Проповеди монахов

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 22 июн 2022, 15:33

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных. О святом храме и освящении его.

225. Что посредством ума совершается хорошего в (силе) словесной, раздражительной и желательной у тех, которые упражняют их, и что, напротив, бывает у тех, которые к ним невнимательны:

И во-первых, ум, действуя в сердце, порождает или благие помыслы - при внимании, или злые - при невнимании: отсюда, у внимающих себе ум производит память о Боге и правую веру, молитву и внимание, славословие и благодарение Бога, - что, как мы сказали, есть (действие силы) ума. А от силы раздражительной, чрез посредство ума, порождаются пламенная и напряженная ревность и стремление к благочестию и священным песням, и благодарению Бога. От силы же желательной посредством ума порождается истинная и искренняя любовь к Богу и ближнему, и сердечная привязанность к вещам божественным, и добрые и духовные помыслы.
Совсем напротив бывает у тех, которые не внимают себе. Так в человеке, который не бодрствует умом, (силою) словесной (производится то, что) он неправо мыслит о благочестивой вере и о едином в Троице Боге, о воплощении Слова и о прочем, относящемся к Богу, а также (порождаются) неблагодарность, и богохульство, и мечтания отступнические и демонские.
А раздражительною - то, что он ревнует по злым (делам), замышляет против брата своего, любит завидовать, злословить, неистовствовать и мстить, и делать весьма много другого, по раздражению. Желательно же - то, что он любит славу, сребролюбствует в сердце и желает (принадлежащего) ближнему пристрастен к чужим благам, или к увядающей красоте плоти, размышляет о страстном, и питает в душе нечистоту и всякую скверну, и бывает подобен скоту, и даже хуже скота помыслом.
Это-то и подобное тому (производится) умом в сих трех силах.
(продолжение далее).
Последний раз редактировалось vnifantiy 22 июн 2022, 16:12, всего редактировалось 1 раз.
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 2802
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 23 июн 2022, 12:43

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных. О святом храме и освящении его.

226. Что хорошего с трехчастною силою (души) совершает человек словом и в чем, по нерадению, погрешает:

Далее, в слове человек являет добродетели по отношению к уму, когда благочестиво и благоговейно говорит о вере, с дерзновением православно исповедует Бога и славословит Его, и благодарит, и воспевает, изучает и изъясняет вещи божественные, истину говорит во всем, судит суд праведный и вообще говорит только о добром и божественном.
А по отношению к (силе) раздражительной - когда с ревностью возбуждает словом к добродетелям, стоит за Бога и за братий, препирается с противниками, обличает нечестивых и беззаконных, пред лицом царей и начальников говорит с дерзновением и без боязни, и поборает по правде.
По отношению к желательной, – когда восхваляет и воспевает Бога, повествует и превозносит дела Божии, хвалит и возвышает братий, молится за них, говорит о том, что спасительно, умиряет братий, примиряет их друг с другом, ходатайствует за них пред царями и владыками, и все говорит в их пользу.
Человек же, погрешающий в слове, по отношению к уму — по злым движениям сердца, хулит языком Бога, отрицается от Него, бывает неблагодарен, ничего не говорит по совести, ложно клянется, лжет и ничего не говорит полезного.
По отношению к силе раздражительной, - поносит словами, обижает, ябедничает, изменяет, лжесвидетельствует, клевещет, бесчестит, унижает и, когда говорит, говорит только зло для ближнего.
По отношению к силе желательной - произносит блудные песни, сквернословия, дурные речи, болтает слова, возбуждающие похоть, изрыгает баснословия и пустословия, произносит всякое нечистое слово. Таковы (действия) слова.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 2802
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 24 июн 2022, 13:58

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных. О святом храме и освящении его.

227. Какие добрые дела совершаются трехчастною (силою) души, когда человек внимает себе; и какие злые, когда он не внимает:

Добрые дела человека, внимающего себе, суть, - по отношению к уму – продолжительные песнопения, усиленное славословие, внимательность к самому себе, сосредоточенность ума в себе самом, непрестанная молитва, готовность на труд, или даже на мучения за православную веру в Бога, чествование и славословие Его, и неизменное пребывание в делах добрых и божественных.
По отношению же к силе раздражительной, внешнею деятельностью (обнаруживаются) мужество в добродетелях, справедливый образ действий, страдание за правду, ревность к исполнению заповедей, нещадная милостыня из своего имущества, нищета ради Христа, пренебрежение плотских (влечений), удаление от мира и презрение к тому, что в мире, служение братьям, лишение сна, нагота, простертие на земле, бодрствование, стояния, коленопреклонения, пощения, телесные скорби ради Христа, а часто и мученичество, которое есть высшее из дел Христовых.
А по отношению к силе желательной – непорочность ради Христа, девство, милование с любовью убогих, посещение ради Христа больниц и темниц, заступничество за сирот и вдов, пожертвование собственностью на помощь брату и, наконец, по любви, иногда предание и самого себя за братий, как и Христос соделал ради нас.
Напротив, когда человек погрешает, то в действиях его по отношению к (силе) ума, (обнаруживается, что) он не притекает к божественным храмам, нерадеет о (делах) богопочитания, не трудится ради Бога и вещей божественных, а еще более -, похищает божественное и делает подобное этому, святотатствует и нападает на рабов Божиих, злословя их и делая им зло.
А по отношению к силе раздражительной, – бьет братий, убивает, заключает в темницы и всеми способами вредит им.
По отношению же к желательной, – блудодействует, прелюбодействует, и делает все, (что относится) к нечистоте, кровосмешению и распутству; а кроме того, обижает и похищает по корыстолюбию, ворует, пьянствует, объедается и совершает многое другое, страшное посредством действий пожелания.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 2802
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 25 июн 2022, 15:26

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных. О святом храме и освящении его.

228. Для всякого необходима исповедь: потому что и согрешаем все:

Во всем этом всякий из исповедующихся должен испытывать себя, а принимающий (исповедь) о каждом (деле) спрашивать и, если исповедующийся сделал что-нибудь доброе, то - хвалить его и утверждать в этом, а если найдет, что он в чем-нибудь погрешил, то, посредством исповеди и покаяния, исправлять его, сколько можно, и возводить падшего к Богу, следуя правилам Отцов и их духовному рассуждению их. Впрочем, и те, которые думают, что они не пали (что, как я полагаю, невозможно), – все должны каяться.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 2802
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 26 июн 2022, 16:09

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных. О святом храме и освящении его.

229. И живущему благоговейно нужно жить под руководством и принимать от отца (духовного) епитимию, и не полагаться на себя:

Думать, что не пал, значит – пасть, и это больший из всех грехов, в котором, по безумию своему, повинны и стоящие ошуюю (Мф. 25:37 и сл.), говорящие: «когда Тя видехом»? – то есть: «мы не согрешили». А что это – тягчайший грех, свидетельствует возлюбленный Ученик и Девственник, говоря: «аще речем, яко греха не имамы, – себе прельщаем, и аще исповедуем грехи наша, верен есть и праведен, да оставит нам грехи наши»(1Ин. 1:8–9).
Видишь силу исповеди? Поспешим же к ней все, потому что и нужду в ней имеем все. И Брат Божий свидетельствует: «исповедайте, говорит друг другу согрешения, и молитесь друг за друга, яко да исцелеете» (Иак. 5:16), потому что все - уязвлены и покрыты следами ударов, и нет никого, кто бы не нуждался во врачевании. Один только безгрешен, Тот, кто, пришедше в уничижении, уврачевал нас и в смирении даровал нам врачевство, заповедав припадать и смиряться друг пред другом и взаимно врачеваться.
И тот, кто, уже уврачевавшись, ревнует о преуспеянии в добродетели, - и тот не сам по себе должен устремляться на это, но действовать с благословения отца (духовного), и держать не свой собственный канон, но принимать его чрез живой голос и жить под руководством. И никто никаким образом не должен, полагаясь на себя, управлять самим собою: потому что это несообразно с христианской жизнью: ибо жить самовольно – не есть (установление) Христово, так как Христос послушен был Отцу Своему до смерти крестной. Итак, если Он (поступал таким образом), то кто больше Его? И каким образом тот будет Христов, кто живет не по примеру Христа? Ибо Христов – тот, кто, по примеру Христа, живет смиренно, не делает ничего от себя, но исполняет только волю божественную и пребывает в послушании, как и Спаситель, молившийся: «обаче не Моя воля, т. е. (воля) человечества, но Твоя да будет» (Лк. 22, 42). - каковая божественная воля есть и воля Его с Отцом, и Святого Духа.
Так, будучи сугуб естеством и имея две естественные воли, единый Богочеловек, имея естественную волю человеческую непорочную и чистую, повиновался Отцу, изглаждая первое добровольное преслушание, и имея два естественные действия, будучи, выше всякого описания, един совершен ипостасью и сугуб естеством, посредством их всецело обновив, обожил нас.
- К покаянию относится и ангельский образ покаяния, о котором мы выше сказали; впрочем, снова нужно рассмотреть, как он совершается, и то, что касается его обрядов.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 2802
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 27 июн 2022, 15:00

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных. О святом храме и освящении его.

230. Почему образ монашеский называется ангельским:

Но может быть, кто-нибудь скажет: почему образ покаяния называется ангельским, тогда как Ангелы не падают, потому что падать - не в их природе? Такой пусть знает, что неизменяемость и невозможность падения (свойственна) только Богу, всегда сущему и пребывающему неизменяемым, а всем, получившим бытие и созданным, свойственна изменяемость. Известно, что некоторые из Ангелов пали, да и быть Ангелами – значит внимать себе, быть смиренными и послушными Богу, чистыми служителями Его, и исполнять волю Его, как написано. Ибо Ангел (аггелос) есть вестник (анаггеллон) Божий.
Так и монах, хотя имеет склонную к падению природу человеческую, но, возревновавши, приемлет силу наступать на змей, и скорпий, и на всю силу вражию, и ничто не повредит ему. Итак удаляясь от житейских забот и оставив мир, родственников, жену, детей и братьев, он подражает житию Ангелов: ибо они не привязаны к дольнему, и не имеют потомства плотского. Да и дать обет восприять на рамена крест Христов, идти по стопам Его, быть послушным Ему, отречься от всего и не исполнять своей воли – дело ангельское. «Благословите, говорит (Писание), Господа, вси Ангели Его, сильнии крепостию, творящии слово Его, услышати глас словес Его. Благословите Господа, вся силы Его, слуги Его, творящии волю Его» (Пс. 102:20).
Видите? Вот подобие образа ангельского и даже Самого Исуса Христа, молившегося ко Отцу: «не Моя воля, но Твоя да будет»(Лук. 22,42). Посему-то Дионисий и говорит, что этот образ по чистоте выше жизни и епископов, (живущих) в мире.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 2802
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 28 июн 2022, 15:29

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных. О святом храме и освящении его.

231. Почему ныне возводимые на епископство бывают сперва монахами:

Посему и Церковь Христова большую часть возводимых на епископство еще прежде украшает этим божественным монашеским образом и только потом поставляет Епископами, обезопасивая великое и святое святых этим всесвятым и священным образом.
Но смотри, как совершается во Христе божественное священнодействие монашеского образа.


232. О монашеском посвящении:

Желающий быть монахом добровольно приходит и, давши обет жизни по Богу, испытывается в течение определенного времени, и, когда докажет веру своею жизнью и станет сам искать посвящения в образ (монашеский), дабы не казалось, что (это делает он) по принуждению и насилию, - тогда приводится ко храму, потому что, сам себя удаляя от мира, он приносится подобно дару; - и останавливается перед вратами, так как он еще не принадлежит к Ангелам и людям равноангельским, но, как кающийся, стоит пред раем и небом, умоляя о входе. И как скоро начнется священное тайноводство (т.е. литургия), то после первого входа во святое, который указывает на приведение нашего естества, к горнему миру, приводится и он, как обретенное (овча) погибшее, воспринятое и пренесенное на раменах обретшего его Господа.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 2802
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 29 июн 2022, 14:28

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных. О святом храме и освящении его.

233. Что значит, что (постригаемый) бывает бос, наг, и непокровен:

А потому он и обнажен от мирских одежд, бос и непокровен. Первое — потому, что он сбросил с себя все излишнее и мирское: а второе — потому, что он беден и нищ, как лишенный богатства разбойниками, страшно избитый и израненный, оставленный нагим и лежащий полумертвым, и притом лишенный злыми гражданами имения и иссохший от голода и недоброй пищи из рожец (Лк. 15:13–16).

234. Что означает такое приведение нагого, держимого в объятиях, припадание и прочее:

Когда добрые рабы Божии, подобные Ангелам и ведущие жизнь равноангельскую, приводят постригаемого, лишенного покровов, тогда громогласно поется: «Объятия Отча отверзти ми потщися», и зажигаются светильники, изображающие даруемую благодать, и просвещение, и радость Небесную.
Во время приведения (постригаемого) нагого добрыми рабами, подобными Ангелам, ведущими жизнь равноангельскую, громогласно поется: «объятия Отча отверзти ми потщися», и зажигаются светильники, изображающие даруемую благодать и просвещение и радость небесную. Приводимый припадает трижды, в честь Троицы и в свидетельство решительности приведения; и три также раза встает, в знамение восстания от падения. Подошедши к священным вратам, как к небу, он припадает пред настоятелем, как Отцом небесным, и радостно приемлется, как сын блуждавший. Потом он встает и покланяется братьям, прося прощения и умоляя, как старшего сына (Лк. 15:13), не гневаться на него за то, что оскорбил их своею бессловесною жизнью, и вместе с ними обращается к Отцу небесному.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 2802
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 01 июл 2022, 12:46

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных. О святом храме и освящении его.

235. Зачем обеты (предлагаются) в вопросах и ответах, тогда как они – дело добровольное:

Затем ему повелевается отверзть уши и уста, и нелицемерно и без притворства, но искренне исповедать истинное покаяние. На вопрос «зачем пришел», он отвечает: что желает жития подвижнического и хочет приобщиться к лику монашествующих и что приступает по доброй воле, а не по принуждению; - обещается соблюдать себя в девстве, целомудрии и воздержании, и хранить до смерти послушание настоятелю, терпеть всякую скорбь и тесноту ради царства небесного, и оставаться в монастыре и подвижничестве до последнего издыхания.
Когда он произнесет такие обеты пред Богом и людьми, то оглашается как принесший Творцу добровольную жертву, живую и словесную. Иерей изъясняет ему образ жизни совершеннейшей и что он имеет алкать, жаждать и терпеть наготу ради Христа, за нас потерпевшего это, терпеть обиды, насмешки, гонения, и все ради Него, и притом радоваться, что все это потерпел ради Христа, (потому что это – величайший дар).
Тогда он принимает второе крещение, очищается от грехов и является сыном света, и Господь наш радуется о нем со Своими Ангелами, закалая для него тельца упитанного, который есть Тело и Кровь Его.
(Иерей внушает ему) удалиться от прекословия, непослушания, превозношения и всех других порочных (наклонностей), преуспевать же в смирении, покорности, братолюбии, должном прилежании, чтении божественного слова, блюдении сердца от скверных помыслов; к тому же еще - в посильном делании (внешнем) и в исповедании сокровенных (движений) сердца, как внушают священные и божественные заветы.
Отсюда видно, как хорошо сказано, что святой образ состоит в покаянии.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 2802
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 02 июл 2022, 14:03

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных. О святом храме и освящении его.

236. Что знаменует пострижение волос:

Итак, когда он исповедует все это в надежде на силу Христову и решится пребывать в этом до конца своей жизни, - так как добровольно посвящает себя Христу, - на голове его крестообразно постригаются волосы во имя Троицы. Троицею он освящается, а посредством креста являет, мертвенность для мира, и знаменуется Распятым за нас. Чрез отнятие же и пострижение волос приносит Господу, как жертву, начатки от тела: ибо всего себя приносит и посвящает Христу, и отверг все излишнее и мирское.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 2802
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Пред.След.

Вернуться в Бог и Душа



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Majestic-12 [Bot] и гости: 7

@Mail.ru