ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО
Часть 1. О предметах духовных вообще
Глава 1 Толкование того, как неверие и похоть рождают грех, а грех рождает смерть. Изъяснение грехопадения прародителей
Почему же человек впадает в бездну "отчаяния, неверия и в блато нечистоты? Из-за «псилафизма»,(1) т. е. из-за мысленного
прельщения чувственностями и небрежения о небесных благах.
(Иначе говоря, из-за того, что в молитвах церковных часто именуется «лукавым и плотским мудрованием»).
Каким же образом псилафизм превращается в отчаяние?
Вера, уловляя человека, привлекает его и удерживает надеждою благ небесных; неверие же, чтобы уловить человека, прельщает
его похотением благ земных, чувственных и, так как удовлетворение их связано с нарушением заповеди Божией, то,
прельстив человека и возбудив в нем похотение запрещенного, неверие возбуждает затем в нем сомнение в истинности слов
Божиих, наводит на вопросы: так или нет? истинно ли или нет? Вожделенна похоть для человека, но удовлетворить его
она не может. Прельщается человек похотением и напрягает свои усилия к тому, чтобы удовлетворить плотскую похоть.
Но, сколько ни насыщает ее, остается неудовлетворенным; видя свои напрасные труды и старания достичь счастия, удовлетворяя
страстям и похотям, ввергает мысль свою в пропасть и болотную тину отчаяния. Таким же образом и хулитель
разбойник, не веруя (в небесные блага) и не доставив душе удовлетворения чрез наслаждения чувственные, вверг свою
мысль в благо хулы на Господа, распятого на кресте.
Так точно и ныне все прочие (2) , находящиеся во власти неверия(т. е. уловленные неверием), терзаются вместе с сим и стра-
стию отчаяния, которое, как мы сказали, произошло в них от похотения и неверия.
(1) На последнем выражении необходимо остановиться. Слова псилафизм мы не нашли
в словарях, по корню же и смыслу оно означает похоть наслаждения чувственными
благами, в противоположность исканию духовных благ; очевидно, псилафизм означает
похоть плоти, похоть очес и гордость житейскую, или «любовь мира, которая есть
вражда Богу» (Иак. 4, 4); все это святой Нил выражает одним словом псилафизм, т. е.
чувственность. Чувственная похоть является источником всякого греха, как учит св.
апостол Иаков: «Кийждо же искушается от своея похоти влеком и прельщаем. Таже
похоть заченши раждает грех, грех же содеян раждает смерть» (Иак. 1, 14-15). От
существительного псилафизмос святой Нил производит еще и глагол, означая им
плотские помыслы, плотское мудрование - словом, выражает то, что мы можем выразить
словами: похотcтвование, сладострастное мечтание, увлечение страстями грубочувсевенными
(блуд, гнев) и более тонкими - сребролюбием, славолюбием и самолюбием.
(2) Итак, плотская похоть и неверие (или духовная похоть) неразрывно связаны между
собою; этот закон подтверждается и явлениями, современными нам. Теперь в культурных
государствах на книжных рынках, интернете распространяется много книг безбожных, сеющих
неверие, а вместе с сим, - много книг порнографических (проповедующих разврат).
(продолжение далее).