ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.
Том второй . Слово 17.
На Ариан слово второе.
28) Вот, светил много, а не одно солнце, и не одна луна. Но хотя каждое светило по сущности
одно, однако же, у всех есть одно и общее служение; и недостаток каждого восполняется другим, и
потребность освещать удовлетворяется всеми. Солнцу дана власть являться в-продолжение только
дня, а луне ночью, звезды же вместе с ними определяют времена и годы, и каждое светило служит
знамением по требованию нужды. Так и земля не ко всему служит, а только к произведению
плодов, и к тому, чтобы поддерживать на себе животных. А тверди назначено разлучать
между водою и водою; на ней же утверждены и светила. Так и огонь, и вода, со всеми другими
веществами получили бытие, чтобы входить в состав тел. И вообще, ни одна из сотворенных
вещей не существует отдельно, но все они, служа как бы членами друг другу, составляют из себя
как бы единое тело — мир. Поэтому, если тоже предполагают и о Сыне, считая Слово частью
целого, и частью без прочих частей недостаточною к совершению порученного Ему служения;
то всякий пусть мещет в них камнями. А если это явным образом злочестиво, то да признают,
что Слово не из числа созданных, но есть единственное собственное Отчее Слово,
Зиждитель тварей.
Но еретики возражают: „ Слово есть тварь и единое из созданных, научилось же созидать у
Бога, как у учителя и художника, и таким образом послужило научившему Богу".—Софист Асте-
рий, как обучившийся отрекаться от Господа, отважился написать сие, не примечая нелепых из
сего следствий. Если и зиждительность есть нечто изучаемое; то пусть размыслят, не сказать ли им,
что и сам Бог есть Зиждитель не по естеству, а по науке, а потому может лишиться зиждитель-
ности. При том, если Премудрость Божья приобрела зиждительность посредством обучения; то уже
Премудрость ли Она, когда имеет нужду в обучении? И что такое была Она, пока не обучилась?
Она не была еще Премудростью, поскольку недоставало Ей учения. Следовательно, была чем-то
пустым и несущественною Премудростью: имя же Премудрости получила вследствие преуспеяния, и
дотоле будет Премудростью, пока сохранит, чему обучилась. Ибо что не от естества, но привзошло
вследствие обучения, в том со временем можно и разучиться. Но о Божьем Слове говорить что
либо подобное сему, прилично не христианам, а язычникам.
(продолжение далее).