Проповеди монаха

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 19 сен 2018, 14:13

ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО

Часть 1. О предметах духовных вообще

Глава 17. Скорбь св. Иоакима и Анны, перешедшая в радость и исходатайствовавшая миру утешение - Богородицу и
Спасителя Бога. Уподобление голубице Ноевой.


Подобно всем праведным, жертву правды принесли и сии двое праведников, говорим: Иоаким и Анна, - которые
скорбною молитвою своею вознесли сами себя в жертву Богу. Иоаким окончательно решил не возвращаться
больше в дом свой и, молясь там (т. е. в пещере хозевитской) сокрушенною молитвою, всесожигал сердце
свое пред Вышним. Принята была Всевышним жертва моления их, и была им послана помощь свыше, как говорится: «Помощь
моя от Господа, сотворившего небо и землю» (Пс. 120, 2).

Кто же возможет нам истолковать, что это за помощь, о которой здесь сказано? Во образ сего приимем Ноя, испросив-
шего от Господа помощь, ветвь масличную. Когда послал он голубицу из ковчега, посмотреть, есть ли суша или нет, го-
лубица отправилась, нашла землю, сухую от воды; присев на масличном дереве, несколько отдохнула; отломила от маслины
веточку и принесла в ковчег. Все в ковчеге, увидав ее, возрадовались и утешились: люди, животные и пресмыкающиеся...
Ныне люди, видя Госпожу Богородицу, держащую в объятиях Своих Спасение человеческое, яко младенца, видя это, все
роды христианские, архиереи, иеромонахи, иереи, миряне при виде Ее, Госпожи Богородицы, живописно изображенной и
держащей во объятиях Своих Младенца - утешались, утешаются Ею доныне, и будут утешаться до скончания века.

Кто же принес миру такое утешение? Утешение миру было принесено чрез претерпение безчестия Иоакимом и мольбу (1)
(досл.: обращение) Анны. Принял Бог моление их, взошло оно на среду Божества и сбылось во Всесвятом Духе. Оторвался
цвет прекраснейший, и был принесен миру в утешение человеку... Как голубица принесла ветвь масличную в ковчег
в уверение об избавлении ковчега, так молитва Иоакима и Анны принесла цвет Святаго Духа на среду иудеев.


(1) «Иоаким и Анна поношения безчадства (т. е. поношения за безчадие)... свободистася,
Пречистая, во святем рождестве Твоем»,- воспевает св. Церковь на праздник
Рождества Пресвятой Богородицы. Кондак праздника, глас 4.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3363
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 20 сен 2018, 13:40

ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО

Часть 1. О предметах духовных вообще

Глава 18. Сравнение человечества Христова с цветком розы и Божества Его - с благовонием ее, рода же иудейского -
с колючим кустом розовым.


Род иудейский есть род неблагодарный, и ради этой неблагодарности им глаголали пророки Духом Святым,
дабы уготовать род иудейский к приятию дара Духа Святаго.
Тридцатилистное дерево (т. е. розовое, ибо в розе насчитывают по тридцати листочков), если не имеет цвета,
непотребным делается, - не так ли? Но цвет благоукрашает сие негоднейшее дерево, и люди имеют его в чести. Когда же
цвет с дерева опадет, то чем делается оно, не остается ли оно непотребнейшим? Так стало и с родом иудейским, когда
он утратил цвет Всесвятаго Духа.
Прекраснейший этот цветок есть цвет девства, а благоухание его есть Божество Бога. Посему говорится: «Красоте девства
Твоего... Гавриил удивися... - Богородичен отпуст, глас 3.

Чтобы сбросить с себя цвет (т. е. утратить его прогневлением Бога), листья (иудеи) восстали против цветка. Говорим: соб-
рался весь род иудейский, чтобы скинуть цвет Всесвятаго Духа с рода своего.
О сем сказано: «Вскую шаташася языцы
и людие поучишася тщетным? Предсташа царие земстии и князи собрашася вкупе на Господа и на Христа Его. Расторгнем
узы их и отвержем иго их!» (Пс. 2, 1-3).
Посему, когда спрашивал Пилат собравшихся иудеев: «Что сотворю Исусу?» - собравшиеся в один голос отвечали: «Ско-
рей, скорей, распни Его». Не довольствуясь высказывать это голосом и говорить: «Да распнется», они и руки вверх подни-
мали, показывая как Его распять, другие же крест руками изображали, чтобы так Он был распят, и все вместе вопияли:
«Да распнется!»
Поэтому Пилат, видя такую ярость иудеев, осудил Его на распятие.
Он же волею распялся ради спасения человеческого.
Ради того (т. е. промыслительно, попущением Божиим) повелел Пилат бичевать Исуса, сплести терновый венец и воз-
ложить его на главу Исусу, потом взял воду, умыл руки свои пред собравшимися иудеями и сказал: «Не повинен я
от крови Праведника сего, вы узрите». И отвечал весь народ едиными устами: «Кровь Его на нас и на чадах наших». Сие
было взыскание, которого они добивались «против Господа и против Христа Его» (т. е. чтобы Кровь Его пала на них
и на чад их, в безумии их греховном). И получили его (т.е. то, чего искали) в час тот, и злосчастное сие клеймо пребывает
на них и доныне!

Поэтому венец терновый возложили на главу Его ради посрамления, но Исус этим прославился, прияв волею венец
на главу Свою, над которою трепетала рука Предтечи; они же сами себя посрамили, ибо тем возложили на свои главы
проказу Гиезия... И доныне на детях их пребывает клеймо, которое они себе испросили и сказали: сия каплющая кровь
не только на нас, но и на чадах наших да пребудет. Посему остается проказа Гиезия на главе их и доныне!
Почему же не процвел тридцатилистник (т. е. роза) на каком-либо полезном дереве и на прекрасной ветви, но процвел
на колючем дереве и безплодной ветви? Потому, что не находилось другого, столь безплодного и непотребного дерева.
Ради сего и процвел такой цветок, чтобы благоукрасить сие дерево с его безплодной ветвью
. Какая же потреба быть сему
прекрасному цветку на таком дереве? Процвети он на ином дереве, сказали бы так: «Само дерево прекрасно, оттого и
процвел на нем такой прекраснейший цветок». Говорим: почему воплотился Христос от рода еврейского, а не иного рода?
[color=#FF0000]Потому, что не нашлось другого рода, подобного ему, неблагодарного; посему и воплотился Христос от евреев, чтобы
благоукрасить сей род еврейский. Но неблагодарность омрачила иудеев и не познали они спасения человеческого, Которое
воплотилось в их среде.
[/color] Так и ныне помрачившиеся люди, впав во тьму безчувствия из-за многопопечения и житейских
забот, скинули с себя прекраснейший цвет монашеской жизни и уклонились в одно безполезнейшее попечение о плотском.

Цвет спасения презрели, а цвет погибели предпочли. Ложь ублажают, хищение восхваляют, осуждением утешаются, о
спасении же душ своих - нерадят.
Утешаются цветком осуждения, считая его благоуханным, а он - злосмрадие и проказа.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3363
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 21 сен 2018, 17:17

ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО

Часть 1. О предметах духовных вообще

Глава 18. О страсти осуждения в людях


Дивлюсь я. Есть ли какая польза от этого осуждения других, что так между вами оно распространено? Страсть
осуждения есть чрезвычайная проказа для человека, от которой он в большей степени страдает, чем от других
своих прегрешений.
Самомнение и гордость, будучи одной двоицей, произвели чадо единородное; прозвалось оно - осуждением. Оно непотреб-
но и по имени, и по действию своему. Двоица та непотребнейшего младенца родила, ибо подобной двоице так и подобало...

так как оно (т. е. осуждение) было уродливо, и никто не принимал его, чтобы чадородить с ним, то приняла его мать
себе в мужа, родили чадо единородное, и назвалось оно предательством.
Так как и это чадо, подобно отцу своему, было
ни к чему не годно, и никто не принимал его, чтобы чадотворить с ним, то опять мать его приняла в мужа себе; они
чадотворили, и сотворили чадо единородное, которое называется злой навет.
И взял он (1) в жены дочь самомнения,
называемую презорством, родили они чад - мальчика и девочку; сын называется ненависть, а дочка - зависть;
пере-
женились дети между собою и соделали одно непотребнейшее чадо, называемое убийство.

Спрашиваю я вас: какая польза от таких всескверных чад? Не суть ли они все дети осуждения, сии всескверные чада?..
Ибо проныры Денницы (2) ловят человека в ловушку, кладя на удочку страшно ядовитую приманку - самомнение, и этим
приманивают в ловушку гордости... Мнящий много о себе действием мечтательности своей впадает в ловушку гордости,
сплавляется же в плавильню чрез осуждение
(т. е. гордость сама по себе не убивает еще человека и легко избавиться от
нее человеку смирением, но осуждение, присоединившись к гордости, делает человека братоубийцею, воздвигая на него
гнев Божий; вот почему и говорится, что осуждение сплавляет в плавильню).
Как Денница возмечтал о себе нечистой мечтой, вверг оскверненную мысль свою в гордость, извергая в плавильню адскую,
и плавится в пламени гееннском, воображая, что он в прохладе и в славе, точно так же в ту же геенну впадает человек чрез
осуждение. Ибо человек, если он осуждает, не может спастись никоим образом, так как в чем бы ни осудил он другого, все
на его голову возвращается.
По гордости своей мнит он о себе, что он - чистый сосуд и потому якобы имеет право
осуждать ближнего, не представляет же себе, несчастный человек, что он сам нечист в том, за что осуждает!

(1) Т.е. злой навет.
(2) Т.е. бесы
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3363
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 22 сен 2018, 13:48

ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО

Часть 1. О предметах духовных вообще.

Глава 19. О страсти осуждения в людях.


Так человек, когда осуждает, имеет в себе и смрадное -зелие предательства, ибо, осуждая, возводит донос предательст-
ва (т. е. действием своего осуждения взывает к правде Божией, требуя отмщения грешащему брату), говоря: вот что сделал
такой-то; представляет злокозненное доказательство, доказывая, что так было и так есть...
(1).
С другой же стороны раздувается зависть и говорит: почему это так и так? зачем делают? Вслед за нею идет презорство
к грешащим со стороны осуждающих, помогает зависти и говорит: я не допускаю, чтобы было так и чтобы было этак...
Между завистью и презорством становится посредник - злопамятство; сей посредник ходатайствует об убийстве (т.е.
ненависти) и, когда содеется убийство, с убийством приходит смерть и по действию сему уносит их (т. е. людей осуждающих)
буря мысленная, как говорится: «В тот день погибнут вся помышления его...» (Пс. 145, 4).

Человек и люди, будучи страстными, уловляются в девять страстей; уловляемые ими составляют из себя тот мечтательный
престол Денницы, которым он прельщается (т. е. то свое царство, о котором он хвалился пред Господом), воображая,
что обладает девятью чинами сил и говоря о себе, что он силен безсильный...
С этою мечтательною силою своего безсилия удалось ему во образе змия принудить с насильем безсилия своего человека
на грех... И понуждал он человека и говорил: «Вкусите силу, которую я даю вам, и не бойтесь, что умрете; не умрете, но
будете жить соизволением принять силу, которую я даю вам». Жена изъявила согласие и сказала мужу, что снедь
сия добрая; принял снедь муж, съел вместе с нею, уловились они чрез это соизволение, тотчас обнажились, и остались
наги.
Ныне же, кто может осуждать и сказать: «Я одет, а другой наг?..» Не видишь разве, что вы оба наги; как же осуждаешь
другого за то, что он наг?..

Ради этого я говорю вам, что страсть осуждения есть одна сверхъестественная проказа в человеке; человек от нее про-
кажается в большей степени, нежели от других своих прегрешений, которыми согрешает Богу...
Поэтому, не осуждающие один другого неповинны пред Богом, как говорится: «Не судите, да не судимы будете!..»
(Мф. 7, 1).

Ради этого говорю вам: все люди, мужчины и женщины, - одинаково пристрастны к греховному вкушению; какое
согрешение имеет один, - имеет его и другой; эта склонность греховная называется подобострастием... Если же мы все
подобострастны, то как можно, чтобы люди осуждали друг друга? Не во грехе ли родится человек?!

(1) Мысль та, что грех осуждения есть нарушение заповеди о любви к ближнему.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3363
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 23 сен 2018, 13:46

ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО

Часть 1. О предметах духовных вообще.

Глава 20. Об очищении себя таинством Покаяния


Разве матерь родит человека без кровей? Разве родится человек без греха?.. Ради этого дал нам Христос крещение
во спасение, для очищения грязи (1) , крови родительских согрешений, но нам надлежит исполнить правду и при-
совокупить к этому в жертву Богу чистоту сердечную (досл.: мысли), так как с крещением Он даровал нам
чистоту сердечную (досл.: мысли) и праведность. (Т. е. нам подобает подвизаться, дабы сохранить неокраденными сокро-
вища, получаемые при крещении, и незагрязненными крещальные одежды).

Но опять же, люди суть человеки; всегда человек будет ошибаться, ибо он несовершен, во всем, что ни делает, по-
грешает (т. е. не обходится без погрешностей во всяком деле); поэтому, если ошибется человек, пусть сознает свою ошибку,
чтобы исправить ее. Но как ее исправить? Благой человек, который сознает свою ошибку, знает и Человека, Который
может ее исправить...
Но злобнейший человек, у кого дух превратный, не сознает своей ошибки и не знает Человека,
Который может ее исправить ему... Он оправдывает себя по безчувствию своему самооправданием своим и говорит о ду-
ховнике: «Человек он есть такой же, как и я».
Благомыслящий же человек не говорит такового, но говорит: «Одежды сердца
моего загрязнились, пойду в купель отдать их, чтобы вымыли».

Когда он идет сим путем, встречается ему человек, который не сознает ошибки своей, и спрашивает его: «Куда идешь?»
Другой же отвечает ему и говорит: «В купель иду, дать одежды свои измыть»; говорим: «Помыслы свои, ибо загрязнил
я их и не в силах носить их больше на себе». Тот же, услыхав это, смеется, безчувственный, и говорит ему: «Если они
и грязные, то ты в купели ли их разгрязнишь? Лучше так их носи, нежели тебе ходить в купель, ибо ныне, вследствие
того, какими сделались измывалыцики, невозможно давать им никакой одежды в мытье, ибо они ее, вместо того, чтобы
вымыть, загрязнят больше». Рассудительный же отвечает неразумному следующее: «Я, любезный брат мой, сколько раз
ни отдавал в купель, ни одного разу грязным не получал; отдаю их грязными, а получаю пресветлыми; не знаю, что
ты мне говоришь, и не понимаю, как можешь ты мне так отвечать, безчувственный, не чувствующий, что с тобою де-
лается; мне нет дела до того, каковы суть измывалыцики ныне, лишь бы мне мои одежды вымывали»...
И удаляются они друг от друга. Идет рассудительный к измывалыцику, отдает ему одежды свои, ему моют их, потом
он их получает, одевает и всегда ходит сияющий, сияя душою и телом!..

Тот же, который не доверяет купели (т. е. таинству Исповеди) - всегда находится грязным, какую бы опрятность у
себя ни держал... Говорим: тот, который не доверяет себя, поведения своего духовнику, бывает смущен и не имеет мира
в себе...


(1) Мысль та, что физиологическая нечистота (кровь и грязь), сопровождающая рождение ребенка, суть символ духовной,
нечистоты, первородного греха.

(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3363
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 24 сен 2018, 13:27

ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО

Часть 1. О предметах духовных вообще.

Глава 21. Помощь моя от Господа, сотворшего небо и землю.


Кто теперь не сознает зла своего, в час смерти сознает его... Но какая ему будет тогда от этого польза? Тогда
сбудутся слова «нет покаяния в аду» (Пс. 6, 6). Теперь покаяние, тогда же - ответ. Теперь радостные дни по-
каяния, тогда же будет плач погибели... Посему сказано: «Отступите от Меня вси делающие беззаконие... во огнь
вечный...» (Пс. 6, 9), который вы сами уготовали себе...

Теперь считаете вы книги Церкви Христовой за болтовню (т. е. не страшитесь того, что писано в них о Страшном
суде); тогда же познаете, что они истиннейшие, но только истина там не попользует вас нисколько! Те же, которые
теперь признают книги Церкви нашей истиннейшими (т. е. веруют писанному и живут по Писанию), тогда узрят Истину
и обретут помощь свою...

Если ныне, слухом слыша о том, что есть на небе блаженство, вы от этого так вспомоществуетесь, тем более, какую
помощь получает человек, читая книги церковные, как вспомоществуется он сам? Посему говорится: «Помощь моя от
Господа, сотворшего небо и землю» (Пс. 120, 2).
Бог сотворил небо и землю: спрашиваю я вас, для кого же сотворил? Для животных, для птиц, или для человека? Опять
вас спрашиваю: если Он сотворил для человека, для кого же распялся Он, Творец и Создатель сей безгрешный, вземляй
грех мира? (Т. е. обычно говорите вы, что Бог создал все блага земные для человека, дабы человек наслаждался ими;
в ответ на это святой вопрошает: для кого же распялся Господь, если только для того и создал мир, чтобы люди на
земле плотию наслаждались).

Для кого погребся Он Неискусимый, Которого окружили скорби смертельные, Сей Милостивый в милостях и щедротах,
«вземляй грех мира?» Все это ради души человеческой претерпел Он, страданиями Своими на земле пополнил исполнение
и долг уплатил... Ради искупления людей и избавления их от проклятия, погребся плотию!..
Господня земля и исполнение ее (Пс. 23, 1) - уплатил Бог долг земле и ожидает покаяния человека.
Господня земля и исполнение ее. Уплатил Собезначальный долг на кресте и ждет спасения человека.
Господня земля и исполнение ее. Исполнила Ипостасная Премудрость и Сила, уплатив долг, быв бичеванной у колонны,
и ожидает несения скорбей от человека.

Сей, Невместимый Щедродавец, вместился в страдание и оправданием страстей Своих ждет взыскания спасения
человеком.

Но следует ли из этого, что так и подобало Ему страдать, чтобы спасти человека? Не подобало Ему страдать ради оправ-
дания страданиями. Если бы я так сказал, что Ему следовало это претерпеть, то оказалось бы, что я нашел некую вину в
Боге и оправдываю человека (т. е. нахожу оправдание для грехопадения Адама и, следовательно, виню Бога, что Он
создал Адама несовершенным на погибель его)...
Поэтому и суть Его страдания - оправдание для людей. Он безвинно пострадал и оправдал этим человека... Был погребен,
сокрушил ад, расторг его праведностию страстей Своих и с оправдательным судом Своим рек: «Возмите врата князи ваша,
и возмитеся врата вечная, и внидет Царь Славы» (Пс. 23, 7).

(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3363
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 25 сен 2018, 06:39

ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО

Часть 1. О предметах духовных вообще.

Глава 22. Возмите врата князи ваша и возмитеся врата вечная и внидет Царь Славы.


Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная, и внидет Царь Славы»... Отвечали Ему князи адские: «Кто
есть сей Царь Славы?» И сильнее еще утвердили врата ада, чтобы не вошел Царь Славы и не освободил узников
ада Своим оправданием (1) .
И приподнял Царь Славы пречистую ногу Свою, надавил ею врата адские, как какой тимпан; сокрушились тотчас
врата адские, расточились житницы осужденных, и извлек Царь Славы изнутри осужденных, тех, которые были осуждены
ради преступления Адама...

Заутра врата адовы сокрушил еси, и смерти державу упразднил еси, и мертвые, во тьме от века сидящие, совосставил
еси... Божественным и славным воскресением Твоим... Яко Царь всех и Бог Всемогущий... (2).
Итак, не с несправедливостию (т. е. не с насилием и произволом власти) пришел Он сокрушить ад и извлечь из него
Свое создание, но извел лишь тех, которые вняли призыву Его, - тех извел из житниц пытки, говорим: из муки адской...
Тот же, который не пожелал внять призыву Его, остался внутри ада во веки веков...
Так и ныне: кто не вонмет уве-
щаниям Церкви, останется во тьме навсегда, на веки вечные...


(1) Данные слова прп. Нила очень близко подходят к следующей стихире воскресной на «Господи воззвах», глас 5-й «Воскресение даяй роду человеческому, яко овча на заколение ведеся. Устрашишася сего князи адстии, и взяшася врата плачевная, вниде бо Царь славы Христос,
глаголя сущим во узах: изыдите; и сущим во тьме: открыйтеся».
(2) Ср.: Кондак воскресный на «Бог Господь», глас 5-й: «Ко аду, Спасе Мой, сошел еси и врата сокрушивый, яко Всесилен, умерших,
яко Создатель, совоскресил еси, и смерти жало сокрушил еси и Адам от клятвы избавлен бысть Человеколюбче, тем же вси зовем:
Спаси нас, Господи».
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3363
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 26 сен 2018, 12:44

ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО

Часть 1. О предметах духовных вообще.

Глава 23. Толкование молитвы «Отче наш» в связи с обличением празднословия во время обеда.


О, несчастные нынешние люди! Не довольно с вас того, что пути вашего покаяния оскверняете вы хождением
вашим (т. е. живете нераскаянно), но еще охуждаете других в кругу трапезы?..
Едите хлеб насущный с празд-
нословием осуждения и осуждаете должников ваших по делам их, какими они должны вам. Ибо так делают
ныне люди среди круга трапезного; едя и пия, они многословят с празднословием осуждения своего, осуждая все, что только
попадется злобе их.
Не на пользу ли души должают перед вами люди, делая нечто злое (1) вам, как вы и сами о том просили прежде, чем
сесть за трапезу, и говорили: «Отче наш! Иже еси на небесех, да святится Имя Твое... и остави нам долги наша, якоже и
мы оставляем должником нашим...»

Говорим: «Отче Небесный», потому что, создав нас, Ты снизошел к естеству человеческому, послал Единородного
Твоего Сына и Слово, Который воплотился от Духа Святаго, вочеловечился, прияв естество человеческое, по естеству став
человек и путевождь спасения людей. Ради спасения нашего воплотился Сын и Слово Божие. Быв неосязаемым, сделался
и стал осязаемым, пребыл тем, чем был - Единородный Сын и Истинный Сущий Бог, удержав два естества - Божеское и
человеческое... Всесильный, превысший над всем созданием, поставил Он нас над всеми в творении Своем
. Мы же заповеди
Того, Который поставил нас владыками в создании Своем, преступили; и изгнало нас грехопадение из того, что мы пре-
ступили, изверглись мы из благодати Святаго Духа (т. е. обнажились от благодати) и не в силах сами собою облещись
в нее, в благодать Святаго Духа...

Научи же нас оправданиям Твоим, спасению нашему, да познаем Создателя нашего, сотворшего небо и землю...
Ты человека положил владыкою над всем, и завладело естество человеческое горами, холмами;
древами плодоносными, всеми кедрами и прочее. Ты насадил рай на востоке, поселил в нем человека, которого создал, и
поставил властителем над созданием Твоим. Но человек не соблюл завета Твоего, который Ты завещал ему: не ешь от
запрещенного древа, чтобы не умереть. Человек преслушался, вкусил от плода преслушания и смертию смерти умер...
Преслушание низвергло человека, и опять послушание человека - ввело его. Говорим: диавол победил нашего праотца
древом преслушания (имевшим на себе плод познания), - так и Второй Адам, Сын и Слово Божие, Владыка наш Исус
Христос, Древом Крестным победил диавола и ввел праотца Адама в рай. И завладело человеческое естество (т. е. вновь
воцарилась над созданием всяческих, соединилась с зиждительною всех Божиею Мудростию Силою, как говорится:

«Содетельная и Содержительная всех Божия Мудросте и Сило! Непреклонну, недвижиму Церковь утвердили, Христе, Един
бо еси Свят, во Святых почиваяй» - Ирмосы Успению Пресвятой Богородицы, песнь 3.

(1) Т. е. обиды и оскорбления от ближних следует терпеть с кротостью, ибо все это полезно для души, как путь к смирению.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3363
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 27 сен 2018, 14:02

ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО

Часть 1. О предметах духовных вообще.

Глава 23. Толкование молитвы «Отче наш» в связи с обличением празднословия во время обеда.


Святит и святится тот, кто пьет чашу, которую пил Сын и Слово Божие; только такой и свят (т. е. святит Имя Отчее)
по благодати Святаго Духа. Говорим: тот есть во благодати, кто хранит заповеди Божии непоколебимо и пьет Христову
чашу, таковой получает благодать Святаго Духа и святит Имя Божие.
Да, пил Христос ее, но как пил? Не так, как
воду (т. е. не была сладка вода сей чаши), но Христос напоен был, как горькою водою из горчицы, волею испив сию горькую
и спасительную воду... Что же значит пить горчичную воду? Пить горчичную воду, - значит сносить презрение, которое
Он претерпел волею, гонение, поругание, голод, жажду, ударения, темницу, бичевания, обиды, уничижения, послушание,
пост, молитву, заушения от раба, обнажение риз, когда обнажили Его и о одежде Его метали жребий. Все сие Он тер-
пел до смерти, смерти же крестной... Сия есть чаша, которую пил Сын и Слово Божие...
Тот, кто пьет сию чашу безропотно,
терпит скорби с благодарностию, - тот есть во благодати почивающий (иначе сказать, в нем, как во Святом, благодатно
почивает и упокоевается Христос).

Зиждитель Бог заповедал Адаму, глаголя: «От всякого древа еже в рай, снедию снеси, от древа же еже разумети доброе
и лукавое, не снесте от него, в оньже аще день снесте от него смертию умрете». Да, умерли люди древом лреслушания...
Сын же и Слово Божие воскресил их древом (1) креста; крещением истины оживотворилось естество человеческое. Сам
Христос сделался для нас Путевождь спасения, открывший нам три соприсносущных Лица - Истинного Бога Отца, Бога
Сына и Бога Духа Святаго, едино божество, едину силу.

Много благотворит Всеблагий Бог душе человека, но люди унизительными деяниями оскверняют свои несчастные души;
чего не сделал Всеблагий Бог (для спасения человека) - Бог воплотился ради человека; Бог заушен был ради человека;
Бог бичеван был ради человека; Бог поруган был ради человека, Бог распялся ради человека, погребен был ради человека и
Бог воскрес ради человека... Не только воскрес Сам, но и человека воскресил крещением Истины от мертвости греховной,
да прославится всесвятое Имя Его... И ниспослав Духа Истины, в соединение вся призвал...
Да, воля Твоя Святая, Царю Небесный, яко послал нам Духа Истины - Иже везде сый и вся исполняли, Сокровище
благих и жизни Податель. Посему, как послал Ты нам безмерную милость Твою, милосердия Твоего ради пошли нам
и хлеб насущный, да прославим Имя Твое во веки веков... Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя!..
Мы просим Бога: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь, и остави нам долги наша»...
Сие слово имеет два значения - хлеба Небесного и хлеба земного.

(1) Христос Спаситель голгофским древом, древом послушания уничтожил прародительский грех эдемского древа -
«древа преслушания, запрещение разрешил еси, Спасе, на древе крестнем волею пригвоздився» - Воскресная стихира
«Господи Воззвах»; глас 4.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3363
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 28 сен 2018, 14:15

ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО

Часть 1. О предметах духовных вообще.

Глава 24. О происхождении «хлеба насущного». Что означает это слово?


Прошение это имеет два значения - Хлеба Небесного и хлеба земного.
Первое - хлеб земной, есть сие:
Когда создал Бог небо и землю, стали произрастать из земли различные растения; наконец, появились раз-
личные зерна. Когда за преступление заповеди Божией Адам был изгнан (из рая) и утратил неисследимое богатство
благ и красоты, которыми украсил Бог (человека и рай), даровав человеку безвестная и тайная Премудрости «еже око
не виде, ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша» - тогда обнищал несчастный Адам и лишился создания Прему-
дрости (т. е. рая, насажденного руками Божиими)... Кто (говорит, что) любит Бога, заповедей же Его не хранит, лжец
есть и разбойник, ибо Бог любим бывает в заповедях Своих. Да, ты любишь Бога (как говоришь), но заповедей Его не
соблюдаешь; какая же (тебе) польза от такой любви к Богу?
Любил Адам Бога, но когда не соблюл заповеди Его, то по-
терял и любовь, которую имел к Богу. Преслушание изгнало Адама из рая, сего недомыслимого наздания Божественной
Премудрости... Итак, когда своею непокорностию Адам сам лишил себя тех благ, созданных Божией Премудростию, то
чрез сие обнищал бедственно, познал наготу, потом и алчбу; ощутив голод, собрал он те семена, поел их и укрепилось
сердце его. Сначала Адам вкушал хлеб зернами, а потом делал мукой и, оросив слезами своими, ел, но это стал делать
после рождения Каина. Пока же не родил Каина, ел рожь, орошенную слезами. Когда же родил Каина, тогда стал раз-
дроблять рожь и есть ее. Но как омокал он ее и ел? Омокал ее слезами своими!.. (1)
Горько плакал Адам, взирая на блага рая (в то время, когда раздроблял зерна и делал из них муку); смесив слезы
с мукою, делал тесто, как грязь, и так ел его; говорим: руками замесив его, воспоминал брение, из которого создал
его Бог, тяжко воздыхал, и со стенанием ел закваску сию.

Каин, зачавшись вслед за преступлением (доел.: с преступлением) Адама, получил и вещество преступления Адамова
(т. е. семя, зараженное духом гордыни, неверия, непокорства и богохульства; вот почему и сам он (впоследствии) презрел
(в жертве своей Бога), как презрел Бога Адам; когда Бог сказал Каину: отступи от такой жертвы, - Каин не послушал
того, что сказал ему Бог, но презрел слово Божие. Подобно тому, как Адам презрел заповедь Божию, так презрел и Каин
(слово Бога) и за непослушание Каина сделалась жертва его мерзостию перед Богом... Авель же зачался с покаянием и
со слезами Адама; вследствие чего и беседовал Бог с Авелем (т. е. Авель получил от зачатия семя, облагоуханное духом
смирения и сокрушения сердечного, а посему вырос смиренный, кроткий сердцем, и осуществимо стало
для Авеля богообщение).
Да, собеседовал Бог с Авелем, Авель слов Божиих не презрел, и то, что повелел ему Бог, (исполнил)... Так покаяние делает
человека (способным) познавать Благодетеля своего; преслушание же препятствует сему, как было и у Каина, преслушавшего
слово Божие и не познавшего Благодетеля своего... Авель же с готовностию сотворил по глаголу Божиему, познав Благоде-
теля своего; и не только познал Его, но и угодил Ему своею жертвою правды, возношением и всесожигаемым, как гово-
рится: «Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс. 50, 19).
Авель зачался тог-
да, когда каялся Адам, когда сердце у Адама стало сокрушенным, дух - смиренным; в сокрушении кающейся души, во
смирении сердечном зачал Адам Авеля... и Бог не презрел Авеля, но принял его жертву «в воню благоухания». Сокруше-
ние души Адама и смирение сердца его было (т. е. соделало) сие...


(1) Мысль прп. Нила та, что за трапезой инок должен сокрушаться о грехах своих, а не празднословить и, тем более, не осуждать других.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3363
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Пред.След.

Вернуться в Бог и Душа



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 27

cron
@Mail.ru