ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.
Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинсвах церковных.
21. Сам Спаситель и в Себе Самом явил нам этот святой образ:
Он дает обетование , говоря: «яко вы , шедшии по Мне, в пакибытии, егда сядет Сын человеческий на престоле славы Своея, сядете и вы на двоюнадесяте престолу, судяще обеманадесяте коленома Израилевама» (Мф. 19:28) – что собственно относится к благодати священноначалия, которую Он даровал ученикам; а потом прибавляет: «И всяк, иже оставит дом, или братию, или сестры, или отца, или матерь, или жену, или чада, или села, Мене ради и евангелия, сторицею приимет, и живот вечный наследит » (Мф. 19:29). Что очевидно, указывают на жизнь монашескую.
И хотя то, что здесь говорится, исполняется и в мученичестве, - ибо многие, оставив все, умерли ради Христа; но собственно открывается это в жизни монашеской, которую вёл и Сам Спаситель, и ученики Его, Сам девствовав и ниществовав; «богат сый», и подвизавшись в молитве на горе, и даже до смерти крестной послушлив быв Отцу, творив не Свою волю, , но волю пославшего Его Отца, что соблюдал даже до страдания, - «обаче не Моя воля, говоря, то есть воля плоти (человечества), но Твоя да будет» (Лк. 22:42), то есть, - единая божественная воля Отца и Его. И в другом месте, предлагая жизнь монашескую, говорит: «иже любит отца, или матерь паче, Мене, несть Мене достоин: и иже любит сына, или дщерь паче Мене, несть Мене достоин» (Мф. 10:37); и: «иже не отречется всего, своего имения, не может быти Мой ученик» (Лк. 14:33).
И к юноше (говорит): «аще хощеши совершен быти, продаждь имение твое, и даждь нищим: и имети имаши сокровище на небеси: и гряди в след Мене» (Мф. 19:21) – что свойственно не мученичеству, но монашеской жизни.
И просившему пойти погребсти отца своего что что говорит Тот, Кто законоположил: «чти отца твоего и матерь твою?». Возводя нас к высшему совершенству, к богообразной жизни монашеской, Он увещевает здесь оставлять даже родителей, даже в важнейших обстоятельствах жизни. Почему? Потому что сотворивший нас Бог предпочтительнее всего; И если мы решаемся жить только для Него и по Нем, то не следует уже нам томиться беспокойством о ближних по плоти. Промыслитель (наш и родства нашего), Он, если мы чисто и искренно последуем Ему, сделает нас равными Ангелам, у которых нет никаких пристрастий, но одна, преисполненная самоотвержения, любовь; а о тех, кого мы оставили ради Него, Он будет Сам промышлять, благодетельствуя им чрез других.
(продолжение далее).