Проповеди монахов

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 30 апр 2022, 14:42

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных. О святом храме и освящении его.

183. Во время приобщения рукоположенный занимает первое место, и как совершается приобщение:

Во время же божественного приобщения рукоположенный первым принимает руками Божественный Хлеб от архиепископа и приобщается вместе с ним. Потом он преподает архиепископу божественную Кровь из священной чаши, а тот – обратно ему: ибо, хотя божественные дары нам преподаются друг от друга по человеколюбию Бога, но Он один есть действующий чрез всех и преподаваемый; и в приобщении блага прежде всех участвуют первые и ближайшие по достоинству: ибо все держится порядком и ничто не бывает без порядка.
После божественного приобщения архиепископ преподает всем божественный Хлеб, преломив его, по примеру Спасителя; рукоположенный же архиерей, приняв прежде всех божественную чашу, преподает ее подходящим архиереям и прочим.
Потом, умыв руки, он разделяет народу священный антидор по повелению епископа, являясь и свидетельствуя пред народом, что он уже рукоположен, и преподавая всем освящение вместе с антидором.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 2802
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 02 май 2022, 15:47

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных. О святом храме и освящении его.

184. Посаждение рукополагаемого на престол после рукоположения знаменует утверждение на кафедре его церкви:

Потом рукоположенный, вошедши в некоторую часть храма около предложения, посаждается на приготовленный там архиерейский престол, во образ посаждения на престол Церкви его.
Это посаждение на престол прежде совершалось великолепно, как ныне – патриаршее, именно - архиерей был посаждаем на престол в церкви, при собрании епископов епархии, совершавших посаждение по грамоте архиепископа. Ныне же оно прекратилось по причине варварских набегов после постигших церкови искушений и смятений, а совершается только в одной великой церкви следующим образом.
По приготовлении престола, на котором обыкновенно садится архиепископ, и обычного украшения, по прочтении молитвы и Трисвятого, в присутствии всех слуг епископских со свечами и при собравшемся народе, рукоположенный архиерей посаждается первым, или вторым из священников трижды на престол, подобно как и патриарха священники посаждают на сопрестолие и восклицают: аксиос (достоин).
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 2802
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 03 май 2022, 14:17

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных. О святом храме и освящении его.

184. Посаждение рукополагаемого на престол после рукоположения знаменует утверждение на кафедре его церкви:

Потом, между тем как он сидит, многолетствуют благочестивым Царям, архиепископу и самому рукоположенному и затем делают отпуст. Народ же, равно как и священники, приступая, целует руку рукоположенного и получает благословение, притекая с верою: потому что новорукоположенный весь очищен и просвещен, и от новопосвященного благодать изливается обильнее на приемлющих ее свыше.
В это время он может беспрепятственно давать благословение, хотя бы поставлен был в епископа другого города: ибо он имеет и это дозволение как недавно рукоположенный. Тогда же он получает и мантию с источниками, как учитель, при чтении молитвы: «от небес приял еси божественную благодать...»: потому что с небес изливается к нам благодать. Также получает енколпий (енколпион), или панагию, как божественный залог, в знак того, что он представляет лицо Христа и во Христе первого архиерея, что он соделался женихом Церкви Христовой, и во время брака сего имеет всякую свободу – благословлять и молиться, как и сам истинный архиерей, впрочем - не рукополагать; да и благословляет с такой свободой только в один этот день.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 2802
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 04 май 2022, 13:37

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных. О святом храме и освящении его.

185. Для чего рукоположенный выезжает в город и благословляет его:

Посему, и после трапезы, восседши на коня, он объезжает в город, в сопровождении свиты своей, запечатлевает всех, и благословляет, освящая город сею печатью, молясь о нем как новосоделавшийся архиерей, сообщая ему новоизлиянную божественную благодать и чрез благословление преподавая освящение.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 2802
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 05 май 2022, 15:12

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных. О святом храме и освящении его.

186. Что значило что новорукоположенный архиерей приходил к Царю и молился, и как это совершалось прежде:

Посему же новопоставленный архиерей, как имеющий дерзновение и сильный пред Богом по рукоположению, посылается к Царю - молиться за него, и вместе, как Христос Господень, (помазанный) Духом, благословить и укрепить молитвами своими Христа Господня, (помазанного миром). Для сего, прищедши к Царю, он молится о потребном ко его спасению.
Древний обычай состоял в следующем: был посылаем референдарий вместе с архиереем в царский дворец и, по получении дозволения от благочестивого Царя, архиерей входил и по возглашении диаконом: «Господу помолимся», читал молитву. Потом, по приготовлении кадила, как пишется в житии святого Амфилохия, (а ныне патриарх делает это в пятый день по поставлении), архиерей брал кадило и кадил на Царя, сообщая ему божественную благодать и освящение. Царь преклонял главу, как говорится в житии святого Амвросия, и архиерей давал ему благословение, как новорукоположенный, и новосвященный Духом, и могущий во Христе благословлять и освящать.
Потом он целовал Царя в уста, ради мира во Христе, любви и освящения: ибо архиерей свят от приобщения тайнств и рукоположения. Равно как имеющий общение с Царем по рукоположению, архиерей делал это: ибо благочестивый Царь свят по миропомазанию, и архиерей свят по рукоположению. После целования архиерей, преклонив главу пред Царем ради его мирской власти, удалялся.
Многие же из благочестивых Царей делали и подарки ему, как молившемуся за них, и чествовали как освященного: например, Константин Великий, который не только святого Сильвестра, но и всех почти, бывших на Соборе, чествовал, почитал и наградил подарками, уважая честные члены их, постравшие за Христа.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 2802
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 06 май 2022, 13:20

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных. О святом храме и освящении его.

187. О том, что рукопологаемый архиерей совершает целование трижды, и как происходит каждое из них:

Рукоположенный же архиерей, воздав последнее целование собору (епископов) и заняв свое место, более уже, не имеет нужды в других действий над ним по уставу, но, как архиерей, печется о нуждах своей церкви, также принимает участие в священных делах, представляясь собору или сам от себя, когда нужно, или по его приглашению.
Целование рукополагаемого, кроме совершаемого в алтаре, бывает трижды. Во-первых, - после наречения, когда он сделался женихом церкви, которая ему вверяется: тогда, без всякого благоухания, т.е., без фимиама и розовой воды, между тем, как архиепископ восседит и прочие архиереи сидят по обе стороны его, рукополагаемый приводится и покланяется трижды; потом, поцеловав колено, руку и ланиту иерарха, а прочих архиереев в уста, и также сидящих (ибо он еще не епископ), по повелению их садится, но не на престоле епископском, а особо, на некотором месте, устроенном ниже, показывая чрез это, что он только избран Церковью и получил начаток обручения, а не есть еще муж, или обрученник ее. Посему, отдавая только предварительные обязательства и начатки залогов, он совершает выражение дружбы с друзьями и братьями Невесты, целует их, как уже друг их, садится с ними и совещается с ними, но садится не на одном с ними месте: потому что еще не достиг престола их и не получил чести и достоинства отца Церкви; и не действует вместе с ними: потому что еще не может рукополагать, а только подает совет или мнение, и печется о благах Невесты и делах Церкви.
Второе целование бывает тогда, когда будут совершены брачные обязательства, когда он отдаст и сам получит залоги, предбрачные дары и взаимные условия с отцом, т.е., когда, исповедав правую веру и обещавшись точно соблюдать вверяемую ему церковь, получит начатки обручения, и малой печатью, как бы в залог, она будет вверена ему. В это время он совершает целование без мира и фимиама. Бывает и еще целование после рукоположения, внутри алтаря, которое есть совершительное целование обручения и соединения: потому что тогда он становится уже мужем и обручником Церкви; но о нем мы сказали, в речи о рукоположении.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 2802
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 07 май 2022, 14:50

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных. О святом храме и освящении его.

187. О том, что рукопологаемый архиерей совершает целование трижды, и как происходит каждое из них:

А теперь говорим о третьем, совершающееся вне алтаря, подобно прочим целованиям, и в соборе, после рукоположения. Тогда новорукоположенный, вошедши в собрание архиепископа и архиереев сидящих, и покланяется трижды великому архиерею, выражая свою покорность и чествуя троицу. Потом, подошедши к архиепископу, который немного привстает, почитания его, как архиерея, и к прочим архиереям стоящим (ибо он уже равен и равночинен им), совершает целование по обычаю, целуя архиепископа в колено и в руку, и в ланиту, а архиереев стоящих – в уста.
И потом, ставши опять посреди них и поклонившись архиепископу, по приглашению их садится, и садится на место своей церкви, которое уже получил. Потому бывает и целование сие, чтобы он занял свой престол и был провозглашён сопрестольным с собором и судьею наравне с ними, так что по достоинству престола своего получает и честь, и садится, и подает мнения, и совершает все прочее.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 2802
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 08 май 2022, 15:21

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных. О святом храме и освящении его.

188. Для чего при третьем и последнем целовании приносится фимиам с розовой водою, также - об акте, или грамоте, удостоверяющей рукоположение:

Так как он получил все это по благодати Божией, то приносятся и благоухания, именно - розовая вода и фимиам, распорядителем благочиния, который и предшествует, и во всем этом руководит рукоположенного.
Таким образом, рукоположенный, сделавшись архиереем, и исполнил все установленное, во удостоверение чего и получает письменную запись об нем, т.е., грамоту, которая изображает все: - происхождение его, священство, жизнь, избрание, и кем избран, и как получил архиерейство по правилам церковным; архиепископ подписывает эту грамоту и запечатывает собственной печатью, дабы поставление его во епископа было засвидетельствовано.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 2802
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 09 май 2022, 16:36

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных. О святом храме и освящении его.

189. О поставлении и рукоположении патриарха:

Поелику и патриарх есть епископ, то, рассуждая о рукоположении епископов, скажем и о том, что касается патриарха.
Когда патриарх воззван будет к Богу, то никто из архиереев отнюдь не входит в великую церковь, дабы не показаться предвосхитителем (сего сана). Но так как Царь, как защитник Церкви, имеет издревле от божественных Отцов власть - созывать для сей цели священный собор архиереев: то сам Царь приглашает указами ближайших архиереев. Когда они соберутся все, как бывшие прежде в великом городе, так и прибывшие извне, которым возможно прибыть, потому что по правилам церковным следовало бы быть всем: тогда по указу Царя они собираются вместе в некотором священном месте. И это есть древний обычай, чтобы они состовляли собрание не сами по себе, дабы не произошло каких-либо разделений и смятения.
Собираются же не в великом храме патриархии, потому что патриарха нет, и никому не позволительно входить туда, но - в божественном храме святых Апостолов, ради благодати апостольской и потому, что сие служение есть апостольское. Вокруг становятся иконы Апостолов, подобно, как и в месте избрания (епископов) изображаются Апостолы, приемлющие Духа свыше.
По окончании молитвы, при которой возжигаются три свечи и курится фимиам, и по совершении поминовения (кого следует на ектении) и отпуста первым архиереем, при участии и прочих в пении и молитвах, они садятся в порядке своих степеней в присутствии из посторонних одного только хартофилакса, и по обычаю совершают избрание по голосам, как мы сказали, трех лиц; хартофилакс с двумя архиереями представляет эти приговоры Царю. Ибо ему, как Царю помазанному, издревле Отцами предоставлено право - избирать одного из трех, уже избранных собором и признанных достойными.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 2802
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 10 май 2022, 12:57

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных. О святом храме и освящении его.

190. Объявление избрания новоизбранному патриарху:

Избранный, таким образом, из числа трех и извещенный о сем, или и лично самим Царем, убежденный к принятию сана: ибо так и по большей части бывает по важности дела и потому,что избираемые обыкновенно отрицаются от столь великого назначения, из благоговения к нему, - решившись, наконец, и изъявив согласие, в определённый день принимает наречение в полном собрании архиереев, священников, архимандритов, игуменов, клира и множества народа, - так как рукополагается общий всех отец, - и в присутствии всех начальников со свещами.
По совершении молитвы как сказано, преднареченным патриархом, и по отпусте, совершается объявление (избрания) чрез важнейшие правительственные лица, которые представляют лицо Царя. А Царь содействует деяниям собора, как помазанник Господень и благопоставленный защитник и поборник Церкви, к чему обязал себя обетом при помазании.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 2802
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Пред.След.

Вернуться в Бог и Душа



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Majestic-12 [Bot] и гости: 6

cron
@Mail.ru