иначе, пришествие Слова окажется уже излишним; потому что пришествие это было для принятия дел.
Следовательно, остается наконец сказать, что, когда Сын стал человеком, тогда прял и дела. Ибо
тогда довершил их, исцелив наши язвы и дарова нам воскресение из мертвых. Если же, когда
Слово плоть бысть, тогда даны Ему дела; то явно, что, когда соделалось Оно человеком, тогда и со-
зидается в дела. Итак, речение „созда» означает не сущность Слова, о чем говорено уже много-
кратно, но телесное Его бытие. Поелику дела вследствие преступления стали несовершенными и недо-
статочными: то о Слове говорится телесно, что Оно созидается, да, совершив дела и соделав всеце-
лыми, представит Отцу Церковь, как сказал Апостол, «не имущу скверны. или порока, или нечто
от таковых, но да будет свята и непорочна» (Ефес. 5, 27). Посему, род человеческий, как
вначале получил бытие Словом, так Им же усовершается и восстановлен, и притом еще при
большей благодати; потому что, восстав из мертвых, не убоимся уже мы смерти, но всегда о
Христе будем царствовать на небесах. Совершилось же это, потому что само Божье собственное
Слово, сущее от Отца, облеклось в плоть и соделалось человеком. Если бы Слово, быв тварью, со-
делалось человеком; то и человек все-еще оставался бы тем-же, чем был, не сочетавшись с
Богом. Ибо, будучи созданием, мог ли бы сочетаться с Творцом посредством создания? Или,
какая была бы помощь подобным от подобных, которые сами имеют нужду в той же помощи?
Если бы Слово было тварью, то как имело бы Оно силу отменить Божий приговор и отпустить грех,
когда у Пророков написано, что это принадлежит Богу? «Кто Бог яко же Ты, отъемляй грехи, и
оставляяй беззакония» (Мих. 7, 18)? Бог сказал: «земля. еси, и в землю отъидеши» (Быт. 3, 19), и
люди соделались смертными. Посему, возможно ли разрешить грех сотворенному? Напротив того,
разрешает сам Господь, как и сказал Он: «аще не Сын вы свободит» (Иоан. 8, 36). И освободивший
Сын действительно доказал о Себе, что Он— не тварь, не единый из созданных, но собственное
Слово и образ Отчей сущности; потому что и вначале осудил грех Отец, и Он один отпу-
скает грехи. Поелику Словом изречено: «земля еси и в землю отыдеши»; то, сообразно с этим, тем
же Словом и о Нем совершается освобождение и отмена осуждения.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 05 апр 2021, 07:00

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 17.

На Ариан слово второе.

68) Но говорят: „если Спаситель—и тварь, то Бог мог сказать только и тем разрешить клятву".
Тоже самое может быть сказано и еретикам: если бы и вовсе не приходил Спаситель, то Бог мог
сказать только и разрешить тем клятву. Но надобно иметь в виду полезное для людей, а не то
принимать в разсуждение, что Богу все возможно И прежде Ноева ковчега Бог мог истребить со-
грешивших тогда людей, однако же сделал это по устроении ковчега. И без Моисея мог сказать
только и известь народ из Египта; но полезно было совершить это чрез Моисея. И без Судей
Бог мог спасать народ, но для израильтян полезно было, чтобы по времени возставляем был у
них Судья. Спаситель мог прийти еще вначале, или пришедши не быть преданным Пилату; но Он
и пришел при скончании веков, и, когда искали Его, сказал: «Аз есмь» (Иоан. 18, 5). Что творит
Господь, то и полезно людям, тому и быть иначе не подобало. Что полезно и прилично, о том и про-
мышляет Он. Посему пришел, «не да послужат Ему, но послужити» (Матф. 20, 28), и соделать
наше спасение. Без сомнения, мог Он и с неба изглаголать закон, но знал, что для людей по-
лезно изглаголать его с Синая, и сделал это, чтобы и Моисей мог взойти, и израильтяне, слыша
слово вблизи, тем паче могли уверовать. Впрочем, благословную причину, по которой так совершено,
можно видеть и из следующего. Если бы Бог по всемогуществу изрек и разрешилась клятва, то в
этом было бы видно могущество Повелевшего, и человек соделался бы таким же, каким был
Адам до преступления, прияв благодать совне, без приспособления ея к телу (ибо таковым и тогда
человек введен был в рай), но при этом он, может быть, соделался бы еще худшим, потому
что научился преступать закон. А в таком состоянии, если бы обольщен стал змием, снова настояла
бы нужда Богу изрекать повеление и разрешать клятву. И посему, потребность в этом продолжа-
лась бы в безконечность, люди же все еще были бы виновны, раболепствуя греху. Непрестанно со-
грешая, непрестанно имели бы они нужду в прощении, и никогда не освободились бы от вины, сами
в себе будучи плотью, и по немощи плоти всегда препобеждаемые законом.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 06 апр 2021, 14:57

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 17.

На Ариан слово второе.

69) Еще же, если бы Сын был тварь, то человек все еще оставался бы смертным, не сочетаваясь
с Богом; потому что тварь не сочетавала бы тварей с Богом, и сама требуя для себя сочетавающего;
и одна часть твари не могла бы служить спасением для всей твари, сама имея нужду в спасении.
Итак, в предотвращение сего, Бог посылает Сына Своего, и Сын соделывается человеком, приняв на
Себя созданную плоть, чтобы, поелику все повинны смерти, самому Ему, будучи иным от всех, соб-
ственное Свое тело принести за всех на смерть, и Слову, как-будто все чрез Него умерли (потому
что и действительно все умерли о Христе), исполнить наконец приговор, всем же чрез Него
соделаться уже свободными от греха и от проклятия за грех, и действительно пребывать во веки,
возстав из мертвых и облекшись в безсмертие и нетление. Поелику Слово облеклось плотью, то сею
плотью, как неоднократно было доказываемо, соделано совершенно недействительным всякое угрызе-
ние змия. Если бы и возродилось что злое вследствие телесных движений, то оно было бы отсекаемо,
и тем истреблялась последующая за грехом смерть, как говорит сам Господь: «грядет сего мира князь,
и во Мне не имать ничесоже» (Иоан. 14, 30). И сего ради явися, как написал Иоанн, «да разрушит
дела диавола» (1 Иоан. 3, 8) Поелику же дела эти разрушены плотью Его, то все мы чрез это освободи-
лись по сродству плоти, и сами сочетались уже с Словом. А сочетавшись с Богом, не останемся
более на земле, но, как сказал сам Господь, «идеже Он, и мы будем» (Иоан. 14, 3), и не убоимся
уже змия; потому что приведен он в бездействие плотью, прогнанный Спасителем и услышав от
Него: «иди за Мною сатано» (Матф. 4, 10). Так змий вне рая ввергается в огонь вечный. Не нужно уже
нам остерегаться и обольщающей жены; «в воскресение бо ни женятся, ни посягают, но яко Ангели Божии
суть» (Матф. 22, 30). И «о Христе Исусе» будет «нова тварь» (Гал. 6, 15), «ни мужеский пол, ни женский»
Гал. 3, 28), но всяческая и во всех Христос. А где Христос, там будет ли какой еще страх, или
какая опасность?
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 07 апр 2021, 12:25

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 17.

На Ариан слово второе.

70) Но этого не последовало бы, если бы Слово было тварью; потому что с тварью всегда вел бы
брань диавол, который также тварь, и человек, будучи посредником, сам оставался бы всегда повин-
ным смерти, не имея у себя, о ком и кем соделаться бы Ему свободным от всякого страха, соче-
тавшись с Богом. Этим сама истина показывает, что Слово не из числа созданных, а паче—Само
есть их Зиждитель. Для того и восприяло на Себя тело созданное и человеческое, чтобы Ему, как
Зиждителю, обновив это тело, обожит в Себе, и таким образом, всех нас, по подобию Своего
тела, ввести в небесное царство. Но опять не обожился бы человек, сочетавшись с тварью, если бы
Сын не был истинный Бог. Человек не предстал бы Отцу, если бы облекшийся в тело не был
истинное по естеству Отчее Слово. И как не освободились бы мы от греха и проклятия, если бы
плоть, в какую облеклось Слово, не была по естеству человеческая (потому что с чуждым для нас
не было бы у нас ничего общего); так не обожился бы человек, если бы соделавшийся плотью не
был по естеству сушее от Отца, истинное и собственное Отчее Слово. Для того совершилось тако-
вое соединение, чтобы по естеству Сущему от Божества сочетать с Собою по естеству человека, и
чтобы чрез это твердыми соделаться спасению и обожению человека. Следовательно, отрицающие, что
Сын по естеству от Отца и собственно Отчей есть сущности, пусть отрицают и то, что приял Он
истинную человеческую плоть от Присно - Девы Марии. Равно не было бы пользы для нас человеков,
если бы Божье Слово не было истинным и по естеству Сыном, и если бы не была истинною восприятая
Им на Себя плоть. Напротив того, Слово прияло на Себя истинную плоть, хотя и неистовствует
Валентин; Слово же было по естеству и истинный Бог, хотя и неистовствуют ариане. В сей плоти
Слово соделалось для нас начатком новой твари, став созданным за нас человеком и, как сказано,
обновив нам оный путь.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 08 апр 2021, 13:43

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 17.

На Ариан слово второе.

71) Итак, Слово—не тварь и не дело; ибо одно и тоже—тварь, произведение, дело. И если бы Слово
было тварью и произведением, то было бы и делом. Посему, не сказало Оно о Себе: Созда Мя дело,
или: сотворил Меня вместе с делами, чтобы не подать мысли, будто бы Оно есть тварь по естеству
и по сущности. Не сказало также: создал, да сотворю дела, чтобы опять злочестивые по злоумию
своему не почли Его ради нас соделанным подобно орудию. Не возвестило о Себе также: создал Меня
прежде дел, чтобы, как из того, что Оно прежде всех, следует, что Оно есть рождение, так и тем,
что создано прежде дел, не привести к мысли, будто бы тождественны между собою речения: «рождение»
и «созда». Напротив того, с строгою осмотрительностью сказало: «созда Мя в дела». А это значит:
Отец сотворил Меня, чтобы во плоти соделаться Мне человеком. А потому и из сего опять явствует,
что Слово—не дело, но рождение. Как входящий в дом не составляет части дома, но есть иное,
а не дом: так Созидаемый в дела по естеству не тоже, что дела. Ибо если, как утверждаете
вы, ариане, Слово Божье есть дело; то какою рукою и премудростью приведено Оно в бытие? Все
приведенное в бытие приведено Божъею рукою и Премудростью, как говорит сам Бог: «вся сия сотвори
руки Моя» (Исаии 66, 2). Давид же воспевает: «в началех Ты Госггоди землю основал еси, и дела
руку Твоею суть небеса» (Псал. 101, 26), и еще в сто сорок втором псалме: «помянух дни древние,
поучихся во всех делех Твоих, в творениях руку Твоею поучахся» (Псал. 142, 5). Поэтому, если создания
совершены Божъею рукою, написано же, «что вся быша» Словом, «и без Него ничтоже бысть» (Иоан.
1, 3), и еще: «един Господь Исус, Имже вся» (1 Кор. 8, 6), и: «всяческая в Нем состоятся» (Кол. 1, 17);
то явно, что Сын—не дело, но Он есть Божья рука и Премудрость. Зная это, и бывшие в Вавилоне мученики
—Анания, Азария, Мисаил—обличают арианское злочестие. Ибо, сказав: «благословите вся дела Го-
сподня Господа» (Дан. 3, 57), в ряду дел перечислили все, что на небе и на земле, и всякую тварь,
но не наименовали Сына; ибо не сказали: благослови Слово, песнословь Премудрость, давая тем знать,
что все прочие существа песнословят и суть дела, Слово же не есть дело и Оно не из числа
песнословящих, но Его со Отцом песнословят, Ему поклоняются, о Нем богословствуют; потому что
Оно есть Отчее Слово, Отчая Премудрость и Зиждитель дел. Сие и Дух с совершенным различе-
нием изрек во Псалмах: «яко право Слово Господне. и вся дела Его в вере» (Псал. 32, 4); как и в другом
псалме говорит: «яко возвеличишася дела Твоя Господи: вся Премудростью сотворил еси» (Псал. 103, 24).
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 09 апр 2021, 14:08

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 17.

На Ариан слово второе.

72) Если бы Слово было делом, то, без сомнения, и Оно приведено было бы в бытие Премудростью,
и Писание не различало бы Его от дел, и не стало бы их именовать делами, о Нем же благовествовать,
как о Божьем Слове и о собственной Божьей Премудрости. Теперь же Писание, отличая
Его от дел, показывает, что сия Премудрость есть Зиждительница дел, а не дело. Тоже различение
наблюдает и Павел, пиша к евреям: "Живо бо Слово Божье, и действенно, и острейше паче всякого меча
обоюду остра, и проходящее даже до разделения души же и духа, членов же и мозгов, и судительно
помышлением и мыслям сердечным: и несть тварь не явлена пред Ним, вся же нага и объявлена пред
очима Его: к Нему же нам слово» (Евр. 4, 12, 13). Видишь, созданные вещи наименовал тварью, Сына
же разумеет сущим Божьим Словом, так как Он не тоже, что твари. И еще говоря: «вся же нага
и объявлена пред очима Его: к Нему же нам слово». дает разумет, что Он есть иное от всех тварей.
Посему, Сын судит, каждое же из существ получивших бытие обязано дать Ему ответ. Так и
тем, что вся тварь совоздыхает с нами об освобождении «от работы истления» (Рим. 8, 21), пока-
зывается, что Сынъ есть иное от тварей. Ибо, если бы и Он был тварь, то и Сам находился бы в
числе воздыхающих, и имел нужду, чтобы кто-либо и Его вместе со всеми соделал Сыном и осво-
бодил. Если же вся тварь воздыхает об освобождении от работы истления, а Сын не в числе возды-
хающих и требующих освобождения, но Сам всех всыновляет и освобождает, говоря тогдашним иу-
деям: «Раб же не пребывает в дому во век: Сын пребывает во век. Аще убо Сын вы свободит, воистинну
свободни будете» (Иоан. 8, 35. 36): то этим яснее света показывается, что Слово и—не тварь, но
истинный и по естеству преискренний Отчий Сын. Итак, об этом изречении: «Господь созда Мя
начало путей» (Притч. 8, 22), хотя кратко, однако же, как думаю, достаточно сказано для того, чтобы
людям ученейшим дать этим повод сочинить что-либо более сильное к низложению арианской
ереси. Но еретики, читая и следующий стих и толкуя его худо, полагают поелику написано:
«прежде век основа Мя» то и это сказано о Божестве Слова, а не о явлении Его во плоти. Посему,
необходимо, разобрав и этот стих, показать заблуждение еретиков.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 10 апр 2021, 14:26

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 17.

На Ариан слово второе.

73) Написано: «Бог Премудростью основа землю» (Притч. 3, 19). Поэтому, если Премудростью осно-
вана земля, то как основывается Полагающий основание? Но и это сказано приточно, и должно искать
смысла сказанном, а чрез это дознать, что, как Премудростью Отец созидает и основывает
землю, чтобы она была непоколебима и пребывала, так и сама Премудрость основана в нас, чтобы
соделаться Ей начатком и основанием новой в нас твари и нашего обновления. И здесь не сказал
Господь: прежде век сотворил Меня Слово или Сына, дабы не подать мысли, будто имеет начало,
как сотворенный. Ибо прежде всего надобно спросить: Сын ли Он? и о сем преимущественно испы-
тывать Писания. Это и Петр, когда вопрошены были Апостолы, исповедал говоря: «Ты еси Христос,
Сын Бога живого» (Матф. 16, 16). Об этом и отец арианской ереси спрашивал прежде всего: «аще Сын
еси Божий» (Матф. 4, 6)? Ибо знал, что это—-истина и главное в нашей вере; знал, что если Он—
Сын, то конец диавольскому мучительству. А если Он—тварь и один из потомков обольщенного
Адама; то не о чем заботиться диаволу. Посему и тогдашние иудеи негодовали, что Господь наименовал
Себя Сыном Божьим, а Бога—Отцом Своим. ибо если бы назвал Себя одною из тварей, или
сказал о Себе: Я—произведение; то не было бы это странным для слушающих, и таких слов не почли
бы они хулою, зная, что к отцам приходили и Ангелы. .Но поелику именовал Себя Сыном. то
усматривали в этом признак не твари, но Божества и естества Отчаго
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Пред.След.

Вернуться в Бог и Душа



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 56

cron
@Mail.ru