Проповеди монахов

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 11 май 2022, 16:08

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных. О святом храме и освящении его.

191. Как совершается объявление (избрания):

Объявляющий избрание говорят так: «державный и святой наш самодержец и Царь и божественный, священный и великий собор приглашают святейшество твое на высочайший престол патриаршества Константинопольского». Чрез это они свидетельствуют, что царь не сам по себе нарекает, но согласно с собором и вместе с собором, и только содействует.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 2802
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 12 май 2022, 15:07

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных. О святом храме и освящении его.

192. Против утверждающих, будто Царь поставляет патриарха:

Посему заблуждаются те нововводители, которые, по внушению ненависти утверждают, будто Царь поставляет патриарха. Отнюдь не Царь а здесь действует собор; Царь же, как благочестивый, только содействует, как сказано, не только потому, что он есть защитник Церкви и Царь помазанный, но и чтобы, помогая и содействуя, защищать и делать твердыми распоряжения Церкви, так как и это должно соблюдаться у православных для мира Церкви. - Когда избранный сделает приличный ответ и примет Церковь, то все архиереи приближаются к нему и приносят поклонение, равно как и клирики, и миряне.
Потом, если он из архиереев, то не имеет нужды в рукоположении, а только в возведении на престол; а если из священников, то рукополагается и возводится на престол.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 2802
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 13 май 2022, 14:26

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных. О святом храме и освящении его.

193. О том, что если избранный не был прежде священником, то сначала посвящается во священника, а потом принимает наречение; также о производстве (проблесис) в патриарха:

Если же избранный не был священником, когда согласился быть (патриархом), то, чтобы ему быть возведену на сию степень по чину, он наперед рукополагается во священника и тогда принимает наречение.
А после наречения, но прежде рукоположения, или возведения на престол, бывает некоторое особенное действие, называемое производством (проблесис). Это есть исповедание Царя собственными устами и честь, воздаваемая им Церкви, в знак того, что он почитает избранного ею и назначенного, и согласившегося пасти Церковь, и что в той же Святой Троице, Которая ему самому даровала царство, он принимает и архиепископа Константинополя, нового Рима, и вселенского патриарха.
Но сам он не совершает и не дает ему ничего, а только соглашается и помогает, в этом деле. А что он ничего не дает, но скорее принимает и есть как бы сотрудник в деле Церкви, видно из того, что он, вручив избранному священный жезл собственною рукою, приближается к нему и преклоняет главу, обнажая ее по обычаю, принимает благословение и целует руку избранного.
Еще очевиднее это, т.е., что он ничего сам не дает, но делает сие для защищения и утверждения дел Церкви, - из того, что, когда избранный патриарх есть архиерей и не имеет нужды в архиерейском рукоположении, и тогда бывает то же самое, а именно потому, что Царь чтит Церковь, а не господствует над нею.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 2802
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 14 май 2022, 15:04

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных. О святом храме и освящении его.

194. Царь посылает избранному патриарху мантию и панагию, а посох вручает собственною рукою:

Царь прежде, нежели увидится с избранным патриархом, выражает ему свое благорасположение, посылает ему мантию с источниками и панагию церковную, которая есть как бы залог и которую он сам хранит, как слуга и страж Церкви. Потом и жезл, как дар честнейший и как знак пастырской власти, дает ему собственною рукою, ради чести и большей верности, и чрез то показывает всем, что и он сам почитает сего пастыря, которого избрал Бог.
А чтобы засвидетельствовать это еще яснее, по его приказанию приготовляется конь, убранный разными украшениями, на которого избранный садится и, между тем, как царский всадник идет пешком, придерживая коня за узду, вместо самого Царя, как сделал великий Константин со святым Сильвестром, - он едет чрез весь царский двор и по главной улице до патриаршеского дома.
Если у Царя есть сын, то и он следует верхом на коне, и весь сенат.
Так и с такою целью совершается так называемое производство, ради чести Церкви, которая относится ко Христу.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 2802
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 15 май 2022, 14:30

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных. О святом храме и освящении его.

194. Царь посылает избранному патриарху мантию и панагию, а посох вручает собственною рукою:

Если же избранный есть архиерей, как мы сказали, то после наречения он есть уже патриарх, и ни в каком другом действии, не имеет нужды, кроме только одного возведения на престол.
А по производстве, он отправляется в церковь и, вошедши в храм и в святой алтарь, надевает епитрахиль и омофор. Потом, взяв кадило и благословив фимиам, кадит вокруг священного престола и горнего места, как вверенного ему, и опять вокруг священного престола, целует святое Евангелие и престол как Христа и Церковь, которую принял.
Затем, отдав кадило диакону, принимает от него каждение и, по наступлении времени, благословляет Бога, сподобившего его толиких благ: потому что принявший церковь должен начинать с молитвы, и молитва есть соединение со Христом, Которому принадлежит церковь. Посему, по пропетии Трисвятого, диакон читает ектению на амвоне и поминает Царей и самого патриарха, а патриарх, сотворив про себя молитву, возглашает после ектении: «яко милостив», и, сделав отпуст и осенение при пении: «исполла эти, деспота», для долгоденствия архиерейства его, уходит.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 2802
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 16 май 2022, 14:19

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных. О святом храме и освящении его.

195. О возведении на престоле и мире, преподаваемом архиереем, и воздаянии ему от народа, сколько он может:

В воскресный день, в присутствии Царей и начальников, и почти всего народа, великолепно совершается литургия патриархом вместе со всеми архиереями, клиром и священниками города. Ибо надобно, чтобы все присутствовали при возведении на престол пастыря их и видели его на престоле, как бы Самого Господа нашего Исуса Христа, Сына Бога живого, были благословлены им, в особенности тогда, в начале (его патриаршества), и приняли от него мир со святейшего престола и от себя пожелали ему того же. Это – мир Спасителя Нашего, превосходящий всякий ум, наследие наше, вожделенное слово, вечное чаяние, дабы мы были едино с Ним, и с Отцом Его, и Духом, как Он молился, - мир, соединяющий нас с Богом и Ангелами, и доставляющий нам блага и в настоящей, и в будущей жизни. Сему миру Исусову нет предела, и его Он, шествуя на страдание, оставил нам в наследие, как сказано, и по воскресении прежде всего изрек, преподал и насадил в нас.
Сей божественный мир желая услышать от иерарха, древние ревнители веры и истинные христиане, знавшие, что значит изречение мира, и живых святых архиереев, просили восседать на престол, изрекать им мир, как пишется в житии великого Петра александрийского который, впрочем, часто колебался делать это, из благоговения к той силе, являемой на престоле, которую сам часто испытывал, как чистый сердцем, - и по смерти их искали с великой ревностью, желая и мертвых пастырей своих видеть на престоле, и веруя, что и тогда они сподобятся божественного мира.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 2802
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 17 май 2022, 15:10

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных. О святом храме и освящении его.

196. О том, что божественных и великих архиереев – Петра александрийского и Иоанна Златоустого посаждали на престолы и после смерти их, ради вышнего мира:

Это было по смерти упомянутого святого Петра в Александрии и в царствующем христолюбивом граде с отцом Иоанном Златоустым, которого, спустя долгое время после смерти, сажали на престол, и он, говорят, по благодати Божией, разверз уста и произнес: «мир вам».
Ныне же я не знаю, как это пренебрегается, хотя и престол есть, и запечатление свыше совершается, и священное седалище поставляется, и архиерей говорит: «мир всем», и диакон наперед возглашает: «вонмем». Но никто об этом не заботится и не желает слышать, и не отвечает: «и духови твоему», хотя Григорий Богослов почитает и уважает сей достолюбезный мир, называет его вожделенным предметом и словом, и в молитве советует давать и воздавать его.
Кажется, это происходит от незнания, что хотя сие слово и невелико, но заключают в себе величайшую силу; и оттого вошло в обычай даже и не слушать его, так что и диакон как бы напрасно говорит: «вонмем», и архиерей про себя и как-то невнятно и небрежно произносит: «мир всем», или: «мир вам». Нет, надобно быть внимательными и сохранять преданное, особенно преданное от Христа, Который есть мир наш и о мире Которого и Петр молится для нас, и Павел везде, и лики всех учеников их и священников; надобно внимать, чтобы по нерадению, или пренебрежению сего дара, или по неведению величайших благодеяний его, или по навету врага, который старается удалить нас от мыслей и искания сего мира, подобно как всегда домогается охладить в нас любовь и единение во Христе, – чтобы этого не случилось с нами.
Поэтому, когда иерарх сядет на престоле, то все вверенные ему, священные и мирские люди пусть, стоя внимательно, взирают на него, как на Самого Христа, сидящего на небе; и, когда диакон скажет: «вонмем», то архиерей пусть громогласно произносит: «мир всем», или: «мир вам», а все отвечают: «и духови твоему», преклонив главы. Это и есть единение со Христом и Святыми Его, и мир.
Таким образом, архиереи пусть восседят, а прочие стоят по чину.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 2802
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 18 май 2022, 12:51

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных. О святом храме и освящении его.

197. О возведении патриарха на престол:

Возведение на престол патриарха происходит следующим образом: если он уже рукоположен в архиерея, то, после производства прибыв в великий храм Премудрости Божией, и помолившись и сотворив поминовение, как сказано, уходит.
Потом, по наступлении воскресного дня, когда все соберутся, опять приходит, облачается в архиерейские одежды с саккосом и начинает литургию; а митрополиты, по обычаю поклонившись, облачаются в священные одежды в обыкновенном месте и приглашаются, по обычаю, во время входа.
После входа многолетие совершается не внизу, но, подобно как при рукоположении архиерея, на сопрестолии. После Трисвятого и молитвы бывает раздование свечей, и зажигается множество свечей ради благодати Духа, обновляющейся в иерархе к устроению и управлению кафолической Церкви, чрез священное возведение его на божественный престол патриаршеский. Ибо должно верить, что в нем обитает высшая благодать, дабы укрепить его на высшее дело служения Богу в святой Церкви Его: потому что высшее просвещение, и благодать, и сила сообщаются каждому соответственно со служением.
«Имуще, говорит Апостол, дарования по благодати, данной нам различна: аще пророчество, по мере веры, аще служение, в служении» (Рим. 12:6, 7), и прочее, что дальше прибавляет. Посему и патриарх, хотя также есть епископ, но, по мере служения своего, получает большую благодать, особенно во время поставления.
Итак, по возжжении свечей, когда все станут на своих местах по чину, он возводится двумя первыми архиереями, которые берут его с обеих сторон и посаждают на святительском престоле, и восклицают: аксиос (достоин), что поется трижды и внутри алтаря всеми священнослужителями, и вне трижды певцами и клириками.
Потом во второй раз поднимают и сажают его, восклицая: аксиос, и опять то же поется трижды и внутри, и вне. Подобным же образом и в третий раз посаждают его, и аксиос произносится и поется трижды - священнослужителями внутри и певцами вне.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 2802
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 19 май 2022, 15:55

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных. О святом храме и освящении его.

197. О возведении патриарха на престол:

Потом бывает многолетствие,, которое есть священное действие от Христа, победившего крестом и смертью, воскресшего плотью и вознесшегося, и привлекшего мир к вере Своей: ибо «сия есть победа, победившая мир, вера наша», говорит возлюбленный ученик Христов(1 Иоан. 5,4).
Она чрез архиереев Христовых, подчинила Христу царство, прежде гнавшее Христа; посему величаются и цари благочестивые, но не неверные и не инославные, и говорится им: «многая лета», для всегдашнего их пребывания, так как царствию Христову не будет конца. Вместе с царской властью величается и архиерейство, потому что и архиерейство подчинило царство Христу, и им держится царство христианское, и Христово архиерейство вечно. «Ты иерей, говорится, во век, т. е. всегда, по чину Мелхиседекову» (Евр. 5:6), а не по закону.
Когда диакон возгласит: «премудрость, вонмем», – патриарх говорит: «мир всем», Причем, как мы сказали, всем надобно быть внимательными, архиереи и священники должны стоять и отвечать ему: «и духови твоему», – и потом садиться, и народ также, приняв мир, должен говорить: «и духови твоему».
Это есть наследие и дар нам от Спасителя, последняя молитва Его, да будем едино с Ним, и первое слово после Воскресения: «мир вам».
Потому и бывает столь торжественно, посаждение патриарха на сопрестолии, дабы, восседши, как Спаситель на небесах, он оттуда даровал и проповедовал всем мир; оттуда он и благословляет трикирием, как бы с Небесного престола, даруя благодать и озарение Троицы чрез Спасителя.
Последующее бывает, как на всех литургиях.
Так совершается возведение на престол патриарха, если он был архиереем.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 2802
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 20 май 2022, 14:52

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных. О святом храме и освящении его.

198. Как совершается рукоположение патриарха, если он не был прежде того епископом:

Когда избранный - пресвитер, а не архиерей, то рукополагается сначала в епископа, а потом уже возводится на (святительский) престол – принадлежность епископа, так как собственно епископ облечен силою Христовою.
Рукоположение же совершается так: вошедши в святейший алтарь, избранный патриарх поклоняется пред священной трапезою и целует ее, и, дошедши до ступеней божественного сопрестолия, трижды поклоняется к востоку. Потом облачается в первосвятительские (одежды), между тем как церковные служители (диаконы), как бы Ангелы, взяв сначала у него благословение, облачившись в священные одежды, прислуживают ему в этом. Архиереи при этом стоят в одних мантиях.
Итак, надевши все первосвятительские (одежды): - стихарь с источниками, в знак чистоты и учительства, - епитрахиль, в ознаменование вышней благодати, - пояс и палицу, в знак целомудрия и силы над смертью и победы, - поручи и саккос, в знак божественной крепости и неповрежденности от страстей, - не надевает одного омофора: потому что он составляет отличие епископа.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 2802
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Пред.След.

Вернуться в Бог и Душа



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Majestic-12 [Bot] и гости: 6

cron
@Mail.ru