vnifantiy » 23 май 2020, 14:26
ТВОРЕНИЯ СВ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.
Том второй . Слово 10.
К Епископам Египта и Ливии—окружное послание против ариан.
4) Ибо, для чего — Евангелие у Маркиона и Манихея, отрицающих закон? Ветхим доказывается но-
вое, а новое свидетельствует о ветхом. Посему, отрицающие последнее исповедуют ли то, что оным
доказывается? Павел стал Апостолом благовестия, еже Бог прежде обеща пророки Своими в Писа-
ниих святых (Рим. 1, 2). Сам Господь сказал: "испытайте Писания, яко та суть свидетельствую-
щая о Мне" (Иоан. 5, 39). Посему, как же будут исповедовать Господа, не испытав прежде Писаний
о Нем? Ученики говорят, что "обрели Того, Его-же писа Моисей и Пророцы" (Иоан. 1, 45). На что опять
закон и саддукеям, не приемлющим Пророков? Бог, давший закон, сам обещал в законе воз-
двигнуть и Пророков; потому что Он — Господь и закона и Пророков; и отрицающий одно из двух
несомненно отрицает и другое. На что уже и ветхое Писание иудеям, не познавшим ожидаемого по
нему Господа? Если бы верили в Писания Моисея; то уверовали бы и в слова Господа: "о Мне бо
той пuca говорит Господь" (Иоан. 5, 46). На что Писания Самосатскому, который отрицаетъ Божие
Слово и пришествие Слова во плоти, назнаменованное и указанное в Писаниях Ветхого и Нового За-
вета! На что Писания и арианам? — Для чего предлагают их люди, которые утверждают, что Слово
Божие есть тварь, и, подобно язычникам, "служат твари паче Творца Бога" (Рим. 1, 25)? По нечестию
своего измышления, каждая из этих ересей не имеет ничего общего с Писаниями, и защитники
ересей знают, что Писания во многом, или лучше сказать—во всем, противны мудрованию каждой из
них. Но для обольщения простодушных, каковы упоминаемые в Притчах: "незлобивый веру емлет
всякому словеси" (Притч. 14, 15), принимают они на себя вид, подобно отцу своему диаволу, что изу-
чают и собирают изречения Писания, чтобы этими изречениями показать правильность своего мудрова-
ния, а наконец, убедить бедных людей мудрствовать вопреки Писаниям. И конечно, в каждой ереси
прикрывающийся таким образом диавол выставлял на вид изречения, исполненные льсти. Ибо Гос-
подь сказал о них, "что возстанут лжехристи и лжепророцы, якоже прельстити многих" (Матѳ.
24, 24). Так приходил диавол, говоря от лица каждой ереси: аз есмь Христос, у меня—истина; и
все ереси клеветник этот заставлял лгать и отдельно, и в совокупности. И странно —то, что все
они, препираясь между собой за все, что каждою выдумано худого, неразрывно соединились одна с дру-
гою в одном, именно во лжи; потому что один у них отец, который во всех всевает .ложь.
Посему, верный ученик Евангелия, имеющий благодать разсуждать о духовном и на камне создав-
ший дом веры своей, стоит твердо и безопасен от их обольщения. А кто прост, как сказал я
выше, и не крепко наставлен в вере, тот, имея в виду одни слова и не проникая в смысл, скоро
увлекается их кознями. Посему, прекрасное и необходимое дело—пожелать себе принять дарование раз-
личения духов, чтобы каждому, по Иоанновой заповеди, знать, кого надобно отринуть и кого принять,
как друзей и единоверных. И многое мог бы написать тот, кто вознамерился бы войти в подробности;
тогда злочестие и злонамеренность ересей оказались бы чрезвычайными и разнообразными, и
хитрость обманщиков крайне ужасною. Но поелику Божественное Писание всего достаточнее, то желаю-
щим знать об этом многое посоветовав читать Божие Слово, сам я постарался теперь раскрыть самое
нужное, почему особенно и написал так.
(продолжение далее).