Проповеди монаха

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 10 авг 2018, 07:07

ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО

Часть 1. О предметах духовных вообще

Глава 1 Толкование того, как неверие и похоть рождают грех, а грех рождает смерть. Изъяснение грехопадения прародителей


Почему же человек впадает в бездну "отчаяния, неверия и в блато нечистоты? Из-за «псилафизма»,(1) т. е. из-за мысленного
прельщения чувственностями и небрежения о небесных благах.
(Иначе говоря, из-за того, что в молитвах церковных часто именуется «лукавым и плотским мудрованием»).
Каким же образом псилафизм превращается в отчаяние?
Вера, уловляя человека, привлекает его и удерживает надеждою благ небесных; неверие же, чтобы уловить человека, прельщает
его похотением благ земных, чувственных и, так как удовлетворение их связано с нарушением заповеди Божией, то,
прельстив человека и возбудив в нем похотение запрещенного, неверие возбуждает затем в нем сомнение в истинности слов
Божиих, наводит на вопросы: так или нет? истинно ли или нет?
Вожделенна похоть для человека, но удовлетворить его
она не может. Прельщается человек похотением и напрягает свои усилия к тому, чтобы удовлетворить плотскую похоть.

Но, сколько ни насыщает ее, остается неудовлетворенным; видя свои напрасные труды и старания достичь счастия, удовлетворяя
страстям и похотям, ввергает мысль свою в пропасть и болотную тину отчаяния. Таким же образом и хулитель
разбойник, не веруя (в небесные блага) и не доставив душе удовлетворения чрез наслаждения чувственные, вверг свою
мысль в благо хулы на Господа, распятого на кресте.
Так точно и ныне все прочие (2) , находящиеся во власти неверия(т. е. уловленные неверием), терзаются вместе с сим и стра-
стию отчаяния, которое, как мы сказали, произошло в них от похотения и неверия.

(1) На последнем выражении необходимо остановиться. Слова псилафизм мы не нашли
в словарях, по корню же и смыслу оно означает похоть наслаждения чувственными
благами, в противоположность исканию духовных благ; очевидно, псилафизм означает
похоть плоти, похоть очес и гордость житейскую, или «любовь мира, которая есть
вражда Богу» (Иак. 4, 4); все это святой Нил выражает одним словом псилафизм, т. е.
чувственность. Чувственная похоть является источником всякого греха, как учит св.
апостол Иаков: «Кийждо же искушается от своея похоти влеком и прельщаем. Таже
похоть заченши раждает грех, грех же содеян раждает смерть» (Иак. 1, 14-15). От
существительного псилафизмос святой Нил производит еще и глагол, означая им
плотские помыслы, плотское мудрование - словом, выражает то, что мы можем выразить
словами: похотcтвование, сладострастное мечтание, увлечение страстями грубочувсевенными
(блуд, гнев) и более тонкими - сребролюбием, славолюбием и самолюбием.
(2) Итак, плотская похоть и неверие (или духовная похоть) неразрывно связаны между
собою; этот закон подтверждается и явлениями, современными нам. Теперь в культурных
государствах на книжных рынках, интернете распространяется много книг безбожных, сеющих
неверие, а вместе с сим, - много книг порнографических (проповедующих разврат).
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3370
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 11 авг 2018, 13:11

ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО

Часть 1. О предметах духовных вообще

Глава 1 Толкование того, как неверие и похоть рождают грех, а грех рождает смерть. Изъяснение грехопадения прародителей


Так исторгла эта страсть праотца нашего Адама из тех великолепных обителей рая, в которых вселил его Зиждитель Бог.
С подобною страстию приступил змий и к Еве, стремясь уловить ее в сеть неверия похотливым мудрованием и удержать
в этой сети отчаянием, успел змий в этом, ибо Ева приняла его весть, что они могут сделаться как боги; с великою радостию
и с такою же стремительною радостию приступила к Адаму; но радость вести змия превратилась в великую печаль, пре-
бывающую на людях и поныне.
Адам же еще до прихода Евы, слушая ее беседу со змием, начал (плотски и лукаво)
мудрствовать касательно (обязательности) заповеди Божией, стал сомневаться в заповеди Божией и говорить в помысле
своем: да так ли на самом деле должно быть, как Бог сказал (т. е. неужели умрем); да истинно ли то, что Бог сказал? И
вот, когда Адам мудрствовал в себе таким (плотским) мудрованием (доcл.: псилафизовался такими псилафизмами), при-
ступила к нему с соблазнами змия Ева и окончательно отравила
его советом змия. Когда же он (т. е. змий) отравил Адама своим советом, переданным Адаму через Еву, то змию так же
(легко было совершенно овладеть Адамом), как рыбаку, ловящему рыбу на отраву, бросаемую в воды озера, легко уловить
ее без помощи рыболовных снастей.
Так чрез Еву диавол, как отраву, вкинул в мысль Адама совет змия, и Адам воспринял мыслию сей псилафизм (т. е.
плотское мудрование или обольстительную мечту); они поступили с Евой по совету змия - и тотчас же отравились; говорим:
отчаялся Адам. Как рыба, отравившись, выбрасывается из воды на берег озера и легко, без всяких снастей и труда,
завладевает ею рыболов - так случилось и с Адамом, когда Ева отравила его советом змия. Адам подвигся тогда против
заповеди Божией и, подобно рыбе, выбросился из недосязаемых рыбаком вод на берег, в руки ловящего; говорим: отступил
(Адам) от заповеди Божией и последовал совету змия. Когда же Адам исполнил совет змия, то сейчас же обнажился от
благодати Божией: совет Божий презрели прародители и заповеди Божией не поверили, совет же змия приняли, - и
тотчас стали прокаженными
, говорим: тотчас ослепли их очи благодатные (т. е. духовное зрение), - и отверзлись в них очи
лукавства (т. е. лукавое мышление, эта проказа ума); и доныне семена сих страстей пребывают в людях.

(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3370
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 12 авг 2018, 13:41

ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО

Часть 1. О предметах духовных вообще

Глава 1 Толкование того, как неверие и похоть рождают грех, а грех рождает смерть. Изъяснение грехопадения прародителей


И со всяким так бывает: как только душа слукавствует, сейчас же она совлекается благодати Божией, благодать, ниспосланная
человеку от Бога, утрачивается.

Так и у Адама: как только родилось в нем похотение чувственностей (псилафизм), он тотчас же излукавился, мысленно
сочетавшись с обольстительной мечтой; мгновенно отступило от него сияние Солнца Солнц, и Адам, обнажившись от благода-
ти (т. е. утратив благодатное осияние), стал тьмою (т. е. темным, не сияющим, каковы люди и поныне).(1)
Бог до грехопадения Адама даровал ему владеть всеми благами рая, но возбранил плоды лишь одного древа; для того
воспретил Бог Адаму древо сие, чтобы сохранил Адам сознание (т. е. не забылся бы, как Денница, и не возмечтал бы о себе,
но, видя себя ограниченным во владении чрез сию заповедь, всегда помнил бы своего Владыку и Творца и смирялся перед
Ним).
Но Адам не внял повелению Божию, а внял вести змия, вследствие похоти и неверия, - и чрез сие оказался
возбранен прекраснейших благ рая, обнажен, лишен благодати Божией и облечен в одежду лукавства.
Бог же, Иже бе Сый и Грядый, ведущий вся происходящая, Творец Неба и Земли, сотворивший и сердце Адама, - познал
обнажение Адама и долготерпеливо стал ожидать того, чтобы люди припали к Богу с молением о прощении и исповедали
бы пред Ним свое преступление, которым нарушили заповедь Божию. За сие Бог готов был дать им первую их одежду (т.е.
свет благодатного сияния) и все то, что имели раньше,
но люди не пожелали того, что угодно было Богу, а пребыли во
тьме, что угодно было ненавистнику и начальнику зла...
...Ибо Адам во всем винил Бога и, пребывая во тьме лукавого плотского мудрования (псилафистического лукавства), говорил
в себе так: я не виноват в этом; Бог Сам виноват: зачем дал Он мне такую заповедь, а если запретил плод, то зачем дал
(запретному плоду) такую красоту? Будь я один, я соблюл бы заповедь, но так как Бог присовокупил мне сию, говорим:
Еву, - то по совету ее я преступил заповедь, данную мне Богом, ибо красота плода и совет помрачили меня, и я пре-
ступил заповедь Божию. И другие, подобные сему, плотские мудрования (псилафизмы) кружились стаей в Адаме.

(1) Итак, по учению прп. Нила, праотец Адам до грехопадения был «светлым», т. е. от него исходило видимое чувственными очами
некое сияние божественного света. По грехопадении Адама это сияние утратилось.
Данное положение подтверждается
Фаворским светом, которым возблистал Новый безгрешный Адам (1 Кор. 15. 45), Господь Исус Христос во время Преображения (Мф. 17, 2) и словами Господа, что в Царстве Небесном праведники просияют, как солнце (Мф. 13, 43).
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3370
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 13 авг 2018, 14:27

ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО

Часть 1. О предметах духовных вообще

Глава 1 Толкование того, как неверие и похоть рождают грех, а грех рождает смерть. Изъяснение грехопадения прародителей


Бог, призывавший Адама к покаянию, услышав его лукавые мудрования (псилафизмы), стал усиленно призывать его к
покаянию. Услыхав, Адам должен был выйти в сретение Богу, исповедать свое преступление и испросить прощения. Когда
Бог приблизился к Адаму, Адам, услыхав звук шагов Божиих, спрятался и не вышел навстречу Богу, спрятался от Бога со
своим беззаконием и преступлением.
Бог же (сойдя в рай) все еще ничего не говорил, выжидая первых слов Адама, чтобы он вышел навстречу Богу, как
тот блудный сын, и сказал: согрешил, моя вина... Тогда Бог, услыхав сие вожделенное покаяние, принял бы Адама в
объятия, говорим: совлек бы с него ризу беззакония и облек бы его в первую одежду. Готов был Бог и желал сделать это
Адаму, но Адам не восхотел выйти навстречу Богу и произнести слова покаяния.

В то время, как Бог призывал Адама к покаянию, Адам думал лишь о том, где бы ему спрятаться от Бога с беззаконием
своим. Бог, конечно, знал, где находится Адам и где укрылся с беззаконием своим, но желал, чтобы Адам вышел навстречу
и произнес вожделенные слова покаяния.
Но покаяния Бог от Адама не услышал и приближения его навстречу не увидел.
Тогда Бог весьма опечалился сему безсмыслию Адама, т. е. его прельщению и лукавому мудрованию (псилафизму), ибо
от чувственного похотения (псилафизма) рождается безумие; обезумев, человек не понимает, что с ним происходит, помра-
чается и не весть, что творит.

Так похотение чувственных (псилафизм) вовлекает человека в безумие, безумие же вводит во тьму, тьма же доводит до
возделывания всех тех злых дел.
Поэтому и Адам, обезумевший и омрачившийся чрез похотение и лукавство, услыхав звук
(приближения) Бога, не вышел к Нему навстречу и не отвергся плотского и лукавого мудрования неверия.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3370
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 14 авг 2018, 13:29

ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО

Часть 1. О предметах духовных вообще

Глава 1 Толкование того, как неверие и похоть рождают грех, а грех рождает смерть. Изъяснение грехопадения прародителей


Тогда Бог, видя все это, воскликнул и сказал Адаму сии слова: «Адам, где ты?» Адам же, не будучи в силах вынести
гласа Божия, воскликнул и сказал: «Здесь я, но я наг и не могу предстать Божеству Твоему». Подождал еще Бог слов
покаяния от Адама, но ничего подобного и никакого гласаот Адама не услыхал.
Тогда Бог опять вопросил Адама: «Отчего ты обнажился? Не преступил ли того, что тебе было заповедано (досл.: не
погубил ли ты той споспешницы, или пособницы, т. е. заповеди)? Так сказал Бог для того, чтобы Адам не таил более
греха и явил бы покаяние.
Этим вопросом Бог несколько пособствовал Адаму покаяться и сознать свою вину и (это снисхождение Бог оказал) ввиду
того, что Адам был весьма помрачен чрез свою похоть и лукавство.
Псилафистическое лукавство прародителей (т. е. лукавство их плотского мудрования) не допускало их открыть болезнь
свою Врачу, чтобы Он излечил их. В высшей степени Врач вожделевал их излечения, но сила действовавшего в них
плотского мудрования омрачила их духовное око, оглушила их духовный слух, так что они не могли со своею глухотою
и тьмою внимать повелениям Божиим, но внимали лукавому и плотскому мудрованию змия и от этого безумствовали.

Бог первоначально сотворил их всемудрыми, потом же лукавство плотского мудрования (псилафистическое лукавство), со-
делало их всебезумными и они, обезумев, соизволяли змию.

Следуя гласу лукавого мудрования, Адам ответил Богу так: «Да, не соблюл, ибо Ева ввела меня в соблазн и я прельстился;
Твоя вина, ибо Ты дал мне ее в сожительницу»; только это одно и сказал Адам Богу и никакого более исповедания и
просьбы о прощении не принес своему Творцу.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3370
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 15 авг 2018, 13:42

ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО

Часть 1. О предметах духовных вообще

Глава 1 Толкование того, как неверие и похоть рождают грех, а грех рождает смерть. Изъяснение грехопадения прародителей


Бог, услыхав эти слова и видя такое ожесточение Адама, отвратился от Адама и стал взыскивать таким же образом
покаяния от Евы. Ждал Бог от Адама вожделенного покаянного исповедания, но не услыхал его, посему обратился к Еве, не
услышит ли Он сего от нее.
Мы знаем, что многие жены (своими мольбами) высвободили мужей своих из темничных уз (1) . Тем более всеблагий Бог
мог простить Адама ради молитв Евы.

Но Ева, услыхав шаги Божии, стала еще более скрываться, чем Адам, ибо женщины боязливее (более хоронятся), чем
мужчины. Вследствие этого, Ева горевала и имела большую скорбь, нежели Адам, как и ныне жены опечаливаются сильнее
мужей.
Сострадая горю Евы, Бог пошел к ней, как к Адаму, чтобы услышать от нее то вожделенное покаянное исповедание, которое
Бог столь желал услышать от Адама и не услышал. Ева не шла навстречу Богу.
Не возмогла вынести Ева гласа(2) Божия и ответила: «Здесь я, но нага и не смею явиться пред Тобою». Сказал Бог: «От-
чего вы обнажились?» Не сказал Бог: «Отчего ты обнажилась?», а сказал: «Отчего вы обнажились?» - ибо, если бы сказал:
отчего ты обнажилась, то из этого явствовало бы, что Адам оправдывается и одна только Ева осуждается, потому-то и
сказал Бог: почему, вы обнажились? Все же это сказал Бог для того, чтобы (в случае их нераскаяния) одинаково осудить
обоих на сию презренную жизнь, что и произошло.

Это сказал Бог, чтобы вызвать Еву на многожелаемое покаянное исповедание, но Ева не произнесла покаянного при-
знания Богу, а вместо этого сказала: «Змий соблазнил меня, и я прельстилась сим». Пождал еще Бог, чтобы услышать от
нее слова покаяния, но Ева больше ничего не произнесла.
Итак, Бог, видя, какою погибелью погибли люди по совету змия, сказал Адаму: «За то, что ты послушался голоса жены
твоей и съел от древа, которое одно Я тебе не позволил от него есть, ты же съел, - да будет проклята земля в делах
твоих, в скорби будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терние и волчцы произведет она тебе; в поте лица
твоего будешь есть хлеб твой, пока не возвратишься в землю, из которой ты взят, потому что ты земля и в землю пойдешь».

Также сказал Бог Еве: «Умножая, умножу скорби твои и воздыхания твои; в болезни будешь рождать детей; к мужу
твоему обращение твое и он будет господствовать над тобою».
Змия же осудил трижды (т. е. сугубо больше): «За то, что
сотворил ты сие, проклят ты от всех скотов и от всех зверей земных»
и пр. Обоим же вместе сказал: «Уйдите от Меня, но
приимите сие обетование от Меня (благовещение о Спасителе); а также еще сказал: «С трудами и с трудами будете возделывать
пищу, в поте будете вкушать хлеб свой, с печалью будете одеваться в одежду свою и со страхом возделывать путь свой»... (Быт., гл. 3).


(1) Разумеются «узы» гнева Божия, наказания за грех. Отсюда справедливо присловье «Жена за мужа умолит».
(2) Библейское повествование передает речь Бога к согрешившей прародительнице несколько иначе, но надобно иметь ввиду, что прп. Нил стремится не просто повторять Феофану библейские события, но уяснить их внутренний смысл.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3370
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 16 авг 2018, 14:11

ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО

Часть 1. О предметах духовных вообще

Глава 2 Как велика была утрата людьми рая и блаженства. Первое убийство.


Посему Бог опять сказал: «Изыдите от Меня», - и тотчас шестокрылый херувим с огненным мечом изгнал их из
тех прекраснейших красот райских, они остались вне рая и переселились на место, находящееся против рая.
Там горько восплакали они, взирая на красоты рая (т.е. взирая в сторону утраченного рая и вспоминая райские
блага). О том же, сколь прекрасен был рай, - суди по следующему сравнению. Если и ныне человек сильно восхищается
красотою неба, безпредельностью небесного свода, сиянием солнца, стройностью движения звезд, светом луны, блистанием
сверкающей молнии, грохотом грома- из грозовой тучи - то сколь же было восхитительно для первозданного человека
созерцание третьего неба, взирание на Бога, созерцание вечности и безграничности Его сияния, воинства ангельского
Его и силы Его?..
Если ныне, по грехопадении, как свидетельствует Псалмопевец, душа человеческая может просветиться и убедиться,
паче снега: «Окропиши мя иссопом и очищуся, омыеши мя и паче снега убелюся» (Пс. 50, 9), то, следовательно, как
сияли радостию и блаженством души первозданных людей в
раю?!

Если ныне, после зимней стужи, земля, покрытая, снегом, после весенних дождей расцветает и делается подобной по
красоте раю и благам его, столь украшается от солнечных лучей... - то как же она должна была расцвести тогда в
раю, будучи осияваема светом благодати Божией!..
Итак, если ныне столь великие блага доступны человеку, который подобен траве и дни которого подобны полевому
цвету (Пс. 102, 15), - то каковы же должны были быть блага райские?.. Если ныне души грешников, окропившись иссопом,
столь убеляются и столь великих созерцаний достигают, то каково же было блаженство в раю прародителей и как
расцветали души их?.. Какие блага вкушали (доел.: цветособирали) они?.. Следовательно, может ли кто познать те пре-
краснейшие блаженства рая, которых око не виде, - первозданный же человек видел все эти красоты рая, которые
несравнимы ни с блистанием молнии,, ни с сиянием солнца...
И кто может уразуметь сие (т. е. неописуемость красот райских и степень блаженства человека в раю)? Только верующий
(могущий веровать). Кто верит, что сверкание молнии есть сила сотворенная, того эта вера побудит размыслить и ска-
зать: если свет молнии, которая есть тварь, имеет такую силу, то какова же сила сияния самого Творца, Который со-
творил молнию. Каков же был тот, который мог взирать на такое сияние? Сколь великою благодатию был облечен тот,
который беседовал с таким Творцом, сотворившим такое сияние? Никто другой не видел Бога и не беседовал с Ним, один
только Адам видел Бога и беседовал с Ним. И как мог бы он так беседовать с Ним (т. е. с Богом), если бы сам не был
облечен в свет, ибо Бог есть молниесиянный свет светов?..

Примечание. Святая Церковь в некоторых песнопениях свидетельствует, что не только души первых людей были облаго-
датствованы, но и самые их тела светились сиянием благодатного света, как ныне сие и дает нам уразуметь св. Нил.
В одной из стихир малой вечерни на праздник Преображения поется: «Иже с Моисеем глаголавый древле на горе Синайстей
образы... днесь на горе Фаворстей преображся, началообразное показа лучами облистаяся», т. е. показал то началообразное
сияние, которым сиял Адам. И еще там же: «Днесь Христос на горе Фаворстей, Адамово пременив очерневшее естество,
просветив богосодела...» Также в третьей песни канона: «Во всего Адама облекся Христе, очерневшее изменив, просветил
еси древлее естество» - (очерневшее), следовательно, оно раньше было светлым.
Также на стиховне великой вечерни говорится: «На сию бо возшед гору со ученики Твоими, очерневшее Адамово ес-
тество, преображся, блистати паки сотворил еси». Итак, причина, почему люди не видели до грехопадения своей наготы,
заключалась не только в непорочности их чистой души, для которой все было чисто, но также и в том, что они были
облечены в свет, как в ризу... Так же толкует сие и Симеон Новый Богослов («Обнажился Адам от нетленного оного оде-
яния и славы»... (4, I стр. 371).

(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3370
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 17 авг 2018, 14:21

ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО

Часть 1. О предметах духовных вообще

Глава 2 Как велика была утрата людьми рая и блаженства. Первое убийство.


Бог же (не желая лишать людей сих благ райских) вожделевал от Адама и Евы лишь покаяния, но Адам и Ева отве-
тили ему словом погибели и этим сами погубили (свое обладание) всеми благами и сиянием рая!.. И от таких-то благ
рая отреклись они, несчастные!.. И такою проклятою жизнью осчастливили себя несчастные (т. е. желавшие по совету змия
сами себя осчастливить еще более, чем их осчастливил Бог, и за это обретшие проклятие). Итак, уступили они свое нас-
ледство (небесное) и, взамен его, наследниками сделались столь проклятой земли, и пребывает (сие наследие уделом людей)
столькие годы!.. Потом, в свое время, стали чадотворить, народили детей, и семя от семени расплодилось; детям рождае-
мым давали различные имена. Первыми же из всех имен были два имени, говорим: Каин и Авель. Со временем же,
летом, по собрании жатвы, от приплода стали люди выделять части; каждый из своего сбора или приплода, по своему
усмотрению, брал и возносил ее в жертву... Один (из сих первых двух детей Адама) был добродушный и праведный;
такова же была и его жертва, как сказано: «Жертва правды, возношение и всесожигаемая»(Пс. 51, 21); говорим: жертва
его приносилась им от избытка любви к Богу, о которой говорится: «Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона»
(Пс. 50, 20) (т. е. жертву истинного боголюбца, в нем же, как в истинном израильтянине - «льсти нет» (Ин. 1, 47).

Каин же душою мудрствовал плотская и лукавая (досл.: Каин с псилафистическим лукавством); это породило в нем зависть;
зависть же породила убийство, как говорится: зависть есть зародыш убийства. Какая же была причина тому, что Каин
позавидовал брату своему и убил его?
Зависть произошла так. Однажды летом, во время жертвоприношений, принес и
Каин жертву, но для жертвы оставил лишь негодное (из отделенной части плодов), плоды же отобрал.
И явился дым этой жертвы смрадом лукавства и псилафистического неверия (т. е. лукаво и плотски мудрствующего
неверия).
Так мудрствуя, Каин говорил: соберу я сначала плоды в житницу мою, а ненужное, то есть солому, принесу в жертву
мою: так и сотворил, с таким лукавым и плотским мудрованием совершил жертвоприношение. Бог же сказал Каину: «Не при-
носи больше подобной жертвы; приноси жертву с простотою,да не приносишь жертвы Богу с лукавством»
(1) . Однако Каин
не перестал приносить в жертвоприношение подобной мерзкой жертвы, ибо мерзость есть пред Богом жертва лукавства.
Сего ради Бог отверг жертву ради ее лукавства, жертву же брата принял, так как она была жертвой правды перед Богом,
как говорится: «Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс. 50, 19). И, так как брат
Каина, т. е. Авель, совершал жертвоприношение и приносил Богу часть свою без всякого лукавства, то Бог выразил благо-
воление Авелю за жертву (т. е. дал знамение благоугодности жертвы тем, что дым ее взошел к небу),
Каину же не явил
сего. Этим Бог (как бы) говорил Каину: «Перестань приносить такую жертву, не приноси больше такой жертвы». Но Каин
не внял тому, что говорил Бог, и не послушал Его, вместо же этого послушал своего плотского и лукавого мудрования
(псилафистического лукавства) и приумножил свое зло.


(1) В Библии мы не находим такой речи Господа к Каину, но должно помнить, что прп. Нил имеет здесь целью не повторять общеизвестный библейский рассказ, но живописать и отчетливо обрисовать греховное настроение Каина.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3370
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 18 авг 2018, 13:44

ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО

Часть 1. О предметах духовных вообще

Глава 2 Как велика была утрата людьми рая и блаженства. Первое убийство.


Когда Бог увидел такое превратное расположение Каина, Он опечалился о нем и сказал брату его Авелю: «Пожалей
брата своего, ибо он находится в погибельном состоянии и чрез него народится погибель человеку» (т. е. для человечества).
Ответил Авель Богу: «Господи, кто же меня жалеть будет?» (Т. е. слово пожалей означает помолись; ибо основание
молитвы за ближних есть сострадание к ним. Авель же ответил: кто меня пожалеет, - потому что сознавал собственное недос-
тоинство и глубину своего падения.)
Сказал Бог: «Аз есмь оправдание печали твоей» (т. е. молись за брата, и Я вменю молитву тебе). Ибо, если будешь
жалеть о погибели брата твоего, то и Я буду жалеть о тебе.
Тогда возымел Авель дерзновение печаловаться пред Богом о
погибели брата своего .(1)
Говорим: возлюби брата твоего и Бог возлюбит тебя; ибо любовь рождает сострадание; если не любишь брата твоего,
не можешь печаловаться о нем.

Так произошло и с Каином. Не возлюбив брата своего, он не мог и сострадать ему; вследствие ненависти к брату возникла
безжалостность, и взамен любви (Авеля, Каин) воздал безжалостностию, и взамен печали его о нем (т. е. вместо
молитвы взаимной, которую впервые заповедал Бог Авелю), совершилось убийство.
Плотское мудрование (псилафизм) порождает лукавство; лукавство же - неверие, неверие же возращает безжалостность
(т. е. нечувствие, безстрашие, ожесточение), ожесточение же опьяняет человека и представляет ему убийство, как
ничто (2) . Так и сотворил Каин: произвел в себе ожесточение и, опьянев им, совершил братоубийство.

Как постепенно образуется опьяняющее вино из зерна, посеянного на земле, так постепенно развился грех в душе Каина
и завершился убийством. Виноградная лоза сначала пускает почку с листьями, потом рождает цвет, цвет же мало-помалу
наливается, зреет и рождает грозды, грозды же рождают вино, а человек, пив то вино, возвеселяется сердцем и опьяняется.
Так и зло в человеке сначала пустило почку лукавого, злого, плотского мудрования (псилафизм), плотское же мудрование
породило лукавство, лукавство же, мало-помалу, наливаясь и созревая, возросло в неверие. Грех сначала веселит сердце
человека, как вино, потом овладевает им, лишая человека сознания. И неверие, в конце концов, порождает отчаяние:
человек пьет отчаяние, впадает в нечувствие, наконец, выгоняет из виноградных выжимков еще сильнейший спирт и окончательно
упивается им.
Взяв из потатира выжимки, человек заставляет их бродить, перегоняет через огонь, извлекает из выжимок спирт, пьет
его, опьяняется и не ведает, что творит; так и Каин: сорвал плоды с лозы зла, выжал вино в потатире, выпил водку от-
чаяния и отчаялся (сперва возвеселившись прелести любостяжания); и не знал, что с ним сделалось (вернее: что ему
делать); он собрал все выжимки, которые были собраны в потатире, говорим: внутренняя своя, - перебродил их на лукавом
и плотском мудровании (псилафистическом лукавстве), выгнал спирт отчаяния, выпил его, опьянел, впал в зависть
и безжалостность. Помрачила его зависть и объяло ожесточение, он подвигся на убийство брата своего и убил его,
братоубийца Каин!

Так он положил начало братоубийству, закончить же его имеет и конец его есть противообразный, говорим: антихрист.
(Противообразным называет его св. Нил потому, что в нем ни малейшего подобия Богу не будет, будут лишь одни пороки
в совершеннейшей степени). Каин есть начало возделывателей убийства, противообразный же (антихрист) соделается концом
возделывания убийства. (Т. е. превзойдет всех убийствами,и сам будет последний, убитый на земле, ибо по Писанию,
Сам Господь убьет его духом уст Своих (2 Сол. 2, 8).


(1) И сего в Библии мы не находим, но из дальнейших слов прп. Нила ясно видно, что он
стремится напечатлеть в сердце Феофана христианскую заповедь о любви к ближнему.

(2) Психологическая картина, как из маленького греховного семени (нечистого, еле
уловимого помысла), развивается целое древо тяжких грехов.

(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3370
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 19 авг 2018, 14:14

ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО

Часть 1. О предметах духовных вообще

Глава 3. Как из первых грехов Адама и Каина развились все прочие страсти.
Уподобление греха плющу, противление людей Богу, желавшему очистить Свой виноградник.
Воплощение Господа и учреждение Им Церкви как тела Своего и питание ее Телом и Кровию Своею.
Союз со Христом чрез веру и союз с диаволом чрез неверие и восприемлемое от сего пятиобразное подобие диаволу.
33 ветви греховного плюща. Уподобление страстей алфавиту. Совокупление добродетелей со страстями.
Книга мира и Страшный суд. Как вера и неверие соперничают из-за обладания душою человека


Итак, от Каина день ото дня, год от года, век от века умножалось возделывание зла; от поколения к поколению
умножалось беззаконие Каина, оно распространило свои ветви, эти ветви затмили собою все мысленные способ-
ности человека, и помрачился человек.

Как плющ (взойдя на дерево) распространяет ветви свои поверх его, покрывая ими все дерево и затмевая его
совершенно, так и преступление, насадившись на земле в Адаме, постепенно, с течением времени, распространило ветви
свои. Говорим: родил (Адам братоубийцу) Каина, и этим распростерлась ветвь (тьма) над мыслью человека. Как плющ,
когда прострет только одну ветвь свою на дерево, то восходит и наверх его, выпускает ветвь плюща отростки, охватывая
ими все дерево и тремя ветвями своими покрывает все существо его, говорим: природную зелень, - дерево лишается сущности
своей (т. е. присущей естеству своему зелени), так точно лишается свойственного существу своему (т. е. свойственных
человеку добродетелей) и тот, кто воспринимает в мысль свою ветвь плюща (греховного).
Дерево, наконец, высыхает, остается
во власти плюща и истощается среди плющевых ветвей. Вместо дерева возрастает на нем естество плюща, говорим: его зелень,
- которою он охватывает дерево, объятое им, говорим: естество плюща берет господство над деревом . (1)
Подобие греха плющу еще в следующем: как сущность всех трех ветвей - одна, хотя и различаются ветви между собою,
так и грех (всякий по существу) есть одинаковое отречение (отступление от Бога), но мучения в аду за разные грехи -
различаются.

Свойства плюща сходны со грехом еще в следующем. Плющ наименьшую имеет силу производить вверх (т. е. расти в
вышину), но в высшей степени способен распространяться по поверхности и овладевать всем тем, что находит перед собою.
Он больше всех дерев приносит плодов; но плод его не потребен на вид, не сладок на вкус, питательность его мала, по упругости
он не крепок, хотя ширина плюща и являет его якобы сильным (т. е. с виду он довольно раскидист и ветвист).
Когда же представится ему какой-либо вид (т. е. случай овладеть деревом), то он так искусно оплетает его своими
тридцати тремя отростками, что не может дерево избавиться от него. Для этого плющ охватывает тремя главными ветвями
вид (т. е. ствол дерева), который обрел перед собою, овладевает им, и передает 30 отросткам, а те тридцать ветвей схватывают
его своими когтями, говорим - побегами, и, чтобы господствовать над ним, производят столь искусное плетение, какое рукодел-искусник
не может сотворить. Говорим: и грех так искусно оплел человечество (как плющ дерево), что ни мудрый
художник руками не может то произвести, ни паук сетями соделать.


(1) Как тонкий плющ губит толстое и могучее дерево, так тонкий греховный помысл (прилог, приражение) может погубить душу человека. Отсюда: как важно вести борьбу и с тончайшими греховными «приражениями»...
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3370
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Пред.След.

Вернуться в Бог и Душа



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 183

@Mail.ru