vnifantiy » 22 янв 2019, 12:23
ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ОБЛИЧЕНИЯ ГРЕХОВ СВЯТОГОРЦЕВ ПРОШЛОГО СТОЛЕТИЯ.
Глава 21. Притча о двух молодицах, первой и последней.
Послушайте, священники, священномонахи и вы, досточтимейшие монахи! Зачем погубляете вы свою монашескую
жизнь? Послушайте, каким тлением, т. е. из-за чего именно растлеваетесь вы, так что становитесь погибшими
для спасения своего и непогибающими для беззакония.
В одном единомысленном городе были две молодицы, у двух молодых мужей; одна называлась «Первая», другая
«Последняя»; обе они были чревоносящие, но одна сохранила себя, так что младенец остался невредим, прозвался «Спасен-
ный», потому что мать спасала его осторожностью своею. Другая тоже была чревоносящей, но положения своего не
уберегла, по неосторожности младенца выкинула; стала беременной вторично и тоже выкинула. Так она и оставалась
неплодной по своей нерадивости.
Спрашиваю я вас, какой успех может быть младенцу, т.е какая надежда на благополучное рождение младенца на свет
матерь которого, сделавшись беременной и нося его во чреве, всецело предается плотским развлечениям? Отчего одна плод
свой донашивает, другая не донашивает и удержать не может?
Послушайте сие.
Обе молодицы стремятся плодоносить, намерение у обеих одинаковое, но одна постаралась, т. е. все старание приложила
к тому, чтобы прозваться матерью, у другой же старание не к тому, чтобы звали ее матерью, а к тому, чтобы звали до-
мохозяйкой. «Первая» не старалась и не желала того, чтобы прозывали ее домохозяйкой. «Последняя» же усердно приня-
лась за правление домохозяйством, посему и прозвали ее домохозяйкой, матерью же ее никто не прозывал, потому
что, погрузившись в суету, она умертвляла младенцев своих и была недостойна имени матери. Подобно сие дереву, которое,
если будет иметь завязь плода своего, но, осуетивщись, начнет выпускать побольше побегов на ветвях своих, то скинет плод
свой; другое же дерево не желает выказывать отростков своих, а усиливает свое плодоношение, и вместо побегов приносит
прекрасный плод; кто видит дерево, тот ублажает его ради обильного плода.
Кто же суть две молодицы?! Прежние и теперешние отцы. Скажем сначала о прежних преподобных отцах, а потом раз-
берем нынешних.
Единомудренный город есть гора Афон, одинаково православный как раньше, так и теперь; две юные молодицы суть
человеческое спасение; та, которая называется «первой», есть первые отцы, т. е. их спасительный образ жизни; «последняя»
молодица есть нынешняя жизнь отцов; обе молодицы зачали во чреве, оба монашества, древнее и нынешнее, благое имели
намерение спасения, но первые отцы блюли себя в положении своем от земных сует, удержали спасение свое неповрежден-
ным, спасали спасение свое, как мать чадо свое, т. е. весьма дорожили спасением своим.
Другие отцы тоже были чревоносящими, говорим: зачавшими спасение, спасаемыми, - но не хранились они в положении
своем от земных предметов, а посему не возмогли уберечь своего спасения, подобно женщине, выкидывавшей младенцев
и сделавшейся детоубийцею.
Дерево осенью теряет свои плоды, а нынешние монахи теряют монашескую жизнь вместе со спасением своим; изгоняют
Царицу Спасения и вожделевают царицу погибели. Возгнушались несчастные Царицею Спасения ради вожделения, которое
имеют к царице погибели, дабы возделывать волю ее, дабы показывать любовь к царице погибели и изгонять Царицу
Спасения...
Воля же царицы погибели есть та, чтобы люди возделывали все то, что противно Царице Спасения, т. е. похотение плоти,
упокоение тела с плотским вожделением, похоть разноукрашения для развития страсти блудной, увлечение разнозда-
тельством, многосуетством, многопопечительностью, разноозабоченностью, разнотрапезованием, разноснедием, разновини-
ем, разнодревием, разносадием, разноуслаждением, разносокровиществованием.
Сего домогается царица погибели и сие ненавистно для Царицы Спасения.
Сими любодарствиями любоодаряют люди царицу погибели, сии дела суть те противности, которые творят люди, про-
тивоборствуя Царице Спасения...
(продолжение далее).